Старинный русский романс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Ладина Олеся Александровна

Старинный романс, История, разнивидности, исполнители...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnyy_russkiy_romans.docx20.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс)

Ход урока 

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Проверка д/з

Ш. Вступительная беседа.

Звучит «Романс о романсе» А.Петрова

Учитель. О каком музыкальном жанре сегодня пойдет речь? (Ответ) Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины.

Слайд 3 Посмотрите на эти предмет, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик и др.) 

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (берёт в руки веер)

-Что вы знаете об этом предмете?

Дети делятся знаниями о веере.

Учитель. По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России.

Слайд 4

Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

-Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки.

(послушать звучание музыкальной шкатулки). 

- Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?

Звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары.

- Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара.

Учитель. Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского (древнеиндийского)слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.

- А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети. Романс.

III. Объяснение нового материала на основе изученного в 5-м классе. 

Учитель. Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.

- Вспомните происхождение этого слова?

Дети. Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Колокольчик» русского поэта И.Макарова.

IV. Слушание и восприятие музыки. 

Дети. Знакомятся с текстом романса Гурилёва «Колокольчик», который лежит у них на столах. 

Учитель. Почему произведение называется «Колокольчик»? Раскройте содержание?

Дети. Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной.

Учитель. Ребята, кого на Руси называли ямщиком?

Дети. Управляющий лошадиной тройкой.

Учитель. В словаре С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник.

Дети. Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса»

«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…

Учитель. Послушайте романс «Колокольчик», о каких чувствах говорит путник?

Звучит романс «Колокольчик»

Ответы детей: тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение…

 Учитель. Как звучит мелодия романса (наиграть первые строки)? (поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением) 

- Как звучит аккомпанемент, на что похожа мелодия? (аккомпанемент простой, похож на вальс, хочется покачаться) 

-Послушайте ещё раз этот романс и нарисуйте мысленно картину, которая предстаёт перед путником, едущим в дальнюю дорогу?

Примерные ответы детей: дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…

Учитель: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении? (выбрать из предложенных образов: исторический, комический, лирический, драматический, трагический, эпический) 

Дети. В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.

Учитель. Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем) 

Давайте обратимся к выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»?

Дети. Колокольчик, русский платок.

Учитель. Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

V. Разучивание романса «Колокольчик»

Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Заливается песнь ямщика,
Заливается песнь ямщика.

Столько чувства в той песне унылой.
Столько грусти в напеве родном,
Что в груди моей, хладной, остылой,
Разгорелося сердце огнём.
Разгорелося сердце огнем!

И припомнил я ночи другие,
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Издали отдаваясь слегка…
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
Предо мной далека, далека! 

Учитель. Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.

Звучит романс «Я вас любил»

Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом) 

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический) 

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви) 

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят) 

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

- Образ какой любви воплощён в романсе «Я вас любил» (неразделённой) Почему?

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

Повторное слушание

- Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

VI. Обобщение урока.

- Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Подведите итог, заполнив таблицу.

Работа в таблице (заполнить)

 

Романс «Колокольчик»

Романс «Я вас любил»

чувства

волнение, тоска, переживание

любовь, благодарность, сомнение

мелодия

просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

трепетно, проникновенно, с сожалением; красивая, благородная мелодия;

образ

лирический

любовная лирика

голос

баритон

бас

сопровождение

фортепиано

оркестр рус.нар. инструментов

экспонаты выставки

колокольчик, русский платок

веер, шкатулка с драгоценностями

в каком обществе популярен

демократическом, среди простых людей

светском обществе

композитор

?

?

VIII. Домашнее задание. 

Запишите в тетрадь названия старинных русских романсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс)

Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс) Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.Задачи урока: расши...

Старинный русский романс

2 урок в 6 классе по музыке...

Конспект урока в 6 классе на тему "Старинный русский романс"

Конспект урока музыки в 6 классе на тему "старинный русский романс"...

6 класс. Тема урока: «Старинный русский романс»

Цели урока: Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс»;Сформировать понимание специфики жанра романса. Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.Задача: Позн...