Конспект урока в 6 классе на тему "Старинный русский романс"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Конспект урока музыки в 6 классе на тему "старинный русский романс"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ Мушковичская ОШ

Конспект урока по музыке
в 6 классе

«Старинный русский романс»

подготовила

учитель музыки

Овчарова Нина Петровна

Цели урока: 1.Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс»;

                2.Сформировать понимание специфики жанра романса.

                3.Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:  1.познакомить учащихся с жанром романса;

               2.показать единство поэтического текста  и музыки в романсе;

               3. возбудить интерес к жанру романса;

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.
  3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.
  4. Разучивание и исполнение песни.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Музыкальный материал:

«Красный сарафан» - А.Варламов, слова Н.Цыганова

«Гори, гори, моя звезда» - П.Булахов, слова В.Чуевского.

« Жаворонок» - М.Глинка, слова Н.Кукольника — разучивание

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи, портреты А.Е.Варламова и М.Глинки, картинка девушки в красном сарафане.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

 Со звонком дети входят в класс под музыку. Учитель сообщает тему урока, цели урока и план работы на уроке.

2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.

Учитель:   Ребята, сегодня мы опять вернемся к жанру  вокальной музыки — романсу, но прежде чем начать, давайте вспомним, какие жанры вокальной музыки вы знаете?

Дети: Вокализ, песня, романс, серенада.

Учитель: Правильно, а давайте попробуем вспомнить, что такое вокализ и чем он отличается от песни, что такое серенада и романс?

Дети: Вокализ исполняется голосом без слов, а песня — это стихи  и музыка.

Серенада это песня о любви к девушке, она исполняется под окном возлюбленной, а романс  это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает  чувства человека к природе, любви.

Учитель:  Да, песни бывают одноголосные, хоровые, с сопровождением или без него. Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента- музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе  раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Давайте вспомним , что такое интонация?

Дети: Интонация это то, как мы говорим — тихо или громко, грубо или ласково

Учитель: А в музыке, что такое интонация?

Дети: В музыке это аккомпанемент, мажор или минор, громкость звука, темп, ритм, мелодия.

3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.

Учитель: Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Можно не понимать другого языка, но по интонации мы можем понять смысл сказанного. Вслушиваясь в музыкальную интонацию мы тоже можем почувствовать ее выразительность.

Слушание романса «Гори, гори, моя звезда», (фрагмент)

Учитель: мы с вами прослушали романс.  О каких чувствах рассказал нам этот романс?

Дети: Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.

Учитель: Давайте вспомним, что слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов.

 Старинные русские романсы  воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.                                      

Портрет композитора Александра Егоровича Варламова.

Учитель: Ребята, сейчас вы видите портрет одного из известных композиторов 19 века Александра Егоровича Варламова. Он написал много прекрасных произведений и среди самых популярных можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Цыганова.

Картинка девушки в красном сарафане

Слушание романса «Красный сарафан»

Учитель:Ну вот, ребята, мы прослушали с вами романс.

О чем этот романс?

Дети: В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.

 Учитель: Какая мелодия у романса?

Дети: В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.

Учитель: Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр?

Дети: Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога.

Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах  « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

Учитель: Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.

 Тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое плавное развертывание- все это близко народной бытовой манере.

Портрет М.И.Глинки

4. Разучивание и исполнение песни.

Разучивание и исполнение романса М.И.Глинки, сл. Н. Кукольника  -  «Жаворонок»

Прослушивание записи романса М.И.Глинки, сл. Н.Кукольника - «Жаворонок»

Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.

Вокально-певческая работа над произведением.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался...

                            В.Семернин

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки «Жаворонок»).

Дети выходят под музыку с урока.

Список использованной литературы:

Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Напиши мне письмо" по русскому языку в 5 классе

конспект урока - игры в 5 классе "Напиши мне письмо" построен в виде путешествия по городу. Остановки "Лексическая", "Орфографическая" и т.д. Данный урок позволяет повторить изученное в первом полугод...

Конспект урока. 5 класс. Русский язык.

Чередующиеся гласные в корне  рос – раст.Тип урока. Урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода....

Конспект урока 9 класс "Домовые и русалки - русские призраки"

Урок № 30/31Учитель: Свительская Т.П.Тема: Домовые и русалки – русские призракиТип урока: обобщения и систематизации знанийДата:19/20.11.15Класс:9б, аЦели урока: Практическая: оперирование знаниями по...

Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».

Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....

Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.

Цель  урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.Задачи:  Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкаль...

Конспект урока по литературе "Любимые героини русских писателей" 11 класс

Урок по литературе о предназначении женщины в произведениях Пушкина, Толстого, Куприна....