Конспект урока. 5 класс. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Карбаинова Наталья Николаевна

Чередующиеся гласные в корне  рос – раст.

Тип урока. Урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.51 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Тема урока: Чередующиеся гласные в корне  рос – раст.

Тип урока. Урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода.

Цели как деятельность учеников.

1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

2. находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -ращ-, -рос-»;

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Отрасль  – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

 Росток стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты. 

Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Ход урока:

1.Организационный момент.  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.(слайд 2 – 3) Коммуникативные УУД.

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

- Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.
В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.
Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.

-Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-) (Слайд 1-3)
- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило. Приведём примеры.
- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- командир…суффикс – а- .

Словарный диктант  по теме «Чередующиеся гласные в корне. – лож – лаг – в слове».

3. Основная часть. Постановка проблемы урока. Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 Актуализация знаний и мотивация. Слайд 4

  Для чего мы изучили орфографическое правило? (Чтобы грамотно писать.)  Измените предложенные мной глаголы так, чтобы в корне вместо буквы о была гласная а. Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.

        возложил (нет -а-)

        приложил (нет -а-)

        положение (нет -а-)

        вырос

  Итак, какое задание вы выполняли?

  Каким вы пользовались правилом?     О – а в корне -лаг- - -лож-

  Применимо ли это правило в последнем случае?

4.Выходим на тему урока. Регулятивные УУД.

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Чем же мы будем сегодня заниматься?     (Изучать новое правило.)

  Как сформулируем тему урока?    Буквы о – а в корне -рос- -раст (учащиеся самостоятельно ставят  тему урока). Слайд 5

  • Каковы цели нашего урока? (учащиеся самостоятельно называют цели урока) : Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием – раст – ращ – рос.

 Уметь применять данное правило на письме.

Обратите внимание на экран. (Слайд 6)
-Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?
- Какие буквы чередуются?
- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О.

Наблюдаем. От чего зависит выбор гласной в корне. 

-Сделаем вывод.  (учащиеся самостоятельно делают вывод и формулируют правило).

.  Работа с учебником. Чтение параграфа 85. Что нового узнали из параграфа? (Слова-исключения). Слайд 7

Запишем слова-исключения, объясняя их лексическое значение. Слайд 8-9

6. Работа по углублению знаний.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия,

  1. Прочитайте стихотворение Федора Сологуба. (Слайд 10)

- Зачем возр…стаю? –

Снегурка спросила меня.

- Я знаю, что скоро р…стаю,

Лишь только увижу веселую стаю,

Р…стаю,  по камням звеня.

Сколько слов в этом стихотворении на данную орфограмму?

Дети дают разные варианты ответов.

-Кто попался в ловушку? Почему?

Не подумали над смыслом слов. Не обратили внимание на морфему.

  1. Во избежание ошибок составляем алгоритм в группах.(слайд 11)

         Проверяем получившиеся алгоритмы. Выбираем самый удачный.

    Алгоритм

  1. Вижу безударную гласную.
  2. Определяю морфему.
  3. Если корень, определяю вид безударной гласной:

                                                                                          Проверяемая

                                                                                          Непроверяемая

                                                                                          Чередующаяся

  1. Вспоминаю условие написания для данного вида.

        7.Развитие правописных умений. Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

    . Воспользуйтесь алгоритмом и выполните распределительный диктант (слайд 12-13 – взаимопроверка, выясняем у кого какие проблемы.

  1. Творческое задание (слайд 14).

Письмо почтальона Печкина (задание исправь и посчитай ошибки на изученную орфограмму и поставь оценку Печкину.

8. Рефлексия. Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Слайд 15

  1.  Что нового узнали на уроке? Какие цели ставили? С какой орфограммой познакомились? Чему научились?
  2. Домашнее задание: 1. Параграф 85. 2. Задание на выбор  упр. 485 или написать ответ почтальону Печкина, используя слова на изученную орфограмму. Слайд 16.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Правописание чередующихся гласных о-а в корнях

Предмет

              русский язык и литература

Класс

              5 класс

Тема и номер урока в теме

    И     Правописание чередующихся гласны в корне рос-раст.                       Урок -1

  1. Цель  урока: создать условия для выявления закономерности чередования и способа выбора гласных О-А в корнях –лаг-, -лож-,- раст-, -рос-.

         9.     Задачи:

             - обучающие:  открыть способ, когда в словах с корнями –лаг-, -лож-, -раст-, рос- - пишется а и о

            -  развивающие: развитие речевых,  творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа

               - воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры,
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Оргмомент

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Записывают в тетрадь дату  .

1

2

Целеполагание

Стимулирует к постановке цели и задач урока.

- Что является объектом изучения?

Исходя из темы урока, учащиеся делают вывод о том, что необходимо открыть способы выбора гласных -раст- (-ращ-) - -рос-. Объект изучения- однокоренные слова с чередованием гласных в корне. Предмет – гласные в корне с чередованием

2

3

Проверка домашнего задания

Заслушивает ответы. Оценивает 2-3 работы.

Учащиеся представляют творческие работы  по домашнему  упр.300 (устные сообщения, презентации и т.п.)

5

4

Повторение пройденного материала

Предъявляет задания на повторение и систематизацию знаний.

1.Орфографическая минутка.

Задание. Вставить  буквы о а словах с чередованием гласных лож-лаг..

2.Тест.

1Работают по вариантам с перфокартами.

Взаимопроверка по ключу.

Выполняют тестовые задания.

5

5

Формирование новых знаний и способов действий

- 1

Предлагает выполнить задание интерактивного упражнения и сформулировать  выводы о чередованиях в корне гласных о-а,

В малых группах с использованием ПК изучают материал упражнения и выполняют задание. Определяют способ выбора гласной в корне с чередование о-а, записывают примеры в тетрадь. Формулируют вывод.

7

6

Актуализация знаний учащихся

Актуализирует представление о  корнях с чередование гласных Задаёт вопросы, способствующие формированию понятия о способах выбора гласной о-а в корне с чередованием.

-Ребята, сравните свои выводы с теоретическим материалом  стр. 100-101

Выступающие от групп устно анализируют слова  из текста,  комментируя ответы.

Читают текст в учебнике и убеждаются в правильности  своих выводов

5

7

Первичное закрепление изученного

3,4

После проведения инструктажа по т.б предлагает выполнить по вариантам следующее интерактивное задание самостоятельно на ПК. Проверить. Исправить недочеты.

Выполняют по вариантам задание, меняются вариантами, проводят взаимопроверку. Исправляют ошибки, доказывая правильность выбора гласной

5

8

Физминутка

После напряженной работы необходимо отдохнуть, набраться сил. Проведем физминутку.

Проговаривают рифмованные строчки и выполняют соответствующие движения.

1

9

Расширение знаний учащихся о словах с чередованием гласных в корне

Стихотворение Ф. Сологуба (возникает причина составить алгоритм).

Составляют в парах алгоритм.

4

10

Первичный контроль знаний.

2

Предлагает  выполнить задание  на рабочих листах.Предлагает сверить ответы и оценить знания с ответами в интерактивном задании.

Выполняют упражнение на ПК самостоятельно. Проверяют по интерактивному ответу. Оценивают свою работу по шкале.

5

11

Подведение итогов

- Что удалось?

- Над чем еще поработать?

Высказывают мнение о проделанной работе и ее эффективности.

3

12

Домашнее задание

Поясняет разноуровневое задание

Записывают задание в дневник и подают на подпись учителю

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...