" Звезда Моцарта" сценарий литературно - музыкального вечера.
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему

Мельничук Елена Юрьевна

Мой сценарий внеклассного вечера по творчеству  Моцарта с элементами театрализации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В сценарии использованы материалы следующих книг:

Аберт Г. В.А.Моцарт М., 1978. Часть 1. Книга 1 .

Чичерин Г. Моцарт. М., 1970.

Чёрная Е. Моцарт. М., 1966.

Кремнев Б. Вольфганг Амадей Моцарт. М., 1958.

Попова Т. Зарубежная музыка  18 и начала 19 века. М., 1976.

Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1959.

Вейс Д. Убийство Моцарта. К., 1989.

Белза И. Предисловие к книге Д.Вейса «Убийство Моцарта».

                                                «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...»

                                                                        А.С.Пушкин.

(Звучит фрагмент первой части симфонии №40 Моцарта).

       Божественный Моцарт – это не имя, но снизошедший с небес дух, который явился в этот мир, провёл в нём тридцать с лишним лет и потом покинул его обновлённым, обогащённым и осчастливленным своим появлением.

        Колыбельная Моцарта в австрийском городе Зальцбурге. Расположенный по склонам высоких холмов, которые теснили быструю и прозрачную реку Зальцах, город, с его чудесными окрестностями, великолепными дворцами и соборами, был один из живописнейших уголков Австрии. Обилие солнца, яркие краски неба, зелени придавали его облику характерный отпечаток южной, жизнерадостной красоты. Зальцбург можно было воспевать, рисовать с него картины, и трудно было поверить, что Моцарт тяготился этим городом.  

        Всё стесняло там силу его таланта: и отсутствие оперного театра; и необходимость творить по указу архиепископа, чувствуя себя его вещью; и мелкие интриги, которые всегда преследовали его в этом городе. Моцарт рано начал понимать ничтожность этих титулованных владык, к числу которых принадлежал и его повелитель, граф Колоредо.

«...Сердце делает человека благородным» - писал Моцарт.

Именно этого благородного сердца он не находил в гордившихся своим происхождением аристократах.

(Сцена затемняется. Звучит в записи вой вьюги. Ведущая зажигает свечи. На сцене  расположен камин, кресло-качалка с наброшенным пледом и нотами).

       1791 год... Жестокая зимняя стужа в тот год наступила внезапно. На дворе стоял декабрь, бушевала метель...Обессилевший Моцарт в одиночестве сидел у камина. Вот уже несколько дней боли в желудке не давали ему покоя, а одиночество усиливало страдания.

Ведущая открывает конверт с письмом:

«Дрожайшая, любимейшая жена моя. Я просто не могу тебе выразить, с каким нетерпением я жду нашей встречи. Моё единственное желание: чтобы ты поскорее вернулась из Бадена. Когда я вспоминаю, как счастливы мы были вмести, дни, проведённые без тебя, кажутся мне одинокими и печальными. Моя драгоценная Станци, люби меня вечно, так, как я люблю тебя. Целую тебя миллион раз и страстно жду твоего возвращения.

                Любящий тебя Моцарт».

Это письмо было послано в Баден, где Констанция лечилась на водах. Моцарт так боялся волновать жену, что всем запретил сообщать ей о своём недуге.

                                                                  -1-

       Моцарт работал... Работал над «Реквиемом» – заупокойной мессой. Это произведение несколько месяцев назад было заказано ему таинственным незнакомцем, так и не пожелавшим открыть своего имени.

        Моцарт, погрязший в долгах и нищете, брался за любой заказ, только бы поправить положение семьи. И вот сейчас, спеша закончить работу, он чувствовал особый, мистический смысл этого заказа: Моцарту казалось, что он пишет «Реквием» для себя.

        (Звучит фрагмент «Реквиема» №1).

Последние годы жизни Моцарта, более чем когда-либо, были омрачены нуждой, интригами, унижениями, которые были непонятны ему, чистому сердцем и полному возвышенных мыслей, человеку.

       Да, трагедия Моцарта состояла не в том, что сделали ему люди, а в том, чего они для него не сделали...

        На фоне воя вьюги звучат следующие слова:

В камине потрескивали дрова, и Моцарт погрузился в воспоминания... В памяти так отчётливо всплыли картинки из детства, что у Моцарта потеплело на сердце. Моцарт вспомнил, как поразили его впервые услышанные музыкальные звуки, как  перед ним открылся мир неожиданных чудес. Его так и тянуло к клавиатуре. Как он, малыш, удивлялся тому, что в мире может быть столько радости: можно самому создавать музыку, каким-то волшебством вызывать прекрасные, нежные звуки... Моцарт увидел себя маленьким за клавесином.

        (В зале зажигается свет. На сцену выходит маленький мальчик  в парике времён Моцарта. Он исполняет несложное произведение Моцарта или его отца – Леопольда Моцарта).

        Отец был обескуражен: маленького Вольфганга  влекло к музыке, и нужно было начинать занятия, но ведь мальчику не было и трёх лет.

Отец Моцарта – Леопольд Моцарт – был музыкантом незаурядным. Талантливый, образованный, с большой инициативой, он обладал сильным характером, исключительной трудоспособностью. К тому же был превосходным педагогом.

Тонко, настойчиво и с уважением к личности маленького Вольфганга, отец стал кропотливо направлять его по музыкальному пути.

       Однажды отец,  вмести со своим другом Шахтнером, застали четырёхлетнего Моцарта за работой.

- Что ты делаешь? – спросили  Вольфганга.

- Сочиняю концерт для клавира, – с гордостью ответил мальчик.

- Позволь посмотреть - сказал отец и взял листок.

Это была пачкотня из нот, которые по большей части были написаны поверх чернильных клякс. Но тут отец обратил внимание на главное, на ноты, на композицию. Он долгое время оставался неподвижным и рассматривал лист, наконец, из его глаз полились слёзы изумления и радости.

        В овладении музыкальным мастерством Вольфганг превзошёл все ожидания и к шести годам достиг того совершенства в исполнении, которое под силу зрелому мастеру.

       Леопольд Моцарт намеревался сначала представить сына музыкальному миру как виртуоза, чтобы таким образом проложить ему путь как композитору. Семья с трудом собрала деньги на дальнюю дорогу, добиться же разрешения у архиепископа на отпуск стоило Леопольду больших унижений. Но речь шла о будущем его сына, и это придавало ему сил.

- Могу ли я просить разрешения у Вашей светлости свозить детей в Вену, чтобы показать венцам, как высоко стоит музыка в Зальцбурге?

- Я думал, вы готовите вашего сына для моего двора.

- Простите, Ваша светлость, но, может быть, эти дети прославят Зальцбург?

- Моцарт, гофмейстер сообщит вам моё мнение по этому поводу, когда я сочту нужным.

                                                                  -2-      

Мог ли отец желать такой зависимой судьбы сыну, отмеченному богом?

        Шестилетний Моцарт отправляется завоёвывать мир!

Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Амстердам, Гаага, Женева – это было поистине триумфальное шествие чудо-ребёнка.

       «Настоящие чудеса так редки, что о них охотно говоришь, когда имеешь счастье видеть их перед глазами – писал Мельхиор Гримм из Парижа. – Зальцбургский капельмейстер по имени Моцарт приехал сюда с двумя прелестными  детьми. Его дочка, одиннадцати лет, очаровательна и с редкой чистотой играет на клавесине самые трудные вещи. Что касается её брата, не имеющего ещё и семи лет, то это феномен столь необычный, что, глядя и слушая его, не веришь глазам и ушам своим. Он не только исполняет труднейшие пьесы своими ручонками, едва могущими взять сексту, но ещё импровизирует целыми часами, повинуясь влечению своего гения. Самый опытный музыкант не может обладать более глубокими познаниями в гармонии и в модуляциях, чем те, с помощью которых этот ребёнок открывает новые пути... Я боюсь, что у меня голова закружится, если я ещё буду его слушать... Я теперь понимаю, что можно сойти с ума от созерцания чуда».

        (Звучит одно из произведений Моцарта, исполняемое на клавесине).

       Ради забавы слушатели заставляли ребёнка играть по клавишам, которые закрывали платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую долю тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или изданного колокольчиками, стаканами, часами. Всё это было очень утомительно, тем более, что концерты в то время длились по четыре – пять часов. Но знатные люди щедро вознаграждали эти выступления.

        Так в переездах, занятиях, болезнях детей, концертах шли годы. Вольфганг подрастал. Очарование «чудо-ребёнка» было уже утрачено Моцартом. Теперь публика гораздо меньше интересовалась его художественными успехами; товарищи же по профессии признавали в нём равного соперника. Моцарты в избытке узнали зависть и ревность.        

       Однажды Вольфганг, чтобы доказать своё мастерство, с листа прочитал чрезвычайно трудный концерт, который автор только что закончил, и который никто до этого не слышал и не играл. Вольфганг сыграл его так, как будто знал концерт наизусть. Удивление этого композитора и те обороты речи, которыми он пользовался в момент своего потрясения, подтвердили его восторг. Прощаясь с Моцартом, он сказал: «Как порядочный человек, я не могу не сказать, что сей мальчик является величайшим человеком, ныне живущим на свете: поверить в это было невозможно».

             На фоне второй части симфонии «Юпитер» звучат следующие слова:

        Двенадцатилетнему Вольфгангу сам император предложил написать оперу. Остановились на забавной, весёлой пьесе «Притворная простушка». Вольфганг с увлечением принялся за работу. Всё шло хорошо, и рабата уже подвигалась к завершению, но тут начались неприятности. Те самые композиторы, которые недавно ещё восхищались чудо-ребёнком, теперь пустили в ход сложнейший механизм закулисной интриги. Они утверждали, что маленький Моцарт пишет музыку не сам. Что это хитрый отец сочиняет вместо сына, выдавая свою работу за творчество ребёнка.

       Леопольд был вне себя от досады. Генеральная репетиция так и не состоялась. Дирекция театра отказалась заплатить обещанные за оперу сто дукатов. Поражение было полное.

       Кипучая концертная деятельность Моцарта оборвалась внезапно. В семнадцать лет он испытал всю непрочность и изменчивость вкусов публики. В родном Зальцбурге так же произошли события, которые принесли семье Моцарта новые огорчения.

                                                                  -3-

 Год назад скончался прежний правитель города, и теперь место архиепископа занял граф Колоредо,

угрюмый и надменный правитель. Моцартам было дано предписание спешно вернуться в Зальцбург. И опять рабская зависимость!

       С первого  и до последнего дня службы граф пытался сломить волю Вольфганга, покорить его. Но деятельная, жизнелюбивая натура Моцарта помогала ему выдержать все испытания.

       В те часы, когда он писал музыку, он как будто освобождался от оков. Огромный запас музыкальных знаний и впечатлений, вынесенных из путешествий, теперь приобрёл новое значение. Его по-прежнему привлекала плавная красота итальянской оперной мелодии, изящество и ритмическая свобода музыкальной речи французов, задушевные интонации славянских мелодий. Моцарт обладал величайшей способностью гения – всё видеть и слышать заново.

        Моцарт – это сама музыка, что бы вы не пожелали найти в музыке, вы найдёте у Моцарта.

        (Звучит Турецкое рондо Моцарта).

       Разрыв Моцарта с восемнадцатым веком был также глубоко трагичным разрывом с горячо любимым отцом, выдающимся музыкантом и образованным просвещенцем, но музыкантом и человеком восемнадцатого века. Он очень испугался,  когда по возвращении из Италии (Вольфгангу только исполнилось 18 лет) в композициях сына, особенно симфониях, стали проявляться несдержанные взрывы страсти, бурнопламенный дух, в нём начинал звучать новый мир. И что же? Отец Моцарта спрятал, скрыл эти симфонии. Позже в письме к сыну он писал:

«То, что не делает тебе чести пусть лучше остаётся неизвестным. Поэтому я ничего не отдал из твоих симфоний, т. к. знал наперёд, что в более зрелые годы, когда благоразумие возрастёт, ты будешь рад, что их ни у кого нет, даже если сейчас, когда ты их пишешь, ты ими доволен…»

        Моцарту шёл двадцать второй год, и он был полон надежд и уверенности в своих силах. Как клавесинист он превосходил выдающихся виртуозов своего времени; в игре на скрипке и органе тоже стоял выше большинства исполнителей. Как композитор в силу необычайно ранней зрелости, он мог соревноваться с любым опытным мастером.  Он создал почти 300 произведений, которые охватывали все области музыки.  Не может быть, чтобы для него не нашлось места в музыкальной жизни Европы! И в сентябре 1777 года попутная карета увозит из Зальцбурга молодого композитора. Он уезжает в сопровождении матери.

       Но места в музыкальной жизни Европы для Моцарта всё-таки не нашлось. Скитаясь по городам Европы, Моцарт теряет надежду найти постоянную работу. В Париже у него на руках умирает мать. Моцарт остаётся один в огромном городе, где уже забыты его детские триумфы и теперь мало кто интересуются приезжим музыкантом из Зальцбурга. Вольфганг вынужден вернуться домой…

        Звучит четвёртая часть симфонии №40, на её фоне читаются слова:

В порыве негодования он пишет отцу:  

«Вам в угоду я готов пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем и своей жизнью, но честь моя – она мне, да и Вам, должна быть всего дороже».

       Старый музыкант был в отчаянии. Он пытается образумить сына, но Вольфганг был непреклонен.  Это был первый композитор Австрии, решившийся на такой смелый шаг.

Теперь он готов был ко всему, что могло ожидать его впереди – к нищете, голоду, гибели.

(Звучание музыки прекращается).

       В первый год свободной жизни Моцарта в Вене ему  пришлось трудно. С раннего утра он писал, до обеда ходил по урокам, по вечерам выступал, а ночью снова писал. Денег же едва хватало на оплату комнаты и скудный стол.

                                                                  -4-

        «Моя жизнь здесь полна забот и огорчений, - писал Вольфганг отцу. – Дорогой отец, я не прислал Вам до сих пор денег, не моя в том вина: летний сезон; имейте терпение! Я так же им вооружился. Бог свидетель в том, что я не забуду Вас… У меня была только одна ученица; она уехала на три недели, новая потеря для меня. Тем не менее, главный принцип – не роптать, иначе потеряешь всё…».

       И вдруг неожиданная милость императора Иосифа второго! Он заказал Моцарту оперу на немецкий текст. Она называлась «Похищение из сераля».

В опере  господствовала идея верной любви, преодолевающей все препятствия, и это было созвучно личным переживаниям  Моцарта. В Вене он снова встретился с семьёй Вебер. Ещё в юности он увлекался старшей сестрой Алоизией, теперь же его сердцем завладела младшая сестра – Констанца, жизнерадостная и привлекательная девушка. Дружеские отношения Вольфганга и Констанции быстро перешли во взаимную любовь. Однако их желание соединиться встретило препятствие со стороны родителей. В августе 1782 года Моцарт был вынужден увести невесту из дома матери и тайно обвенчаться.

        (Звучит «Ночная серенада» Моцарта).

       Дружеские отношения Моцарт всегда завязывал легко. В этом ему помогали врождённый такт и умение себя держать. С любым из венских вельмож он был также прост в обращении, как с людьми одного с ним круга. Но гениальность Моцарта, его независимость, под час острая шутка увеличивали и число недоброжелателей среди венских музыкантов. Моцарт не придавал особого значения их нападкам, а между тем они ему серьёзно вредили. Вольфганг так и не получил признания официального придворного круга, который единственно мог бы материально обеспечить композитора. Музыкальным «хозяином» императорского двора оставался Сальери (энергичный, быстро выдвинувшийся итальянец, безусловно, талантливый композитор). Он сделал всё, чтобы не допустить Моцарта в сферу придворной жизни. По мнению современников, Сальери действительно испытывал ту мучительную зависть таланта к гению, которую так глубоко сумел раскрыть Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».

       Идея создания оперы на сюжет знаменитой пьесы Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» была чрезвычайно смелой, ведь эта пьеса была запрещена цензурой.

Основная идея пьесы – духовное превосходство слуги над чванливым хозяином. Никогда ещё Моцарт не работал с таким увлечением. Горячие обличительные высказывания Фигаро были ему близки. В памяти вставали недавние годы службы у архиепископа, который всячески унижал достоинства Моцарта.

       Мелодии из «Свадьбы Фигаро» звучали повсюду: на улицах и площадях, в трактирах и на танцевальных вечеринках; их перекладывали для различных ансамблей, превращали в контрдансы и другие бытовые танцы. Даже слепые и странствующие музыканты, стремясь собрать вокруг себя побольше слушателей, охотно исполняли отрывки из моцартовской оперы. Музыка «Свадьбы Фигаро» стала народной.

       Премьера новой оперы состоялась 1 мая 1786 года. Успех был огромный. Многие арии по желанию публики приходилось повторять на бис. Но враги Моцарта не дремали. Императору стали нашёптывать, что эти бесконечные «бис» изнуряют певцов. Певцам грозит порча голоса, так как партии их слишком трудны. Император сделал выговор директору театра за повторение на бис. Испуганный директор предпочёл на следующий год снять оперу с репертуара, и она скоро была забыта легкомысленной венской публикой.

        (Звучит ария Фигаро «Мальчик резвый» из 1 действия).

Глубоким лиризмом в «Свадьбе Фигаро» пронизаны и партии второстепенных персонажей. Среди них ария и романс Керубино, печальная ария тоскующей графини, а так же маленькая ариетта Барбарины.

        (Звучит ариетта Барбарины «Уронила, потеряла» из 4 действия).

    4 апреля 1787 года Моцарт пишет отцу последнее письмо:

                                                                  -5-

«Мне сейчас сообщили о вашей болезни. Жду с нетерпением известия от Вас лично и надеюсь, что оно будет утешительным, хотя я привык видеть во всём худшее. Ведь смерть есть неизбежный финал нашей жизни.  С некоторых пор я так часто думаю об этом верном и лучшем друге человека, что образ его не только не страшен мне, но, напротив, успокаивает и утешает меня...».

        

       Премьера оперы «Дон Жуан» состоялась 29 октября 1787 года в Праге и прошла с большим успехом. Спектакль окончился, а овации в честь автора ещё долго сотрясали стены театра. «Дон Жуана» давали часто, он шёл при переполненных залах. Одно лишь омрачало радость – деньги. Антрепренёры заплатили за оперу смехотворно малую сумму – 100 дукатов. Надо было, не задерживаясь, выезжать в Вену – проталкивать «Дон Жуана» на придворную оперную сцену.

       Венский театр бурлил и кипел интригами. И снова началась борьба, тяжёлая, изнурительная, выматывающая силы и здоровье. Опера всё-таки была поставлена, но успеха не имела. Это поражение Моцарт встретил безучастно: слишком устал и измучался он за эти месяцы.

       Жизнь Моцарта никогда не была лёгкой. Теперь же, после неудачи «Дон Жуана», она стала ещё тяжелей. Ему ничего не заказывали, не приглашали выступать во дворцах и салонах. Моцарта забыли... Для него, лишённого каких-либо доходов, кроме музыкальных заработков, это означало нищету.

       Да, трагедия Моцарта состояла не в том, что сделали ему люди, а в том, чего они для него не сделали...

       Теперь днём и ночью Моцарта преследовала одна мысль: где раздобыть денег, чтобы прокормить семью? Он всё время искал человека, у которого можно было бы занять хоть немного денег, чтобы отдать старый долг и кое-как перебиться с семьёй. Среди немногих верных друзей великодушный Михаэль Пухберг – простой венский купец. Уже в который раз он выручает Моцарта, прощая ему долги и занимая вновь и вновь.

       Но дома беда за бедой: опять заболела Констанца. Поправилась жена, заболел ребёнок, немного прохворал и умер. За последнее время ещё двух детей пришлось свезти на кладбище. Для Моцарта всё яснее становится, что в Вене из нужды не выбраться. И он предпринимает отчаянную попытку побороть нищету. Весной 1789 года он отправляется в концертную поездку. Дрезден, Лейпциг, Берлин – места новые, а всё идёт по-старому: множество выступлений, огромный успех и маленький гонорар; тысячи похвал, а заработок – гроши.

       С жалкими крохами он возвращается в Вену, а здесь опять нужда, болезни жены и настойчивые кредиторы. Вновь Моцарт обращается к Михаэлю Пухбергу. Письмо к нему, написанное за два года до смерти Моцарта, преисполнено глубокого трагизма:

«Боже, я в таком положении, какого не пожелал бы и злейшим своим врагам. И если Вы – лучший друг и брат – меня бросите, я, несчастный, безвинно пропаду вместе со своей бедной, больной женой и ребёнком. Уже в последний раз, когда я был у Вас, мне хотелось открыть своё сердце, но не хватило решимости. Лишь содрогаясь, осмеливаюсь сделать это письменно. Не осмелился бы и письменно, если б не был уверен в том, что Вы меня знаете, что Вы абсолютно убеждены в том, что я безвинно, по несчастью попал в такое в высшей мере трагическое положение. О боже! Вместо благодарности я докучаю новыми просьбами».

        (В зале гаснет свет, зажигаются свечи.)

        1791 год...

В октябре  Констанца вновь захворала. При помощи щедрого Пухберга Моцарт отправил жену на лечение в Баден, старшего сына поместил в пансион. Моцарт остался один...

       Старый друг, да Понте, обратился к Моцарту в письме с просьбой написать оперу на готовый уже текст, ручаясь за успех и хорошее вознаграждение. Моцарт ответил:

                                                                  -6-

«Я бы охотно исполнил Вашу просьбу, но это сверх моих сил. Мысли путаются, силы слабнут, а образ незнакомца всюду преследует меня... Я продолжаю композицию, потому что работа меня утомляет менее, чем бездействие.».

        Звучит «Лакримоза» из «Реквиема», на её фоне читаются слова:      

Моцарт рабатал... Работал над «Реквиемом». Он писал его для себя.

...В ночь на понедельник 5 декабря Моцарт скончался. Ему ещё не исполнилось и 36 лет.

(Ведущая задувает свечи. После окончания «Лакримозы» в зале зажигается свет).

А 12 декабря  того же года берлинский «Музыкальный еженедельник» опубликовал корреспонденцию из Вены, где сообщалось: «Так как после смерти тело Моцарта распухло, то утверждают даже, что он был отравлен».

       Версия о насильственной смерти композитора быстро получила распространение. Подозрения подкреплялись и тем, как был погребён Моцарт. Его хоронили с непонятной торопливостью. Тело его даже не внесли в собор, а прощальный обряд наспех совершили в капелле святого Креста. Ещё более странным было решение похоронить композитора по третьему разряду и то, что решение это было принято по указанию барона Ван Свитена, человека не только знатного, но и весьма состоятельного.

       После краткого отпевания гроб с телом мастера повезли на кладбище святого Марка. Совсем немного людей провожали Моцарта в последний путь. Но никто из них до кладбища не дошёл, якобы из-за того, что пошёл сильный дождь, переходящий в снегопад. Это объяснение венцы слышали от барона ван Свитена и Сальери, и оно, разумеется, вызывали недоумение, ибо всё-таки нашлись люди, которые хорошо помнили тот день. Однако выдумка эта много лет переходила из одной книги в другую. Версия о разбушевавшейся стихии была выдумана, когда понадобилось объяснить странное поведение людей, сопровождавших катафалк. А чьё бы то ни было присутствие на кладбище помешало бы осуществлению замысла, который заключался в том, что могила великого Моцарта должна была затеряться, чтобы нельзя было доказать факта отравления. Именно поэтому Моцарта погребли по третьему разряду, т. е. во рву, вместе с телами десятка бродяг и нищих, позаботившись о том, чтобы никто не запомнил даже место общей могилы.

       Вдову Моцарта не пустили на похороны, ссылаясь на её болезненное состояние в связи с пережитым горем. Остаётся загадкой, почему она впервые посетила кладбище спустя 17 лет...  К тому времени место погребения заросло травой и сравнялось, а могильщик, который опускал гроб Моцарта в ров, умер. Могила Моцарта была потеряна.

       Люди отняли у Моцарта всё, даже место на кладбище. Но одного они не могли отнять у Моцарта – его музыки.

       Так прошли три с лишним десятилетия. И вдруг осенью 1823 года неожиданно грянул гром! Антонио Сальери признался в том, что он отравил Моцарта, а затем, пытаясь покончить с собой, перерезал себе горло. Сальери остался жив, но сообщение обо всём этом молниеносно распространилось в самых широких кругах Вены.

        Трагедия Моцарта состояла не в том, что сделали ему люди, а в том, чего они для него не сделали...

       Последней оперой Моцарта была «Волшебная флейта». В ней враждуют два мира: царство грозной повелительницы ночи и солнечного царства мудрого Зарастро. Во владениях царицы ночи господствует коварство, злоба, чёрная месть и зависть.

        Звучит «Кирие» из «Реквиема», на её  фоне читаются слова:

Царство мудрого Зарастро – это тихая пальмовая роща, где воздвигнуты три храма – Мудрости, Природы и Разума. Здесь разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб, царят мир и спокойствие. Между этими враждующими полюсами – тьмой и светом – мечется ищущий истины человек. В опере его зовут Тамино, в жизни же это и сам Моцарт, и каждый из нас...

                                                                  -7-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"

Литературно – музыкальный вечер,  посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....

Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"

Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...

Литературно-музыкальный вечер "Я воскресну и спою"

Данное мероприятие проводилось с учениками 11 класса. Посвящён этот литературно-музыкальный вечер памяти поэта, музыканта. певца Игоря Талькова....

Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"

Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

Уважаемые дамы и господа, а также почётные гости! Сегодня мы собрались на бал, посвящённый 200летию со дня основания Царскосельского лицея, альма матер великих людей: и конечно же известнейшего лицеис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...