«Музыкальные инструменты»
план-конспект урока по музыке на тему
Знакомство с народной музыкой и инструментами: свирель, дудочка, рожок, гусли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема 1 раздела: “Музыка вокруг нас”.
Тема 9 урока: «Музыкальные инструменты»
Класс: 1
Дата: 30.10.15 г.
Тип урока: закрепление знаний.
Форма урока: урок-концерт.
Краткое содержание: Учебник с. 24-25. Знакомство с народной музыкой и инструментами: свирель, дудочка, рожок, гусли.
Проблема урока: как появились музыкальные инструменты?
Музыкальный материал:
- «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);
- «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок);
- «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли);
- «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской;
- «Пастушья песенка» на тему из 5-й части «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена, сл. Алемасовой;
- «Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова (дудочка).
Цели урока:
- Передает историю появления музыкальных инструментов.
- Называет музыкальные инструменты (свирель, дудочка, рожок, гусли).
- Распознает духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду и звучанию.
- Приводит примеры музыкальных произведений, в которых звучат русские народные инструменты (изученные на уроке).
Дополнительный материал: разворот учебника «Музыкальные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков форматов А4, А5.
Формирование УУД | Планируемые результаты учащегося | Деятельность учителя |
Предметные: | ||
| 1. Приветствует учителя распевкой, слушает учителя.
| Музыкальное приветствие. - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, как появились первые музыкальные инструменты? - Хотите ли узнать? - Увидеть эти инструменты нам поможет Муза. |
- Рассматривание изображения на страницах разворота. Называет музыкальный инструмент дудочка. Узнает тембр звучания дудочки. Подбирает слова, которые соответствуют характеру дудочки. | Работа с учебником. - Откроем наш учебник (с. 24), что подсказывает нам Муза? (мальчика-пастушка). (Читаем текст «Пастушьей песни»). - На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке). - Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. А хотите узнать, как она появилась? (Да!) - Ну, тогда слушайте… Жил-был мальчик-пастушок. Пас он своих коровушек по полям-по перелескам, да однажды забрел с ними в болото. Разбрелись коровушки по болоту, уплетая молодые побеги камыша… Испугался пастушок – стал кричать, звать животных, а они не слышат. Расстроенный мальчик срезал палочку камыша – он любил погрызть его, случайно дунул и услышал приятный звук. Обрезав с двух сторон аккуратные отверстия, пастушок с интересом стал дуть и не заметил, как все коровки собрались возле него. С тех пор мальчик всегда брал с собой дудочку и животные никогда у него не терялись. - Вот такая сказка, а может быль есть о дудочке. А у Музы есть песня о камышинке-дудочке. Слушание музыки: «Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова. - Эта песня может звучать каждый раз по- разному, если импровизировать мелодию дудочки. | |
Называет музыкальный инструмент свирель. Узнает тембр звучания свирели. Имитируют исполнение на свирели. Подбирает слова, которые соответствуют характеру свирели. | - Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы. - В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы думаете, почему? (За её необыкновенный звук, похожий на свист). - А сейчас мы побываем на одном из концертов русских народных инструментов. Представьте, что у вас в руках свирель. Сыграйте на ней. Слушание музыки: Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель). - Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появилась одна из французских народных песен. Вот как это звучит. Слушание музыки: «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской – разучивание (метод эха). - О чём рассказывается в песне? - Как поёт свирель? | |
Называет музыкальный инструмент рожок. Пробует сделать рожок из бумаги. Имитируют исполнение на рожке. Узнает тембр звучания рожка. Подбирает слова, которые соответствуют характеру звучания рожка. | Работа с учебником. - Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изображение ещё одного мальчика. - На что похож его инструмент? (На рог животного). - Да, это на самом деле рог! А что его отличает от свирели? (ответы) - Может ли быть пастушком мальчик? - А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок). - Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Чтобы собирать заблудившихся животных). - Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки. - Царь Пётр создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Называли его «Роговой оркестр». - Сейчас мы попробуем стать таким оркестром. Для этого нам надо самим сделать рожок из листочка, который лежит у каждого из вас на столе, и свернуть его в рупор. Обратите внимание, что листочки разного формата, а значит, что инструменты будут разными по объему! Игра «Оркестр рожечников». Звучит фрагмент р.н.п. «Во кузнице». - А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники. Слушание музыки: «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок). - Услышали ли вы знакомые звуки? - Вся ли мелодия знакома? (Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»). | |
Называет музыкальный инструмент гусли. Узнает тембр звучания гуслей. Подбирает слова, которые соответствуют характеру звучания гуслей. | - А теперь послушаем ещё одну русскую народную песню. Слушание музыки: Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли). - Какой инструмент звучал? - Чем отличается его звучание? - Чем отличается звучание духового инструмента от струнного? | |
Домашнее задание:
| ||
Вывод: - В завершении урока вспомним, что нового нам сегодня рассказала Муза, что нового вы узнали, (ответы) о каких инструментах сегодня шла речь, какие сказки и песни вы узнали и услышали? - Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли). | ||
Личностные: | - эстетические потребности, ценности и чувства; - развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками | - предлагает выполнить творческое задание (рисунок, мини-сочинение, стихотворение и т.д.) на тему музыкальных инструментов; |
Метапредметные: | ||
Познавательные УУД: | - исследует звучание русских народных инструментов посредством прослушивания, отвечая на вопросы: Что за звуки? Какой инструмент их воспроизводит? Какие особенности в звучании инструментов? | - наблюдает за работой в парах и группах, задает вопросы, создает благоприятные условия для работы учащихся |
Регулятивные УУД: | - участвует в обсуждении ответа на поставленные вопросы; - удерживает заданные цели-результаты на протяжении урока. | - создает благоприятные условия для работы учащихся, удерживая учебную задачу. |
Коммуникативные УУД: | - работает в паре с соседом, в группе. - формулирует несложные ответы на вопросы. - участвует в рефлексии. | - Выстраивает диалог, задает дополнительные вопросы, обобщает; - совместно с учащимися подводит итоги, которые соответствуют поставленным задачам. |
Домашнее задание на каникулы:
| Домашнее задание на каникулы:
|
Домашнее задание на каникулы:
| Домашнее задание на каникулы:
|
Домашнее задание на каникулы:
| Домашнее задание на каникулы:
|
Домашнее задание на каникулы:
| Домашнее задание на каникулы:
|
Домашнее задание на каникулы:
| Домашнее задание на каникулы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.
Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале в кружочке ( если еще не могут то в хаот...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-546307-1420365952.jpg)
Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)
Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-731333-1475945355.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-914256-1495708683.jpg)
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-191275-1587482922.jpg)
Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-191275-1587482922.jpg)
Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-1402465-1650391010.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...