«Музыкальные инструменты»
план-конспект урока по музыке на тему

Рыц Татьяна Геннадьевна

Знакомство с народной музыкой и инструментами: свирель, дудочка, рожок, гусли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_instrumenty_narodnye.doc97.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема 1 раздела: “Музыка вокруг нас”.

Тема 9 урока: «Музыкальные инструменты»

Класс: 1

Дата: 30.10.15 г.

Тип урока: закрепление знаний.

Форма урока: урок-концерт.

Краткое содержание: Учебник с. 24-25. Знакомство с народной музыкой и инструментами: свирель, дудочка, рожок, гусли.

Проблема  урока:  как появились  музыкальные  инструменты?

Музыкальный  материал:  

  • «Полянка»,  русский  народный  наигрыш (свирель);
  • «Во        кузнице»,  русский  народный  наигрыш  (рожок);  
  • «Как  под  яблонькой»,  импровизация  на  тему  русской  народной  песни  (гусли);
  • «Пастушья  песня»,  французская  народная  песня,  сл.  Т.  Сикорской;  
  • «Пастушья  песенка» на тему из  5-й  части  «Пасторальной»  симфонии  Л.  Бетховена,  сл.  Алемасовой;  
  • «Камышинка-дудочка»,  В.  Поплянова, сл.  В.  Татаринова (дудочка).

 Цели  урока:

  1. Передает историю появления музыкальных инструментов.
  2. Называет  музыкальные инструменты (свирель, дудочка, рожок, гусли).
  3. Распознает духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду и звучанию.
  4. Приводит примеры музыкальных произведений, в которых звучат русские народные инструменты (изученные на уроке).

Дополнительный  материал:  разворот  учебника  «Музыкальные  инструменты»,  листы  бумаги  для  изготовления  рожков форматов А4, А5.

Формирование УУД

Планируемые результаты учащегося

Деятельность учителя

Предметные:

  1. Передает историю появления музыкальных инструментов.

  1. Называет  музыкальные инструменты (свирель, дудочка, рожок, гусли).

  1. Распознает духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду.

  1. Приводит примеры музыкальных произведений, в которых звучат русские народные инструменты (изученные на уроке).

1. Приветствует учителя распевкой, слушает учителя.

 

Музыкальное приветствие.

- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, как  появились  первые  музыкальные  инструменты?  

- Хотите ли узнать?

- Увидеть  эти  инструменты  нам  поможет  Муза.

  1. Знакомится с историей появления музыкальных инструментов.

- Рассматривание  изображения  на  страницах  разворота.

Называет музыкальный инструмент дудочка.

Узнает тембр звучания дудочки.

Подбирает слова, которые соответствуют характеру дудочки.

Работа  с  учебником.

- Откроем  наш  учебник (с. 24), что  подсказывает  нам  Муза?  (мальчика-пастушка).

(Читаем  текст «Пастушьей  песни»).

- На  каком  инструменте  играл  пастушок? (На  дудочке).

- Дудочка,  сделанная  из  камыша,  была  первым  музыкальным  инструментом  и  появилась  очень давно.

А хотите узнать, как она появилась? (Да!)

- Ну, тогда слушайте…  

Жил-был мальчик-пастушок. Пас он своих коровушек по полям-по перелескам, да однажды забрел с ними в болото.

Разбрелись коровушки по болоту, уплетая молодые побеги камыша… Испугался  пастушок – стал кричать, звать животных, а они не слышат. Расстроенный мальчик срезал палочку камыша – он любил погрызть его, случайно дунул и услышал приятный звук. Обрезав с двух сторон аккуратные отверстия, пастушок с интересом стал дуть и не заметил, как все коровки собрались возле него. С тех пор мальчик всегда брал с собой дудочку и животные никогда у него не терялись.

- Вот такая сказка, а может быль есть о дудочке. А у Музы  есть  песня  о  камышинке-дудочке.

Слушание музыки:

«Камышинка-дудочка», В. Поплянова,  сл.  В. Татаринова.

- Эта  песня  может звучать каждый  раз  по- разному,  если  импровизировать  мелодию  дудочки.

Называет  музыкальный инструмент свирель.

Узнает тембр звучания свирели.

Имитируют  исполнение  на  свирели.

Подбирает слова, которые соответствуют характеру свирели.

- Прошло  время,  и  дудочка  прижилась  в  народе.  С  дудочкой  не  только  пасли  овец,  коров,  но  и  её  звучанием  изображали  пение  птиц,  настроение  природы.

- В  народе  этот  инструмент  стали  называть  свирелью.  Как  вы  думаете,  почему? (За  её  необыкновенный  звук,  похожий  на  свист).

- А  сейчас  мы  побываем  на  одном  из  концертов  русских  народных  инструментов. Представьте,  что  у  вас  в  руках  свирель.  Сыграйте  на  ней.

Слушание музыки:

Звучит  «Полянка»,  русский  народный  наигрыш (свирель).

- Звуки  свирели  стали  пробовать  передать  и  голосом.  Так  появилась  одна  из  французских  народных  песен.  Вот  как это  звучит.

Слушание музыки:

«Пастушья  песня»,  французская  народная  песня,  сл.  Т.  Сикорской – разучивание (метод  эха).

- О  чём  рассказывается  в  песне?  

- Как  поёт  свирель?

Называет  музыкальный инструмент рожок.

Пробует сделать рожок из бумаги.

Имитируют  исполнение  на  рожке.

Узнает тембр звучания рожка.

Подбирает слова, которые соответствуют характеру звучания рожка.

Работа  с  учебником.

- Посмотрим  опять  на  страницу  учебника.  Муза  показывает  изображение  ещё  одного  мальчика.

- На  что  похож  его  инструмент?  (На  рог  животного).

- Да, это на самом деле рог! А что  его  отличает  от  свирели? (ответы)

- Может  ли  быть  пастушком  мальчик?

- А  если  его  инструмент  похож  на  рог,  то  какое  название  у  него  могло  быть?

(Рожок).

- Зачем  пастушку  понадобился  именно  такой  инструмент? (Чтобы  собирать  заблудившихся  животных).

- Рожок  тоже  прижился  в  народе,  им  пользовались  пастушки.

- Царь  Пётр  создал  в  русской  армии  целый  оркестр  из  рожечников. Называли  его  «Роговой  оркестр».

- Сейчас  мы  попробуем  стать  таким  оркестром.  Для  этого  нам  надо  самим  сделать  рожок  из  листочка,  который  лежит  у  каждого  из  вас  на  столе,  и  свернуть  его  в  рупор. Обратите внимание, что листочки разного формата, а значит,  что инструменты  будут разными по объему!

Игра  «Оркестр  рожечников».

Звучит  фрагмент  р.н.п. «Во  кузнице».

- А  теперь  послушаем,  как  играют  настоящие  рожечники.

Слушание музыки:

«Во  кузнице»,  русский  народный  наигрыш  (рожок).

- Услышали  ли  вы  знакомые  звуки?

- Вся  ли  мелодия  знакома?

(Сейчас  играли  три  рожка.  И  исполнили  они  русский  народный  наигрыш  «Во  кузнице»).

Называет  музыкальный инструмент гусли.

Узнает тембр звучания гуслей.

Подбирает слова, которые соответствуют характеру звучания гуслей.

- А  теперь  послушаем  ещё  одну  русскую  народную  песню.

Слушание музыки:

Звучит  «Как  под  яблонькой»,  импровизация  на  тему  русской  народной  песни  (гусли).

- Какой  инструмент  звучал?

- Чем  отличается  его  звучание?

- Чем  отличается звучание  духового  инструмента от  струнного?

Домашнее  задание:

  1. Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  2. Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  3. Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Вывод:

- В  завершении  урока  вспомним, что нового нам сегодня рассказала Муза, что нового вы узнали, (ответы) о каких инструментах сегодня шла речь, какие сказки и песни вы узнали и услышали?  

- Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли).

Личностные:

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

- предлагает выполнить творческое задание (рисунок, мини-сочинение, стихотворение и т.д.) на тему музыкальных инструментов;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- исследует звучание русских народных инструментов посредством прослушивания, отвечая на вопросы: Что за звуки? Какой инструмент их воспроизводит? Какие особенности в звучании инструментов?

- наблюдает за работой в парах и группах, задает вопросы, создает благоприятные условия для работы учащихся

Регулятивные УУД:

- участвует в обсуждении ответа на поставленные вопросы;

- удерживает заданные цели-результаты на протяжении урока.

- создает благоприятные условия для работы учащихся, удерживая учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- работает в паре с соседом, в группе.

- формулирует несложные ответы на вопросы.

- участвует в рефлексии.

- Выстраивает диалог, задает дополнительные вопросы, обобщает;

- совместно с учащимися подводит итоги, которые соответствуют поставленным задачам.

         

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Домашнее  задание на каникулы:

  • Вместе  с  родителями  прочитать  былинный  сказ  о  новгородском  путешественнике,  гусляре  и  певце  Садко. 
  • Отметить  в  сказе  те  места,  где  звучит  музыка,  выяснить,  в  каком  характере  она  могла  бы  звучать.
  • Раскрасить сделанные своими руками рожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...