классный час Россия -Тыва
методическая разработка по музыке на тему

Саая Урана Дадар-ооловна

Посвященной к 100 летию вхождения Тувы в Россию

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Познавательно-информационная викторина «О любимой Туве».

Внеклассное мероприятие.

Цели:

-Учить детей работе в команде;

-  Развивать познавательную способность учащихся, способствовать  выработке положительной оценки таких качеств, как эрудиция, широта кругозора, любознательность; побуждать детей к накоплению знаний, к поиску информации, выявить знания детей о Туве;

- Воспитывать любовь к малой Родине

  Ведущий: Добрый день, дорогие участники, зрители и болельщики, уважаемое жюри!  Сегодня на внеклассном мероприятии  мы проведем познавательно-информационная викторину «О любимой Туве».  Сегодня в нашей игре  участвуют две команды. Встречаем их. Представление команд.

  Наши участники покажут оригинальность своего мышления, продемонстрируют смекалку, находчивость и остроумие.

Ну а судить наши команды будет многоуважаемое жюри. Представляю членов нашего жюри.

Конкурс «Хитрые вопросы»

  Итак, начинаем наш первый конкурс. Наш первый конкурс называется «Хитрые вопросы». В нем проверяются не только знания, но и сообразительность, умение логически мыслить.

  1. Сколько районов есть в нашей республике? (17)
  2. Назовите государственные символы нашей республики
  3. Назовите города нашей республики (Туран, Кызыл, Шагонар, Чадан, Ак – Довурак)
  4. Кто является мэром нашего города? (Владислав Ховалыг)
  5. Первый президент нашей республики (Шериг – оол Ооржак)
  6. Как называется праздник животноводов в Туве? (Наадым)
  7. Сколько лет нашей столице? (99 лет)
  8. Назовите столицу нашей республики (Кызыл)
  9. Какая школа нашего города носит имя Сергея Шойгу? (Школа №1)
  10. Где находится Центр Азии ? (В Туве)
  11. Самая большая река на территории Тувы (Енисей)
  12. В каком году вошла в состав СССР наша республика? (11.10.1944г)
  13. В каком году создана наша республика? (В 1921г.)
  14. Назовите имя тувинского артиста, который снялся в фильме «Тайны Чингизхана»? (Эдуард Ондар)
  15.  Основное жилище тувинцев? ( Войлочная юрта)
  16.  Назовите тувинские молочные продукты (ореме, хойтпак, курут, быштак, ааржы, саржаг  и т.д.)
  17. Как называется пальто у тувинцев, которое сшито из овчины? (Тон)
  18. Сундук, разукрашенный национальными орнаментами, у тувинцев (аптара)
  19. Корытце для мяса, тараа (деспи)
  20. Игральные кости (кажыктар)
  21.  Назовите прежние названия нашего города (1914 – Белоцарск, 1918 – Урянхайск, 1920 – Красный, 1925 – Кызыл)
  22. Как называется площадь в центре города? (площадь Арата)
  23. Сколько букв в тувинском алфавите? (36)
  24.  2013 год это год…? (змеи)
  25. Сколько часовых поясов отделяет Туву от Москвы? (4)
  26. Высшая точка Тувы (Монгун – Тайга)
  27.  Назовите тувинские национальные мясные блюда
  28. Кем является Шолбан Кара – оол? (Главой Правительства РТ)
  29. Особо охраняемые территории РТ (заповедники и заказники)
  30. Официальная государственная религия в Туве,  пришедший в Туву из Монголии в конце 18 века (буддизм)
  31.  Музыкально – драматический театр нынче какое название носит? (национальный)

Из какого камня камнерезы делают фигурки? (чонар –даш) Конкурс «Три слова»

  Начнем второй конкурс. Этот конкурс называется «Три слова». Каждой команде предстоит ответить на 5 вопросов. На каждый вопрос нужно дать по 3 ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Таким образом, всего каждая команда может набрать по 15 баллов. Команды могут обсуждать ответ в течении 1 минуты.

  1. Назовите 3 жанра устного народного творчества ( сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни…)
  2. Назовите 3 района нашей республики
  3. Назовите 3 местных газет
  4. Назовите 3 улицы Кызыла
  5. Назовите три тувинских артистов
  6. Назовите 3 реки нашей республики
  7. Назовите 3 лесных животных нашей республики
  8. Назовите 3 спортсменов нашей республики
  9. Назовите 3 лесных ягод нашей республики
  10.  Назовите 3национальных музыкальных инструмента

Конкурс «Народные обряды, приметы»

  1. Ленточки из цветной материи, развешанные на оваа и в других священных местах (Чалама)
  2. Почему тувинцы молочный чай никогда не наливали доверху? (Считали, что если хозяйка так налила, то этим как бы она говорит: больше не дам, пей и уходи)
  3. Приветственный ритуал, которые тувинцы совершали во время Шагаа (Чолукшуур)
  4. Перед тем как войти в юрту, что делал человек? (Человек кашлял или произносил короткую фразу, тем самым давая знать хозяевам о своем приходе)
  5. Почему тувинцы «кормили» свой очаг? (Чтобы его не «прогневить», тувинцы освящали огонь перед едой, «кормили» его чаем, молоком, жиром и лучшими кусочками пищи.
  6. Для чего использовали девятиглазник?

Конкурс пословиц

Перед вами карточки с пословицами. Они перепутались. Нужно их правильно составить.

1.От работы бежишь- в нужду впадешь

1.        Человек - скромный

2.        Смех до слез доводит

2.        Хозяином будь

3.        Слово дал

3.        От доброго не отрывайся

4.        Трудолюбивому почет

4.        Отдать трудно

5.        За плохое не цепляйся

5. От ученья бежишь- в беду попадешь

6.        Взять легко

6.        Ленивому насмешки

7.        Посуда хороша емкая

7.        Человек вырастет

8.        Войлок растянется

8.        Шутка к ссоре приводит

Правильные ответы:

1 и 5

2 и 8

8 и 7

7 и 1

3 и 2

6 и4

4 и 6

5 и 3

- Кто составил пословицы, прочтите, пожалуйста.

(команды садитесь пожалуйста).

- Пока жюри подводит итоги, послушаем стихотворения о Туве.

(2-3 ребенка читают стихи).

- Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

- Награждение команд.

- Итак, наша познавательно-информационная викторина «О любимой Туве» подошла к концу. Спасибо командам за активное участие.

- А вам всем ребята, желаю:

Ума – чтоб хорошо учиться.

Усидчивости – чтоб научиться,

Решать, считать, и думать, и мечтать,

И на вопросы отвечать.

- До свидания, до новых интересных встреч.

Литература

  1. Журнал «Башкы» №1, 2, 3 2012г.
  2. Курбатский Г.Н. «Тувинцы в своем фольклоре» Кызыл, 2001.
  3. Ле Пти Фюте «Тува» М., 2004, «Авангард».
  4. Шактаржык К.О. «География Республики Тыва», Кызыл, 2006.



Предварительный просмотр:

Концертная программа  учащихся  МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака

посвящённой 70-летию Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

на тему: «Дети войны»

1.Танцы «Тувинский праздничный» исполняет младшая танцевальная группа

2. Сценка «Торээн чурт дээш… »

3.Аянныг номчулга «Тайбын дээрге амыдырал» М.Кужугет.

кууселдеде Монгуш Ай-Херел 5 кл.

4.Ансамбль мальчиков «В путь»  В. Дудина. Сл. В.Соловьева-Седого

5. Танцы «На поле боя» исполняет танцевальная группа мальчиков

6. Дует  «Мир на этой земле» слова и музыка А.Петряшева.

исполняет Ай-Кыс Монгуш, Азията Хомушку. 

7. Фольклор «День победы» Речь Левитана о Победе.

8. Танцы «Русский танец» исполняет старшая танцевальная группа

9. Соло «Буду военным» исполняет Сайдаш Ондар.

10. Хор «Майский день 45-го года» С. Туликова, М.Пляцковского.

11.Финал: Праздничный марш. Флаги 15 Республик СССР.

Концертная программа учащихся  МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака посвящённой 70-летию Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

на тему «Дети войны»

(открывается занавес)

Ведущая:( Под музыкой )Добрый день !  Пред Вами выступает средняя общеобразовательная школа №2 г.Ак-Довурака  с литературно-художественной  композицией «Дети войны»

1.Танцы «Тувинский праздничный» исполняет младшая танцевальная группа

2. Сценка «Торээн чурт дээш… »

Севил акызы Буян-биле хаялар кырлап, хойларын кадарып чоруур.

- Кор даан акый, чаражын холде  эштип турар одуректернин !

- Оо, шынап-ла, чараштарын. Дуу одуректерни кор даан, оолдарын ооредип турар.

- Кайы, оо солунун аа…

(хенертен ун дынналыр ырактан)

 Кушкаш-оол: - Ээй, Севил, Буян ! Бээр дыннанарам ! Бээр келинерем !

 (Шылап калган, эгииштевишаан халып келир)

Буян: - Чуу болган, Чун канчап барды ?

Кушкаш-оол: - Дайын! Дайын эгелээн!

Севил.Буян: Кайда?!

Кушкаш-оол: Дуу ында ( хол талазынче коргузер)

(Ынаар коорге чуу-даа чок.Дайын-даа чок.)

Севил.Буян: Кайда?! Чуу-даа чок чуве-дир.Кайда дайын ?

Кушкаш- оол: Бажында улуг улус, авам ачам суг-биле бистин акы-дунма чурттувус СССереде дайын эгелээн. Дайзыннар оор езу-биле  халдаанынын дугайында чугаалажып турарын дыннааш, силерже халып келгеним бо. Шупту эр улус дайынга дузалажыр, дайылдажыр деп турар чуве-дир. Бистин акыларывыс, ачаларывыс база дайынче чоруур –дур.(Кезек боданып олурарлар)

Буян: - Ынчаарга, бис база дузавыс коргузер болзувусса эки-дир. Бис база домей-ле эр улус болгай бис. Ада-Чурттувус чурттувус дээш туржур апаар бис.

Кушкаш-оол: - Шын-дыр Буян. Мен база сээн бодалынга катчып тур мен.

Севил: Мен база.

 Буян: Че, чоруулунар, Дайын  дугайында ада-иевистен айтырып билип корээлинер.

(уне бээрлер, оске талазынга ава коступ кээр. Ава идик-хеп болуп, аъш-чем, хлеб суп турар рюкзакче)

Кушкаш-оол: - Авай, а авай! Бистин акы-дунма чуртувуста дайын эгелээн деп турар шын-бе авай?

Ачазы: - Ийе оглум, дайзыннар бисти ада- чурттувусче оор езу-биле халдап кирип келген-дир. Ынчангаш шупту чон торээн чурттувусту камгалаары-биле тура халчып келгеннер.

Акын Топчаа – база дайынче аъттанып чорууру-ол. Ынчангаш мен бо  идик-хеп, хунезинни белеткеп турарым бо, оглум.

Кушкаш-оол: - Ачай, мен база акым суг ышкаш дайынче чоруксап тур мен. Торээн чуртумну камгалаксап, дуза кадыксап тур мен авай.

Ачазы: - Чок оглум сен ам-даа чаш кижи-дир сен хоржок оглум, хоржок.

Кушкаш-оол: Чок ачай, мен бичии-даа болзумза шыдаар мен. Дайзыннардан кортпас мен ачай. ( уне халып чоруй баар, ачазы кыйгырып чыдып каар)

Ачазы: Хоржок оглум, бээр кел, бээр кел ! Оглу-ум !

3.Аянныг номчулга «Тайбын дээрге амыдырал»    М.Кужугет.  (Ай-Херел  Монгуш)

Дайын дээрге дарызыг чыт,

Далайланган хан-чин-дир ол.

Улуг-биче кижилернин

Уе-човуур халак –хинчээ

Дээрни, черни челээш эвес

Девиденчиг от-кос шывар.

Ада-ие, ажы-тол-даа

Асчып калыр, оскуссурээр.

Кижи туржук, кара- чер-даа

Хинчектенип, бертсине бээр.

Оът-сиген, чечек-чимис

Оргуланып, ыш-хул апаар.

Дайын дээрге халап-тыр ол.

Тайбын дээрге амыдырал.

Тараа чаргаан хову-шол-дур.

Аразында торелдешкен

Аймак чоннар солукшуу-дур.

Ак-кок дээрде кылыйткылаан

Ангыр куштар,коге-буга…

Черивисче октар эвес,

Челээш тырткан херел саарлыр.

Эртем-билиг далайынче

Эжиндирген аныяктар,

Ада-ие ажыл-ижин

Ажы –толу салгап улаар.

Тайбын дээрге амыдырал

Каптагайда амытаннын

Кара чангыс медерелдии

Бомбурзектин салым –чолун

Богун, кижи, Камгалап кор !

Ведуший: (занавес артындан) Уходили мальчики – на плечах шинели,
                                                      Уходили мальчики – храбро песни пели,

4.Ансамбль мальчиков «В путь»  В. Дудина,муз В.Соловьева-Седого

Путь далек у нас с тобою,

Веселей, солдат, гляди!

Вьется, вьется знамя полковое,

Командиры впереди.

Припев:

Солдаты, в путь, в путь, в путь,

А для тебя, родная,

Есть почта полевая.

Прощай, труба зовет,

Солдаты, в поход!

Каждый воин - парень бравый,

Смотрит соколом в строю.

Породни...роднились мы со славой,

Славу добыли в бою.

Припев.

Пусть враги запомнят это, -

Не грозим, а говорим, -

Мы прошли, прошли с тобой полсвета,

Если надо, - повторим.

Припев.

5. Танцы «На поле боя» исполняет старшая танцевальная группа мальчиков

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

6. Дует  «Мир за любовь мы против войны» слова и музыка А.Петряшева

Пусть проходят года но на лицах седых стариков

Остается беда той войны всех времен и веков

Шли солдаты на смерть, покидая родительский дом

И сражались они, за свободу земли

На которой ч тобой мы живем

                                          Припев: Я хочу чтобы яркое солнце светило

                  Чтобы снились всегда только добрые сны

          Чтоб Россия героев своих, не забыло

Чтобы не было больше войны

                      Я хочу что б чтобы не было больше войны.

Помню прадеда я орденами его дорожу

Что такое война я потомкам своим расскажу

Будет вечный огонь что горит у Кремлевской стены

Нашу память хранит, словно прочная нить

Что связала с годами войны

Припев:

7. Фольклор «День победы»

Речь Левитана «объявление Победы» (выходят дети, слушают речь диктора )

- Ураа!, Ураа !. Закончилась война ! Мы Победили ! Ураа !...

8.  «Русский танец» исполняет старшая танцевальная группа

9. Соло: «Буду военным» исполняет Сайдаш Ондар. 4кл

10. Хор «Майский день» С. Туликова, М.Пляцковского.

Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принёс.
           Красоту, что нам дарит природа,
           Отстояли солдаты в огне.
           Майский день сорок пятого года
           Стал последнею точкой в войне.

Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остались в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.
             Счастье Родины – мир и свобода,
             Нерушимы они, как гранит.
            Майский день сорок пятого года
            Наша память надежно хранит!

Праздничный марш. Флаги 15 Республик СССР

Ведущая: Пусть не будет беды,

                 Пусть не будет войны,

                 Пусть не будет печали.

                 Пусть сады зацветут, чтоб в них дети играли.

Ведущая: Слава Победе!

Все: Ура !

Ведущая: Слава Победе!

Все: Ура !

Ведущая: Слава Великой Победе!

Все: Ура ! Ура ! Ура-а!   Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Ак-Довурака

Методическая разработка

 классного часа  «Россия  - Тыва».

 посвященной   краеведу

Федору Андреевичу Журавлеву

Выполнила:  учитель музыки, логопед

                                                                                           первой категории

                                                                          МБОУ СОШ №2  г.Ак-Довурака

                                                                      Байыр Урана Дадар-ооловна

2014 -2015 учебный год.

Описание работы:

Именно с детских лет,  приучать маленького человека любить и гордиться  Родиной, какой бы она ни была. Учить  уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране.

Ф. Беккон сказал: «любовь к Родине начинается с семьи». И если существует гармония, любовь и порядок в семье, то все это и отразится на характере индивида..

Я считаю, что житель той или иной страны должен знать историю тех земель, где он вырос и живёт до настоящего момента. Тяжело будет тому человеку, который не знает историю своего народа.

Результаты моей работы доказывает, что  познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. Ценя своих родных, человек будет так же ценить и свою родную страну и всячески ей сопереживать.

Классный час проведен по гражданско –патриотическому направлению воспитательной работы  школы и класса,  посвященной неделе краеведа  Журавлеву Федеру Андреевичу.

Данный материал  может быть полезен всем учителям и воспитателям  как классный час, беседа. Предназначен  для всех классов.

Классный час «Россия - Тыва».

Цель:

  • повышение интереса к истории Отечества;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие памяти, речи учащихся;
  • привитие чувства любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
  • аудио запись песни «Моя Россия» .

Ход  классного часа:

Организационный момент.
- Здравствуйте ребята ! Присаживайтесь  на свои места.
 Сообщение темы.

-  Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный . Обратите внимание на (слайд №1). Прочитайте тему урока.

У нас в школе идет месячник посвященной краеведу Федор Андреевичу  Журавлеву. Так  как,  мы сегодня проведем классный час на тему  «Россия- Тыва», с целью: повышать  интерес к истории Отечества, развивать  эмоциональную сферу, развивать память, речь, привить чувства любви к своей Родине, уважение старших, уважение традиций своего народа. (слайд 2)

1.«Москва – столица российской Федерации».

В нашей стране много городов, больших и маленьких, но есть один – самый большой, главный.

Учитель:- Как вы думаете, как называется этот город ?  (ответы учащихся)

Учитель:-  Он называется Москва. (слайд  3)

Москва — самый главный город нашей страны. Являясь столицей российской Федерации, Москва крупнейший город по численности населения. Расположен город на реке Москве. (слайд 4)

 Название города связано с именем  реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. (слайд 5 ).

Самыми известными местами в столице являются Красная площадь и Московская Кремль.

  1. Московский Кремль.(слайд 6).

Московский Кремль это исторический центр столицы и официальная резиденция президента России. Стены и башни Кремля были построены 1485-1516 годах. Они образуют собой неправильный треугольник. Также Кремль является самой крупной крепостью на территории Европы. Здесь, в Кремле работает наше правительство. Над Кремлем развиваются государственный флаг России. Кремль – то волшебный город- памятник искусства и истории нашей страны. В Кремле в здании  Сената работает

президент нашего государства.

Учитель:- Кто является президентом России ?. Назовите полное имя нашего президента большой Родины. (ответы учащихся)

Учитель:-  Правильно ребята, Владимир Владимирович Путин.

Сотни туристов оставляют у себя в памяти прогулку по брусчатке  Красной площади. Это самая главная площадь города. Рядом с  Кремлем расположен  главный пост – пост №1 почетного караула, рядом с могилой неизвестного солдата.

У Кремлевской стены находится известный во всем мире мавзолей Ленина. Вереница из желающих посмотреть на вождя мирового пролетариата стоит вплоть до самого закрытия. (слайд 7)

Там же расположен Некрополь, где захоронены важные политические и военные деятели страны. Зимой на площади открывают каток, который может вместить в себя до 500 человек сразу. Все главные гулянья проходят именно на этой площади.

Москва это важный туристический центр нашей страны. Сохранившиеся архитектурные памятники привлекают туристов, делая Москву одной из самой культурной посещаемой столицей. (слайд  8)

Учитель: - Посмотрите на слайд, какие архитектурные памятники вы увидите  на слайде ? (Ответы учащихся)

Для России Москва – древняя столица. Для москвичей Москва – дом родной, а дом надо хранить, беречь и любить.

  3. «Моя малая Родина – Тыва».

Учитель: - У нас есть и малая Родина.

- Как вы думаете, как называется нашу малую Родину ?  (ответы  учащихся)

Учитель: - Правильно,  нашу малую  Родину называется  - Республика Тыва. (слайд 9)

Место, где родился человек, - город, село, деревню – называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Кто где родился? (Ответы детей.) Большинство из вас родились в городе Ак-Довурак.  Значит, это ваша малая родина. Ваш родной город. Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с тёплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. А многие из вас навсегда останутся здесь жить, получат образование, будут работать, чтобы наш город становился с каждым днём всё краше.

(слайд 10)

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА?  Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

4.Кызыл – столица Республики Тыва. (слайд 11)

 Учитель: Административный, культурный, научный и промышленный центр Республики Тыва - город Кызыл.

4 апреля 1914 к территории России была присоединена соседняя небольшая республика — Тува. В то время Тува, официально, принадлежала Урянхайскому краю и вошла в состав Енисейской губернии. Главное управление будущей самостоятельной республики находилось в Санкт-Петербурге. Тогда было принято решение о строительстве различных объектов инфраструктуры и жилых домов в том районе. В начале весны 1914 года в Туву прибыл главный управляющий Владимир Габаев, который являлся Заведующим устройством русского населения. Строительство города началось в апреле 1914 года в устье Енисея.

(слайд 12)

В 1918г. город переименован в Урянхайск, однако это название пробыло всего лишь пару месяцев. Во время самого большого сражения – Белоцарского боя в 1919г. город был сожжён. А в 1920г. вышел указ о восстановлении Белоцарска. В 1921г. была провозглашена самостоятельная Тувинская Народная Республика.

 К этому времени Белоцарск был восстановлении и переименован в Кызыл, который документально был признан столицей Тувы в 1922г.

5.Особенность Кызыла. (слайд 13)

Учитель: - А теперь , Хомушку Ариадна нам расскажет об  особенностях  города Кызыла.

Ученица: Особенностью Кызыла является то, что он расположен в самом центре Азии. В напоминание этого в городе расположен обелиск Центр Азии, который якобы указывает точный центр этой части света. Обелиск состоит из земного шара и шпиля высотой 10 метров, сфотографировать у которой мечтает все туристы, приезжающие в республику, была установлена в 1964 году и определяет географический центр Азии.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, вы по религии христиане или буддисты ? (ответы учащихся)

Учитель:  Наша религия – Буддизм.

6. Религия в Тыве. (слайд 14)

Ученица: Основная религия в Тыве – буддизм.

Тувинский буддизм – уникальное явление в истории мировых религий.  Произошло удивительное в истории человечества слияние народной религии – шаманизма и официального буддизма. Тувинцы называют свою религию «сарыг шажын» - «желтая вера».

Православие в республике представлено несколькими храмами, два из которых расположены в столице – городе Кызыле. Красивейшим буддийским храмом считается «Ценченлинг». Он был построен меньше чем за 2 года и в нем находится резиденция далай-ламы. На центральной площади расположен Буддийский молитвенный барабан, основу которого составляют около 116 млн. священных заклинаний.

(слайд 15)

Помимо известных мест Кызыл богат множеством памятников, театров. На слиянии двух рек в лесной зоне расположен большой парк культуры и отдыха.

Самая большая площадь города называется Арата, которую с 1977г. украшает Тувинский театр музыки и драмы.

Учитель: - Спасибо Ариадна, за интересный рассказ о достопримечательностях столицы нашей малой Родины.

-  Есть очень много интересного, на что стоит посмотреть, приезжающим в республику!. Но главная драгоценность Тувы – это ее народ, трепетно хранящий традиции веков.

Всего о Туве скорее всего, не знает даже самый коренной тувинец! Поэтому каждый может продолжить открывать для себя неизведанный кусочек планеты Земля!.

Итог урока: 

- что нового вы узнали сегодня о столице нашей большой Родины – Москве?

- какие достопримечательности есть в Москве?

-  что нового узнали о малой Родине – Тыва?

- как  достопримечательности есть в Кызыле?

- В этом году, какую знаменательную дату отмечала Тыва и город Кызыл?.

 (ответы учащихся)

Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

 Много вы сегодня услышали и узнали о России и о родной Тыве, но еще больше неизведанного  осталось, но ведь у нас впереди  еще целая жизнь.

А в заключение предлагаю вам спеть песню сл. Н. Соловева, муз. Г.Струве «Моя Россия».

Список литературы:

1.Административные округа города Москвы в 1995 году. - М.:Мосгоркомстат, 1996

2. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала XX вв. М.,1971.

3.Из истории Москвы ХIХ века. Материалы к курсу отечественной истории, - МИРОС, 1998.

4.Драгоценности Тувы «Тос эртине». По итогам специального проекта «Тос эртине». Фотоальбом.- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2011.- 112 с.: ил.

5.Пусть благоприятствует тебе белая дорога. Вагнер В.Д., Гладких Н.Н., Купцов А.С.  Издательство  «Платина» г. Красноярск, пр. им. Газеты «Красноярский рабочий» , 71д

6.Официальный сайт республики Тува.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разаработка классного часа "России важен каждый"

Данная разработка классного часа - один из вариантов проведения мероприятия с использованием активных методик. Методики, которые применялись при разработке классного часа, универсальны. Их можно испол...

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...

Классный час "Россию прославит молодёжь"

Материал о достижениях современных старшеклассников в учёбе, спорте  на международном уровне. Примеры героизма современных подростков. С презентацией....

Сценарий классного часа "России верные сыны"

Классный час, посвященный 200летию Бородинского сражения....

Классный час "Россия - Родина моя"

Задачи классного часа  - воспитание любви к своей семье, своей стране, своей Родине;  уважительного отношения друг к другу; воспитание ответственности и причастности к своей стране....

Классный час "России верные сыны!"

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.Задачи:познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны;формировать представление о подвигах народа в годы Великой Отечеств...

Классный час "Россия начиналась не с меча"

Данное мероприятие относится к гражданско-патриотическому воспитанию. Классный час можно проводить в среднем и старшем звене....