Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке на тему

Баранов Иван Иванович

Рабочая программа по музыке 5 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение  

Локотская средняя общеобразовательная школа № 2

им. Н. Ф. Струченкова

«Согласовано»                                                                                      «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                                                                 Директор школы

_________Л.Ф. Бесшабашнова                                                             ____________К.Н. Лобунова                                                                                                  

«__» __________2015г.                                                                         «__»________________2015г.          

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«МУЗЫКА»

5 КЛАСС

                                     

                                       

                                       Составитель:

                                                                                                  учитель музыки

                                                                                                  Баранов И. И.

                                                                                           

        

               

2015 – 2016 уч.год

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 классов общеобразовательного учреждения разработана на основе: примерной программы для основной школы по музыке; учебно-методического комплекса Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А; основной образовательной программы школы; требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

-освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общая характеристика предмета.

Программа выстроена с учётом ФГОС второго поколения и современной теории преподавания музыки как вида искусства. Её основу составляют:

• опора на принципы и закономерности, вытекающие из интонационно-образной природы музыки (художественная дидактика);

• познание музыки в единстве процесса и результата как «искусство, жизнью рождённое и к жизни обращённое» (теория обучения);

• воспитание умений и навыков исполнительской и слушательской культуры, являющихся критериями воспитанности музыкально-художественного мышления (теория воспитания).

На современном этапе модернизации российского образования приобщение подростков к музыке продолжает играть важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение духовного опыта, запечатлённого в нём, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.

 В основе данной позиции — ведущая идея концепции художественного образования детей и молодёжи РФ: «Овладение человеком сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества — важнейший способ развития и формирования целостной личности,её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».

Таким образом, целью преподавания музыкального искусства в основной школе является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:

• развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;

• воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;

• освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрывать сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;

• изучение музыки как вида искусства во всём объёме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и приёмов исполнительства;

• знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;

• воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской культуры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).

Программа опирается на следующие принципы:

• преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

• раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;

• возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);

• проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

• моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

• «сочинение сочинённого» и импровизация музыки (В.О. Усачёва);

• содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).

Метод моделирования художественно-творческого процесса, в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях, призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Здесь многое зависит от постановки учебной задачи: её надо сформулировать так, чтобы учащемуся был ясен её подлинный смысл. Это значит, что решение задачи должно потребовать от школьников мысленного экспериментирования с материалом, выявления в произведении внутренних интонационно-образных связей, чтобы они могли теоретически обосновать закономерность рождения данного художественного явления, конкретного произведения именно в таком единстве содержания, формы и выразительных средств. Применение этого метода позволяет поставить школьника на место творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново созидающего произведение искусства, обеспечивает ребёнку проживание знания и понимание смысла своей деятельности.

Моделирование художественно-творческого процесса — это по сути и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания её как бы изнутри и проживание самого этого момента. Это особенно важно при освоении детьми крупных классических сочинений, которые всегда были предназначены только для слушания. Это важно и для освоения фольклора, когда школьники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины. Это важно и для освоения (разучивания) любой песни, и для инструментального музицирования.

Этот универсальный для всех видов искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (при прохождении пути композитора они не отчуждаются от ребёнка); творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создаёт и т. д,); развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Метод «сочинение сочинённого» и импровизация музыки выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочинённый») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочинённого.

Так и с миром музыкальных абстракций: осваивая их интеллектуальное пространство и изучая конкретные произведения, ученик вновь идёт тем же путём сочинения, что и автор, т.е. содержательный анализ изучаемого произведения происходит не параллельно слушанию, не после знакомства с автором и произведением, а словно предвосхищая его.

Суть метода — в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения — вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения. Процесс представляет собой особого рода музыкальную рефлексию ученика (или класса), он проницательно и гибко регулируется педагогом так, что сама совокупность возникающих содержательных элементов образа органично ведёт по пути авторской концепции. Источником творческой рефлексии ученика (как и самого авторского замысла) может явиться и слово, и визуальный ряд, и движение, и впечатление. Важен факт перерождения, переосмысления, переплавки первичного импульса в музыку — в музыкальную интонацию и далее в говорящую, развивающуюся мыслеформу, пусть самую простейшую логически завершённую вопросно-ответную фразу, небольшое размышление, наблюдение, которые, как малое в большом, будут «отражаться» и «узнаваться» в прослушиваемых (после рефлексии) композиторских произведениях.

Идти путём «сочинения сочинённого» не означает подражать известному, повторять знакомое. Здесь важны тонкие, подчас потаённые, сокровенные «механизмы», как работающие в процессе рождения образа — схватывание, видение идеи, её рассматривание и продумывание музыкой, так и лежащие в истоках самого процесса музыкального образования.

Импровизация музыки на уроках может рассматриваться и как частный случай процесса рефлексии в методе «сочинение сочинённого», и как самостоятельная творческая деятельность, когда на уроках совместно с учителем ученики пробуют создавать музыкальные композиции, связанные с собственными творческими потребностями и идеями. Здесь также важно использование синкретики в поисках адекватных музыкальных средств выражения и освоении жанрового разнообразия.

Суть содержательного анализа музыки состоит в следующем. Анализ произведения начинается с выдвижения (на базе одной из трёх философских «формул» развития) содержательного положения (гипотезы, художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне — как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.

Содержательный анализ протекает как слежение за становлением конкретной формы в развитии, понимаемом как воплощение логики процессуального раскрытия философско-художественного смысла произведения. При этом выявляется, как художественная идея

(содержательное положение) определяет организацию всего комплекса средств выразительности на каждом этапе своего развёртывания.

В качестве основы ассоциативно-образной деятельности школьников в содержательном анализе выступает сложность духовного мира человека. Сама музыкальная драматургия (логика взаимодействия музыкальных смыслов как образов-оценок) становится процессом выражения диалектичности человеческих чувств.

В качестве видов музыкальной деятельности в традиционной музыкальной педагогике выделяют слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, драматизацию музыкальных произведений, сочинение и импровизацию. В системе развивающего музыкального образования (т. е. в данной программе) эти виды рассматриваются как формы приобщения к музыке, многие из которых являются лишь частным случаем по отношению, например, к исполнительству как категории более общего порядка (вокальное, инструментальное, художественное движение, театрализация и т. д.).

В качестве истинных видов музыкальной деятельности, которую учащиеся осуществляют на уроке музыки, правомерно рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Они неразрывно связаны, объединены восприятием музыки и отражают три необходимых условия существования самой музыки. Могут измениться условия звучания, инструментарий, жанры, формы, средства выразительности и пр. — но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо указанные виды деятельности есть условия и форма существования музыки вообще.

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по музыке рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 раз в неделю.

Требования к результатам обучения музыке.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;

- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

Содержание учебного предмета.

В качестве содержательных линий предмета выступают центральные проблемы каждого года обучения, которые, будучи фундаментальными функциями искусства и базовыми направлениями системы человеческой деятельности, организуют рассмотрение

самой этой системы в определённом сущностном художественно-теоретическом аспекте и на философско-теоретическом уровне. Главная и единственная тема 5-го класса – «На перекрёстке искусств — художественное познание мира».

Научное и художественное познание мира. Общее и специфическое в научном и художественном познании мира. Художественное познание мира как основание всей системы человеческой деятельности. Музыкальный театр как интегративная художественная целостность.

Искусство слышать, искусство видеть. Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ.

Предназначение искусства — воспитывать духовность, развивать эмоционально-чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство — ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.

Истоки творчества. Состояние творчества — потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация — единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве — символ и знак.

Образный язык искусства. Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее — способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм.

Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие).

Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.

Путь к слушателю, читателю, зрителю. Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось

-соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ.

Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией  А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. –  2-е изд. –  М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Методические пособия для учителя

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования  [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев.  - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.

6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.

8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.

9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст]  / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева[текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.

11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

12. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.

13. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст]  / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

14. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...