Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МЫ И МУЗЫКА»
учебно-методическое пособие по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сироткина Елена Павловна

 

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обу­чающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопро­вождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокаль­ной импровизации.

По всей целевой направленности программа  нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.

Она предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_muzyka.doc103.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Согласовано                                                                                                 Утверждаю

 Зам. директора по ВР                                                                                 директор МБОУ   Борисова Н.В.                                                                                             «СОШ №4»                                                                                                                        

                                                                                                                       Афонина Л.Ю.

 ___________________                                                                                   _______________      

                                                                                                                        Приказ №        от

                                                                                                                         

                                         

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«МЫ И МУЗЫКА»

Срок реализации: 3 года

Для детей 10-17 лет

Сироткина Елена Павловна

Педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

МБОУ «СОШ №4»

Вязники

2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

По всей целевой направленности программа  нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.

Она предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой.

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательного учреждения.
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
  • Авторская программа «Мир вокального искусства» Суязовой Г. А.

Данная программа носит художественную направленность.

Цель:

Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:

1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:

Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь;

Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся;

Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • сольное и ансамблевое пение,
  • слушание различных интерпретаций исполнения,
  • пластическое интонирование,
  • добавление элементов импровизации,
  • движения под музыку,
  • элементы театрализации.

Прогнозируемые результаты

К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.  

Обучающиеся смогут:

- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;

- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;

- определять двухдольность и трехдольность;

- находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;

- различать звучание мажора и минора.

             - узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

- иметь любимые произведения;

- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

- положительно относиться к музыке русского народа;                                                                                          

- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;                                                                                                                                                                    

- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;

- знать состав оркестра русских народных инструментов;

- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;

- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

-знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;

- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;

- знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;

- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;

- петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;

- уметь дирижировать песни на 2\4, 3\4, 4\4, сольфеджировать простые мажорные и минорные мелодии с включением 6 и 7 ступеней в тональностях фа, до и соль мажор.

Программа будет успешно реализована:

  • если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  • будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
  • будет создана фонотека  вокально- хоровых произведений;

Учебно-тематический план программы

Первый  год обучения.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание.

2

5

7

2

Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения.

10

10

3

Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура.

2

10

12

4

Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция.

25

25

5

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация.

Выразительное интонирование.

25

25

6

Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.

2

8

10

7

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в конкурсах.

6

20

26

Общее количество часов

12

96

108

Второй  год обучения.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование.

1

3

4

2

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

10

10

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки.

2

10

12

4

Музыкально-ритмические движения.

2

10

12

5

Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция.

20

20

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание.

20

20

7

Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп.

2

8

10

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Смотры песен.

4

16

20

Общее количество часов

11

97

108

Третий год обучения.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования.

1

3

4

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов.

5

5

10

3

Знакомство с произведениями  различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением.

2

23

25

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

2

10

12

5

Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества.

25

25

6

Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура.

2

10

12

7

Основы музыкальной грамоты. Тональность.

2

8

10

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

1

9

10

Общее количество часов

15

93

108

Содержание программы раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.

Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим  движениям,  поведению на сцене.

        Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

        Данная программа помогает четко организовать работу творческого объединения. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический  смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается  в течение года.

Первый год обучения: Я музыкантом стать хочу...”. Раскрывается певческий голос ребенка. Репертуар строится на основе простых детских песен, песен из мультфильмов и кинофильмов, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения: “Петь приятно и удобно”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.

Третий год обучения: “У меня душа поет!” Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться достаточно сложные вокальные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство.

Формы контроля:

 -  групповые, парные, индивидуальные.

Виды  деятельности:

 - путешествие, игра, беседа, концерт.

 Виды контроля:

 - входной, текущий, итоговый

 - фронтальный, устный

Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям, концертное исполнение песни.

Методы и формы.

  • На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:
  • Слушание и анализ музыкальных произведений
  • Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
  • " Концерт по заявкам"
  • Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизвции)
  • Тесты
  • Анкеты
  • "Музыкальная живопись"
  • Физминутки
  • Метод обучения в сотрудничестве

Список литературы

для учителя:

  • Суязова Г. А. Мир вокального искусства. Волгоград: Учитель, 2009.
  • Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000
  • Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе.  «Музыка в школе» 2003 №4.
  • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
  • Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
  • Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  • Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. – Волгоград: учитель, 2009. – 205 с.
  • Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
  • Пушкина С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная пресса, 2001.- 160 с.
  • Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.

для обучающихся:

  • Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
  • Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. «Музыка», 2000.- 200 с.
  • Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1989. – 192
  • Зильберквит М. Рождение фортепиано. — 1984, 64 с.
  • Кленов А. Секрет Страдивари. — 1989, 47 с.
  • Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
  • Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. — 1971, 159
  • Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. — 1989, 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Дополнительная образовательная программа "СИМ" (студия инструментальной музыки)

Дополнительная  образовательная программа "СИМ" относится к программам художественно-эстетической направленности. В отличии от существующих программ, в данной программе предусмотрено варьирование...

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"...

Дополнительная общеобразовательная программа «Малыш и музыка. Фортепиано»

Программа по обучению предмету фортепиано детей 4-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа "Теория музыки. Сольфеджио." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня для учащихся 5-9 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»

Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»

Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"...