Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»
рабочая программа по музыке на тему

Мартынова Сюзанна Кареновна

Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_o_muzyke_1-3.docx49.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская музыкальная школа

г. Армавир

Дополнительная  общеразвивающая программа

 в области  музыкального искусства

«Беседы о музыке»

Срок реализации — 3 года

Возраст от 6 – 17 лет

Составила

преподаватель музыкально –       теоретических дисциплин

Мартынова Сюзанна Кареновна

Армавир

2015

Содержание

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Срок реализации учебного предмета
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цель и задачи учебного предмета
  • Структура программы учебного предмета
  • Методы обучения
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

  • Годовые требования
  • Учебно-тематический план

III. Требования к уровню подготовки учащихся

  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

V. Список учебной и методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Беседы о музыке» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта.

Предмет «Беседы о музыке» теснейшим образом взаимодействует с учебными предметами исполнительской подготовки и историко-теоретической подготовки. Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Данная программа направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы –

6– 17 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Беседы о музыке» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет по 35 часов в год (один раз в неделю)

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Беседы о музыке» при 3-летнем сроке обучения составляет 105 часов. Продолжительность урока – 40

минут. 

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Беседы о музыке» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

 Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Беседы о музыке» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.

Задачами предмета  являются:

  • формировать слушательские умения и навыки обучающихся;
  • поддержать познавательный интерес обучающихся;
  • приобщать обучающихся постигать музыкальное искусство;
  • ввести личность обучаемого в художественную культуру;
  • сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному

духовному постижению художественных ценностей;

  • способствовать его всестороннему развитию.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета «Беседы о музыке»;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Беседы о музыке» используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие)

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета :

  • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам;
  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений;
  • обеспечение обучающихся основной учебной литературой;
  • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Беседы о музыке», оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Беседы о музыке» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтён принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу

наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно.

        Первый год обучения – вводный, содержащий предварительный круг знаний. Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке.

Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу.

Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, запоминание и узнавание музыки.

        Программа второго года обучения – классики европейской музыки – представляет собой последовательность моногорафиеских тем, соответствующих историко – художественному процессу: И.С. Бах, Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений (или их законченных частей) с последующим прослушиванием.

Биография композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера, показывающие разносторонние связи искусства с жизнью. Формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии – большой познавательный материал, расширяющий представление учащихся о музыкальном искусстве.

Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, вводимые в теме «Й. Гайдн», закрепляются затем при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта.

Освоение инструментальных произведений крупной формы, слуховое, теоретическое и исполнительское (в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития учащихся. Представленные в темах другие жанры музыки (песни, фортепианные сочинения малых форм, сюиты), знакомство с фрагментами оперы «Свадьба Фигаро» способствуют расширению и углублению полученных ранее знаний.

        Знакомству с отечественной музыкой отводится третий год обучения.

Программа предусматривает темы, посвящённые основным представителям русской музыки XIX века: М. И. Глинке, А. С. Даргомыжскому, М. П. Мусоргскому, А. П. Бородину, Н. А. Римскому – Корсакову, П. И. Чайковскому. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-70 годы XIX века и на рубеже XIX и XX веков.

Основное внимание в разделе «Музыкальные классики XIX века» уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и предполагает включение кратких сведений из истории их создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей.

Знакомство с произведениями других жанров должно дать учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки.

Курс «Беседы о музыке» завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества, а также освещает один из наиболее сложных     и  противоречивых периодов в истории отечественного музыкального искусства – XX век и включает некоторые биографические сведения и характеристику творчества  А. К. Лядова, А . К. Глазунова,  А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, В.А. Гаврилина. Заключительная беседа посвящается состоянию и основным проблемам современной музыкальной культуры, обзору важнейших событий музыкально-общественной жизни.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету «Беседы о музыке»:

  • первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
  • знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);  
  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

        Занятия по предмету «Беседы о музыке» проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).

Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.

На каждом уроке «Беседы о музыке» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях. Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога.

На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть произведение целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом. Однако, в старших классах целесообразно в пределах самостоятельной работы предлагать учащимся ознакомиться с сочинением в целом, используя  возможности Интернета.

        Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное

управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,

воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету  являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроках, так и во время выполнения домашних работ;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются  контрольные уроки, тесты для фронтального опроса, позволяющие мобильно и в полной мере выявить уровень знаний учащихся. В качестве более глубокой проверки знаний рекомендовано использовать такие формы работы, как защита реферата, информационное сообщение и музыкальная викторина, открытые занятия, участие в конкурсах.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока, как защита реферата. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.

  • 5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов.

Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

  • 4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более

     2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического

материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1

грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом

контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на

размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

  • 3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ,

содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной

         подготовке обучающегося.

  • 2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного

ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70%52 ответов ошибочны.  Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

 

V. Список учебной и методической литературы

  1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века. Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
  2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
  3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004
  4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. М., «Музыка», 2004
  6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
  7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М., «Престо», 2009
  8. Калинина Г.Ф. «Тесты по музыкальной литературе для 4 класса».                 «Тесты по зарубежной музыке». «Тесты по русской музыке». Калинин, 2010
  9. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. «Тесты по отечественной музыке». Калинин, 2010
  10.  Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: М., «Музыка», 1970
  11.  Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель: Прохорова И.М.: М., «Музыка», 1990
  12.  Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители: Смирнова Э.С., Самонов А.М.: М., «Музыка», 1968
  13.  Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель: Самонов А.М.: М., «Музыка», 1993
  14.  Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
  15.  Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
  16.  Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
  17.  Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы о музыке : «Я по ступеням музыки иду»

Примерный сценарий проведения музыкального вечера-беседы о музыке. Обычно их несколько, но они при всём своём разнообразии крепко связаны одной идеей....

программа для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Предмет  «Беседы о хореографическом искусстве» даёт возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов; глубже разобраться в с...

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»

Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"...

Образовательная программа "Беседы об искусстве. Беседы о театре"

Образовательная программа «Беседы об искусстве. Беседы о театре» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность....

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробу...