РАЗРАБОТКА УРОКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ ВАЛЬСА,,,"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Виноградова Надежда Игоревна

Предлагаю разработку урока в 7 классе  по теме полугодия "Музыкальный образ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_7_klasse.docx23.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки в 7 классе

Тема урока: «Трепетные звуки вальса….»

Автор: учитель музыки ГБОУ СОШ №290

Красносельского района г. Санкт - Петербурга

Виноградова Надежда Игоревна

Цель урока: - познакомить учащихся с историей возникновения и развития вальса, раскрыть образное содержание произведений зарубежных и русских композиторов (Ф.Шопена, П.И.Чайковского, А. Грибоедова, Г.Свиридова), познакомить учащихся с песней А.Дольского «Ленинградский вальс», начать разучивание песни.

Образовательная задача:

-продолжать формировать у учащихся умение раскрыть содержание музыкального образа через смысловое значение музыки;

- познакомить с понятием «вальс», историей создания вальса.

Воспитательные задачи:

-способствовать воспитанию у учащихся чувства понимания прекрасного, формировать в сознании и душе учащихся способности сопереживать.

Развивающие задачи:

-осознанное слушание вальсов Ф.Шопена, П.И.Чайковского, А. Грибоедова, Г.Свиридова с точки зрения раскрытия образного содержания;

-прививать интерес к жизни и творчеству известных композиторов, прививать интерес к классической музыке;

- развивать вокально – хоровые навыки, умение работать над текстом.

Раздаточный материал:  тексты песни

Музыкальный материал:

  1. «Вальс си минор» Ф. Шопен;
  2. «Вальс ми минор» А. Грибоедов;
  3. «Сентиментальный вальс» П. Чайковский;
  4. «Вальс» из иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»;
  5. «Ленинградский вальс» А. Дольский

Урок проводится с использованием компьютерной презентации.

Ход урока:

  1. Вход в класс под звучание песни А.  Дольского «Ленинградский вальс».
  2. Орг. момент.

У. -  Здравствуйте, ребята. Вы обратили внимание на музыку, звучавшую при входе в класс? Может, кто-то назовет жанр этого произведения?

Д. (Песня)

У. - Только песня? Что ещё можно делать под такую легкую, напевную музыку?

Д. (Танцевать. Это ещё и танец.)

У. - Правильно. Это песня – танец. А о чем эта песня?

Д. (О вальсе)

У. - Вальс – главный герой нашего урока.  Я хочу пригласить вас на праздник в чешской деревне 18 века.

Сельские музыканты играют танцевальные мелодии. Молодёжь пустилась в пляс, один танец сменяет другой. Какие чешские танцы этого периода вы знаете?

Д. (Отвечают)

У.  - Верно. Танцуют польку, скочну, фуриант.

Фуриант- танец юмористического характера: юноша, пародируя франтоватого богача, танцует, упирая руки в бока и топая ногами, скидывает во время танца кафтан, чтобы показать свою дорогую полотняную рубаху, затем устремляется за девушкой, кружащейся в лёгком танце и старающейся упорхнуть от назойливого кавалера. Вот он обнял её за талию и они начинают кружиться в весёлом танце под одобрительные притоптывания остальных.

Теперь приглашаю вас на гулянье во французской деревне.

Здесь свои танцы, и самый популярный из них - вольт.

Танцуют вольт парами, с вращениями на месте, с различными поворотами одного из танцующих вокруг другого (вольтаре- «поворачивать»).

А теперь мы с вами наблюдаем австрийский танец области Ландль в исполнении современного австрийского танцевального ансамбля. Примерно также танцевали в австрийской деревне 18 века танец сватовства - степенный и сдержанный «лендлер».

Со временем лендлер утратил своё обрядовое значение и превратился в быстрый и весёлый танец. Кавалер, выбрав понравившуюся девушку, выводил её на круг, вращал партнёршу вокруг себя, и оба постепенно передвигались по кругу за другими парами. Итак,-  фуриант, вольт, лендлер. Что объединяло эти три танца?

Д.  Высказываются.

У. - И из этих и подобных танцев разных народов Европы родился другой танец, в котором упростились  все движения и осталось только кружение, вращение. Этот танец- …

Д. – Вальс.

У. - И тема нашего сегодняшнего урока – «Трепетные звуки вальса….». 

Наступила новая танцевальная эпоха. Во второй половине 18 века вальс уже вышел за пределы сельских кабачков, деревенских свадеб, и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных залов и дворцов. Однако путь вальса ко всеобщему признанию был нелёгок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие 19 века запрещалось танцевать вальс больше 10 минут. На балах, которые давались во дворцах немецких кайзеров, вальс был под запретом на протяжении почти всего 19 века. Запрет снял лишь кайзер Вильгельм Второй при вступлении на престол в 1888 году. Как вы думаете, почему вальс подвергался запретам?

Д. Высказываются.

У. - Репутация вальса - «чувственный и непристойный танец». Близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записочки. В Англии вальс поначалу вызвал серьёзную оппозицию, матери запрещали его танцевать своим дочкам, каждая бальная зала становилась полем битвы. Джордж Байрон написал в 1813 году шуточную поэму «Вальс», сатирические стрелы которой направил против принца-регента и его министров, мимоходом английский поэт высмеивает и вальс, в ту пору входивший в моду. Послушаем, что же писал поэт:

      О милый Вальс! Склонились пред тобою

И джига, и фанданго огневое,

Шотландский рил, виргинская кадриль:

Где правит Вальс, их надо сдать в утиль.

Лишь Вальсу руки надобны и ноги:

Но коль для ног законы очень строги,

То руки там лежат, где с древних лет

Их не было. Ой, уберите свет!

Мне кажется, слепящие шандалы

Чрезмерно освещают нашу залу.

Сам Вальс шепнул: «Не нужно нам огней:

Ведь эти па во тьме всего верней…»

 - Как пишет мемуарист, капитан Р.Гроноу, лишь «когда русский царь Александр Первый, туго затянутый в мундир, украшенный множеством орденов, без стеснения станцевал вальс в клубе «Альмак», предубеждение против вальса испарилось, и он стал стандартным, общепринятым танцем».

В России вальс тоже подвергся гонениям, его невзлюбила Екатерина  II, а при Павле I опубликовали полицейское предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсеном именуемой». Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате - «наподобие эпидемии насморка».

Из письма Фредерика Шопена:

«Венцы теперь - поклонники вальса. Он звучит везде; музыкальными кумирами стали молодой Иоганн Штраус и Ланнер. Среди множества венских развлечений славятся вечера  в гостиницах, где за ужином Штраус и Ланнер разыгрывают вальсы. После каждого вальса получают шумные аплодисменты...»

Сам Фредерик обращался к вальсу на протяжении всей своей жизни. Всего он написал 17 вальсов. Один из поздних вальсов - знаменитый Седьмой до-диез минорный. Есть предположение, что этот вальс был навеян мыслями о сестре его лицейского друга Марии Водзинской. Прелестная Мария вызвала в душе Шопена забытые чувства, давно его сердце не знало такого волнения:

«Ты мелькнула, ты предстала,

Снова сердце задрожало,

Под чарующие звуки

То же счастье, те же муки,

Слышу трепетные руки-

    Ты ещё со мной!

Час блаженный, час печальный,

Час последний, час прощальный,

Те же лёгкие одежды,
Ты стоишь, склоняя вежды,-

И не нужно мне надежды:

   Этот час- он мой!

Ты руки моей коснулась,.

 Разом сердце встрепенулось;

Не туда, в то горе злое,

Я несусь в моё былое,

Я на всё, на всё иное

   Отпылал, потух!

Этой песне чудотворной

Так покорен мир упорный.

Пусть же сердце, полно муки,

Торжествует час разлуки,

И когда загаснут звуки-

   Разорвётся вдруг!

(А.Фет «Шопену»)

Учитель исполняет  Вальс до-диез минор

У. - Как вы считаете, вальсы Фридерика Шопена предназначались для исполнения в танцевальных залах или для концертного исполнения7

Д.  Отвечают.

У.  - Да, под музыку этих вальсов не танцевали, они создавались только для того, чтобы их слушали. Уже позже под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров или в музыкальных хореографических концертах.

19 век прошёл под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки- оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка приобрела самостоятельное концертное значение.

В высшей степени привлекательный и очень своеобразный тип вальса был создан в России. В «Литературной газете» от 1841 года вальсу пелись такие дифирамбы:

« Что такое вальс? Это музыкальная поэма в сладостных формах или лучше поэма, которая может принимать всевозможные формы. Вальс бывает живой или меланхолический, огневой или нежный, пастушеский или военный, его такт свободен и  решителен и способен принимать всевозможные изменения как калейдоскоп. Первое условие в нём - мелодия, богатство гармонических звуков его украшение. Он независим и как каприз не подчиняется правилам, не стесняется границами».

Начало XIX века  в  России – это время Пушкина, Лермонтова, Грибоедова.

Если о  первых мы знаем достаточно, а об  Александре  Сергеевиче Грибоедове (1795 – 1829 г.г.) не так много. Знаком он больше как поэт и писатель, автор комедии «Горе от ума». Кроме того он был замечательный композитор, прекрасный пианист,  дипломат.

К сожалению, очень многое из его музыкального наследия  не сохранилось. Александр Сергеевич прожил очень недолгую жизнь – он был убит в Персии, в Тегеране.

До сих пор при постановке комедии «Горе от ума» звучат вальсы – Ля - бемоль мажор и ми минор – два знаменитых вальса А.С. Грибоедова.

Учитель исполняет «Вальс ми минор»

«Наверно, я б не вспомнила о вас,

Но у Чайковского в то утро воскресенья

В усадьбе, под «Сентиментальный вальс»

Застенчиво кружился снег весенний.

Внимая вальсу, в стороне от всех,

Я думала, бродя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,

Что тронуть ветви нежностью не смеет.

И снова стынь откуда-то взялась,

И грусть, что время вёсен пролетело…

Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый»

(Ирина Волобуева «Сентиментальный вальс»)

Учитель исполняет  Сентиментальный вальс П.И.Чайковского

У. - Вальс, символ романтической любви, тесно связан в русской литературе с офицерством и армией: не было на Руси более пылких влюблённых, лихих игроков и танцоров, чем гвардейские офицеры от лермонтовского Печорина до купринского Ромашова. Персонаж пушкинской «Метели» Бурмин тоже военный,  герой 1812 года. Давайте вспомним, о чём же рассказ Пушкина «Метель»?

Д. Высказываются

У. - Это маленькая поэма о риске, ода гусарской браваде и лихости, поэма о милости его величия Случая, который благоволит смельчакам и безумцам. Вальс Георгия Свиридова из иллюстраций к рассказу звучит естественно как вальс на балу в уездном городе N , в котором расположился гусарский полк: на таких балах и в столицах, и в провинции разбивались сердца и происходили судьбоносные встречи. В соседней с танцующими комнате, где играли в карты и сражались в бильярд, офицеры за один вечер могли пустить по ветру или выиграть целое состояние. Давайте послушаем Вальс

Звучит вальс Г.Свиридова

У. - Вальс может рассказать нам о многом. О чём же?

Д. Высказываются

У.  - Любовь, разлука, радость, горе, одиночество, расставания, встречи, вера, надежда - вот о чём может рассказать вальс.  Давайте послушаем ещё раз  «Ленинградский вальс»  Александра Дольского и попробуем потом ответить на вопрос: какие ещё чувства может выразить вальс?.

(Исполняется «Ленинградский вальс» А. Дольского)

Ведётся разговор о «Ленинградском вальсе»  (в вальсе говорится о городе, о прошлом и истории города, о современной жизни. Вальс людей, вальс жизни).

  1. Разучивание песни.

У.  - Почему же вальс не уступает своего места  вот уже на протяжении 200 лет?

Д. Высказываются.

У. - Вальс, вальсовый размер может выражать различные человеческие чувства.

И поэтому вальс живёт, и танцуют его и взрослые и дети, танцуют от простого школьного вечера до парадного дипломатического приёма.

Запись в словарь понятия «Вальс» (в пер. с нем. «кружиться, вращаться»)

  1. Итог урока.
  2.  Д.З. – описать музыкальный образ вальса, который больше всего понравился. Прослушать ещё раз самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Разработка урока на тему "Механические волны. Звук "

Пояснительная записка  Предмет: физика.  Класс: 9.  Тема урока: Звуковые волны.  Реализуемый УМК:  Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ ...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...