«Героическая» - призыв к мужеству в трудной жизненной ситуации».
методическая разработка по музыке на тему

Трушова Надежда Евгеньевна

Урок в 3 классе по программе Критская Е. Д., Шмагина Т. С., Сергеева Г. П. "Мир  Бетховена"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Героическая» - призыв к мужеству в трудной жизненной ситуации

Слайд 2

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827)

Слайд 3

Симфония – гармония звуков, созвучие или согласие звуков, многогласное звучание

Слайд 7

Иван Константинович Айвазовский ( 1817 - 1900 )

Слайд 8

Буря на Северном море

Слайд 9

Буря на Северном море

Слайд 10

Спасибо за урок!

Слайд 11

Список используемой литературы: 1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001, 5-е издание с изменениями и дополнениями 2.Д.Б. Кабалевский . Как рассказывать детям о музыке? – 2-е изд. – М.: Светский композитор, 1982. – 214 с. 3. Могилевская С.А. У лиры семь струн: Научно –художественная литература- М.: Дет. лит., 1981.-79с. 4. Интернет ресурсы- http :// images . yandex . ru / yandsearch ? text =% D 0% BA % D 1%80% D 0% B 8% D 1%81% D 1%82% D 0% B 0% D 0% BB % D 1%8 B +% D 0% B 8+% D 0% BC % D 1%83% D 0% B 7% D 1%8 B % D 0% BA % D 0% B 0& rpt = image & img _ url = club . foto . ru %2 Fgallery %2 Fimages %2 Fphoto %2 F 2006%2 F 02%2 F 14%2 F 568916. jpg http://www.zaycev.net/



Предварительный просмотр:

Тема четверти: «В концертном зале»

3 класс  IV четверть

Программа Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина

Тема урока: «Героическая» - призыв к мужеству в трудной жизненной ситуации».

Цель урока.

Сформировать  представление о симфонии как музыкальной форме через «Героическую» Л. Бетховена и картину «Буря на Северном море» И. Айвазовского.

Задачи:

  • учить различать симфонию как музыкальную форму;
  • развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, вокально – хоровые навыки, ритм, слух;
  • воспитывать чувство любви и сострадания, доброты, милосердия к людям, находившимся в трудных жизненных ситуациях.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Вид урока – «урок открытых мыслей».

    Образовательные технологии:

  • технология развивающего, проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • информационно – коммуникационная.

Методы:   Словесный (беседа), объяснение, иллюстрации, сравнение, анализ, метод звуковой и  зрительной наглядности, слушание, метод  диалога, рефлексия.

Средства обучения:

  • слайды презентации;
  • учебник 3 класс авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Просвещение»,2010год;
  • зрительный ряд : иллюстрации картины П. Суркова и И.Айвазовского;
  • портрет композитора Л. Бетховена;
  • фонохрестоматия музыкального материала симфония № 3 Л.Бетховена;
  • нотный материал песни «Всюду музыка живёт» слова В. Суслова музыка Я. Дубравина.

Структура урока.

  1.       Организационный этап. (1минута)

Приветствие.

  1.         Мотивация, постановка цели урока. (2минуты)

Беседа, объявление темы урока.

  1.  Актуализация знаний. (5 минут)

Кто такой герой? Формы музыки: балет, опера, концерт.

  1. Первичное усвоение новых знаний. (15минут)
  1. Изучение нового материала (сообщение учителя о музыкальной форме симфонии, о творчестве Л.Бетховена).
  2. Слушание фрагмента симфонии №3.
  3. Музыкальная разминка - «Игра в дирижеров».
  4. Работа с учебником (просмотр иллюстраций, работа с текстом учебника)
  5. Просмотр  фрагмента фильма «Титаник». Обсуждение.
  6. И.Айвазовский – маринист.
  7. «Рисуем море» – игра- разминка.
  1. Первичная проверка понимания ( 7 минут).
  1. Распевание мотива  1 –ой части симфонии.
  2. Работа в группах, задание: выбрать нужные слова, которые передают смысл симфонии.

               VI . Первичное закрепление.(3минут)

Музыкальная викторина по пройденному материалу.

  1. Рефлексия.(5минут)

Вывод детей о значении урока в жизни.

Что нового узнали?

Чему научились?

А чем вам может музыка помочь в трудной жизненной ситуации?

Чем вам может музыка помочь  когда вам  весело, радостно?

У кого были трудные жизненные ситуации , где вы оказались героем и  вам сказали молодец?

  1. Информация о домашнем задании.(2минуты)

Сходить в музей им. Дейнеки, филармонию.

                                Ход урока.

  1. Организационный  этап.

Взялись за руки.Повторяют за учителем.

  1. Приветствие: Здравствуй, солнце золотое!

                            Здравствуй, небо голубое!

                            Здравствуйте, мои друзья!

                            Всех вас рада видеть я!

Меня зовут Надежда Евгеньевна Трушова. Сегодня я открою для вас неизведанное в музыке. А вы мне в этом поможете.

Мотивация, постановка цели урока.

-  Уч.  Ребята, в каком городе вы живёте?

-  Ответ.  В Курске.

-   Уч. Какое историческое событие, связанное с нашим  городом было в 1943 году, во время Великой Отечественной войны?

-   Ответ.  Курская битва.

- Уч. Правильно.

-  Уч.  В период боёв на Курской дуге произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой. Наши земляки в годы войны и в мирное время совершали боевые и трудовые подвиги.  Эти люди  - ГЕРОИ.

- Ребята, а по вашему мнению кто такой герой?

Примерные ответы ребят.

  Обуч.1.Герой – человек, способный творить добро в ущерб себе и своему здоровью.

2.Тот, кто может учиться на одни пятёрки.

3.Тот, кто может совершить храбрый мужественный поступок: спасти тонущего человека, вынести из горящего дома детей.

4.Герой – у кого доброе сердце и чистая душа.

5.Герой  -  человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации и смог победить невзгоды.

- Уч. Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-  Ответ.  О героях.

- Уч. И так как у нас урок музыки, то о героической музыке.

 Слайд №1

- Уч. Как вы думаете музыка связана с героизмом? Она может призывать к героизму? А она это делает? Как сообщает нам об этом?

-Ответ……

Слайд№2

-Уч. Давно , в XIX веке, в 1803 году великий немецкий композитор Л.Бетховен написал симфонию и назвал ее «Героической».

 (на доске надпись – симфония)

  1. Актуализация знаний.

 Слайд№3

Симфония - самый главный жанр симфонической и инструментальной музыки. Слово симфония в переводе с греческого языка означает «созвучие» (syn – вместе, phone - звук).

-Учит  .Как вы думаете, в симфонии много звуков или один? А где встречается много звуков?

-Ответ. В оркестре.

-Учит. Этот оркестр так и называется- симфонический- многозвучный.

Отключить презентацию.

Ребята, а вы знаете почему она называется «Героической»?

-Ответ. Нет.

-Уч. В те времена во Франции была революция, предводителем которой был Наполеон. Бетховен восхищался им как человеком, освободившим французский народ от тирании.  Композитор решил посвятить ему свое произведение, воспевающее героическую борьбу ради счастья человека. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен пришел в ярость и воскликнул: «Он стал таким же тираном, как и все!». Композитор подошел к столу, схватил заглавный лист и разорвал его. Он решил свое произведение посвятить героизму народа, который мужественно сражался в годы революции  и назвал «Героическая».

- Уч.  Давайте представим, что мы находимся в концертном зале. Сядьте, пожалуйста,  поудобней и послушаем фрагмент героической симфонии.

Слайд  4. Слушание симфонии ( оркестр).

Отключить  презентацию.

- Уч. В исполнении какого музыкального коллектива прозвучало это произведение?

-Ответ. Симфонический оркестр.

 Художественно – педагогический анализ  музыкального  произведения.

- Уч.Обратите  внимание на доску ( запись мелодии). (Проиграть мелодию. Простучать ритм.)

Вопросы:

- Уч. Каков характер  мелодии ?

-Ответ. Мужественная.

-Уч. Наполненная внутренней силой и сдержанной энергией 1-а часть.

 Мощная мелодия, постоянно устремляющая вперёд. Развитие музыки динамическое ( от тихого звучания до громкого), контрастное( сопоставление  мажора и минора) ,темп быстрый

-Уч. Какие  чувства, черты характера  человека композитор пытается передать своей музыкой ?

-Ответ. Борьба ,  возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, гуманность и доброту, быть сильным , смелым.

-Уч. Дети, мы только что прослушали музыку. Какое состояние человека отражено в симфонии?

-Ответ…..

-Уч. Радостно было человеку или мы слышали скорбь, трагедию?

-Ответ…..

-Уч .В какой трудной жизненной ситуации оказался Бетховен? Что с ним произошло?

-Ответ.Глухота

 -Уч. Глухота подступала всё ближе и ближе. К 32 годам он почти ничего не слышал. Страдалец, мир, которому отказывал в радости. Он  сам творил радость, дабы подарить её миру. «Героическая» рождалась в это самое тяжёлое время в жизни композитора. «Ещё немного и я в отчаянии. Меня удерживает только моё  искусство,-писал Бетховен».

V.     Первичная проверка понимания.

Слайд 5  . Игра в дирижёров (на фоне музыки).

 -Уч. Чему учит симфония Л.Бетховенва?

- Ответ. Учит нас быть смелыми, сильными, храбрыми…

-Уч. Музыка Л.Бетховена учит нас преодолевать трудности, бороться и побеждать. Она всегда приходила на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Дети, 15 апреля  исполнилось ровно сто лет со дня гибели  самого большого в то время английского пассажирского парохода «Титаник». В 1997 году режиссер Джеймс Кэмерон создал фильм «Титаник».Давайте просмотрим фрагмент из этого фильма.

Слайд 6  . Фильм «Титаник».

Отключить  презентацию.

 -Уч. Дети, что чувствовали вы, когда смотрели фрагмент фильма?

-Ответ. Страх, боязнь, переживание.

-Уч. Кого из фильма мы можем назвать героями?

-Ответ. Моряков, музыканты

-Уч. А почему?

Ответ:

Уч. Ребята, какая музыка звучала во время просмотра отрывка из фильма «Титаник»?Знакома ли вам она?

-Ответ Симфония «Героическая».

-Уч. Кто ее исполнял?

-Ответ. Оркестр, муыканты.

-Уч. Музыканты старались облегчить страдания других людей и сами черпали силы. А можно ли их назвать героями?

-Ответ.Да

Включить презентацию

-Уч.«Море…. Таинственное, непостоянное, необъятное – оно волнует душу, не оставляет равнодушным сердце. Что спрятано в глубинах вод?»,-

Слайд 7  думал Иван Константинович Айвазовский, великий живописец, который отдал свой большой  талант   маринистической  живописи.

Слайд  8 .   «Буря на Северном море».

Одно из самых эмоциональных произведений.

-Уч..  Какое море изобразил художник?

-Ответ. Штормовое море.

-Уч. Что произошло с кораблем?

-Ответ. Он тонет.

-Уч. Кого мы видим на картине?

Моряки , которые мужественно борются со стихией.

-Уч. Как вы думаете эти люди выживут или нет?

-Ответ …

 -Уч. А что поможет им выжить?

-Ответ. Сила воли, мужество, выносливость, героизм, взаимопомощь.

Слайд 9 . Игра «Море» на фоне музыки.

-Уч. Дети, как вы думаете, что объединяет симфонию Бетховена и картину Айвазовского?

-Ответ: Мужество, героизм.

-Уч. Общая тема. Искусства различны, тема- одна.

Отключить презентацию.

  1. Первичное  закрепление.

Музыкальная   викторина.

Уч.  Ребята я вам предлагаю небольшую викторину.

  1. Жанр симфонической и инструментальной музыки.         (Симфония)
  2. Автор  «Героической».             ( Бетховен)
  3. Пароход затонувший в 1912 году.      ( «Титаник» )
  4.  Руководитель оркестра.                       ( Дирижёр)
  5. Ненастье, сопровождаемое ветром, достигающим разрушительной силы. (Буря).
  6. Автор картины «Буря на Северном море».   (Айвазовский).

Похвала. Какие вы молодцы.  ( Руки вверх, положить на голову).

-Уч. Дети, а когда борьба позади, пережиты все невзгоды,  какое настроение возникает у людей ?( раздать слова песни)

-Ответ. Радостное….

-Уч. А когда радостно, что хочется делать?

-Ответ…

-Уч. Когда радостно люди поют. Давайте с вами вместе разучим веселую песню.

Слайд  . Исполнение  песни.

Пою первый куплет и припев.

-Уч. Давайте с вами прочитаем слова первого куплета песни ( хором читают)

Исполнение песни.

  1. Рефлексия.

Какое открытие вы сделали на уроке?

Чему научились?

Как нам помогает музыка в жизни когда нам тяжело, трудно?

Чем вам может музыка помочь  когда вам  весело, радостно?

У кого были трудные жизненные ситуации , где вы оказались героем и  вам сказали молодец?

  1. Информация о домашнем задании.

Сходить в музей имени Дейнеки, филармонию. Слова благодарности детям (диск с музыкой Бетховена)

Слайд 10. Спасибо за урок!

Литература.

1. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
2. Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества. Вып. 1.- М.: Музыка, 1980.- с.17-28
3. Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах: маленькая энциклопедия. - М.: Детская литература, 1986. - с. 102-105.
4. Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе. – М.: Просвещение, 1980.- с.144

 5.Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965 год.
Игорь Долгополов, «Мастера и шедевры». Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987 год.
Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986 год.
И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство «Айастан», Ереван, 1967 год

6. Интернет ресурсы-

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8B+%D0%B8+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0&rpt=image&img_url=club.foto.ru%2Fgallery%2Fimages%2Fphoto%2F2006%2F02%2F14%2F568916.jpg

http://www.zaycev.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

Работа в ОУ с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Презентация к семинару для Заместителей директоров школ по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Семинар проведён 20 ноября 2012 года с целью изменения системы работы с данной ...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

laquo;Героическая» - призыв к мужеству в трудной жизненной ситуации»....