Конспекты уроков музыки (5 - 7 класс)
план-конспект урока по музыке ( класс) по теме

Берлова Ксения Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Гори ,гори ясно, чтобы не погасло!».

Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством»

Цель деятельности: выявить общие и отличительные черты музыки и изобразительного искусства.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

1. Совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

2.Формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;

Метапредметные:

1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

Личностные:

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. 3. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Ход урока.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

5

Здравствуйте ребята меня зовут Ксения Владимировна и я проведу у вам урок  музыки. Давайте с вами поздороваемся по музыкальному. Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы узнаете чуть позже.

На экране: картина И. Репина «Бурлаки на Волге»; звучит  русская народная песня «Эй, ухнем!»      

После того, как музыка отзвучит, учитель обращается к учащимся:

Всмотритесь в картину. Что изображено? Какое настроение? Что вы услышали?

 Бурлаки во время работы. Тяжело тянут гружёную баржу на берег. Слышится стон, медленный их шаг из последних сил.

Совершенно верно. Ещё вы слышали песню. О чём она? Связана ли эта песня с картиной?

В этой песни поётся о тяжёлом крестьянском труде. Такой же труд изображён на картине.

Совершенно верно. Слова - Эй, ухнем! ,потянем, ещё разок- точно описывают тяжёлый труд артели бурлаков во время работы. С каким же видом искусства  связана музыка?

С  изобразительным искусством.

Правильно!

Посовещайтесь в группах и подумайте, какое сходство между картиной  и  музыкой вы нашли?

Образное содержание; смысл написания данных произведений искусств. Объединяет общая тема. Песня вызывает в воображении те же образы, что и на картине. Разные жанры. Песня - музыка и слова, вокальное исполнение; картина - наглядные образы, кисти, краски, полотно.

Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. Как мы ее назовем? «Музыка и изобразительное искусство».

Запишите тему нашего урока в тетрадь.

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

Слушание.    

Наглядность,

объяснение.

15

10

Мы будем  говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом.  Давайте определим главный вопрос нашего урока.  Что роднит музыку с изобразительным искусством?  Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

 Мы прослушали песню «Эй, ухнем!» и посмотрели картину И.Репина «Бурлаки на Волге» Познакомимся с ними поближе.

 Учитель предлагает  каждой группе задания, чтобы ближе ознакомить учеников

 с краткой информацией:

 1 группа:  раздаются карточки с вариантами о создании песни.

2 группа: раздаются карточки с  краткими сведениями о мотивации   художника на создание картины.

3 группа: выбрать из списка определения, которые больше всех подходят к целостному образу картины и песни.

После ознакомления с информационным материалом представитель от каждой группы   знакомит с ним класс.

Учитель предлагает подвести итоги задания, опираясь на правильные ответы детей:

Изначальное название песни- «Дубинушка»-бурлацкая- народная употребляемая при вбивании свай или дружной совместной работы для одновременного напряжения сил. Ф.И.Шаляпин исполнил её в 1885 году. Вдохновением на такое выразительное характерное исполнение послужила картина И.Репина «Бурлаки на Волге» В дальнейшем эта песня, стала революционной. Картина была написана художником в(1872-1873гг.) Мотивом для создания художественного шедевра послужило зрелище, которым был потрясён художник :на фоне с жизнерадостным обществом и живописной природой -тяжёлый труд бурлаков. Какие средства музыкальной выразительности использованы в песне , в вокальном исполнении , чтобы точно передать образ картины?  Давайте мы с вами прослушаем еще раз это произведение и вы ответите мне  на этот вопрос. Повторное слушание.  В медленном темпе, напоминающие ход рабочей артели, которые тяжело тянут судно с грузом на берег; нарастание  динамики и её уход, напоминают уже обессиливших людей; не яркие цвета красок картины и выразительное (минорное) мужское вокальное исполнение (бас), открывает весь  образ песни и картины. Создаётся впечатление целостного образа.        

Обратимся к учебнику: в изобразительном искусстве часто употребляют выражение - цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Чтобы определить, существует ли переложение цвета  в звуки, я  предлагаю выполнить задание. Для этого возьмём листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого, подбираем слова-эмоции и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со стихотворением Е.Новичихиной «Цвета радуги», которое  изображено на экране (работа в парах).

Выполнение задания.

Работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки?

7 основных цветов (радуга) и 7 нот в музыке.Правильно! Какого цвета получились ваши ноты?

(ученики озвучивают результаты своей работы в таблице)

Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со « Стихотворением о нотах» (на экране)Ученики выполняют данное задание.

Итак, давайте сравним результаты вашей работы ,вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах» и сделаем вывод: существует переложение цвета в звуки?

Да! Музыка не смогла бы появиться без образного содержания, цвета, красок и наоборот.

Дети слушают, отвечаю.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4

Пение.

10

 Послушайте песню «Птица-музыка» В. Синенко и скажите какой у нее характер и как бы вы ее назвали?

 О чём эта песня?

О музыке в образе птицы, солнечных ромашек, радуги.

Правильно! Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте  убедимся в этом:  

Без чего не смогла бы появиться песня?

Песня не смогла бы появиться без поэтического текста, вызванным воображением поэта как «птицей-песней» и  представленной художественным образом ярких красок.

ВХТ

Методы и приемы.

1. Интонационные:

-повтор одного звука

-хроматизм.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

2. Ритмические:

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

Молодцы ребята!

Дети поют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Подведение итогов.

5

 Совершенно верно! Мы  познакомились сегодня с произведениями музыки и изобразительного искусства.    Что же объединяет  и  отличает эти два разных жанра?

Песня - вокальное произведение, музыкальный жанр, а живописная картина-шедевр изобразительного искусства. Музыка-это звуки, а картина-это краски.

Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.    

Правильно! Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

  На классном  экране задание: 

 Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет …   А вот чей, вам нужно узнать. Кто это - обычный человек или персонаж сказки?Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковский, на экране картина В. Васнецова «Баба Яга».Молодцы!Спасибо за урок!

Дети отвечают и прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рок – опера «Иисус Христос – суперзвезда»

Слайд 2

Эндрю Ллойд Уэббер

Слайд 3

Либретто – это литературная основа оперы. В переводе с итальянского языка слово либретто означает книжечка. Без либретто композитор не может написать оперы, т. к. в либретто записывается литературное изложение сюжета оперы или балета. В основу либретто может быть положен какой-нибудь исторический факт или литературное произведение.)

Слайд 4

Евангелие это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа

Слайд 5

Увертюра - это оркестровое вступление к опере, балету, драме, в котором композитор кратко передает идейный замысел всего произведения в целом.



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Мир образов камерной и симфонической музыки

Тема урока: «Рок-опера»

Цель деятельности: подвести обучающихся к самостоятельному выводу о том, что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства

Тип урока: Урок беседа.

Планируемый результат:

Предметные:

1 .Познакомить учащихся с жанром рок - оперы;

2.Рассмотреть драматургию развития и музыкального языка увертюры

Метапредметные:

1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

Личностные:

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. 3. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Ход урока.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

5

Здравствуйте ребята меня зовут Ксения Владимировна и я проведу у вам урок  музыки. Давайте с вами поздороваемся по музыкальному. дравствуйте, ребята Цели:

Сегодняшний урок мы начинаем со слушания музыки. Предлагаю вам послушать музыку и определить – к какому жанру относится эта музыка.

Звучит начало песни «Суперстар».К какому жанру относится прозвучавшая музыка?

Эту музыку можно отнести к одному из жанров современной музыки.

К какому направлению современной музыки можно отнести песню, которая сейчас прозвучала?Сейчас звучала рок-музыка.

Мы слушали музыку из рок-оперы.

Тема нашего урока: «Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

Слушание.    

Наглядность,

объяснение.

15

10

 С появлением рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту Тиму Райсу.

Эндрю Ллойд Уэббер – современный английский композитор, сегодня на уроке будет звучать его музыка.

Ребята, а кто знает что такое либретто? Либретто – это литературная основа оперы. В переводе с итальянского языка слово либретто означает книжечка. Без либретто композитор не может написать оперы, т. к. в либретто записывается литературное изложение сюжета оперы или балета. В основу либретто может быть положен какой-нибудь исторический факт или литературное произведение.)

В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.

- Что такое Евангелие? Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» - это произведение, которое своим появлением обозначило рождение нового жанра в музыке.

Первая постановка рок-оперы состоялась на Бродвее в 1971 году и стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Постановка рок-оперы сопровождалась большим скандалом. Представители церкви буквально прокляли её, потому что библейские события в либретто были представлены от имени Иуды, который впоследствии предал Иисуса Христа за «тридцать сребреников». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). Высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.

Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира.

Впоследствии опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном).

Публика (зрители, особенно молодежь) приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века.

Пластинки с записью оперы разошлись невиданно большим тиражом.

Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперстар»(что обозначает «Суперзвезда»), эту песню стали транслировать множество радиостанций Англии.

Разучить с учащимися основные интонации песни «Суперстар».

Сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Иисус Христос – суперзвезда» снятого по сюжету рок-оперы. Послушайте известный хит 20-го века – песню «Суперстар» из рок-оперы Уэббера.

Показ первого видеофрагмента из рок-оперы.

-Каков характер этой песни?

-Какие черты современной музыки слышны в этой песне?

-Какие чувства показываются в песне?

Вывод. Песня «Суперзвезда» имеет запоминающуюся мелодию. Музыка несет заряд энергии, радостного возбуждения благодаря упругим ритмам, яркой мажорной окраске, чередованию голоса солиста с хоровыми репликами.

Знакомство с увертюрой из рок- оперы.

Мы познакомились с песней из рок- оперы. Вслушаемся ещё раз в это жанровое определение – рок-опера. В этом словосочетании ощущается соединение истории и современности. Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок- оперы появился во второй половине 20-го века, этому жанру ещё нет и сорока лет.

Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.

Принято считать, что рок-опера – это опера, написанная сугубо языком рок-музыки. На самом же деле это далеко не так. Рок действительно многое определяет в этом жанре, является важнейшим, цементирующим музыкальное развитие оперы. Важнейшим, но не единственным!

Так, в опере «Иисус Христос – суперзвезда» часто звучит музыка, восходящая своими истоками к великому Баху.

- Какое музыкальное произведение И.С. Баха раскрывает евангельские события?

(«Страсти по Матфею»)

-К какому жанру музыки относятся баховские «Страсти по Матфею»?

(Вокально-инструментальный жанр музыки)

-Что обозначает название «Страсти по Матфею»?

(«Страсти по Матфею» означает, что в основу произведения положен евангельский рассказ апостола Матфея о страданиях и смерти Иисуса Христа.)

Евангельские образы невольно связываются в нашем представлении с баховскими «Страстями по Матфею». Это знали и учитывали авторы рок - оперы.

Чтобы написать рок-оперу надо знать правила по которым пишется классическая опера. Любая опера начинается со звучания увертюры (это одно из правил создания оперы). Увертюра призвана настроить слушателей оперы на определенный лад, ввести их в мир образов произведения. Слушая увертюру, мы как бы узнаем краткое музыкальное содержание всей оперы. Композитор заостряет наше внимание на тех событиях, которые произойдут в дальнейшем, подготавливает слушателей оперы к действию, которое развернется перед ними на сцене. 

Об увертюре можно сказать и так: это оркестровое вступление к опере, балету, драме, кинофильму, в котором композитор передает идейный замысел всего произведения в целом, а так же отдельными штрихами рисует музыкальную характеристику главных героев предстоящего спектакля.

Сегодня мы познакомимся с увертюрой к рок - опере «Иисус Христос – суперзвезда».

Послушайте начало увертюры, определите общий эмоциональный строй событий, которые будут происходить далее в рок - опере.

Слушание 1-го раздела увертюры.

-Каким было начало увертюры? Как звучала музыка?

(Тревожно, мрачно, напряженно)

Открывается (начинается) увертюра мрачным гудением низких струнных инструментов, на фоне которых звучит однообразно повторяющаяся тема с интонациями вопроса, интонациями неопределенности.

В увертюре к рок - опере можно условно выделить четыре раздела. С музыкой первого раздела мы познакомились. После первого раздела (без паузы) сразу начинает звучать второй раздел увертюры. Мы с вами сейчас так и послушаем: сначала первый, а затем сразу второй. Постарайтесь определить по слуху, какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры.

Слушание 1-го и 2-го разделов увертюры.

-Какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры?

(Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку.)

-Какие музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры?

(Медные и ударные)

В следующем, третьем разделе увертюры на фоне «вдалбливаемых» ритмических формул начинают звучать нисходящие «крутящиеся» попевки. Напряжение звучания усиливается. Мелодия практически отсутствует, а короткие мелодические формулы обрываются, не успев оформиться в завершенные музыкальные мысли.

Слушание 3-го раздела увертюры.

На фоне тревоги и взволнованности начинается последний, четвертый раздел увертюры (кода).

Послушайте этот раздел.

1-е слушание 4-го раздела увертюры.

-Какую знакомую мелодию вы услышали в четвертом разделе увертюры?

(Здесь звучит знакомая нам тема песни «Суперстар»)

Эта инструментальная тема не достигает своего завершения, а обрывается как будто бы на полуслове.

-Как вы думаете, почему тема песни «Суперстар» неожиданно обрывается?

(Это песня об Иисусе Христе, это Он назван в рок - опере вождем, лидером, «суперзвездой». Его жизнь трагически обрывается в конце оперы.)

Увертюра показывает нам краткое содержание оперы, поэтому композитор еще в увертюре обрывает на полуслове песню «Суперзвезда».

Тема песни «Суперзвезда» обрывается (как жизнь Иисуса Христа) и дальше звучит короткий, скорбный, трагический вокализ, напоминающий хорал. В увертюре словно нет точки, композитор предлагает слушателям поразмышлять над этой темой.

2-е слушание 4-го раздела увертюры.

Мы познакомились с увертюрой рок- оперы «Иисус Христос – суперзвезда», условно выделив четыре раздела для того, чтобы лучше понять музыку увертюры.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент из кинофильма, снятого по сюжету рок - оперы, в котором звучит увертюра целиком.

Показ второго видеофрагмента.

-На какое развитие событий в опере настраивает нас увертюра?

Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок- оперы.

Дети слушают, отвечаю.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4

Пение.

10

Послушайте песню и подумайте как вы ее бы назвали «Спасибо музыка» М.Минков

 О чём эта песня?

Сейчас мы с вами ее разучим.

ВХТ

Методы и приемы.

1. Интонационные:

-повтор одного звука

-хроматизм.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

2. Ритмические:

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

Молодцы ребята!

Дети поют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Подведение итогов.

5

 И так ребята с каким произведением мы сегодня познакомились? О  чем оно? Что такое Евангелие? Что такое увертюра? Спасибо за урок!

Дети отвечают и прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Гори – гори ясно, что бы не погасло»

Тема урока: «Музыка народов мира»

Цель деятельности: познакомить учащихся с мелодиями разных народов мира, с использованием фольклора в современной музыкальной культуре,  популярными хитами из мюзиклов и рок-опер,  развивать интерес к этой музыке.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

  1. Развитие музыкальных способностей.
  2. Учить проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Метапредметные:

  1. Развитие мышления и памяти.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки.

Личностные:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять .

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

7

- «Здравствуйте ребята. Здравствуйте! Мы стоим на месте, нам сказали тихо сесть». Меня зовут Ксения Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок музыки!

Дети приветствуют, отвечают.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала. Слушание.

Наглядность, объяснение.

20

Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной»

Учитель: Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке (этномузыке)

Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.

Вот уже более 30 лет большой популярностью пользуется белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», созданный Владимиром Мулявиным. Этот коллектив сохраняет песенные традиции, делает переложения народных песен, сочиняет и исполняет композиции, в которых находят воплощение интонации и ритмы белорусской народной музыки. Особенно любимыми в народе стали такие песни, как «Белоруссия», «Дрозды», «Беловежская Пуща», а также многочисленные обработки народных песен. Сейчас мы послушаем с вами песню в исполнении этого ансамбля «Косил Ясь конюшину»

Три музыканта из Санкт-Петербурга Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Федоров создали в 1998 г. ансамбль «Иван Купала, который побил все рекорды популярности, потому что смог свое, пение настоящих фольклорных исполнителей (аутентичный – подлинный фольклор) со звучанием современной электронной музыки. Сейчас послушаем песню

– Ребята, скажите, существует ли  в мире язык, который понимают все люди земного шара?

– Да, это язык музыки.

– Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный.  И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных  народов, населяющих нашу землю?

– У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

– Благодаря искусству известного на весь мир исполнителя – дудукиста Дживана Гаспаряна сегодня возрождается интерес слушателей к звучанию народных инструментов. Дудук – древнейший музыкальный инструмент Армении. Его бархатный дрожащий голос сопровождает сегодня голливудские фильмы.

– А в конце XIX – начале XX в. На основе зрелищных сценических жанров – ревю, шоу, оперетты, мелодрамы  –  в Америке, а затем и в Европе возник новый жанр – мюзикл, а вслед за ним и рок-опера. Подчас бывает трудно провести грань между ними, так как и в мюзикле и в рок-опере композиторы выбирают не только развлекательные сюжеты, но и сюжеты, связанные с классическими произведениями литературы, со значимыми явлениями жизни.
Мелодии известных песен, такие как и мелодии из мюзиклов и рок-опер, которые завоевали популярность слушателей и исполнителей, стали называть хитами . Хит-парад – это список наиболее популярных сочинений, составленный на основе опроса слушателей.
Волна постановок мюзиклов буквально захлестнула Россию конца XX в. «Метро», «Собор Парижской Богоматери», «Чикаго», «Кошки», «42-я улица», «Ромео и Джульетта», «Призрак оперы», «Иисус Христос – суперзвезда», а также отечественные мюзиклы, рок-оперы (и их киноверсии) – «Бременские музыканты», «Орфей и Эвридика»

Дети слушают, отвечают, анализируют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3

Пение.

13

 - А так как мы с вами живем в России , мы  исполним с вами песню. И знаем все эту песню, предлагаю вам спеть её сегодня – после просмотра видео вы мне скажите что это за песня. «Бременские музыканты»

Задача

Методы, приемы

Верный ритмический рисунок

Прохлапывание ритма

Дикция

Проговаривание текста без музыки (вне ритма, с ритмом)

Дыхание

Словесное указание не разрывать фразу. Дирижерский жест.

Звуковысотность

Графический показ

Дети разучивают и поют песню.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

4

Подведение итогов.

5

Итоги урока:

– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. На основе одних зрелищных сценических жанров возникают другие, новые. И самое главное – мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. Язык музыки интернационален. Песни, музыкальные хиты любой страны обогащают мировую культуру, делают нашу жизнь богаче, расширяют наше понимание другой страны. 

Дети анализируют, обобщают и отвечают.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.


Тема четверти: «Как создается музыкальное произведение».
Тема урока: «Музыка объединяет».
Цель деятельности учителя: Раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы.
Тип урока: Повторение прошлого урока, изучение нового материала.
Планируемый результаты
:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения;
2.
Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.
Метапредметные:
1. Развивать речевые средства для выражения своих чувств, высказываний своего мнения.
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Стремиться к воспитанию положительного отношения к классической музыке.

Оборудование: Компьютер.

Ход урока

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

                УУД

1.

Орг. момент

Наглядный.

2 мин

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. (музыкальное приветствие)

«здравствуйте ребята – здравствуйте»

Приветствуют учителя.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Изучение нового материала.

Слушание, наглядность.

20 мин

Скажите мне пожалуйста, как музыка объединяет людей? И где музыка может объединять людей? (в труде, в бою, в празднике) – Хорошо, молодцы!

В нашей жизни нас окружают разные звуки, послушайте некоторые из них. Скажите, что объединяет эти звуки? Шум дождя (муз. иллюстрация), пение птиц (муз. иллюстрация), шум прибоя и крик чаек.

(Эти звуки объединяет ритм)

Вся жизнь человека находится в едином ритме с окружающим миром. В мире ритмично меняется день и ночь, зима и лето, и все люди и в том, числе и мы с вами подчиняемся этому ритму. Каждый человек живёт в своём особом для него ритме. Этот ритм для него указывает биение его сердца. Приложите руку к левой стороне вашей груди и почувствуйте, как бьётся ваше сердце. Вы услышали свой пульс. Как вы думаете, каково значение ритма?

(ритм определяет своеобразие и неповторимость явлений или человека).

- Сегодня мы говорим о ритме в музыке. В основе любой музыки лежит ритм, он является одним из важнейших элементов в музыкальных композициях, является пульсом музыки. Ритм – это соотношение длительностей звуков в их последовательности.

Длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. В мире музыки существует огромное количество разных ритмов, простых и сложных.

И сегодня отправившись в путешествие, мы познакомимся с одним из них. Итак, добро пожаловать на наш поезд.

- Кто может воспроизвести ритм движения поезда?

(отстукивание ритма движения поезда)

Наш поезд прибыл в дом Иоганна Штрауса— австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке.
Следующая станция Венский лес. Давайте с Вами послушаем вальс Иоганна Штрауса

 «Сказки Венского леса» и ответим на вопрос: какой характер у этого произведения? (3 минуты)

Ребята, как вы считаете, в чем особенность вальса?

(В основе танца вальса лежит трёхдольность, которая и заставляет кружится и вращаться).

Молодцы! Мы снова отправляемся в путь, но сначала нужно записать д/з. Какие еще вальсы написал Штраус?

Ребята, как вы считаете, когда композиторы сочиняют свои произведения, думают ли они сначала о ритме? А как вы думаете, что сначала нужно для сочинения своего произведения? Молодцы! (ритм).

Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют произведения.

П: Дополняют и расширяют знания.

К: Участвуют в учебном диалоге;

Строят речевые высказывания.

П: Построение логических цепочек, анализ.

5.

Пение

«Мы вместе» А. Ермолов

Собственный показ.

Дирижёрский жест.

10 мин

 Ребята, сейчас я включу песню, остановлю, а вы попробуете прохлопать ритм. Давайте попробуем вместе, со словами. На прошлом уроке вы разучивали песню

Но сначала распоемся. (за рекой дом большой). «Мы вместе» А. Ермолов.

ВХТ

Методы и приемы.

1. Интонационные:

-повтор одного звука;

-скачки: вниз: Б6, Ч5. На вверх: Б6.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

2. Ритмические:

-пунктирный ритм;

-синкопы

-собственный показ.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-собственный показ.

Молодцы!

Повторяют песню, разучивают новый текст, запоминают текст песни.

Р: Осмысливают учебный материал. Принимают и сохраняют учебную задачу. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

7.

Итог

Словесный метод.

3 мин

Что же такое ритм?

Может ли музыкальный ритм объединить людей?

Иоганн Штраус, королем чего он считался?

Молодцы! Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, анализируют, размышляют, делают выводы.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Музыка и ты».

Тема урока: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь».

Цель деятельности: Обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта.

Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.

Планируемый результат:

Предметные:

  1. Воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений;
  2. Воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы.

Метапредметные:

  1. Развитие творческого мышления;
  2. Развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать на примере биографии композитора и музыкальных произведений Моцарта.

Личностные:

1. Формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А. Моцарта.

Оборудования: Компьютер.

Ход урока.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

2

Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Владимировна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

17

Сегодня мы с вами на уроке поговорим об одном великом австрийским композитором и музыкантом-виртуозом — Вольфганг Амадей Моцарт. Родился он 27 января 1756 году, его отец был скрипачом и композитором. У Моцарта была старшая сестра звали ее Наннерль. Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. В 7 лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавире. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Моцарта, которому было около 3х лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Это произвело большое впечатление на отца, Леопольда. В 4 года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира. Музыкальные способности Вольфганга были удивительны: в шесть лет он, помимо клавесина, практически самостоятельно выучился играть на скрипке. В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью отправиться в артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В Лондоне Вольфганг близко познакомился с известным музыкантом Иоганном Христианом Бахом - младшим сыном великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Несмотря на различие в возрасте, Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своими произведениями и с творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки кроме того, оба они импровизировали. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете. Все это было очень утомительно, концерты, которые в то время длились по четыре, пять часов. Несмотря на это, отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией. За время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Он часто посещал оперы, концерты, народные празднества, тщательно изучал манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные в Италии и позже, свидетельствуют о глубоком проникновении юного композитора в характер и склад итальянской музыки. Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены. Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии были безуспешны. Гениального юношу, как когда-то и чудо-ребенка, никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера Моцарта была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», - недовольно сказал он композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество», - с достоинством ответил Моцарт. Большим событием для Моцарта был громадный успех оперы «Свадьбы Фигаро» в Праге, она вошла в постоянный репертуар оперного театра. Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» - одно из величайших его созданий. Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта. Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт его больше не видел.  Реквием, написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, выходит за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину Страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека. Скончался Моцарт в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний,35 сонат для фортепиано и скрипки, 19 месс и многочисленных серенад.

Дети слушают, анализируют.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

3

Изучение нового материала. Слушание.

11

Сейчас мы с вами послушаем 2 произведения Вольфганга Амадея Моцарта. Это «Волшебная флейта» и «Маленькая ночная серенада». Слушаем внимательно, потом вы письменно отвечаете на вопрос. Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка? Звучанием каких музыкальных инструментов можно ее украсить?

Дети слушают, отвечают письменно на поставленные вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

4

Пение

12

Ну вот мы с вами не много окунулись в 18 век, узнали про великого композитора, давайте теперь мы с вами разучим песню нашего современника Александра Ермолова. Я сейчас вам включу песню, и вы мне ответите на вопрос как вы бы назвали эту песню.  

ВХР

Методы и приемы

1. Интонационные:

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки: на вверх: Б6, Ч5, М6, М7, Ч8+М2. Вниз: Ч5, М6, Б6, Ч4;

-смена тональности;

-хроматизм;

-быстрый темп.

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-Использование минусовки;

-хорместерский жест.

2. Ритмические:

-пунктирный ритм;

-синкопы;

-сложны ритмический рисунок мелодии.

-собственный показ;

-помощь инструмента.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце;

-сложный ритм.

-собственный показ.

Молодцы!

Дети анализируют, запоминают текст и мелодию.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Подведение итогов.

3

Наш урок подходит к концу, ребят, скажите пожалуйста, что вам больше всего запомнилось в биографии Моцарта? Какие чувства у вас вызывало когда мы прослушали произведения Моцарта?

Спасибо за урок, до свидания!

Дети отвечают на поставленные вопросы, прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...