Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Анохина Юлия Викторовна

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»

Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_slaydam.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд №1
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»

Слайд №2

Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.

Задачи

Развивать:

-чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;

-способствовать развитию детского воображения;

-развивать у детей познавательный интерес.

Воспитывать:

-воспитывать любовь к природе, к классической музыке;

Слайд №3

Работа по теме урока


Беседа «Картины природы в музыке»

Читаю эпиграф урока  на фоне музыки «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского

«Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как  мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.»
 Д. Кабалевский

- Как вы понимаете слова Д. Б. Кабалевского?

+ ……Природа и искусство тесно связаны, друг с другом…


- И тема сегодняшнего урока так и звучит: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
- Вспомните музыку, изображающую картины природы.

+ Э.Григ «Утро», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И. Чайковский «Времена года»…
(можно дать послушать фрагменты этих произведений).

Слайд №4

МУЗЫКА  

 (Читает ученица на фоне муз «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского)
- С помощью каких музыкальных инструментов вы выразили бы звуки природы?
(Прошу детей назвать муз инструменты с помощью которых можно изобразить музыку природы, в том числе и виртуальных пианино и синтезатора, мелодию падающего снега, звона капели, громовых раскатов, птичьих трелей, дроби дятла, завывания ветра и т.д.)

Слайд №5

- Как вы думаете, есть ли у природы свои знаменитые музыканты, композиторы, певцы?

Расскажите о них. Пофантазируйте повоображайте…
- Есть ли у природы свои оркестры, свои хоры?

Из каких музыкантов и певцов состоят эти оркестры и хоры?

Слайд №6


Я вам сейчас прочитаю построчно стихотворение, а вы постарайтесь вспомнить и назвать произведение, о котором говорится в этой строке, будьте внимательны в каждой строке есть подсказка итак начали:

Мы любим с детства ночь под Рождество, 

Когда бормочет о царе Салтане 

И о невесте царской няня Тане, 

Ушедшей в майской ночи волшебство.

Девчата с парубками, в колдовство 

Вовлечены, гуторят на поляне, 

Как пел Садко в глубоком океане, 

Пленен морским царем, пленив его.

К ним выйдя в эту пору, ты увидишь 

Сервилию,

невидимый град Китеж, 

Кащея,

Золотого петушка...

Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки.

Спасибо вы почти не ошибались! Так  какому композитору принадлежат все эти сказочные оперы?

Слайд №7


Совершенно верно все эти сказочные оперы написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Слайд №8-9

Рассмотрим его портреты повнимательнее.

Что вы знаете об этом композиторе?

 

Презентация  Ученицы  (Алтынзер)

 

+ Что он был морской офицер, член музыкального сообщества «Могучая кучка», написал 15 опер…
- «В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». Нам борту его находился 19-летний Николай Андреевич Римский-Корсаков, - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и вошел в кружок под названием “Могучая кучка”. Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А. Римский-Корсаков начал работать над Первой симфоний. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.
Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г., появилась симфоническая фантазия “Садко”, а затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он пишет весеннюю сказку “Снегурочка”.

В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. “В сущности, мой род - это сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил про себя композитор.

Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд (“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”). Некоторые из них имеют политический смысл: “Кощей Бессмертный”, “Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый протест против зла и насилия.

Перед 10 слайдом

- Ребята, а слово «Опера» что означает?
+
 Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.

Слайд №10

разделить:

-на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки.

-и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова.

Слайд №11

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙ И РАЗДЕЛИ СЛОВА НА ДВЕ ГРУППЫ:

Перед 12 слайдом

- На нашем уроке речь пойдет об опере “Снегурочка”.
- А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова. Представьте себе.
Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.
“...Легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок...” (И. Котмина. “Весенняя сказка”.)

- Представили? Можете нарисовать мысленно картину?

“Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, - писал об опере композитор А.П. Бородин.

Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”.
Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

Как вы думаете, почему?

+  
Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;

+ Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.

+ Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;

+ В сказке – русская природа, композитор любил природу России;

+ Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение.

+ Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение.

Слайд №12

Презентация  О создании оперы Н.А. Римским-Корсаковым    (Антон)

- В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди произведений русского драматурга А.Н.Островского особое положение: драматическая сказка в стихах “Снегурочка” - одно из замечательнейших созданий русской поэзии. “Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время, - такова первая ремарка “Снегурочки”, “весенней сказки в четырёх действиях с прологом”. Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского. В “Снегурочке” драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви. Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви.

Впервые “Снегурочка” была опубликована в журнале “Вестник Европы”, 1873, № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет “Снегурочки” давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта.

Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с её шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В ариях и песнях выразительно слышен отголосок русских народных песен.

Рассказ «Кострома – родина Снегурочки»  (Рассказывает ученик- Вадим)


Кострома может по праву считаться родиной Снегурочки четырежды.

Во-первых: в Древней Руси у наших предков славян существовал обычай сжигания Костромы (отсюда и имя Кострома - от «костер», «костра», по одной из версий). Девушка, закутанная в белые одежды, олицетворяла Кострому и в сопровождении хоровода шла к реке, где уже соломенное чучело сжигали на костре. Таки провожали весну и встречали лето. После смерти Кострома воскресала, что символизировало плодородие. Считается, что сказка о Снегурочке возникла именно на основе этой традиции сжигания Костромы.

Во-вторых: это, конечно же, известная пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», написанная им в Щелыково. Здесь Снегурочка - красивая девушка, рожденная от Мороза и Весны, познает любовь: любят и ее, и влюбляется она. Но волшебная сказка оказывается драмой - Снегурочка погибает во время празднования дня Ярила - бога Солнца.

В-третьих: съемки фильма «Снегурочка», которые проходили в Костроме в 1968 году. Ради этой «весенней сказки» (как определил жанр фильма сам режиссер Павел Кадочников) построили специальный дом в Берендеевке, который потом и остался тут, став любимым местом отдыха современных Костромичей.

В-четвёртых: воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Программа «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки» разработана по заказу Администрации города Костромы в 2004 году.

С 2005 года проводится открытый конкурс «Русская краса – Костромская Снегурочка».

В ноябре 2006 года в Московской усадьбе Деда Мороза в парке «Кузьминки» появился терем Снегурочки. При его строительстве использованы проектные предложения студентов Костромской Государственной

Сельскохозяйственной Академии.


Слайд 13

- Послушайте Арию Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.

- Что манит её к людям? Какая она?


Музыкальная характеристика арии Снегурочки


- О чем поёт Снегурочка? Что манит её к людям?

+ Людские песни, человеческие радости


- Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь в его поэтическое звучание.
Мысленно напойте арию вокализом. Охарактеризуйте её мелодию.
- Звучание каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса?

+ В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

- Охарактеризуйте музыкальный образ Снегурочки.
Узнав, что ей разрешено покинуть, холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: "Людские песни!" Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля. Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце.

И вот слушает она “людские песни”, пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.

Слайд 14

А вот пастушок Лель


- А теперь послушаем  песню Леля. Скажите, музыка выразительная или изобразительная.

Слайд 15

Слушание и анализ “Песни Леля”.

Песня Леля построена в куплетно-вариационной форме. Она начинается пастушьим наигрышем кларнета, на его фоне возникает широкая мелодия.

- Вы обратили внимание на народно-песенную основу мелодии и изобразительные детали (рокот литавр в начале, пиццикато у скрипок) в сопровождении? Что они передают?

+ Раскаты грома и наигрыш пастушьего рожка.

Фотография рожка и демонстрация его звучания.


- Какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка в песне Леля?

- Как исполняется куплет? Какая часть его требует большей певучести, широкого, величавого звучания? Какая часть должна быть веселого, легкого исполнения? Какая часть соединяет в себе широту и певучесть с легким, бодрым звучанием?

В песне Леля удивительным образом сочетается простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством. Причина этого кроется, видимо, в том, что Римский-Корсаков объединил очень выразительную и увлекательно развивающуюся мелодию народно-песенного склада с двумя яркими изобразительными моментами: раскаты грома и наигрыш пастушьей свирели.

- Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим знакомство с этой удивительной красоты оперой.

Слайд 16

Исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского


- А сейчас я приглашаю вас еще в одно путешествие, которое поможет вам осуществить романтическая и красивая песня «Ты слышишь, море?».

1. Исполнение песни. «Ты слышишь, море?».
- Раскройте эмоциональное содержание песни.
- Какими средствами композитор передает его в музыке?

Слайд 17

Исполнение песни Ах! Зима! В Кудрина.

- Какая музыка напоминает вам солнце, море, ветер, дождь и т.д.?

Слайд 18

Итог урока


- В чем сила музыки, звучащей на сегодняшнем уроке?

 Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.

- В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова?

а) В правдивом показе нравственной красоты жизни?

б) В мастерстве композитора?

в) В единстве жизненной красоты и мастерства композитора?

+ Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.

- Каким песням человек может научиться у природы?

+ Нам, кажется, разным. И веселым, и грустным, а главное – добрым и красивым.

- А как вы думаете, в какое время суток вы лучше всего слышите музыку природы?

Стихотворение

ЗВУКИ НОЧИ  

О ночь безлунная!..

Стою я, как влюбленный,

Стою и слушаю, тобой обвороженный...

Какая музыка под ризою твоей!

Кругом - стеклянный звон льющихся ключей;

Там - листик задрожал под каплею алмазной;

Там - пташки полевой свисток однообразный;

Стрекозы, как часы, стучат между кустов;

По речке, в камышах, от топких островов,

С разливов хоры жаб несутся, как -глухие

Органа дальнего аккорды басовые,

И царствует над всей гармонией ночной,

По ветру то звончей, то в тихом замиранье,

Далекой мельницы глухое клокотанье...

А звезды... Нет, и там, по тверди голубой,

В их металлическом сиянье и движенье

Мне чувствуется гул их вечного теченья.

А.Майков
- Что значит, когда говорят: “душа поет”?

 О чем она поет и должна ли она петь?

- В какие моменты жизни вы чувствуете, что ваша душа поет?

Вашим домашним заданием на следующий урок будет составление небольшого рассказа о природных оркестрах и хорах,  можете их участников нарисовать в своих рабочих тетрадях.

- Вы замечательно сегодня на уроке работали (происходит оценка деятельности учащихся и всего класса) и давайте себе поаплодируем (все хлопают), а наш занавес закрывается.

До следующей встречи с удивительным миром искусства, с музыкой!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

конспект урока 9 класс, раздел "Баскетбол", тема: "Совершенствование приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Штрафной бросок.

Урок по типу - совершенствование  ранее изученных технических приемов баскетбола. Урок с оптимальной моторной плотностью,  используется метод поточный, групповой, круговой тренирвоки....

Конспект урока 6 класса по географии тема "Подземные воды"

Представлен конспект урока по географии 6 класса по учебнику Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова...

план-конспект урока 6 класс география по теме "Гидросфера"

Урок обобщения по географии в 6 классе по теме "Гидросфера".На уроке обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера" используются различные методические приемы: интерактивно...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...