Целостный анализ музыкального произведения
материал по музыке ( класс) по теме

Баженова Татьяна Владимировна

При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (раздел музыкальной педагогики) является самым уязвимым и сложным. Как же организовать процесс познания музыки, чтобы, изучая закономерности музыкального искусства, развивая музыкальное творчество ребят, эффективно воздействовать на воспитание личности, ее нравственных качеств?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselostnyy_analiz_muzykalnogo_proizvedeniya.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Целостный анализ музыкального произведения

      Как организовать процесс познания музыки, чтобы, изучая закономерности музыкального искусства, развивая музыкальное творчество ребят, эффективно воздействовать на воспитание личности, ее нравственных качеств.

  При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на  детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (раздел музыкальной педагогики) является самым уязвимым и сложным.

Восприятие музыкального произведения в классе – это процесс духовного сопереживания, основанного на особом состоянии души и настроении. Поэтому от того, как проходит анализ произведения, во многом зависит и то, оставит ли след в душе ребенка прозвучавшая музыка, появится ли у него желание вновь обратиться к ней или услышать новую.

 Упрощенный  подход к анализу музыки (2-3 вопроса: О чем произведение? Каков характер мелодии? Кто написал его?) создает формальное отношение к изучаемому произведению,  которое в последствии формируется у учащихся.

Сложность проведения целостного анализа музыкального произведения заключается в том, что в процессе его проведения должна формироваться активная жизненная позиция ребят, способность вместе с учителем проследить то, как искусство своими  специфическими  средствами раскрывает жизнь и ее явления.

      Целостный анализ должен стать средством развития музыкальности, эстетической и этической сторон личности.

Во-первых,  необходимо четко определить для себя, что это такое.
     Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами.

Здесь происходит поиск особых черт выразительности произведения. Анализ включает:
- выяснение содержания, идеи – концепции произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;
- определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также объем информации, которую необходимо сообщить учащимся.

В-третьих, особенность анализа заключается в том, что он должен чередоваться со звучанием музыки. Каждая грань его должна подтверждаться звучанием музыки в исполнении учителя или фонограммой. Огромную роль здесь играет сравнение разбираемого произведения с другими – сходными и отличными. Пользуясь методами сравнения, сопоставления или разрушения, способствующими более тонкому  восприятию различных нюансов, смысловых оттенков музыки, учитель уточняет или подтверждает ответы учащихся. Здесь возможны сопоставления разных видов искусства.

В-четвертых, в содержании анализа должны быть учтены музыкальные интересы ребят, уровень их подготовленности к восприятию произведения, степень их эмоциональной отзывчивости.

Иными словами, задаваемые в ходе работы вопросы должны быть доступными, конкретными, соответствовать знаниям и возрасту учеников, логически последовательными и соответствовать теме урока.

Нельзя недооценивать и поведение учителя  как в момент восприятия музыки, так и во время ее обсуждения: мимика, выражение лица, незначительные движения – это тоже своеобразный способ анализа музыки, который поможет глубже почувствовать музыкальный образ.
Вот примерные вопросы к целостному анализу произведения:

-О чем это произведение?

-Как бы вы его назвали и почему?

-Сколько в нем героев?

 -Как они действуют?

 –Какими показаны герои?

-Почему музыка звучит взволнованно?

Или:
-Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке?

-Что важнее в песне – мелодия или слова? А в человеке что важнее – ум или сердце?

Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?

Что переживал композитор, когда писал эту музыку? 

Какие чувства он хотел передать?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

 Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?

-Каков жанр («кит»)?

-Почему так решили?

-Каков характер музыки?

-Композиторская или народная?

-Почему?

-Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент?

-Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Главное при составлении  вопросов к целостному анализу произведения – обратить внимание на воспитательно-педагогическую основу произведения, выяснение музыкального образа, а затем – на средства музыкальной выразительности, с помощью которых они  воплощены.

Следует помнить, что вопросы анализа для учащихся младшего и среднего школьного возраста отличаются, так как уровень их знаний и психологопедагогическая характеристика имеют существенную разницу.

Младший школьный возраст – это этап накопления эмпирического опыта, эмоционально-чувственного отношения к внешнему миру. Специфические задачи эстетического воспитания – развитие способности целостного, гармонического восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.
Важнейшей психолого-педагогической характеристикой среднего школьного возраста является яркое проявление предметно-образной интерпретации, которая начинает превалировать над эмоциональностью восприятия, интенсивное нравственное формирование личности. Внимание подростков начинает привлекать внутренний мир человека.

Рассмотрим конкретные примеры вариантов проведения музыкально-педагогического анализа изучаемых произведений.

«Сурок» Л.Бетховена (2класс, 2четверть).

-Какое настроение вы почувствовали в этой музыке?

-Почему песня звучит так грустно, о ком она?

-Какой «кит»?

-Почему вы так думаете?

-Какая мелодия?

-Как она движется?

-Кто исполняет песню?

Обогатит восприятие и осознание музыки Л.Бетховена рассматривание картины «Савояр» В.Перова.
-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали, слушая музыку «Сурок»?(,,,)

«Ночь» из балета «Конек-горбунок» Р.Щедрина (3класс).

Ребятам накануне можно дать домашнее задание: нарисовать картину ночи из сказки П.Ершова «Конек-горбунок», выучить и прочитать фрагмент описания ночи. После проверки задания на уроке беседуем по следующим вопросам:

-Как должна звучать музыка, чтобы передать ночь из сказки «Конек-горбунок»? А сейчас послушайте и скажите, такая ли ночь? (Прослушивание записи в исполнении оркестра).
-Какой из наших музыкальных инструментов подойдет для сопровождения этой музыки? 
(Ученики выбирают из предложенных инструментов тот, который больше подходит).
-Слушаем его звучание и думаем, почему его тембр созвучен музыке. (
Исполнение в ансамбле с учителем. Определяем характер произведения. Убеждаемся, что музыка плавная, певучая).

-А плавная, певучая музыка какому жанру соответствует?

-Можно ли назвать эту пьесу – «песня»?

-Пьеса «Ночь» похожа на песню, она плавная, певучая, песенная.

-А музыка, пронизанная певучестью, мелодичностью, но необязательно предназначенная для пения, называется песенной.

«Котенок и щенок» Т.Попатенко (3класс).

-Понравилась ли песня?

-Как бы вы назвали ее?

-Сколько здесь героев?

-Кто усатенький, а кто мохнатенький, почему так решили?

-Как вы думаете, почему песню назвали не «Кот и собака»?

-Что случилось с нашими героями и почему, как вы думаете?

-Ребята всерьез «нахлопали» и «нашлепали» наших героев или слегка?
-Почему?

-Чему нас учит история, случившаяся с котенком и щенком?

-Правы ли ребята, когда все же пригласили зверят на праздник?
-Как бы вы поступили на месте ребят?

-Каков характер музыки?

-Какая часть произведения ярче характеризует героев – вступление или сама песня, почему?

-Какими изображает мелодия котенка и щенка, как?

-Если бы вы умели сочинять музыку, то произведение какого характера сочинили бы на эти стихи?

Следующий этап работы над произведением – покуплетное сопоставление исполнительского плана развития музыки, причем средства музыкальной выразительности (темп, динамика, характер движения мелодии) помогут найти настроение, образно-эмоциональное содержание каждого куплета.

«Вальс – шутка» Д.Шостаковича (2класс).

-Послушайте произведение и подумайте, для кого оно предназначено. (…Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др.).

-А что они могут делать под такую музыку? (Танцевать, кружиться, порхать…).
-Молодцы, все услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев.

Какой же танец они танцуют? (Вальс).

-Теперь представьте, что мы с вами попали в сказочный цветочный город из сказки о Незнайке. Кто бы мог там так танцевать вальс? (Девочки-колокольчики, в голубых и розовых юбочках и др.).

-Заметили ли вы, кто появился на нашем цветочном балу, кроме девочек-колокольчиков? (Конечно! Это большой жук или гусеница во фраке.)

-А я думаю, что это Незнайка с большой  трубой. Как он танцует – так же легко, как девочки-колокольчики? (Нет, он страшно неуклюж, наступает на ноги.)

-Музыка здесь какая? (Смешная, неуклюжая).

-А как относится композитор к нашему Незнайке? (Смеется над ним).
-Танец у композитора получился серьезный? (
Нет, шуточный, смешной).
-Как бы вы назвали его? (
Забавный вальс, танец колокольчиков, шуточный танец).
-Молодцы, вы услышали самое главное и догадались, что хотел сказать нам композитор. Он так и назвал этот танец – «Вальс – шутка».

Конечно же, вопросы анализа будут чередоваться и варьироваться, сопровождаясь звучанием музыки.

Итак, от урока к уроку, от четверти к четверти систематически собирается и закрепляется материал по анализу произведений.

Остановимся на некоторых произведениях и темах из программы 5 класса.
«Колыбельная Волховы» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко».

До того, как ребята познакомятся с музыкой «Колыбельной», можно обратиться к истории создания и содержанию оперы. 

-Я расскажу вам Новгородскую былину…(содержание оперы).

В эту былину был влюблен замечательный музыкант-сказочник  Н.А.Римский-Корсаков. Он воплотил предания о Садко и Волхове в своей опере-былине «Садко», создал либретто на основе сказок и былин о талантливом гусляре и выразил свое восхищение национальным народным искусством, его красотою, благородством.

Либретто – это краткое литературное содержание музыкального спектакля, словесный текст оперы, оперетты. Слово «либретто» итальянского происхождения и буквально означает «книжечка». Композитор может написать либретто сам, а может воспользоваться трудом литератора – либреттиста.

Разговор о «Колыбельной» можно начать о размышлении о роли Волховы в раскрытии главного замысла оперы.

-Красота людской песни пленила волшебницу, разбудила в ее сердечке любовь. И согретое лаской сердце помогло Волхове сложить свою песню, похожую на ту, что поют люди. Волхова не только красавица, но и волшебница. Прощаясь со спящим Садко, она запевает одну из самых ласковых людских песен – «Колыбельную».

После прослушивания «Колыбельной» спрашиваю ребят:

-Какие черты характера Волховы раскрывает эта простая, бесхитростная мелодия?

-Близка ли она народной песне по мелодии, тексту?

-Музыку какого народа она напоминает?

-Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать этот музыкальный образ? (Охарактеризовать тему, форму, интонацию произведения. Обратить внимание на интонацию припева.)

При повторном прослушивании этой музыки обратить внимание на тембр голоса – колоратурное сопрано.

По ходу беседы можно сравнить два различных музыкальных портрета двух персонажей: Садко («Песня Садко») и Волховы («Колыбельная Волховы»).

Для воссоздания художественно-эмоционального фона рассмотреть с ребятами картину И.Репина «Садко». На следующем уроке можно использовать материалы, касающиеся творческих направлений композитора, интересную информацию из истории создания конкретного произведения. Все это – необходимый фон для глубокого вживания в интонационный строй музыки.

Симфония Си – минор №2 «Богатырская» А.Бородина.

Слушаем музыку. Вопросы:

-Каков характер произведения?

-Каких героев вы «видели» в музыке?

-С помощью каких средств музыка смогла создать богатырский характер? (Идет разговор о средствах выразительности музыки: определение регистра, лада, анализ ритма, интонаций и т.д.)

-В чем отличие и сходство 1-й и 2-й тем?

Демонстрирую иллюстрации картины «Три богатыря» В.Васнецова.

-Чем похожи музыка и картина? (Характером, содержанием).

-С помощью чего в картине выражен богатырский характер? (Композиция, цвет).

-Можно ли в картине услышать музыку «Богатырской»?

Можно сделать на доске перечень выразительных средств музыки и картины:

Музыка: 


1. Интонации,  регистр, ритм -
мощные, уверенные,  величавые.
2. Лад:  минорный. Суровость, 
сдержанность.

Картина:


Композиция – мощная, крепкая,
устойчивая.
Краски: близкие цвета, мало
контрастов. Характер: суровый,
могучий.

-Нужны ли в наше время в жизни богатыри? Какими вы их себе представляете?
Попробуем  проследить за движением мысли учителя, наблюдая процесс поиска им и его учениками истины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов лингвостилистического анализа при целостном изучении эпического произведения (на примере рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»)

  Целостное изучение эпического произведения как один из путей школьного анализа прочно закрепил свои позиции в практике преподавания литературы. Такой путь анализа (по ходу действия...

Аксиологический аспект анализа музыкального произведения

Текст защиты курсовой работы по предмету "История музыки"....

Карты прослушивания, как средство анализа музыкальных произведений и способ формирования осознанного восприятия музыки

О целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить только в том случае, когда учащийся понимает идею, заложенную в произведении искусства, то есть речь автора через музыкальную речь....

План анализа музыкального произведения.

Придерживаясь плана, учащиеся могут анализировать прослушанное произведение....

Целостный анализ литературного произведения.

Целостный анализ литературного произведения...

Схема анализа музыкального произведения

Данный матерал может быть использован в качестве вспомогательного для анализа произведегния на уроках музыки в 5-8 классах общеобразоватеной школы...