В мире вокальной музыки. Баллада.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Коледова Светлана Николаевна

Конспект урока "В мире вокальной музыки. Баллада."  - история создания и развития жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka_ballada.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В мире вокальной музыки. Баллада.

Цель: знакомство с вокальным жанром Баллады.

Задачи:

  • проследить этапы развития жанра;
  • формировать умение наблюдать за развитием музыки от интонации до музыкального образа в целом;
  • выявление средств выразительности разных видов искусства в создании единого образа.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, приветствие гостей).
  2. Звучит  мелодия (инструментальный вариант)                                        

Вопрос: Какая на ваш взгляд прозвучала музыка старинная или современная и как вы это определили? Ответы детей.

Действительно прозвучала старинная  мелодия 15 века. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым  вокальным жанром. Тема наш его урока «В мире вокальной музыки. Баллада» (слайд №1; запись темы в тетрадь).

Цель нашего урока  ответить на вопрос:  Есть ли место Балладе в современном музыкальном мире.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять:

что такое баллада;

где она возникла;

когда возникла.

Что вы знаете о балладе?  Работа с учебником (стр 42, 1 абзац).

Ответы детей, (слайд №2).

Прослушивание 2 варианта «Зеленые рукава» (слайд №3).

Вы узнали мелодию? Что изменилось? (вокальная музыка).  

То есть жанр изменился: был танцем, а стал танцевальной Песней (слайд №4).

Прослушанное нами музыкальное произведение называется «Зеленые рукава». Напомните, когда была написана мелодия? (15 век).

Есть легенда, что текст к этой мелодии написал в 16 веке  английский король Генрих VIII. На балу он увидел необыкновенно красивую девушку в платье с зелёными рукавами.  Этой незнакомке он и посвятил балладу (слайд № 4)

  1. Давайте обобщим: (слайд №5).
  2. Определить  как  в дальнейшем видоизменялся жанр нам поможет «Баллада» Александра Кочеткова (слайд №6).

Задача: прослушать и попытаться ответить на вопросы, которые помогут обозначить особенности  жанра:

  • форма изложения произведения (проза или стихи; Диалог);
  • реальные или вымышленные герои и события;
  • продолжительность повествования (краткость);
  • какие чувства и эмоции вызывает (ярко выраженные эмоции и чувства).

Особенности жанра (слайд№7)

  1.  К сожалению, к середине 17 века жанр Баллады был забыт.

С конца 18 века распространяется новое художественное направление.  Резко возрастает интерес к фольклору. Неудивительно, что баллада становиться излюбленным жанром поэтов и музыкантов конца 18-19 века.

В литературе возрождением и новой жизнью Баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В музыке имен значительно больше: Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Варламов, Бородин, Мусорский.  Ну а кто же считается создателем музыкальной баллады и в каком новом художественном направлении  работал этот композитор? (Шуберт, Романтизм).  Работа с текстом (стр. 42  2-3 абзац).

Попробуем определить особенности музыкальной Баллады.

Прозвучит  Песня-баллада  Шуберта на слова Гёте «Лесной царь».

Задача:  через интонации определить характер музыкальных образов героев произведения. Заполнение таблицы.

Герои

характер литературного образа

характер музыкального образа

плачущие, резкие, порывистые интонации; фразы построены на постоянном crescendo  

фразы то ласковы и нежны, то обретают гневно-властные интонации, тема разрастается в грозный лейтмотив

мягкие, неуверенные интонации на фоне пунктирного ритма в нижнем регистре;

фразы построены на diminuendo 

  1. Обобщение: Если графически изобразить Балладу, она может выглядеть как рисунок дерева (слайд №8) У любого дерева есть корни. Корни  баллады, её Истоки  – античные мифы, народные предания и легенды, рыцарские романы (работа с учебником стр. 42, 1 абзац).  Ствол -  это Образы таинственности, загадочности, фантастические образы.   Крону дерева мы поделим на 2 половины (Литература и Музыка) и указываем Особенности жанра.
  2. Свой расцвет Баллада пережила в 19 веке, а затем о ней снова забыли. И вот она снова возрождается уже как рок-баллада в творчестве некоторых популярных исполнителей: Скорпионс, Металлика, ария, Король и шут. В ней сохраняются все особенности, только часто драматичность заменяет напевность и лиричность. Прослушивание     рок-баллады Скорпион «Все еще люблю».

8.        Обобщение темы урока (работа с терминологией, повторение этапов развития жанра).

             9.         Домашнее задание:

  1. заполнить таблицу в части «характер литературного образа»;
  2. на стр. 44 просмотреть музыкальный материал «Лесной царь» и определить принадлежность темы герою баллады;
  3. прослушать любую рок-балладу;
  4. письменно ответить на вопрос: «Есть ли место Балладе в современном музыкальном мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.

Урок музыки в 5 классе по программе  В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"...

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...

Технологическая карта урока музыки "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Технологическая карта урока музыки " Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс...