Проект обучения игры на гитаре
проект по музыке ( класс) на тему

Соколова Светлана Александровна

Проект обучения игры на гитаре был напечатан в  сборнике Российского научно-методического ежегодника «Региональное образование: взгляд в будущее». 7 выпуск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obucheniya_igry_na_gitare.docx94.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект обучения учащихся интернатных учреждений

 на  6-ти струнной гитаре, имеющих музыкальные способности

ускоренным курсом.

Соколова Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Ухта, ГОУ РК  «Школа-интернат №2»

для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

          Проект рассчитан на обучение детей игре на 6-ти струнной гитаре «с нуля». Проект содержит специально разработанную методику эффективного освоения различных техник игры на акустической гитаре. 

          Цель проекта: научить детей играть на 6-тиструнной гитаре простые аккорды с постепенным усложнением.
Задачи проекта:

           1.познакомить с гитарой и ее строением; научить настраивать гитару,

 ориентироваться в нотах на ладах грифа, читать схемы различных обозначений аккордов и играть их,играть боем, перебором, щипковыми движениями.

2.пройти  эмоциональный барьер: страха, волнения, нервов

3.распределить время занятий на гитаре, то есть возможность планировать свое время, обучаясь в удобные часы.

4. развить способность импровизировать, выражать в музыке свои чувства и эмоции.

            Актуальность проекта: 6-ти струнная гитара является одним из старейших музыкальных инструментов, который сохранил свою популярность и по сей день, что позволяет говорить о том, что дети стремятся научиться играть на нем.

            Теоретическая значимость проекта  заключается в том, что он позволяет сделать первые шаги в этот увлекательный мир игры на одном из старейших музыкальных инструментов, позволяет преодолеть первые трудности, с которыми сталкивается обучающийся и дает успешный переход к углубленному усвоению, не теряя интереса и доводя до профессионализма игры обучающегося.

         Практическая значимость заключается в том, что проект могут использовать и другие учителя в своей практике обучения.

         Проект является ускоренным, так как рассчитан на учащихся, имеющих музыкальные способности.

Проект состоит из 13 уроков

Длительность урока 45 минут (1 академический час).

Урок № 1 «Знакомство с гитарой и терминологией»

1.1 Терминология

Что такое аккорд?

Аккорд - это более 2-х одновременно воспроизводимых звуков
(2 звука вместе или последовательно - это интервал или созвучности. 

Что такое баррэ?

Баррэ - это более одной струны, прижатых на одном ладу. 

Что такое позиция?

Позиция - это номер лада на котором 1-й палец левой руки прижимает струну или находится над ней при извлечение аккорда или отдельных звуков. 

Что такое унисон?

Звучание в унисон - это звучание одновременно двух или нескольких одинаковых по высоте звуков. 

Что такое тон?

Тон - это единица звука равная 2-м полутонам. Тона на грифе гитары чередуются через 2 лада. 

Что такое полутон?

Полутон - это единица звука. Гриф гитары разделён на лады. Каждый следующий лад - следующий полутон.

Что такое альтерирование?

Альтерирование - это обозначение изменения ноты на полутон, либо на тон, либо возвращение к ранее изменённому звуку.

    Знаки альтерации
    Бемоль Бемоль - понижение ноты на полутон.
    Диез Диез - повышение ноты на полутон.
    Дубль-бемоль Дубль-бемоль - понижение ноты на целый тон.
    Дубль-диез Дубль-диез - повышение ноты на целый тон.
    Бекар Бекар - возвращение к ранее пониженному или повышенному звуку. 

Что такое транспозиция (транспонирование)?

Транспозиция (транспонирование) - это смена тональности, перенос нот на определённый одинаковый интервал либо вверх, либо вниз. 

Что такое пентатоника?

Пентатоника - это пять звуков, гаммаПодробнее о пентатониках (виды, аппликатуры, где применяются...)

Что такое тоника?

Тоника - это основной тон пентатоники. 

Что такое бэнд?

Бэнд - это смещение струны, в результате которого получается эффект изменения тона. 

Техника повышения тона:
 
прижимаем струну пальцем левой руки, 
извлекаем звук пальцем правой руки, 
после чего смещаем струну пальцем левой руки поперёк грифа. 

Техника понижения тона:
 
прижимаем струну пальцем левой руки, 
смещаем струну пальцем левой руки поперёк грифа.
извлекаем звук пальцем правой руки, 
возвращаем смещённую струну в изначальное положение. 

Что такое аппликатура?

Аппликатура - это вариант расстановки и последовательность чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. 

Что такое табулатура?

Табулатура - это вид музыкальной записи, схема, упрощённый альтернативный вариант нотной записи. В табулатурах с использованием графики, букв и цифр прописывается мелодия, положение пальцев. 

Что такое пассаж?

Пассаж - это последовательность звуков исполняемых музыкантом в быстром темпе. Пассажи бывают гаммообразные, смешанные, мелодические. 

Что такое рифф?

Рифф - это короткий пассаж мелодического вида, играемый с повторениями. 

Что такое джем?

Джем (Jam) - это импровизация. 

Что такое соло?

Соло - это партия мелодии музыкального произведения, исполняемая на одном инструменте.

1.2 Настройка гитары

Существуют самые разные гитары, принципиально отличающиеся устройством, количеством струн и, конечно же, звучанием. Самые популярные в наше время - акустические 6-ти струнные гитары. Настраиваются они в большинстве случаев стандартно, но есть и другие варианты. О них в конце страницы. 

Все действия показываются педагогом практически, с возможностью записи информации учениками по желанию.
Рассмотрим ноты классического, обычного строя открытых струн 6-ти струнной гитары и их принадлежность к октавам. 
Такой строй называется испанским.

6-я открытая струна - нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна - нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна - нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна - нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна - нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна - нота «Ми» первой октавы.

Настройка гитары пострунно:

1-я струна настраивается так:
1-я (самая тонкая) открытая струна - настраивается на ноту «Ми» Первой октавы.
Это можно сделать, воспользовавшись каким либо камертоном, например, on-line камертоном  либо по ноте «Ми» Первой октавы соответствующей клавиши пианино, рояля или синтезатора. Домашнее пианино может быть настроено неточно, поэтому лучше настраивать по электронному инструменту или камертону.
Частота ноты «Ми» Первой октавы 329,63 Гц - 1-я открытая струна. 
Далее настройка осуществляется по соседним струнам. 

Практика: проверка звучания.

2-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 2-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 1-ой открытой струны и 2-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 2-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

Практика: проверка звучания.

3-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 3-ю струну на 4-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 2-ой открытой струны и 3-ей струны прижатой на 4-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 3-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

Практика: проверка звучания.

4-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 4-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 3-ой открытой струны и 4-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 4-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

Практика: проверка звучания.

5-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 5-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 4-ой открытой струны и 5-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 5-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

Практика: проверка звучания.

6-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 6-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 5-ой открытой струны и 6-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 6-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

Практика: проверка звучания

1.3 Пение знакомой обучающимся песни на гитаре под руководством преподавателя.

Урок № 2 «Ноты на ладах»

2.1 повторение и закрепление прошлой темы

2.2 Новая тема: «Ноты на ладах»

-Давайте рассмотрим, где на ладах гитары в пределах 12 ладов какие ноты. Каждая из них рассматривается отдельно.

Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными - целый тон.

Ноты с диезами и бемолями пропущены. Где они находятся на грифе догадаться не представляет никакой трудности.

Например, «Ля-диез» (A#) располагается на соседнем ладу от ноты «Ля», выше по грифу, а именно:

на 6-ой струне - это 6-ой лад,

на 5-ой струне это 1 и 13-й лады,

на 4-ой струне - 8-ой лад,

на 3-ей струне - 3-ий лад,

на 2-ой струне - 11-ый лад

и на 1-ой струне - 6-ой лад.

Аналогично, «Ля-бемоль»  (Ab) ищите на соседнем ладу от «Ля» ниже по грифу. И также для остальных альтерированных звуков.

2.3 Рассматривание нот на ладах.

Рассматривание нот происходит с записью с учебной доски, подкрепляя практикой (воспроизведение на гитаре под руководством преподавателя).

Нота «До» на ладах гитары

1-я струна
8-й лад, 20-й лад. 

2-я струна
1-й лад, 13-й лад. 

3-я струна
5-й лад, 17-й лад. 

4-я струна
10-й лад. 

5-я струна
3-й лад, 15-й лад. 

6-я струна
8-й лад, 20-й лад. 

Нота «Ре» на ладах гитары

1-я струна
10-й лад. 

2-я струна
3-й лад, 15-й лад. 

3-я струна
7-й лад, 19-й лад. 

4-я струна
Открытая струна, 12-й лад. 

5-я струна
5-й лад, 17-й лад. 

6-я струна
10-й лад.

Нота «Ми» на ладах гитары

1-я струна
Открытая струна, 12-й лад.  
2-я струна
5-й лад, 17-й лад. 
3-я струна
9-й лад. 
4-я струна
2-й лад, 14-й лад. 
5-я струна
7-й лад, 19-й лад. 
6-я струна
Открытая струна, 12-й лад.

Нота «Фа» на ладах гитары

1-я струна
1-й лад, 13-й лад. 
2-я струна
6-й лад, 18-й лад. 
3-я струна
10-й лад. 
4-я струна
3-й лад, 15-й лад. 
5-я струна
8-й лад, 20-й лад. 
6-я струна
1-й лад, 13-й лад. 

Нота «Соль» на ладах гитары

1-я струна
3-й лад, 15-й лад. 
2-я струна
8-й лад, 20-й лад. 
3-я струна
Открытая струна, 12-й лад. 
4-я струна
5-й лад, 17-й лад. 
5-я струна
10-й лад, 1-й лад. 
6-я струна
3-й лад, 15-й лад.

Нота «Ля» на ладах гитары

1-я струна
5-й лад, 17-й лад. 
2-я струна
10-й лад. 
3-я струна
2-й лад, 14-й лад. 
4-я струна
7-й лад, 19-й лад. 
5-я струна
Открытая струна, 12-й лад.  
6-я струна
5-й лад, 17-й лад. 

Нота «Си» на ладах гитары

1-я струна
7-й лад, 19-й лад. 
2-я струна
Открытая струна, 12-й лад. 
3-я струна
4-й лад, 16-й лад. 
4-я струна
9-й лад. 
5-я струна
2-й лад, 14-й лад. 
6-я струна
7-й лад, 19-й лад

2.4 Ноты на открытых струнах 6-ти струнной гитары: 

6-я струна - нота «Ми» большой октавы
5-я струна - нота «Ля» большой октавы
4-я струна - нота «Ре» малой октавы
3-я струна - нота «Соль» малой октавы
2-я струна - нота «Си» малой октавы
1-я струна - нота «Ми» первой октавы
Рекомендуем запомнить ноты на ладах 5, 10, 12, 17.
На этих ладах все ноты без диезов. Зная какие ноты на струнах на этих ладах, можно быстро находить соседние ноты.

Также нужно отметить соответствие нот на открытых струнах нотам на 12-ом ладу,
на 13-ом - на 1-ом,
на 14-ом - на 2-ом,
на 15-ом - на 3-ом,
на 16-ом - на 4-ом,
на 17-ом - на 5-ом,
на 18-ом - на 6-ом,
на 19-ом - на 7-ом,
на 20-ом - на 8-ом.

2.5 Завершающий этап

     Распевка любимых песен под гитару под руководством преподавателя.

Урок № 3 «расположение каждой ноты отдельно на ладах по струнам»

3.1 Повторение и закрепление прошлого урока, опыта.

3.2 Переход  к новой теме «расположение каждой ноты отдельно на ладах по струнам»

1-я струна  

Открытая струна - нота «Ми».
1-й лад - нота «Фа», 2-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»). Диез - повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.
3-й лад - нота «Соль», 4-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
5-й лад - нота «Ля», 6-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»).
7-й лад - нота «Си».
8-й лад - нота «До», 9-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
10-й лад - нота «Ре», 11-й лад - «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»).
12-й лад - нота «Ми». 

Нота на 12 ладу соответствуют ноте на открытой струне, только на октаву выше. И так на каждой струне. 

13-й лад - нота «Фа», 14-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»). 
15-й лад - нота «Соль», 16-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
17-й лад - нота «Ля, 18-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»). 
19-й лад - нота «Си». 

2-я струна 

Открытая струна - нота «Си».
1-й лад - нота «До», 2-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
3-й лад - нота «Ре», 4-й лад - «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»).
5-й лад - нота «Ми»
6-й лад - нота «Фа», 7-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»).
8-й лад - нота «Соль», 9-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
10-й лад - нота «Ля», 11-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»).
12-й лад - нота «Си». 

13-й лад - нота «До», 14-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
15-й лад - нота «Ре», 16-й лад - «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»).
17-й лад - нота «Ми»
18-й лад - нота «Фа», 19-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»).

3-я струна 

Открытая струна - нота «Соль».
1-й лад - нота «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»). 2-й лад - нота «Ля», 3-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»).
4-й лад - нота «Си»
5-й лад - нота «До», 6-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
7-й лад - нота «Ре», 8-й лад - «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»).
8-й лад - нота «Ми»
10-й лад - нота «Фа», 11-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»).
12-й лад - нота «Соль». 

13-й лад - нота «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»). 14-й лад - нота «Ля», 15-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»).
16-й лад - нота «Си»
17-й лад - нота «До», 18-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
19-й лад - нота «Ре». 

4-я струна 

Открытая струна - нота «Ре».
1-й лад - нота «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»). 2-й лад - нота «Ми».
3-й лад - нота «Фа», 4-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»).
5-й лад - нота «Соль», 6-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
7-й лад - нота «Ля», 8-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»).
9-й лад - нота «Си».
10-й лад - нота «До», 11-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
12-й лад - нота «Ре». 

13-й лад - нота «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»). 14-й лад - нота «Ми».
15-й лад - нота «Фа», 16-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»).
17-й лад - нота «Соль», 18-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
19-й лад - нота «Ля». 

5-я струна 

Открытая струна - нота «Ля».
1-й лад - нота «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»). 2-й лад - нота «Си» 3-й лад - нота «До», 4-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
5-й лад - нота «Ре», 6-й лад - «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»).
7-й лад - нота «Ми»
8-й лад - нота «Фа», 9-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»).
10-й лад - нота «Соль», 11-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
12-й лад - нота «Ля». 

13-й лад - нота «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»). 14-й лад - нота «Си» 15-й лад - нота «До», 16-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
17-й лад - нота «Ре», 18-й лад - «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»).
19-й лад - нота «Ми». 

6-я струна 

Открытая струна - нота «Ми».
1-й лад - нота «Фа», 2-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»).
3-й лад - нота «Соль», 4-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
5-й лад - нота «Ля», 6-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»).
7-й лад - нота «Си».
8-й лад - нота «До», 9-й лад - «До-диез» (она же «Ре-бемоль»).
10-й лад - нота «Ре», 11-й лад - «Ре-диез» (она же «Ми-бемоль»).
12-й лад - нота «Ми». 

13-й лад - нота «Фа», 14-й лад - «Фа-диез» (она же «Соль-бемоль»). 
15-й лад - нота «Соль», 16-й лад - «Соль-диез» (она же «Ля-бемоль»).
17-й лад - нота «Ля, 18-й лад - «Ля-диез» (она же «Си-бемоль»). 
19-й лад - нота «Си». 

Закрепление и освоение нового происходит путем перехода от прошлого изученного к новому практическим путем, закрепляя мелкую моторику.

3.3 Завершающий этап

     Распевка любимых песен под гитару под руководством преподавателя.

Урок № 4 «Октавы на грифе гитары»

  1. Повторение и закрепление старого, изучение проблем с освоением.
  2. Переход к новой теме «Октавы на грифе гитары»

Давайте рассмотрим октавы на грифе

В октаве 12 полутонов
Каждая октава начинается с ноты «До».
«До» «До-диез» «Ре» «Ре-диез» «Ми» «Фа» «Фа-диез» «Соль» «Соль-диез» «Ля» «Ля-диез» «Си»
Диез - повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.
«До-диез» и «Ре-бемоль» - одна и та же нота.
«Ре-диез» и «Ми-бемоль» - одна и та же нота.
«Фа-диез» и «Соль-бемоль» - одна и та же нота.
«Соль-диез» и «Ля-бемоль» - одна и та же нота.
«Ля-диез» и «Си-бемоль» - одна и та же нота.
Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами - целый тон. 
Соответственно: 
«Си-диез» - это нота «До»;
«До-бемоль» - это нота «Си»;
«Ми-диез» - это нота «Фа»;
«Фа-бемоль» - это нота «Ми».

6-я открытая струна - нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна - нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна - нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна - нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна - нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна - нота «Ми» первой октавы (самая тонкая струна)

Диапазон гитары

В гитаре - 4 неполных октавы: Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.
Т.е. примерно 80-1000 Гц.

Частоты открытых струн:
6-я 82,4 Гц
5-я 110 Гц
4-я 146,8 Гц
3-я 196,9 Гц
2-я 246,9 Гц
1-я 329,6 Гц

4.3 Завершающий этап

     Распевка любимых песен под гитару под руководством преподавателя

Урок № 5 «Учимся запоминать ноты на гитаре»

5.1 Разминка, повторение пройденного

5.2 Переход к теме «Учимся запоминать ноты на гитаре»

Цель этого урока - научиться настраивать гитару, запомнить ноты на грифе и приучить пальцы левой руки правильно прижимать струны, чтобы они звучали, а пальцы правой руки извлекать из них звук. Также выполнение усложнённых вариантов упражнений урока поможет освоить технику игры на гитаре всеми пальцами рук.
Упражнения не сложные и позволяют быстро и просто запомнить расположение нот и почувствовать инструмент. 

Теперь перейдём к практике.

  1. Настроим гитару воспользовавшись методом настройки по соседним струнам. 
    Первую открытую струну настроим по камертону, вторую по первой, третью по второй и т.д. Настраивая гитару, вы не только запомните ноты, но и будете слушать, чем поспособствуете развитию вашего слуха. 
  2. Играем последовательность нот сначала на 1-ой струне, затем на 2-ой и т.д. на всех по очереди, проговаривая и стараясь запомнить на каком ладу какая нота. 

Гитару держим так, чтобы плоскость грифа над которой расположены струны не «смотрела» вверх, а находилась вертикально. Струну прижимайте не всей подушечкой, а кончиком указательного пальца левой руки. 
Звук струны извлекаем указательным пальцем правой руки. Делается это как бы крючком, струну палец аккуратно подцепляет сначала краем подушечки, затем ногтём. 
Такой вариант, кроме того что позволяет играть быстрее, также тренирует пальцы левой руки, помогает освоить технику игры соло, гамм, пассажей, тянет пальцы так, чтобы они в дальнейшем легко и быстро, машинально могли дотягиваться до нот, расположенных не близко, таким образом вы сможете играть не только простые аккорды и пассажи. 
Отработав технику игры одним пальцем, тренируясь, мы научимся играть четырьмя пальцами. 
Для этого нужно добиться чистого, не заглушённого звучания каждой ноты.

  1. Далее усложняем упражнение. 
    Играем каждую ноту струны по 4 раза, сначала указательным, затем средним, безымянным пальцами и мизинцем.
    Освоив урок, тренируйтесь играть ноты 4-мя пальцами левой руки, прижимая струны на ладах не одним указательным, а разными пальцами.
  2. Теперь, запомнив ноты 1-ой струны и освоив технику звукоизвлечения, будем играть также ноты на других струнах. Играем сначала вариант с извлечением звука каждой ноты 4-мя пальцами правой руки. Хорошо запомнив их, отрабатываем быстрый вариант игры, прижимая струну на ладах последовательно 4-мя пальцами левой руки. 

5.3 Завершающий этап.

Распевка любимых песен  под гитару

Урок № 6 «Учимся брать аккорды »

Цель урока - научиться брать аккорды, правильно прижимая струны, добившись их одновременного звучания, освоить технику смены аккордов. 
Также в ходе выполнение упражнений отрабатываем технику движения кисти правой руки и извлечения звука плавно проводя по струнам ногтями пальцев правой руки сверху вниз.

6.1 Повторение и закрепление пройденного

6.2 «Учимся брать аккорды »

Выполняя упражнения, освоим 3 простых аккорда «Ре-минор», «Ля-минор» и «Ми-мажор».

«Ре-минор» Dm

Другие варианты обозначения аккорда:

|-E--1------
|-B-------3-
|-G----2----
|-D---------
|-A---------
|-E---------

начальный лад 1
лады: x x 0 2 3 1

«Ля-минор» Am 

Другие варианты обозначения аккорда:

|-E---------
|-B--1------
|-G----2----
|-D----2----
|-A---------
|-E---------

начальный лад 1
лады: x 0 2 2 1 0

«Ми-мажор» E 

Другие варианты обозначения аккорда:

|-E-----------
|-B-----------
|-G--1--------
|-D-----2-----
|-A-----2-----
|-E-----------

начальный лад 1
лады: 0 2 2 1 0 0

  1. Возьмем первый аккорд - «Ре-минор».
    Указательный палец прижимает первую (самую тонкую) струну на 1-ом ладу, средний - третью на 2-ом ладу и безымянный - вторую на 3-ем ладу. 

    Струны прижимаются кончиками пальцев на ладах между металлическими элементами. 
  2. Поставив аккорд, проводим ногтями пальцев правой руки сверху вниз по струнам в районе резонаторного отверстия. Все струны, кроме обозначенных крестиком, должны звучать. В частности при постановке варианта аккорда «Ре-минор», обозначенного на схеме звучат 1, 2, 3, 4 струны. 
    Также, поставив аккорд, нужно поочерёдно извлекать звук из каждой струны, поддевая их подушечкой и ногтём пальцев правой руки. Так сразу будет слышно ошибку, какая струна не звучит.
  3. Тренируем пальцы, добиваясь того, чтобы, ставя аккорд, струны звучали чисто, не задевайте соседние струны. Систематическая играя на гитаре аккордами, техника исполнения доводится до автоматизма, аккорды будут браться легко, не глядя, точно.
  4. Аналогично аккорду «Ре-минор» отрабатывайте построение аккордов «Ля-минор» и «Ми-мажор».
  5. После того, как будет получаться ставить аккорды по отдельности приступаем к тренировкам игры последовательности аккордов Dm, Am, E, Am, дважды на каждый из них проводя пальцами правой руки по струнам сверху вниз. 

6.3 Завершающий этап

     Распевка и разучивание любимых бардовских песен


Урок № 7 № «Учимся играть на гитаре боем»

Цель  урока - научиться играть на гитаре несколькими видами боя последовательности простых аккордов, держа ровный ритм.

7.1 Повторение и закрепление прошлого опыта

В ходе выполнения упражнений урока будем играть, разученные на прошлом уроке аккорды «Ре-минор» «Ля-минор» «Ми-мажор». 
Играем последовательность аккордов Dm, Am, E и Am. 

7.2 «Учимся играть на гитаре боем»

1. Бой «Бас, удар»

Техника игры боем «Бас, удар»: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук басовой струны.
Затем также сверху вниз не резко, но быстро проводим средним и безымянным пальцами по четырём первым струнам.
Повторяем по 2 такта на каждый из аккордов Dm, Am, E и Am. На видео показано медленно и дискретно как это делается.

2. Бой «Вниз, вверх»

Техника игры боем: Пальцы правой руки движутся вниз, вверх, извлекая звук. Средний и безымянный пальцы задевают струны движением вниз, большой поддевает их снизу.
Повторяем по 2 такта на каждый аккорд. На видео показаны движения замедленно и затем в нормальном темпе. Играем сначала медленно, потом быстрее. Струны должны звучать, ритм ровный.

3.  Бой «С приглушением струн»

Техника игры боем: Большим пальцем правой руки извлекаем звук басовой струны.
Затем ударяем по струнам и тут же заглушаем их, прихлопывая.
Играем по 2 такта на 1 аккорд. На видео показано как у вас должно получиться.

4.Бой «Комбинированный»

Техника игры этим боем одного такта: 
1) Сверху вниз большим пальцем правой руки извлекаем звук басовой струны.
2) Движением вниз средним и безымянным пальцем бьём по 1, 2, 3, 4 струнам , сразу же приглушая их ребром ладони.
3) 2 раза поддеваем ногтём большого пальца тонкие струны.
4) Повторяем п.2: движением вниз средним и безымянным пальцем бьём по 1, 2, 3, 4 струнам , сразу же приглушая их ребром ладони.
5) 1 раз поддеваем ногтём большого пальца тонкие струны.

Играем по одному такту на каждый аккорд.

Осваивая эти 4 варианта игры боем, вы параллельно оттачиваете технику постановки аккордов.

7.3 Завершающий этап

     Распевка и разучивание любимых бардовских песен

Урок № 8 «Учимся играть щипками»

Цель урока - освоить технику игры на гитаре щипками и перебором аккордов, разученных ранее, отработать её, лучше запомнить пальцами аккорды.

8.1 Повторение и закрепление прошлого опыта
8.2 «Учимся играть щипками»

Играем последовательность аккордов Dm, Am, E и Am. 

  1. Игра щипковыми движениями

Техника игры щипками «Бас, удар»: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук одной из басовых струн. 
Затем другими пальцами как бы поддеваем снизу 3 тонкие струны.

Играем по 2 такта на каждый из аккордов.
Повторяя, то что вы увидите на видео. Нужно добиться чёткого выполнения упражнения. Отработайте игру рассмотренным способом в нормальном темпе и ровном ритме.

  1. Игра перебором

Техника игры перебором: Большим пальцем правой руки движением сверху вниз извлекаем звук басовой струны.
Затем указательным, средним и безымянным пальцами как бы поддеваем снизу 3-ю, 2-ю и 1-ю струны.

Повторяем по 1 такту на каждый из аккордов.
Для лучшей запоминаемости и освоения техники игры перебором на видео записана игра 3-х простых аккордов несложным перебором по тактам и медленно. Также показано как можно импровизировать, менять последовательность и ритм перебора струн.

8.3 Завершающий этап

     Распевка и разучивание любимых бардовских песен

Урок № 9 «Учимся брать аккорды с баррэ»

Цель этого урока - научиться брать аккорды с баррэ, правильно прижимая струны, добившись их одновременного звучания, освоить технику быстрой постановки баррэ и других аккордов в процессе игры музыкальной композиции. 
В ходе выполнение упражнений урока будем отрабатываться технику игры боем, перебором и щипковыми движениями.

9.1 Повторение и закрепление прошлого опыта

9.2 «Учимся брать аккорды с баррэ»

              Что такое баррэ?


Баррэ - это более одной струны, прижатых на одном ладу. Взять баррэ, например, на первом ладу, значит, прижать на нём струны указательным пальцем. Другие пальцы прижимают струны на соседних ладах в зависимости от аккорда, который нужно взять.
Выполняя упражнения урока, освоим 3 аккорда с баррэ «Фа-мажор», «Си-мажор» и «Си-минор». 

«Фа-мажор» F
Обозначения аккорда:

|-E--1------
|-B--1------
|-G--1--2---
|-D--1----3-
|-A--1----3-
|-E--1------

начальный лад 1
лады:  1 3 3 2 1 1

«Си-мажор» H 
Обозначения аккорда:

|-E--2-------
|-B--2--4----
|-G--2--4----
|-D--2--4----
|-A--2-------
|-E--2-------

начальный лад 1
лады:  x 2 4 4 4 2

«Си-минор» Hm 
Другие варианты обозначения аккорда:

|-E--2-------
|-B--2-3-----
|-G--2---4---
|-D--2---4---
|-A--2-------
|-E--2-------

начальный лад 1
лады:  2 2 4 4 3 2

  1. Начнём с аккорда «Фа-мажор».
    Возьмём 
    баррэ на 1-ом ладу. Струны нужно прижимать указательным пальцем ближе к металлическому элементу между 1-ым и 2-ым ладами. Другие пальцы прижимают струны согласно аккорду. Пальцами правой руки перебором извлечём звук из струн. Все струны должны звучать. Играйте аккорд всеми известными вам видами звукоизвлечения (бой, щипки, перебор и т.д.). 
  2. После того как аккорд будет получаться озвучивать хорошо разучите какую-нибудь песню с аккордом «Фа-мажор», например, «Осень» группы «ДДТ». 
    Напеваем слова песни во время игры. Добиваемся ровного ритма и гармонии в исполнение песни. Все выполняется под контролем руководителя.
  3. Тоже самое проделываем с «Си-минор» и «Си-мажор».


9.3 Завершающий этап

     Распевка и разучивание любимых бардовских песен

Урок № 10 «Учимся играть медиатором на гитаре»

Цель этого урока - научиться играть на гитаре медиатором. Упражнения урока рассчитаны на привитие навыков игры медиатором гамм, что будет основой для игры в дальнейшем солопассажейджемов

10.1 Повторение и закрепление прошлого опыта

10.2 «Учимся играть медиатором на гитаре»

В ходе выполнения упражнений урока поймём и освоим технику игры медиатором. Играть будем ноты и гаммы. Приобретённые навыки будут основой для импровизации и игры соло в дальнейшем.
Медиатор выбираем средней толщины или толстый. 

  1. Медиатор размещается на боковой части указательного пальца правой руки и прижимается большим пальцем так, чтобы он был перпендикулярно большому пальцу. Открытым должна оставаться примерно треть медиатора с удлинённым концом.
  2. Техника движения пальцев при игре медиатором не сложная. Движения совершаются вниз вверх или наоборот. Например, последовательность из 3-х нот можно сыграть либо вниз вверх вниз, либо вверх вниз вверх, как пожелаете. Амплитуда движений небольшая, ведь нам нужно будет успевать играть быстро. 
    Движения медиатора все время чередуется - либо вниз вверх, либо вверх вниз. Таким образом играя по 3 ноты, к примеру, начиная с движения медиатором вниз, получается, что первые три из них играются вниз вверх вниз, а следующие вверх вниз вверх и т.д. 
    Т.е. нужно играть попеременно, так, чтобы не было повторений в направление каждого следующего движения. Другими словами нужно неизменно их чередовать. На такой технике исполнения настаивают многие профессиональные гитаристы, поэтому имеет смысл тренироваться играть именно так. 

Упражнение простой пассаж

Играем ноты на 1-ой струне в последовательности по ладам:
13 (вниз), 12 (вверх), 10 (вниз)   13 (вверх), 12 (вниз), 10 (вверх)
12, 10, 8     12, 10, 8
10, 8, 7       10, 8, 7
8, 7, 5         8, 7, 5 

5, 7, 8         5, 7, 8
7, 8, 10       7, 8, 10
8, 10, 12     8, 10, 12
10, 12, 13   10, 12, 13

Освоив этот пассаж, играем другую последовательность 3-х нот, например, 13, 10, 12 и т.д. 

Упражнение Гамма играется с 8-го лада 6-ой струны. 

На 6-ой струне играются ноты До и Ре (8-ой и 10-ый лад),
далее на 5-ой струне - ноты Ми, Фа и Соль (7-ой, 8-ой и 10-ый лад),
на 4-ой струне - ноты Ля, Си и До (7-ой, 9-ый и 10-ый лад),
на 3-ой струне - ноты Ре, Ми и Фа (7-ой, 9-ый и 10-ый лад),
на 2-ой струне - ноты Соль и Ля (8-ой и 10-ый лад),
на 1-ой струне - ноты Си, До и Ре (7-ой, 8-ой и 10-ый лад)

Далее играем ноты с 1-ой струны в обратной последовательности.

Пробуем обыграть гаммы:

C D E   F G A   B  C - гамма «До мажор» и

C D Eb F G Ab Bb C - гамма «До минор»

Найдите ноты сначала одной гаммы на грифе и играйте её вверх и вниз (по тону), затем другой. Ноты должны быть выбраны не на одной струне, а на нескольких в пределах 4-х, 5-ти ладов. Так удобней играть, каждый палец будет находиться над своим ладом и вы сможете быстро прижимать струну на соответствующем ладу в нужный момент.  

10.3 Завершающий этап

     Распевка и разучивание любимых бардовских песен

Урок № 11 «Учимся играть пентатоники соло на гитаре»

Цель урока - понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло

11.1 Повторение и закрепление прошлого опыта

11.2 «Учимся играть пентатоники соло на гитаре»

Что такое пентатоника?


Пентатоника - это 5 звуков, пятизвуная гамма. Гамм из 5 нот много. 
Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники. 
В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напоминаем: каждый лад это полутон. 

Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника(основной тон) пентатоники.  
Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше. 
Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу. 
В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.
Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

Теория

Гамма «До мажор»: C D E F G A B C. 
Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты: 
C D E    G A    C 

Гамма «До минор»: C D Eb F G Ab Bb C. 
Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты: 
C    Eb F G    Bb C

 мажорные пентатоники.

Обыгрываем музыку в тональности «Ля мажор», аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне.

Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах. 

Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
Играем её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.
пентатоника «Ля»



Пентатоника, которую можно играть от «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
Играем её и старайтесь запомнить.
пентатоника от «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне



Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
Играем сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их. 
http://www.otsema.ru/uroki/grafic/pentatonika_major_5.gifпентатоника от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне

Играем от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них. 

Пентатоника, которую можно играть 
от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:
пентатоника от «Ми» на 6-ой  струне на 12-ом ладу



Пентатоника, которую можно играть 
от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.
пентатоника от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу



Пентатоника, которую можно играть 
от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.
пентатоника от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу



Пентатоника, которую можно играть 
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.
пентатоника от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу



Пентатоника, которую можно играть 
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой). 

Играйте две эти пентатоники вместе.
пентатоника от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу

11.3 Завершающий этап

     Распевка и разучивание любимых бардовских песен

Урок № 12 «Учимся играть минорные пентатоники»

Цель урока - запомнить порядок минорных пентатоник, играя их на гитаре поверх ритма музыки разных минорных тональностей.

12.1 Повторение и закрепление прошлого опыта

12.2 «Учимся играть минорные пентатоники»

 Изучение пентатоник минорных тональностей

Пентатоника, которую можно играть 
от «Ля» на 6-ой струне на 5-ом ладу,
от «Ля» на 1-ой струне на 5-ом ладу, а также
от «Ля» на 4-ой струне на 7-ом ладу:
пентатоника от «Ля» на 6-ой струне на 5-ом ладу

Пентатоника, которую можно играть 
от «Ля» на 4-ой струне на 7-ом ладу, а также
от «Ля» на на 2-ой струне на 10-ом ладу.
пентатоника от «Ля» на 4-ой струне на 7-ом ладу

Пентатоника, которую можно играть 
от «Ля» на 5-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ля» на на 2-ой струне на 10-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).

Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ля»  на 2-ой струне на 10-ом ладу. Получится аппликатура из звуков 2-х пентатоник.
пентатоника от «Ля» на 5-ой струне на 12-ом ладу

Пентатоника, которую можно играть 
от «Ля» на 5-ой открытой струне, а также
от «Ля» на на 3-ей струне на 2-ом ладу 
пентатоника от «Ля» на 5-ой открытой струне

Пентатоника, которую можно играть 
от «Ля» на 6-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику рассмотренную первой),
от «Ля» на 1-ой струне на 5-ом ладу, а также
от «Ля» на на 3-ей струне на 2-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).

Разучите эту пентатонику сначала отдельно, затем играйте её вместе с предыдущей.
пентатоника от «Ля» на 6-ой струне на 5-ом ладу

12.3 Завершающий этап

     Распевка и разучивание любимых бардовских песен

Урок № 13 «Развиваем слух»

Цель урока - научиться определять ноты и тональности на слух. Это само по себе эффективное упражнение для развития музыкальных способностей. Также, занимаясь, вы освоите и усовершенствуете свою технику импровизации на шестиструнной гитаре и получите основу для способа подбора аккордов к песням.

13.1 Повторение и закрепление прошлого опыта

13.2  «Развиваем слух»

Приступим к выполнению упражнений на развитие музыкального слуха

  1. Начнем с очень эффективного упражнения. Рекомендуем его настоятельно. 

    Что делать? 

    Пробовать находить тональность музыки и играть соответствующую ей пентатонику.

    Существует 5 минорных и 5 мажорных боксов пентатоники. 

    Минорные

    минорная пентатоника бокс 1 минорная пентатоника бокс 2 минорная пентатоника бокс 3 минорная пентатоника бокс 4 минорная пентатоника бокс 5 

    Зелёным в боксах обозначена тоника. Шестая струна слева, первая справа. 

    Мажорные

    мажорная пентатоника бокс 1 мажорная пентатоника бокс 2 мажорная пентатоника бокс 3 мажорная пентатоника бокс 4 мажорная пентатоника бокс 5 
  • Включаем музыку;
  • берем в руки гитару;
  • начинаем гудеть в переносицу тональность произведения (мычать любую гласную о, а, у, э, и)
  • и находим эту тональность на струне (извлекаем звук медиатором или пальцем).

Струна может быть любой. Выберите ту, которую вы лучше слышите.
В дальнейшем полезно научиться находить ноту тональности на каждой струне. 

Когда тональность определена, играем пентатонику сначала от ноты тоники на струне, где нашли.
Потом вспоминаем, где эта нота находится на других струнах.
Выбираем подходящий бокс пентатоники и играем импровизированное соло по нотам этого бокса. 

Эти навыки позволяют обыгрывать ритм без лишних, не вписывающихся в гармонию нот.

Лучше импровизировать на двух струнах, с тоникой и соседней.

Упражнение позволяет, что называется, убить более одного зайца.

  • Во-первых, вы развиваете слух.
  • Во-вторых, приобретаете навыки определения тональности музыкального произведения.
  • В-третьих, запоминаем ноты пентатоник и практикуете импровизацию соло.
  • В-четвертых станем лучше ориентироваться в нотах на грифе и можете заметить некоторые закономерности их расположения. Например, одинаковая нота на 1 струне и через 2 лада на 3 струне. Также на 2 и 5 струне. А для 3 и 4 струн одинаковые ноты на соответственно 5 и 6 струнах находятся через лад.



3 основных аккорда тональностей (тоника, субдоминанта и доминанта) 

Тональность

Тоника - I

Субдоминанта - IV

Доминанта - V

Cm - до минор

Cm

Fm

G

C#m - до диез минор

C#m

F#m

G#

Dm - ре минор

Dm

Gm

A

D#m - ре диез минор

D#m

H#m

A#

Em - ми минор

Em

Am

H

Fm - фа минор

Fm

A#m

C

F#m - фа диез минор

F#m

Hm

C#

Gm - соль минор

Gm

Cm

D

G#m - соль диез минор

G#m

C#m

D#

Am - ля минор

Am

Dm

E

A#m - ля диез минор

A#m

D#m

F

Hm - си минор

Hm

Em

F#


Следующий аккорд после тоники строится от ноты, идущей через 3 полутона (лада), 
и третий аккорд — от ноты, расположенной через полутон от ноты второго аккорда. 

Примеры: 

A (Ля) - D (Ре) - E (Ми) 

F (Фа) - A# (Ля диез) - C (До) 

Тональность

Тоника - I

Субдоминанта - IV

Доминанта - V

C - до мажор

C

F

G

C# - до диез мажор

C#

F#

G#

D - ре мажор

D

G

A

D# - ре диез мажор

D#

H#

A#

E - ми мажор

E

A

H

F - фа мажор

F

A#

C

F# - фа диез мажор

F#

H

C#

G - соль мажор

G

C

D

G# - соль диез мажор

G#

C#

D#

A - ля мажор

A

D

E

A# - ля диез мажор

A#

D#

F

H - си мажор

H

E

F#

  1. Играем соло, аккорд, гамму, мелодию и пойте ее ноты или гудите, мычите какую-нибудь гласную букву. Старайтесь делать это в переносицу, увеличивая амплитуду, громкость.
  2. Находим напарника  и играем соло не под запись, а в живую. Напарник  играет ритм, вы — мелодию. 
  3. Играем ноты от До до Си на одной струне и запоминайте их звучание относительно друг друга.
  4. Играйте на гитаре или клавишном инструменте ноты в пределах одной октавы и запоминайте, как они звучат. После проверяйте себя, как запомнили, вслепую воспроизводите звук и пробуйте назвать ноту. Уметь это важно. 

    Чтобы научиться, нужно заниматься самостоятельно ежедневно, хотя бы в течении 15 минут.
  5. Запомнив как звучат ноты, включаем любимую музыку и пробуем играть ее мелодию. Подобрать нужно точно, без ошибок.
  6. Чтобы попадать в ноты голосом сначала пропойте гласную букву сверху вниз (понизив тон до самого низкого). 

    После того, как почувствуете нижнюю ноту вашего голоса, воспроизведите звук струны гитары или клавиши синтезатора и пойте уже снизу вверх добившись звучания в унисон. Не торопитесь, повышайте тон голоса медленно. 

    Голос можно тренировать, повышая его сначала понемногу, потом раскачивать сильнее и сильнее.

13.3 Завершающий этап

    Распевка и разучивание любимых бардовских песен

Урок № 14 «Миниэкзамен»

Цель: проверка усвоенности проекта обучающимися ускоренного курса

Миниэкзамен состоял из теории и практики, только того что было пройдено. Из 10 учащихся, на «отлично» сдали 3 человека, «хорошо» получили 6 человек, «удовлетворительно» получил 1 человек. После объявления оценок состоялся разбор «полетов».

Заключение:

Ускоренный проект, который был рассчитан на учащихся с музыкальными способностями дал положительную динамику, что говорит о том, что все учащиеся успешно освоили программу и готовы перейти на следующую ступень обучения на шестиструнной гитаре.

Проект полностью реализован поставленной цели, задачам.

Список литературы

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. Феникс, 2008. М

Агеев Д.А  Уроки мастера для начинающих, Питер, 2006. Спб

Брад Д. Классическая гитаре: самоучитель справочник, Феникс, 2008. М

Иванов-Крамской А.И. Школа игры на шестиструнной гитаре, Питер, 2007.М

 Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. «ComConPress», 2010. М

Манилова В Учитесь аккомпанимировать на гитаре, «ComConPress», 2009. М

Михайлов А,  Спирина С, Волков С Самоучитель игры на классической гитаре по нотам, ООО ИД «Равновесие», 2005. М

Николаев А.Г Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, Лань, 1999. Спб

Сноуд Ф. Самоучитель игры на гитаре. Полное руководство АСТ,  2006. М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре

На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры....

Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»

Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии "Гитара и Мы" для воспитанников 1 года обученияТип занятия-изучение нового материалаЦель:-созд...

Методы обучения в младшем и среднем школьном возрасте, при обучении игре на гитаре

В данной работе описываются методы обучения, которые необходимо применять, при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, при обучении игре на музыкальном инструменте...

Конспект занятия по обучению игре на гитаре: импровизация бас гитары.

Данное занятие посвящено теме "Импровизация на бас гитаре" и является одним из цикла занятий, посвященных развитию творческой активности и самостоятельной импровизации у...

Методика обучения игре на гитаре (из опыта работы)

Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет....