Рабочая программа по музыке 5 кл. (ФГОС).
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

     Рабочая программа по музыке для 5 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения,  рекомендациями Примерной программы основного общего образования по музыке (Примерные программы по учебным предметам. Музыка 5 – 7 классы. -М.: «Просвещение», 2013) на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: “Просвещение”, 2015 год), разработанной  в соответствии с требованиями ФГОС ООО и УМК  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzika_5_fgos.docx74.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район

«Сорочинская средняя общеобразовательная школа».

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол  № _____

от «__»___________20__ г.

                                       

Утверждаю.

Директор школы:

___________/Л.В.Барданова /

Приказ № _____

от «__»_________20__ г.

                                       

 

                                                               

Рабочая   программа

учителя  I квалификационной категории

Черновой Любови Викторовны

по музыке

  5   класс

                                                                                       

  Сорочинка

2015 г.

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по музыке для 5 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения,  рекомендациями Примерной программы основного общего образования по музыке (Примерные программы по учебным предметам. Музыка 5 – 7 классы. -М.: «Просвещение», 2013) на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: “Просвещение”, 2015 год), разработанной  в соответствии с требованиями ФГОС ООО и УМК  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

     Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально – ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и   углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально – творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным  и мировым культурным традициям.

      Курс музыки в основной школе  предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие видов музыкально – творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой  инициативы обучающихся и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

         Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       В связи с тем, что   ключевым требованием ФГОС ООО   является духовно-нравственное воспитание школьников,  программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

       Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

       Задачи:  развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

     - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

    - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

    - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

     В основу педагогического процесса обучения музыке заложены следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальные формы (работа с музыкальными произведениями, музыкальной литературой электронными источниками информации, индивидуальные задания по темам), групповые (групповые творческие задания, групповая работа на уроке), общеклассные (урок – лекция, комбинированный урок, урок – игра, консультация, зачётный урок).                                                                                              Виды организации учебной деятельности: экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.

   Основные виды контроля:  вводный,  текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, комбинированный, фронтальный. Формы (приёмы) контроля:  наблюдение, самостоятельная работа, тест, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, проектная деятельность.

    Срок реализации программы: 2015 – 2016 гг.     

Общая характеристика учебного предмета. 

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – формирование основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих  целей:

 формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

 развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения, певческого голоса;

 освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

 овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

 воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

            Обучение музыке в 5 классе осуществляется по учебнику,  включенному   в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2015/2016учебный год  Министерством образования и науки РФ.

           Рабочая программа  полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по музыке  и соответствует требованиям ФГОС ООО.

           В выборе программы предпочтение отдано программе, представляющей завершенную предметную линию с 5 по 7  классы (программы и УМК Критской Е. Д., Сергеевой Г. П. «Музыка»).

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Основные содержательные линии обучения музыке в 5 классе:

- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

 - усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

 - овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

 - обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

В программе выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.  

 В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

Умения в слушательской деятельности:

- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

- дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

в исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:

- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;

- предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

- сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке – в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т. п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в музыкально-пластической деятельности, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью.

В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, начиная с эпохи Средневековья и до наших дней включительно; при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки  с другими искусствами, историей, жизнью.

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.

В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).

Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.

Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования.

Описание места учебного предмета

         В соответствии с  учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

                     Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии  у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития.

       Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»

     Личностными результатами изучения музыки являются:

формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

 наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая оценивается учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеучебной деятельности.

     Метапредметными  результатами изучения музыки являются:

      анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

      проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

       оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

       размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

       использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

       определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

       применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

       наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

       участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть письменная работа (эссе).

Предметными результатами изучения музыки являются:

   общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

 понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

 осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

 применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

 расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, тематический, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся.

     

Содержание  учебного курса.

В рабочей  программе  рассматриваются   разнообразные  явления  музыкального искусства  в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),  изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа  состоит  из  двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».  Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

                              Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (17 часов)

   Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой, 2) понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов с литературой (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности музыки и литературы как видов искусства, 3) выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности, 4) раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей, определять средства музыкальной выразительности, 5) понимать специфику и особенности музыкального языка, 6) ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира;  

получат возможность научиться: 1) принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), 2) самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения, 3) высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни людей.

Тема  2 полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

   Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой, 2) понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов с изобразительным икусством (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности музыки и изобразительного искусства, 3) выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности, 4) раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей, определять средства музыкальной выразительности, 5) понимать специфику и особенности музыкального языка, 6) ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира;    

получат возможность научиться: 1) принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), 2) самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения, 3) высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни людей.

.

Перечень  музыкального   материала  (I полугодие).

 Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;  

Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент).

Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.        

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод    A.        Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого  хора, гобоя и ударных (фрагменты).   B.Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobispacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

 Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр  возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыкаВ. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Перечень  литературных   произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина  «Садко». Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень  произведений  изобразительного  искусства.

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

  Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Перечень  музыкального   материала  (II  полугодие)

Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и

современные интерпретации).

Concertogrosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические

современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

     Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковского.

Перечень произведений изобразительного искусства. 

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

 Зима;  Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень   литературных   произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей — то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.


                                           Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

п/п

Наименование изучаемой

темы (раздела)

Количес-тво

часов

Основное содержание по теме, (разделу)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий)

1.

Музыка и литература

17

1.1.Что роднит музыку с литерату-рой.

4

   Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление  многосторонних  связей  музыки  и  литературы. Что  стало  бы  с  музыкой, если  бы  не  было  литературы?  Что  стало бы   с  литературой,  если  бы  не  было музыки?   Поэма,  былина,  сказка.  Песня,  романс.   Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.  Значение  слов  в  песне.  Вокализ.  Сходство выразительных

 средств   живописи  и  музыки: плавные  изгибы  линий  рисунка, перекличка  светотени  в  картине  и   ладовой  окраски   в  музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки   в  картинах  и  мелодиях,  музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи  с жизнью и с другими  искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры        своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:              формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные, сатирические,  игро-вые,  хороводные, лирические  песни.  Песни -  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  и художественных  образов. По содержанию песни делятся на лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Выявляют общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.                          Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполняют народные песни, песни о родном крае современных композиторов.                        Понимают особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощают художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизируют в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.                          Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.                  Размышляют о музыкальном произведении.          Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Определяют характерные признаки музыки и литературы. Исполняют музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

1.2.Фольк-лор в музыке русских композито-ров.

2

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных                        литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.)  

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их   ярко выраженная национальная самобытность.

 Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной  музыки.

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.                          Размышляют о музыкальном произведении.                   Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Определяют характерные черты музыкального творчества народов России и других стран.

1.3.Жанры инструмен-тальной и вокальной музыки.

4

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной       музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной                   баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии

Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной   песни,  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

      Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле. 

Связь между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Стилевое многообразие музыки XX столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.                          Размышляют о музыкальном произведении.                    Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Используют образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.            Самостоятельно определяют характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполняют музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

1.4. Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкан-тах.

2

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для           творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западно - европейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую         роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для          творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.                        Размышляют о музыкальном произведении.                     Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Самостоятельно определяют характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей.

1.5.Три путешест-вия в музыкаль-ный театр.

5

 Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм   внутри оперы -  (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство  синтетическое.  В  нем  воедино  переплетены  различные      виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,   театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития    кинообраза, быстрая  смена  действия  в  кино,  короткое  дыхание  кинематографических  фраз, свободное  владение  пространством  и  временем  получили  отражение  и  в  музыке к фильмам.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. 

Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.    Жанры  внутри  самого  мюзикла  близки  оперным  номерам.  Как  и  в  опере, здесь  сочетаются  пение  и  танец,  но  в  отличие  от  оперы  все             действующие  лица, исполняя  вокальные  номера,  постоянно  находятся  в  движении.

 Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.  

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.                           Размышляют о музыкальном произведении.                  Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Самостоятельно определяют характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей. Наблюдают за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.                                    Исполняют музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

2.

Музыка и изобрази-тельное искусство.

18

2.1.Что роднит музыку с изобрази-тельным искусством

4

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

 Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

 Богатство музыкальных образов (героические, эпические, героико-эпические)и особенности их  драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Выявляют общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.                          Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Размышляют о музыкальном произведении.                         Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.                   Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполняют музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

2.2.Музы-кальния живопись и живопис-ная музыка.

4

Общее и особенное в русском и западно- европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. 

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души.  Инструментальный квинтет.

Народные истоки русской профессиональной музыки. 

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

 Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Размышляют о музыкальном произведении.                   Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Исследуют интонационно-образную природу музыкального искусства.                             Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполняют музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием.                             Защищают творческие исследовательские проекты.

2.3.

Дирижёры мира.

2

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. 

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр.  Дирижер.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй  в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Размышляют о музыкальном произведении.                   Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения.

2.4.Содру-жество муз

2

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). 

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Размышляют о музыкальном произведении.                    Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей.

2.5. Стилевое многооб-разие музыки XX века.

4

 Стилевое многообразие музыки XX столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Знакомство с произведениями   К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.  Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.  Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия.

Владеют музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Размышляют о музыкальном произведении.               Высказывают суждение об основной идее музыкального произведения, средствах и формах её воплощения. Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей. Оценивают собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

2.6.Обоб-щение изученного материала

2

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.                               Исполняют музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием.


Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

     Учебная и справочная литература.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», - М.: Просвещение, 2013г.

Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», - М.: Просвещение, 2013г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  5 класс»,-  М.: Просвещение, 2013г

Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3,- М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник «Музыка. 5 класс»,- М.:  Просвещение, 2015г.

«Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс», -  М.: Просвещение, 2014 г.

Цифровые образовательные ресурсы. MULTIMEDIA – поддержка предмета.

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

                              Дополнительная  литература для учителя и учащихся.

«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), - М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2013г.

«Сборник нормативных документов. Искусство»,  - М.: Дрофа, 2013г.

«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр,- М.: Академия, 2008г.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта»,- М.: Владос, 2002г.

«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина,- М.: Просвещение,2008г.

Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», - М.: Академия, 2001г.

Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки»,- М.: Просвещение, 1993г.

Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах»,- М.: Современник, 1999г.

Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы»,- М.: Просвещение, 1982г.

«Как научить любить Родину»,- М.: Аркти, 2003г.

Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе»,- М.: Академия, 2000г.

«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта,- М.: Наука, 1998г.

Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»,- М.: Академия, 2002г.

Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе»,- М.: Просвещение, 1983г.

Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки»,- М.: Просвещение, 1985г.

Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания»,- Санкт-Петербург, 2002г.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке»,- М.: Просвещение, 1989г.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца»,- М.: Просвещение, 1989г.

Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй»,- М.: Просвещение, 2000г.

Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», - Санкт-Петербург: Композитор, 1997г.

Никитина Л.Д. «История русской музыки»,- М.: Академия,1999г.

Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки»,- М.: Академия,1999г

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся»,- Ленинград: Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов»,- М.: Вече, 2000г.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,- М.: Владос,2003г.

Кленов А. «Там, где музыка живет»,- М.: Педагогика, 1986г.

«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/,- М.: Алстрель - Аст, 2002г.

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,- М.: Флинта,1999г.

Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь»,- М.: Советский композитор, 1991г.

Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя»,- М.: Учебная литература,2000г.

Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс»,- Волгоград: Учитель, 2005г

Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки»,- М.: Астрель-Аст, 2005г.

Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе»,- М.: Айрис-Пресс, 2003г.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки»,- Ярославль: Академия развития, 2006г.

Песенные сборники.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды, - М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

 Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, -  М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей,- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке по ФГОС, 5 класс

Рабочая программа составлена на основе  ФГОС  ООО с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак ( М.: Дрофа, 2012)...

Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС

Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...