Конспекты уроков 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Забелин Александр Сергеевич

Коонспекты уроков музыки 5 класс: "Кантата Александр Невский", «Небесное и земное в звуках и красках», «Что роднит музыку и изобразительное искусство».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:26.01.2016

Класс: 5

Учитель:  Забелин Александр Сергеевич

Конспект урока музыки.

Тема урока: «Через прошлое к настоящему. Александр Невский»

Цель деятельности: создать единый музыкальный образ России на примере кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитать любовь к классической музыке, воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Метапредметные: мысловое чтение текстов различных стилей и жанров; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные: познакомить с великим произведением С.С. Прокофьева «Кантата Александр Невский», знакомство детей с понятиями «кант» и «кантата». сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

Оборудование: проектор, компьютер, доска, фортепиано.

Ход урока

Этап урока. Методы и приемы.

Хрон.

(мин)

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1.

Организационный момент

2

-Здравствуйте, меня зовут Александр Сергеевич

Кто мне расскажет домашнее задание?

Рассказывают домашнее задание

Коммуникативные

регулятивные

2.

Введение в тему.

Раскрытие темы

3

Кантата— вокально-инструментальное произведение для солистов, хор и оркестра. в начале 1938 года, крупнейший кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Сергея Сергеевича Прокофьева.

Ребята, а вы слышали об этом композиторе? (слайд)

«Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение»,- вспоминал композитор.

Знакомятся с темой урока, отвечают на вопросы, анализируют.

Регулятивные

познавательные

3.

Слушание.

Знакомство с композитором.

25

Послушаем произведение «песнь об Александре Невском». Ваша задача послушав произведение рассказать что вы приставили слушая это произведение.

В кантате семь частей:

  1.         Русь под игом монгольским;
  2.         Песня об Александре Невском;
  3. Крестоносцы во Пскове;
  4. Вставайте, люди русские;
  5.         Ледовое побоище;
  6. Мёртвое поле;
  7. Въезд Александра во Псков.

В музыке кантаты «Александр Невский» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева – универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков.

Первая часть кантаты «Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог (вступление), вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий.

Во второй части, былинной, «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дела на реке Неве»).

В третьей части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Резкие созвучия, суровый аскетический хорал, воинственные фанфары – характеристика врагов. Им противопоставлены скорбные напевы, воплощающие народное горе.

«Вставайте, люди русские» - четвертая часть кантаты. Основная мелодия хора дышит отвагой и боевой удалью. Она не рассказывает о минувших событиях, а призывает к бою за русскую землю.

Посмотрим видео фрагмент из художественного фильма. «вставайте люди русский» (видео)

А теперь физ-минутка. (видео) Встаем из-за парт и повторяем движения за тренером.

Центральной частью произведения является грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нара стая и ускоряясь, приближаясь неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. Им противопоставляются, и молодецкая тема «Вставайте, люди русские». Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).

Шестая часть– «Мертвое поле», - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.

Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

Заключение

Дети слушают, смотрят видео анализируют отвечают на вопросы.

Познавательные

регулятивные

4.

Рефлексия, итог

5

Урок подошел к концу, скажите, какая тема урока сегодня была?

Какого композитора классика мы сегодня вспомнили? Какие произведения мы сегодня слушали?

Что вы запомнили об Александре Невском?

Какого композитора мы сегодня слушали?

Правительство Советского государства было заказчиком фильма «Александр Невский», т. к. было не простое политическое время для советских людей. Гитлеровская Германия вела агрессивную политику против СССР, необходимо было поднимать патриотический дух народа. И здесь, как всегда, в самое сложное для Родины время, приходит на помощь Святой Благоверный великий князь Александр. Его образ, его мудрость, его величие, как никогда становятся необходимыми для людей. Для более массового распространения музыки из кинофильма композитор работает над созданием кантаты. Во время Великой Отечественной войны на фронтах часто показывали фильм «Александр Невский», который поднимал патриотический дух советских солдат. В своей музыке композитор прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием!

Спасибо за внимание! Урок окончен.

Отвечают на вопросы по теме пройденного урока

Регулятивные



Предварительный просмотр:

Дата:19.01.2016

Класс: 5

Учитель:  Забелин Александр Сергеевич

Конспект урока музыки.

Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках»

Цель деятельности: раскрыть тему урока, научиться узнавать светскую музыку.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитать любовь к классической музыке;

Метапредметные: развивать чувство ритма;

Предметные: познакомить с духовными произведениями композиторов Чайковский, Рахманинов, Шуберт.

Оборудование: проектор, компьютер, доска, фортепиано.

Ход урока

Этап урока. Методы и приемы.

Хрон.

(мин)

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1.

Организационный момент

2

-Здравствуйте, меня зовут Александр Сергеевич

Кто мне расскажет домашнее задание?

Скажите, что вы изучали в прошлой четверти?

Рассказывают домашнее задание

Коммуникативные

регулятивные

2.

Введение в тему.

Раскрытие темы

7

В этой четверти мы поговорим о музыкальной драматургии- развитие музыки, запишем тему четверти: Музыкальная драматургия- развитие музыки. Запишем тему урока: Светская музыка. А сегодня тема нашего урока называется светская музыка. Светская музыка занимает значительное место в творческом наследии каждого композитора. Она была создана в 17 веке. Светская музыка — это музыка противоположная духовой. Эй характерна эпоха барокко.

Каких композиторов классиков вы знаете того времени?

Знакомятся с темой урока, отвечают на вопросы, анализируют.

Регулятивные

познавательные

3.

Слушание.

Знакомство с композитором.

21

Сегодня, мы поговорим о Великом немецком композиторе Иоганне Себастьяне Бахе.

Внимание на экран, записывайте основные фрагменты в тетради. После просмотра буду задавать вопросы.

И так ребята, в каком году родился Иоганн Себастьян Бах? Сколько у Баха родилось детей? Сколько осталось в жевых? В каком возрасте он начал петь? Закончите фрагмент из фильма: заиграла мелодия и каждая ведет не свою тему позднее он назвал это (полифония)? Любимый инструмент Баха? Как звали жену Баха(Мариа Барбара)? Сколько произведений написал Бах?

Дети слушают, смотрят видео анализируют отвечают на вопросы.

Познавательные

регулятивные

4.

Слушание.

5

Послушаем произведение Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха, ребята пока вы слушаете напишите по 7 прилагательных которые по вашему мнению подходят этому произведению.

Дети слушают, анализируют, отвечают на вопросы, фантазируют.

Личностные

регулятивные

5.

Рефлексия, итог

5

Урок подошел к концу, скажите, какая тема урока сегодня была?

Какого композитора классика мы сегодня вспомнили? Какие произведения мы сегодня слушали?

Что такое светская музыка?

Каких композиторов мы сегодня слушали?

Спасибо за внимание! Урок окончен.

Отвечают на вопросы по теме пройденного урока

Регулятивные



Предварительный просмотр:


Дата: 12 01 2016

Класс: 5

Учитель: Забелин Александр Сергеевич

Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство»

Цель: раскрытие темы, используя сравнение музыки с изобразительным искусством.

Тип урока: комбинированный

Планируемый результат:

Предметные: формировать у школьников внутреннею любовь к искусству, используя музыку композиторов классиков и картины художников.

Метопредметные: развивать музыкальные способности, развивать образное мышление, слух, память. Формирование музыкального вкуса, понимание своеобразия композиторского стиля, умение слушать и анализировать особенности музыкального произведения.

Личностные: воспитание культуры слушания, стремиться к воспитанию положительного отношения к искусству, через сравнение образов в музыки и изобразительном скусстве.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, колонки, ф-но.

Ход занятия.

Изменить состоянье души может лес,

Над рекой красота небосвода,

Дивный мир совершает так много чудес,

Всегда радует сердце природа.

                                              (А. Болутенко)

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

1

-Здравствуйте ребята, меня зовут Александр Сергеевич, и сегодня у вас проведу урок музыки.

Дети приветствуют.

Коммуникативные

Изучение нового материала.

Слушание, наглядность. Объяснение.

6

Сейчас вы попробуйте угадать, что сегодня мы будем изучать на уроке?

Реп импровизация по теме урока.

И так ребята о чем сегодня пойдет тема урока?

Что еще вы услышали в этой песне?

Дети слушают, отвечают, фантазируют.

Регулятивные

3

Изучение нового материала. Слушание.

13

Правильно о природе. Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы. Запишем тему в тетради: «Картины природы в музыке». Как вы считаете в чем связь музыки и природы? Правильно Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства.

Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина, И. Левитана,  В.Васнецова

Что мы видим в них? (природу).

- А можем ли мы увидеть музыку? Как?

- А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?

- Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал, включив одно из произведений великого Норвежского композитора Эдвард Григ «Утро».

Послушайте его произведение и напишите 6 прилагательных

Многие композиторы обращались к теме природы, и  русский композитор М. П. Мусоргский – один из них. Послушайте его произведение, и скажите какое бы название вы ему дали.

Ребята а что вы вообще знаете об этих двух композиторах?

Домашнее задание: Все, о чем говорили, все, что представили, слушая эти музыкальные произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание)

Дети слушают, отвечают, фантазируют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4

Пение.

15

К теме природы обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Один из таких композиторов, который написал много песен для детей о Родине, о природе был Георгий Александрович Струве.

Давайте вместе мы послушаем песню и вы мне скажете, подходит ли она к теме нашего урока? Правильно. Читаем с экрана слова 1 куплета и припева, затем учим мелодию.

ВХР

Методы и приемы

1.Интонационные:

-повтор одного звука;

-скачки: вниз: Б6, Ч5. На вверх: Б6.

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-хормейстерский жест;

-использование минусовок.

2.Ритмические:

-пунктирный ритм;

-синкопы.

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-простукивание ритма

-использование минусовок.

3.Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной.

-собственный показ;

-хормейстерский жест;

Молодцы ребята!

Дети учат и поют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Подведение итогов.

5

Наш урок подходит к концу, скажите мне пожалуйста ребята, что мы разучили сегодня на уроке? Если не смотреть в тетрадки, кто мне скажет Какие произведение мы сегодня слушали? Молодцы! Кто мне скажет какое ваше домашнее задание? Спасибо за урок! До свидания!

Дети отвечают и прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...