Колокольные звоны в Рождественских песнопениях
учебно-методический материал по музыке на тему

Жердецкая Галина Николаевна

Праздники православной традиции широко входят в педагогическую практику современной школы. Рождество Христово становится в один ряд любимых праздников детей, как продолжение новогодних каникул с подарками, веселыми гуляниями.   Праздник привлекателен своими внешними атрибутами, украшающими повседневность: свечами нарядной рождественской елки, яркостью украшений, богатым обильным столом, всеобщей радостью. Внутренние же смыслы, его ценностные основания открываются тем, кто пытается увидеть праздник с позиции христианской культуры, открывая для себя мир отечественных традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnye_zvony_v_rozhdestvenskih_pesnopeniya4.docx16.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Колокольные звоны в Рождественских песнопениях.

                  Праздники православной традиции широко входят в педагогическую практику современной школы. Рождество Христово становится в один ряд любимых праздников детей, как продолжение новогодних каникул с подарками, веселыми гуляниями.   Праздник привлекателен своими внешними атрибутами, украшающими повседневность: свечами нарядной рождественской елки, яркостью украшений, богатым обильным столом, всеобщей радостью. Внутренние же смыслы, его ценностные основания открываются тем, кто пытается увидеть праздник с позиции христианской культуры, открывая для себя мир отечественных традиций. Рождественские песнопения делятся на богослужебные, внебогослужебные и детские песни к празднику.

                  Богослужебные песнопения как «молитва в звуках» являются частью богослужения и тесно соединены с литургическим действом. «Тропарь Рождества Христова»  – обиходное богослужебное песнопение, в содержании которого раскрывается главный смысл праздника. Главной задачей исполнения песнопения является донесения содержания и смысла молитвенного текста. При этом нужно помнить, что текст пропевается без орфоэпических замен звуков (Рождество Твое, возсия, служащии). « Достойно есть». Молитва к Божией Матери «Мира заступница».

                 Внебогослужебные песнопения исполняются вне храма, однако содержат высокие нравственные установки, связанные с покаянием, сочувствием, стремлению приблизиться к идеальному прообразу. «Небо и земля». «Рождество Христово». «Вот волхвы с востока идут». «О детки».

                 Детские песни, написанные к празднику современными композиторами отражают детскую радость и исполняются на школьных и семейных праздниках. «Радуется ныне вся земля». «Восковые свечечки». «Ангел летит». «Дева – Богородица».

Тема колокольного звона для школьников одна из любимых.

Работая над рождественскими песнопениями включаю в процесс обучения освоение элементов колокольной игры с использованием музыкальных инструментов, имитирующих колокольный звон. Имитация колокольного звона -  процесс творческий, требующий определенного уровня освоения музыкального материала, практических навыков игры на инструменте, развитого чувства ритма для исполнения многоголосных вариантов колокольного звона. Освоение имитации колокольного звона требует определенной последовательности действий.

Шаг 1. Соотнести звучание треугольника и колокола – найти звуковые ассоциации.

Шаг 2.  Сравнить высоту тона звучания каждого треугольника: низкий, средний и высокий.

Шаг 3. Дать название каждому треугольнику: большой колокол, средний колокол и малый колокол.

Шаг 4. Определить функции. У каждого колокола свое предназначение:

 Большой колокол выполняет роль баса, звуковой опоры в гармоническом звучании и обычно исполняет благовест – «благая весть». Его ритмическая формула содержит целые, половинные ноты.

Средний колокол ведет тему, его структура разнообразна. В основном это чередование четвертных и восьмых длительностей.

Малый колокол выполняет роль украшений в композиции. Его называют «зазвонным», подвижный, звонкий и содержит мелкие длительности – шестнадцатые и восьмые.

Шаг 5. Распределение роли.

                  Ребенку с устойчивым чувством метра хорошо доверить исполнение благовеста. От ровности ударов большого колокола зависит устойчивое исполнение изначально взятого темпа.

                 Играть на треугольниках, имитирующих звучание высокого колокола, лучше детям способным овладеть мелкой техникой исполнения для тщательного выигрывания коротких длительностей.

                 Партию среднего колокола лучше доверить детям, различающим длительности короткие и длинные, умеющих выдержать ритмический ансамбль при постоянной смене ритмических рисунков.

Шаг 6. Подобрать речевую вспомогательную основу для запоминания ритма.

 Будем, будем не забудем.   Будем, будем не забудем.   Будем, будем не забудем.   Будем, будем не забудем.

 При–хо–ди-те, будем, будем не забудем.   При-хо-ди-те, будем, будем не забудем.

 Зазвонили зво-ны гром-ко, гром-ко. Зазвонили зво-ны гром-ко, гром-ко.

Тут, тут и там, тут и там, там, там, там. Тут, тут и там, тут и там, там, там, там.

Шаг 7. Исполнить композицию.

          Композиция колокольного звона начинается несколькими ударами в большой колокол половинными или четвертными длительностями.

          Средний колокол исполняет свою ритмическую партию, затем вступает высокий колокол.

          Финал композиции подготавливается одиночными ударами большого колокола (при остановке других колоколов). Заканчивается композиция общим ударом и выдерживается до затухания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...

УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

 урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...

"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс

Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...