Творческое взаимодействие
статья по музыке на тему

В статье представлены размышления автора о том, как театральная деятельность, организуемая педагогом образовательной школы, в силу коллективного характера и синтетической основы театрального искусства, способствует формированию у учащихся умений творческого взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческое взаимодействие 66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раковская Наталья Ириковна

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

rakovskaia@gmail.com

ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В РАБОТЕ НАД ПОСТАНОВКОЙ ШКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ

В статье представлены размышления автора о том, как театральная деятельность, организуемая педагогом образовательной школы, в силу коллективного характера и синтетической основы театрального искусства, способствует формированию у учащихся умений творческого взаимодействия. Определены этапы (организационный, развивающий, рефлексивный) творческого взаимодействия учащихся начальной и основной школы, некоторые методы, приемы, комплекс творческих заданий и упражнений.

Ключевые слова: творческое взаимодействие, алгоритм, формирование умений, взаимоотношения, рефлексия.

Заниматься театром – увлекательнейшее занятие. Несколько лет существует театральный коллектив в моей школе. Дети вырастают, меняется состав театральных групп, но раз от раза остаются в работе основополагающие принципы, которые постепенно складываются в некую систему работы театрального объединения. Самым главным при создании театра является создание коллектива. Сознание того, что работая вместе, коллектив делает одно большое и интересное дело, способно принести огромную радость и педагогу, и детям.

Я не представляю, зачем создавать театр, если это не театр единомышленников. И неважно, какое количество человек участвуют в постановке спектакля, какого возраста эти участники, чем они будут заниматься при создании спектакля. Главное - единение в творчестве, доверие, взаимопонимание, сознание того, что «мы вместе».

Прежде всего, это диктует сама синтетическая природа театра. Театр включает в себя практически все виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, хореографию и др. Отсюда и особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса.

Постановка спектакля с большим коллективом требует четкого сконструированного алгоритма работы. Алгоритм должен был стать простым, понятным и сформировался он достаточно быстро.

1 шаг - объединение двух возрастных категорий: младших школьников и учащихся основной школы. Это организационный этап, который решает задачи обеспечения жизнедеятельности нового коллектива, а также формирования умений творческого взаимодействия на основе тренингов, театральных упражнений, отдаленно связанных с постановкой конкретного спектакля. Для создания комфортных условий в процессе организации совместной деятельности используются игровые технологии.

Немаловажную роль для решения этой задачи играют совместные встречи по различным поводам, начиная с праздников заканчивая решением проблемных ситуаций в коллективе.

Праздники участники любят проводить вместе. Появляется возможность вволю пообщаться друг с другом и младшим, и старшим. В традициях коллектива на таких встречах использовать различные игры (в том числе и театральные, типа «Разыграй соседа», «Мимолетность», «Ассоциации» или «Превращения»). Пришлось по душе ребятам задание «Три слова». Ведущий предлагает три не связанных по смыслу слова, которые по правилу игры нужно «связать» в миниатюре за короткий срок времени. Главное, чтобы группа сумела актерскими средствами продемонстрировать задуманный смысл. Большой плюс этого задания – совместная творческая работа, где обязательно участвуют дети разного возраста.

Иногда, появляются сценки на самих себя, друг на друга, на педагога, на зрителя. И тут вступает железное правило, выработанное опытом поколений коллектива – «пародируем любя!».

Когда у участников, помимо репетиций, есть возможность узнать друг друга на «неформальных» встречах - это объединяет коллектив на творческих «подмостках» и не только, а также во много раз облегчает понимание психологических проблем какого-либо ребенка при решении сценической задачи в постановке спектакля. Жизнедеятельность любого коллектива, и нашего также регулируют правила, совместно выработанные и «отредактированные» временем.

Эти «законы» озвучиваются самими участниками театрального объединения во время занятий. Они озвучиваются, «формируются» во время рефлексии. Их немного, они просты и понятны, продиктованы самой театральной работой. Наверное, можно обобщить их так: «Мы ничего не делаем за другого,- все делаем вместе с ним». Любые недоразумения, конфликты нужно также решать сообща. Но высказываться можно только вне репетиционного времени, уже на рефлексии. Творчество, тем более коллективное, возможно только в дружеской, доверительной атмосфере. Позитивный настрой, уважительное отношение старших к младшим, младших к старшим участникам, внимательное - педагога к проблемам коллектива и каждого участника в отдельности дает твердую основу для плодотворной творческой работы, долголетия коллектива.

На этом этапе также формируются умения творческого взаимодействия в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Более всего для этого этапа подходит  метод стимулирования, позволяющий, сформировать мотивацию к сотворчеству, метод дискуссии, позволяющий аргументировать свою точку зрения; метод рефлексии, который может помочь детям разного возраста понять позицию партнеров по взаимодействию.

2 шаг –  постановка объединенным коллективом спектакля.

Это уже этап развивающий, в ходе которого основной задачей становится развитие умений творческого взаимодействия в процессе работы непосредственно над спектаклем.

На этом этапе используются две формы работы: групповая и общая репетиция. И именно на общих репетициях младшие школьники получают неоценимое понимание творческого взаимодействия со старшими участниками, имеющими опыт совместной творческой работы.

При решении данной задачи обязательными и своевременными являются задания, направленные на выявление «единственно верной» для данной мизансцены, роли, характера героя интонации в речи, мимике, пластике, т.е. те творческие методы, которые позволят понять логику героя. Прорабатывание характеров персонажей требует серьезного обсуждения. Поступки героев, их мотивация могут быть восприняты в разновозрастном коллективе неодинаково.

При этом часто возникают рассуждения о возможных вариантах развития характера героя, споры. И здесь удачно «ложится» метод создания проблемных ситуаций. Обсуждая и разыгрывая мизансцену появляется возможность совместного творческого поиска. Часто понимание «как это сделать» становится возможным только при объединении умений, интуиции и знаний, основанных на взаимоуважении и взаимоподдержке.

Присутствие всех участников спектакля на репетициях обязательно. Креативные идеи, опыт старших участников незаменим для создания образов персонажей, доставшихся младшим школьникам. И очень часто идеи, высказанные младшими ребятами, оказываются очень разумными.

«Зритель» на спектакле – такой же герой, что и на сцене. Спектакль без зрительского восприятия «здесь и сейчас» теряет свою привлекательность как искусство. Спектакль корректируется зрительским восприятием. Школьный спектакль предлагается прежде всего детской аудитории. Ребенок – зритель  искренен в получении эмоции и в отдаче ее. Поэтому «зритель» на репетиции - самый главный участник процесса постановки спектакля. На него возложена огромная ответственность – он «лакмусовая бумага».

При выборе спектакля также учитываются мнения младших и старших  участников коллектива. Предложения тех и других обязательно внимательно выслушиваются, обсуждаются, аргументировано отвергаются или принимаются. Неоднократно возвращаясь к интересным предложениям, сообща обсуждая их, выявляя достоинство пьесы, загруженность в этом спектакле всех членов коллектива, принимается решение о постановке спектакля. Это важный этап постановки школьного спектакля.

Роль рефлексии в жизни коллектива в период постановки спектакля трудно переоценить. Она направлена и на критическое отношение к результату, и на обсуждение организации процесса совместной работы, и на понимание своей роли в этом процессе. Именно в эти минуты приходит осознание того, что организовывать совместные действия можно и нужно.

Еще одно правило, выработанное участниками объединения: «больше на один». (Анализируя действия товарища, найди положительных моментов хотя бы на один больше, чем неудачных.)

Работа над спектаклем тем сложна и в тоже время интересна, увлекательна, что она проводится при коллективном решении возникающих творческих задач.

3 шаг – подведение итогов (представление спектакля)

Рефлексивный - анализ проделанной работы, результата своего личного вклада в общее дело и достижений других участников, размышления о собственном росте, о своем положении в коллективе. Младшие участники слушают, высказывают, расстраиваются, радуются, убеждают, анализируют, «проживают» яркие моменты сценической работы вместе со старшими, приобретая неоценимый опыт коллективной творческой жизни. Наконец, мечты о будущем и о своем «месте» в этом, ставшим родным, коллективе.

Хочется привести некоторые высказывания – размышления детей, участвующих в постановке спектакля «Синяя птица» по мотивам пьесе М. Метерлинка

  • Эта сказка о нас самих. Тильтиль и Митиль ищут Синюю Птицу, которая поможет соседской девочке обрести счастье, здоровье. А в конце сказки понимают, что никто кроме них ей не поможет. Девочке нужна была дружба. Никто не сможет быть счастливым в одиночестве.
  • Эта сказка помогает детям повзрослеть, а взрослым - вспомнить, что и они были детьми, и постараться этого больше не забывать.
  • Синяя птица рядом, а человек ищет ее повсюду. Надо только остановиться, закрыть глаза и помечтать о ней – она и прилетит.
  • Тильтиль и Митиль идут за «синей птицей», но возвращаются без нее. Самой синей птицей оказался скворец, который жил у них дома. Счастье – оно рядом!
  • При открывании «неизвестных дверей» Тильтиль, главный герой, вначале путешествия пытается справиться с трудностями самостоятельно. Затем, понимая невозможность преодоления их, учится  полагаться на своих попутчиков. И в конце пути не мыслит принятия решения без «согласования» со своими «помощниками» (сущностями вещей, стихий и животных).

И действительно, вырисовывается наглядный процесс развития типа поведения при построении взаимоотношений.

  1. авторитарно-исполнительский: (Я – Я)

Первая дверь – начало путешествия

Тильтиль: «Я себе слово дал – я не отступлю!»

  1. развивающе-сотворческий тип поведения (Я – Она)

Вторая дверь – середина пути

Тильтиль: «Я очень хочу помочь соседской девочке. Она на меня надеется. Открываю?»

  1. демократическо-сотруднический (Она - Мы - Я)

Третья и четвертая дверь – последняя надежда.

Тильтиль: «Соседская девочка больна – если у нас не получится поймать синюю птицу, то она не сможет стать счастливой».

Тильтиль: «Мы так далеко уже так зашли, мы через многое прошли – разве я волен отступить. Вы ведь поверили в меня. Вы так поддерживали меня. Я должен попытаться еще раз. Мы обязательно ее поймаем»

Работа над постановкой спектакля должна зажечь детское сердце, заставить трепетать, восхищаться, т.е. подарить ему (сердцу) праздник, сильную и положительную эмоцию.

Занимаясь в театре, учащиеся младшей и основной школы учатся так же умению чувствовать и даже регулировать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умению войти в продуктивный контакт, то есть творческому взаимодействию.

Литература

  1. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2003.- 256 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. М.: Современное Слово, 1998. - 480 с.
  3. Гаврилова З.А. Технология формирования творческого взаимодействия учащихся в образовательном процессе школы искусств / З.А. Гаврилова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1 (45). – С.24-28.
  4. Гаврилова, З.А. Феноменологический анализ понятия «творческое взаимодействие» / З.А. Гаврилова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 9. – С. 176-182.
  5. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
  6. Амонашвили, Ш. А. Единство цели: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 93с.
  8. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие и технологии/ Е.В. Коротаева. Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. – М.: Academia, 2007. - 256с.
  9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. - 226с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей

Выступление на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....

Технология коллективного творческого взаимодействия

В данном материале приводится технология проведения коллективного творческого дела...

Творческое взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера.

о взаимодействии хорового коллектива и концертмейстера....

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроке иностранного языка

В статье речь идет об эффективности сотрудничества на уроке ученик-учитель. Добившись полного взаимопонимания на уроке иностранного языка между участниками образовательного процесса,  нельзя не о...

статья на тему: Детский музыкальный театр в школе как средство формирования умений творческого взаимодействия.

статья в методическом сборнике педагогических находок "Прогимназии "Сообщество" на тему: "Детский музыкальный театр в школе как средство формирования умений творческого взаимодействия"...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

Концепция обучения английскому языку на основе творческого взаимодействия

Мой взгляд на методику преподавания  английского языка....