Программа по музыке 7 кл
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Антонова Мария Петровна

Программа по музыке содержит следующие разделы6 пояснительная записка, содержание программы и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_muzyke_7_kl.doc338 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по музыке в 7-х классах  составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». М.:«Просвещение»,2011  

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

-  Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,  «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2010.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,  «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7– М.: Просвещение, 2010.

 - Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2010.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс.

- Методика работы с учебниками «Музыка».5-7,2010. 

Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). 

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры,воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Задачи  музыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся

  • привить любовь и уважение к музыке, как к предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку, как важную часть жизни каждого человека;
  • привить основы художественного вкуса;
  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);
  • обучить основам музыкальной грамоты
  • сформировать потребность общения с музыкой.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Особенности драматур-гии сценической музыки» и «Особенности драматургии»

камерной и симфонической музыки « При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства(живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе

Программа является частью учебно-методического комплекта для 8 – 9 классов образовательных учреждений разных типов, в который войдут учебник, фонохрестоматия музыкального и литературного материала (на МР3) и пособие для учителя.

Описание места учебного предмета

Количество часов в год- 34 ч

Количество часов в неделю -1ч

Количество часов в 1 полугодии -16ч

Количество часов во 2 полугодии-18ч

Контрольные уроки:

Обобщающий урок по теме «Особенности драматургии сценической музыки».

Итоговый урок по темам: «Особенности драматургии сценической музыки», «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Систематизация и углубление полученных знаний
  • Расширение опыта музыкально-творческой деятельности
  • Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов
  • Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности
  • Обогащение сферы художественных интересов учащихся
  • Активное развитие музыкального самообразования
  • Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям

Личностные, метапредметные и предметные результаты .

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:

  • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

ИКТ-компетентности обучающихся:

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы;
  • использовать программы звукозаписи и микрофоны.
  • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
  • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Учащийся научится:

  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций);
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать и заполнять различные определители;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Предметные результаты

выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Содержание  рабочей   программы   предмета   «Музыка»

  1. класс

                Раздел 1.  Особенности драматургии сценической музыки (17ч)

       Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад.  Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

       Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

      Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала I полугодия:

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.

Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.

Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос суперзвезда. Рок-опера (фрагменты).

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Визе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Визе — Р. Щедрин.

Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». к: Дебюсси.

Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.

Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.

Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

Тишь. Слова и музыка А. Загота.

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок- джаз и др.).

  Раздел 2.   Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)

       Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

       Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

       Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

       Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала II полугодия:

Соната 11 для фортепиано. В. -А. Моцарт.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано. Л. Бетховен.

Соната № 2 для фортепиано (1-я часть). С. Прокофьев.

Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.

Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты И. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Про кофьев.

Симфония № 40 (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шу; берт.

Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шос такович.

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.

Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы  музыкального   фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Мату совского.

Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина

Следы. Слова и музыка В. Егорова.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.

Учебно-тематический     план    предмета  «Музыка»   (7  класс)

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

             I полугодие

«Особенности драматургии сценической музыки»

17

                                                            I-й триместр.

1.

1.

Классика и современность.

1

В музыкальном театре. Опера.

     4

2.

2.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

2

3.

3.

4.

4.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. Картинная галерея.

     2

5.

5.

В музыкальном театре. Балет.

2

6.

6.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2

7.

7.

8.

8.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1

В музыкальном театре.

5

9.

9.

Мой народ – американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

2

10.

10.

1

                                         II-й триместр.

11.

1.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

3

12.

2.

13.

3.

Сюжеты и образы духовной музыки.

3

14.

4.

Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

1

15.

5.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  Вечные темы. Главные образы.

2

16.

6.

17.

7.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

1

1

        II полугодие

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

     2

18.

1.

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

     1

19.

Два направления музыкальной культуры

Светская музыка.

     1

Камерная инструментальная музыка.

2

20.

2.

Этюд.

Транскрипция.

2

21.

Циклические формы инструментальной музыки.

4

22.

3.

Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

2

23.

1

24.

4.

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2

25

26.

5.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

     5

27.

28.

29.

30.

Инструментальный концерт.

31.

6.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

3

32.

33.

34.

11.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

2

35.

1

Исследовательский проект

Вне сетки часов

Итого:

35

4

                                 

Содержание  программы предмета Музыка»  7 класс

тема   I полугодия:

         «Особенности драматургии сценической музыки»  (17 часов)

Урок 1. Классика и современность

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

Урок 2. - Урок 3.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

   Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

Урок 4. - Урок 5. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

    Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

Урок 6.-  Урок 7. В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли  и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

    Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

Урок 8. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

Урок 9. - Урок 10.  В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

 Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

      Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

Урок 11.-Урок 12.- Урок- 13. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

       Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

       Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Урок  14. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

       Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.  

Музыкальные образы всенощной.

Урок 15. - Урок 16. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.  Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.

Урок 17. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

         Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

 

Тема  II  полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Урок 18. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Урок 19. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Урок 20. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.Урок 21. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Урок 22. - Урок 23. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

     Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

      Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

  Урок 24. - Урок 25. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

        Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

       Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

Урок 26.- Урок 27.- Урок 28. - Урок 29.- Урок 30. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

      Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

      Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

        Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

         Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

       Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

Урок 31. - Урок 32. - Урок 33. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

    Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

    Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Урок 34. - Урок 35. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

                          Исследовательский проект. Защита исследовательских проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс музыки 7 класс.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

Знать/понимать:

     роль музыки в жизни человека;

  • совершенствовать    представление    о    триединстве    музыкальной   деятельности   (композитор — исполнитель —слушатель);
  • эмоционально-образно  воспринимать и  оценивать музыкальные  произведения  различных жанров  и  стилей классической и современной музыки, обосновывать свои
    предпочтения в ситуации выбора;
  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
  • иметь представление об особенностях музыкального языка,   музыкальной  драматургии,   средствах  музыкальной выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • творчески   интерпретировать   содержание   музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;  
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы   (музыкальные   вечера,   музыкальные   гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах
    мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга,  при  составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио-и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся  основной  школы

7 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

1)       Программа « Музыка» для 1 – 7 классов. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева  2-е издание Москва. Просвещение 2009г.

2)       Музыка. Учебник для учащихся 7 класс  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева    Москва. « Просвещение», 2007г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

4)   Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка. 7 класс»    Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2 СD, mp 3, Москва « Просвещение», 2009г.

5)   Пособие для учителя к учебно-методическому комплекту « Музыка» для 7-го класса Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2-е издание. Москва « Просвещение», 2009г.

Список  дополнительной  литературатуры:

  1. В.В.Фадин-пособие для преподавателей «Музыка» 1–7 класс Волгоград, Издательство «Учитель», 2008г.
  2.  «Музыка» (Тематические беседы, театральные концерты, музыкальная игротека/ автор-составитель Е.А.Арсенина.-Волгоград:Учитель, 2009) 1-7 классы.
  3. Т.А.Замятина «Современный урок музыки» ООО «Глобус», 2008.
  4.  Ю.Б.Алиев «Пение на уроках музыки» Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005.
  5. О.М.Шплатова, В.Г.Шерстобитова «Играй с нами» учебно-методическое пособие – Ростов н/д:Феникс, 2008.
  6. Н.Н.Рябенко «Уроки музыки» 1-7 класс, книга для учителя-Айрис-пресс, 2006.
  7.  Ю.А.Антонова, М.А.Давыдова «Развивающие музыкальные игры, конкурсы, викторины». О.О.О. «И.Д. РИПОЛ классик», О.О.О.Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
  8.  И.Д.Агеев - методическое пособие «Занимательные материалы по музыке, театру, кино», Т.Ц.Сфера 2006.
  9. Г.Скороходов  «Звёзды советской эстрады» М.,Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986г.
  10. «Музыка в школе» № №4-6 - 2004г.
  11. «Великие музыканты XX века»  - биографии и творчество музыкантов xx века.
  12. Песенные сборники.

                                     MULTIMEDIA – поддержка предмета:

1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 2001.

4. Мультимедийная программа  Шедевры русской живописи.  «Кирилл и Мефодий», 2001.

5.Мультимедийная программа  Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства Интерактивный мир. «Коминфо», 2001.

6. Мультимедийная программа  Художественная энциклопедия «Эрмитаж – искусство западной европы», ЗАО «Интерсофт», 1998.

7.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

8.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

9.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Тематическое планирование уроков музыки 7 класс

№ урока

Кол- во час

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

Дата

Дата

Примечание

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

план

факт

тема   I полугодия:  «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» 1 четверть

1

1

Классика и современность.                              

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

  • музыка И. Баха, А. Вивальди,

С. Рахманинова

  • О. Митяев – «Как здорово»

Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Развивать умения «слышать другого».

Умение задавать вопросы.
Умение отвечать на вопросы.

2

1

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Народно- эпическая образность в творчестве  русских композиторов, народные истоки в  русской профессиональной музыке, обращение композиторов  к народному фольклору. Углубление знаний  об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор

  • Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)

О.Митяев – «Как здорово»

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить  главные идеи в текстовом материале

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников

3

1

 Новая эпоха в русской музыке. Родина моя! Русская земля. Комбинированный урок.

4

1

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Урок комплексного применения УУД

Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений  о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства  с музыкальными характеристиками ее героев (сольных  - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).

Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)

совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства

анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать собственные возможности  решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

5

1

Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

Традиционный.

В музыкальном театре. Балет. (3 час)

6

1

В музыкальном театре. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Актуализация  знаний  о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей

наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения

Выразительно исполнять песни. произведения современных композиторов.Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

7

1

Балет «Ярославна»

Комбинированный урок

8

1

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Урок комплексного применения УУД

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.

  • «Былина о Добрыне Никитиче»;
  • Опера «Князь Игорь» А. Бородина 
  • Балет «Спартак» А. Хачатурян

освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство

определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Аргументировать исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

II четверть В музыкальных театрах мира. (4 часа)

9

1

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля в музыкальном театре.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.

Знакомство с музыкой  американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Использование композитором народных  интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая  музыка (оперная и симфоническая).

  • Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)

формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира

устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы

осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия

расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии

10

1

11

1

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы   Хозе и Эскамильо.

Урок расширения знаний.

Урок-беседа.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние.  Знакомство с творчеством французского композитора  Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий.

  • Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)
  • Образы Хозе и Эскамильо.

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

рассуждение об особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом

12

1

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Урок расширения знаний.

Традиционный.

Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение  литературного сюжета  в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета  драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.

  • Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты)

формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира

определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, взаимодействовать и работать в группе

Сюжеты и образы духовной музыки. (3 часа)

13

1

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха.Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.

Духовная музыка русских  и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство  с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).

  • «Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
  • «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты

  формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира

проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития,  сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия,

Понимать особенности полифонического изложения музыки.

размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы

14

1

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Урок-лекция.

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности

по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная

определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

15

1

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Урок расширения знаний.

Урок - обзорная лекция.

Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития  и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос -  суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным  исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.

  • Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)

формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира

оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, взаимодействовать и работать в группе

Музыка к драматическому спектаклю. (1 час)

16

1

Музыка  к драматическому  спектаклю.

«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.

  • «Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

II полугодие. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

17

1

«Музыканты – извечные маги».

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Викторина-тест по теме «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности

сравнивать различные исполнительские трактовки  выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.

Применять  музыкальные  знания, умения  и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями

18

1

 Музыкальная  драматургия - развитие   музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вводный.

 

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

  • Ария из «Высокой мессы» си-минор
  •  «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова
  • «Вертеп» рождественское действо Павел Карманов
  • «Время, вперед!» — Г. Свиридов сюита из музыки к фильму режиссера М. Швейцера

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

 

осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, а также легкой и серьезной музыки

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления .

Сравнивать, анализировать,  высказывать собственную точку зрения.

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании

19

1

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. 

Расширение и углубление знаний.

  формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира

проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития,  сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия

Понимать особенности полифонического изложения музыки.

размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы

Камерная инструментальная музыка. (3 час)

20

1

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Транскрипция.

Комбинированный урок.

Урок расширения знаний.

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде.  Особенности развития музыки в камерных жанрах   - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа  и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки  и Ф.Шуберта.

  • Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
  • «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони

Развивать музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров  

проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

Анализировать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема.

Совершенствовать умения и навыки самообразования,

общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

21

1

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Сообщение и усвоение новых знаний.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия  сонатная форма.

  • Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
  • Соната №11 В. Моцарта
  • Соната №2 С. Прокофьева

расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.  

Понимание формы «сонатное аллегро» на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках

Находить ассоциативные связи, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации

Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

22

Соната №2   С.Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.

Урок расширения знаний

Циклические формы инструментальной музыки. (2 часа)

23

1

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях  формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений  о полистилистике, характерной для современной музыки:

  • «Кончерто гроссо №1» А.Шнитке.
  • Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности

анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач

систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

24

1

Галерея героических образов. Прокофьев кантата «Александр Невский», Д. Кабалевский «Реквием» на ст. Р. Рождественского

Свиридов «Патетическая оратория» на ст. В. Маяковского

Урок расширения знаний

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: вокально-инструментальная кантата, оратория,     Реквием закрепление представлений  о полистилистике, характерной для современной музыки

  • «Реквием» Д. Кабалевский
  • «Патетическая оратория» Г. Свиридов
  • «Время вперёд» Г. Свиридов

 сюита к кинофильму

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе

Симфоническая музыка. (7 часов)

25

1

Симфоническая музыка.

Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.

Симфония №40

В.Моцарта.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-беседа

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов  и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Зна-комство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.

•        Симфония №43 И. Гайдна

•        Симфония №40 В. Моцарта

•        Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева

•        Симфония №5 Л. Бетховена

•        Симфония №8 Ф. Шуберта

•        Симфония №1 В. Калинникова

•        Симфония №5 П. Чайковского

•        Симфония №7 Д. Шостаковича

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления .

Сравнивать, анализировать,  высказывать собственную точку зрения. Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании

26

1

Симфония №1

( «Классическая») С.Прокофьева.

27

1

Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

28

1

Русская симфония Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.

29

1

Психологический симфонизм. Симфония № 5 П.Чайковского.

30

1

Пример мужества и стойкости. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

31

1

Симфоническая картина «Празд-нества» К. Дебюс-си.

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси

«Празднества»   закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы  драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси  с темами праздника в творчестве других композиторов.

«Празднества» К. Дебюсси

Инструментальный концерт. (1 час)

32

1

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина

Комбинированный

История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.

Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.

  • «Рапсодия в стиле блюз»  Дж. Гершвина
  • « Концерта для скрипки с оркестром» А. Хачатурян.

формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Музыка народов мира. (2 часа)

33

1

Музыка народов мира.  

Комбинированный.

Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия  и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях  в современной музыкальной культуре. Знакомство  с известными исполнителями музыки народной традии.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре

формирование эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности

расширение музыкального и общего культурного кругозора,

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе

34

1

Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

«Пусть музыка звучит!» 

Проверочная работа по темам года.

Слушание и исполнение произведений  в жанрах легкой, популярной музыки

(мюзикл) .Использование современного  музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре

развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а

также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов

способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...