Архипова Н. И. 4 кл С. Прокофьев кантата "Александр Невский"
план-конспект урока по музыке на тему

Архипова Наталья Ивановна

Урок музыки в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_kantata_a._nevskiy.docx16.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Архипова Наталья Ивановна, учитель музыки

Тема урока: «Святые земли русской. А. Невский».

4 класс

Цель урока: обобщение полученных знаний о музыке С. Прокофьева, жанре «кантата».

Задачи урока

Образовательные: учить размышлять, фантазировать.

Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать музыку.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма.

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле»; русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Оборудование к уроку: фортепиано, музыкальный центр, компьютер; аудиодиски, видеоматериалы, презентация, учебники, хоровые партии.

Ход урока:

  1. Начало урока: Музыкальное приветствие.

  1. Вводная часть. Беседа.

«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Чьи это слова?

-Э то сказал Александр Невский

(Слайд 1)

Что вы знаете об А. Невском?

-Это великий русский полководец, князь.

(Слайд 2  (картина П. Корина «А. Невский»)).

Посмотрите на иллюстрацию, можно определить характер князя?

- мужественный, смелый, суровый.

За свои воинские подвиги он был причислен к лику святых.

(Слайд 3  (икона « Святой благоверный князь А. Невский»)).

Какие памятные места в Санкт-Петербурге связаны с именем А. Невского?

- Площадь А. Невского, Станция метро, Александро-Невская лавра.

Кто вспомнит, как выглядит станция метро?

-золотистый цвет, стены, как кольчуга.

Какое большое  музыкальное произведение, посвященное А. Невскому, написал русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев?

- Кантата «А Невский»

Вспомним, что такое «кантата»?

- многочастное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.

Вспомним одну из частей кантаты, с которой мы знакомились ранее.

(Видеофрагмент их фильма С. Эйзенштейна «А. Невский»).

Как называется этот хор?

- «Вставайте, люди русские».

Какая музыка по характеру?

- призывная, удалая.

Кто исполняет?

- смешанный хор

Музыкальная форма?

- трехчастная.

3.  Основная часть

Немецкие рыцари-крестоносцы напали на Русь. Для того  чтобы нарисовать их музыкальный образ, С. Прокофьев  сочинил музыкальную тему, в основе которой  церковное песнопение католиков – хорал.

(Слушание фрагмента).

Какая музыка по характеру?

- зловещая, однообразная.

Почему такой характер?

- призывает рыцарей к завоеванию, к войне, угрожает.

Как ответ завоевателям, в кантате звучит вторая музыкальная тема, которая рисует музыкальный образ русских воинов.

(Слушание фрагмента).

Какая музыка по характеру?

-призывная, героическая, живая, похожа на тему из хора «Вставайте, люди русские».

Эта музыкальная тема – патриотичная.

Что такое патриотизм?

- это любовь к своей родине, способность ее любить, защищать и заботиться.

Сегодня мы послушаем еще одну часть из кантаты. Она называется «Ледовое побоище».

Как музыка может нам показать борьбу немецких рыцарей и русских воинов? Как композитор может передать картину сражения?

Будут по очереди звучать две музыкальные темы,  и одна будет одолевать другую. Когда вы услышите хорал – тему немецких рыцарей – поднимите одну руку; когда тему русских воинов – две руки.

(Слайд 4)

Слушание фрагмента.

Кто же победил в этом сражении?

- русские воины во главе с великим полководцем.

Как показал это композитор?

- в конце звучит тема русских воинов; быстрый темп, яркая динамика, медные духовые, как призыв; ударные инструменты придают музыке слаженность и четкость: все как один.

Молодцы!

А сейчас музыкальная загадка: что же было после битвы?

(Видеоряд «Мертвое поле»).

Какая музыка по характеру?

- печальная, скорбная.

Что же произошло?

- погибло много русских, их оплакивают, хоронят.

Кто  исполнял эту часть?

- низкий женский голос

Почему женский?

- может это мать или жена того, кто погиб

Похоже на русскую народную песню?

-да

Есть такая разновидность русских народных песен – песни-плачи. Поет, как плачет.

Несмотря на большие потери, русские воины были рады, что прогнали врагов и возвращаются с победой.  С каким жанром  русских народных песен мы уже знакомы. Эти песни можно петь, возвращаясь после сражения?

- солдатские песни

  1. Вокально-хоровая работа:

Мы сейчас разучим солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Поем первую фразу сольфеджио; с показом на нотном стане; со словами. Работаем над фразировкой и над образом.

Такая же работа поводится и над второй фразой.

Встали, поем весь куплет.

  1. Заключительная часть. Обобщение.

Музыку какого композитора слушали?

Что это за произведение (жанр, название)?

Что такое кантата?

Какие части из кантаты слушали?

Почему русский народ победил захватчиков?

- сражались за родную землю, которую любили, отдавали за нее жизнь.

А почему кантата названа «А. Невский»?

- потому что борьбу возглавил великий полководец

Молодцы!

Был учрежден орден А. Невского. Им до сих пор награждают русских солдат, которые любят и защищают свою Родину.

(Слайд 5).

Вы сегодня замечательно работали.

Спасибо, урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

071. Тема 21 Прокофьев Кантата Александр Невский Урок 40

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

С.С. Прокофьев - кантата «Александр Невский» (презентация)

5 класс. Учебник «Музыка» (Е.Д .Критская , Г.П .Сергеева)Раздел учебника:  «Звать через прошлое к настоящему»Тема урока С.С. Прокофьев -  кантата «Александр Невский »...

С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

в работе присутствует один из способов изучения творчества С.С. Прокофьева на примере его кантаты "Александр Невский". Для закрепления темы присутствуют вариативные домашние задания для разн...