Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Некрасова Ольга Николаевна

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля писателя; осмысление авторской идеи. В ходе урока была использована проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_gogol.doc27.97 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка (7 класс)

Тема: «С Гоголем по Невскому проспекту… » (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»)

Цели и задачи урока:

  • выявить  лексические и синтаксические средства, используемые автором;
  • познакомиться с особенностями языка и стиля писателя;
  • осмыслить авторскую идею;
  • продолжить знакомство с историей Санкт-Петербурга.

Ход урока:

  1. Слово учителя

В этом году на уроках литературы мы с вами познакомились с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Гоголя и обратимся к отрывкам повести «Невский проспект».

  1. Беседа с классом

Давайте вспомним.

  • В каком году Гоголь приехал в Петербург и что привело его сюда?
  • Каковы были его первые впечатления от Петербурга?
  • Нашему городу он посвятил целый цикл произведений, который так и назывался «Петербургские повети». В каком году были написаны «Петербургские повести»?
  • Какие повести входили в этот цикл?


Со времени первого посещения Гоголем Петербурга прошло несколько лет. У писателя накопились определенные впечатления.

Обратимся к теме нашего урока: «С Гоголем по Невскому проспекту…» (лингвистический анализ отрывков повести).

  • Что такое лингвистика? (наука о языке)
  • Что значит лингвистический анализ? (анализ языковых средств)

Следовательно, нашей задачей будет увидеть языковые средства используемые автором, что поможет осмыслить авторскую идею, познакомиться с особенностями языка и стиля писателя. (слайд 1)

  1. А теперь давайте на несколько минут перенесемся на Невский проспект
    Н.В. Гоголя. Видео. Инсценировка.

Первый кавалер. Нет ничего лучше Невского проспект!
Второй кавалер. По крайней мере в Петербурге!
Первая дама. Для него он составляет все.
Первый кавалер. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!
Вторая дама. Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта.
Третий кавалер. Не только кто имеет двадцать пять лет отроду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук…
Первый кавалер. А дамы!
Второй кавалер (передразнивая). А дамы!
Первый кавалер. О, дамам еще больше приятен Невский проспект!
Четвертый кавалер. Да и кому же он неприятен?
Первая дама. Едва только зайдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем.
Третья дама. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле.
Вторая дама. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда бы не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.
Третий кавалер. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист…
Пятый кавалер.  Нежели в Морской,
Вторая дама. Гороховой,
Пятый кавалер. Литейной,
Вторая дама. Мещанской.
Пятый кавалер. И других улицах.
Второй кавалер. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга!
Четвертый кавалер. Здесь житель Петербургской и Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно.
Третья дама.  Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга!
Первая дама. Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем фантасмагория в течение одного только дня!
Вторая дама. Сколько вытерпит  он перемен в течении одних суток!

  1. Беседа с классом

  • Увидев небольшую инсценировку, на что вы обратили свое внимание? (дамы и кавалеры – восхищаются, авторский голос – предостерегает)

Вы, конечно, заметили, что для инсценировки был использован текст гоголевской повести, ее первая и последняя части.

Давайте выделим композиционные части повести (слайд 2)

  1. «Нет ничего лучше Невского проспекта…» (Невский проспект в разное время суток.)
  2. Происшествия на Невском проспекте с художником Пискаревым и Пироговым.
  3. «Он лжет во всякое время этот Невский проспект…» (Размышления о Невском проспекте.)

Первая и третья части перекликаются.

  • Как называется такая композиция? (кольцевая)

Автор, вводя разные сюжетные линии и меняя действующих лиц, оставляет Невский проспект главным героем повествования.

Мы будем подробно анализировать первую часть повести. Давайте выделим микротемы в описании Невского проспекта. (слайд 3)

  • Вступление
  • Невский проспект утром
  • Невский в 12 часов
  • К двум часам
  • В три часа
  • С четырех часов
  • В сумерки

Обратимся к вступлению.

Найдите эмоционально окрашенные предложения, прочитайте их выразительно.

  • Это только восклицательные предложения? (Нет. Есть риторические вопросы.)
  • Почему Гоголь использует эти синтаксические средства? (Подчеркивает значение Невского проспекта)
  • Как Гоголь называет Невский проспект? («всеобщая коммуникация Петербурга», «красавица нашей столицы», «какая быстрая фантасмагория совершается на Невском проспекте»)

Мы видим противоречия в авторской оценке. Личное местоимение «Я» означает присутствие автора на страницах повести. Обратим внимание на то, что предложения во вступлении осложняются, становятся более распространёнными.

Перейдем к анализу следующей части (раннее утро на Невском проспекте). Давайте найдем имена существительные с лексическим значением «человек», «люди».

  • старухи
  • содержатели
  • мужики
  • мальчишки

Невский не составляет цели, он служит средствам.

  • Что это значит?
  • Есть ли конкретные люди? (Нет. Масса, неприметные люди.)
  • Есть ли прямая авторская оценка? (Нет. Он смотрит со стороны.)
  • В каких словах проявляется авторская ирония при описании Невского проспекта в 12 часов? («делают набеги гувернеры»)
  • Как называет автор Невский проспект в 12 часов? (Педагогический)

Откровенный комизм появляется в описании Невского проспекта к 2 часам дня. Для описания людей Гоголь использует личные местоимения и относящиеся к ним причастные обороты.

  • Найдите их в тексте, какова их роль? («…прочитавшая афишу…», «…поговорившая со своим доктором…», и т.д.)

Важна функция, а не личность. А далее еще более яркое авторское отношение (вместо людей неодушевленные существительные).

  • Найдите их в тексте. (бакенбарды, усы, тысяча сортов шляпок)

Такой прием называется метонимия. (слайд 4)

  • Зачем автор использует это средство выразительности? (показать обезличенность, бездуховность)

Гоголь дает еще одно определение Невского проспекта: «главная выставка всех лучших произведений человека».

  • Что такое выставка?
  • Что демонстрируется на этой выставке? (Нос, башмачок, сюртук, галстук)

Звучит достаточно злая ирония: «Но бьет три часа, и выставка заканчивается, толпа редеет»

  • Объясните смысл предложения: «На Невском проспекте вдруг настает весна» (Весна мнимая, чиновники в мундирах зеленого цвета)
  • Кого мы видим на Невском проспекте с 4 часов дня? ( Какая-нибудь швея, какой-нибудь артельщик, и т.д.)
  • Слова какой части речи используются для определения людей? (неопределенные местоимения)
  • Почему? (Неважность, обезличенность)

Огромное количество людей прошло перед нами, но мы не увидели ни одного лица.  Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности, чины. Все это заменяет собой человека. Гоголь задаётся вопросом: «Какова цель жизни этих людей?» Кажется, что Невский проспект оживает в сумерки, но и здесь мы видим не людей, а тени.

  1. Давайте подведем итоги нашим наблюдениям. Вернемся к вступлению. Автор разоблачает Невский проспект еще в первой части.

  • Увидели ли мы красоту Невского проспекта (Нет.)
  • Коммуникация? Было ли общение? (Нет.)
  • Выставка? А что показано на этой выставке?

Итак, языковые средства помогли нам увидеть истинное отношение автора к существующей действительности. Такие пороки своего времени, как чинопочитание, лживость, бездуховность жестоко высмеивались Гоголем. Нам еще предстоит на уроках литературы знакомство с такими произведениями Гоголя, как «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души», и мы сможем насладиться неповторимым гоголевским языком.

  1. В заключение  нашего урока мне бы хотелось бы показать небольшой мультимедийный проект, авторами которого являются ученицы 7-2 класса. В этом проекте отражен сегодняшний Невский проспект, такой, каким его увидели девочки.

Невский проспект – главная магистраль Санкт-Петербурга, которая проходит через исторический центр, находящийся под охраной ЮНЕСКО. В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации значится 25 наименований (на 2012 год). 15 объектов включены в список по культурным критериям, в их число входит исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников.

Невский проспект, наверное, и сегодня имеет массу противоречий и загадок со своей неповторимой архитектурой, разноцветными витринами и, конечно, идущими по нему прохожими.

  1. Домашнее задание:

Написать эссе «Мои наблюдения на Невском проспекте».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)

Цель:1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Открытый урок русского языка в 7 классе «Повторение темы «Наречие». Комплексный анализ текста притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука»

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Содержит интересный материал, связанный с анализом текста....

Конспект урока русского языка в 9 А классе по теме "Комплексный анализ текста". (Подготовка к ГИА)

На уроке проводится комплексный анализ текста Е.Осетрова "Колокольный звон". В процессе работы над текстом повторяются сложные вопросы различных разделов языкознания, совершенствуются навыки...

Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»

Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»Цели урока:1)    обучающ...