Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля писателя; осмысление авторской идеи. В ходе урока была использована проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_gogol.doc | 27.97 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка (7 класс)
Тема: «С Гоголем по Невскому проспекту… » (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»)
Цели и задачи урока:
- выявить лексические и синтаксические средства, используемые автором;
- познакомиться с особенностями языка и стиля писателя;
- осмыслить авторскую идею;
- продолжить знакомство с историей Санкт-Петербурга.
Ход урока:
- Слово учителя
В этом году на уроках литературы мы с вами познакомились с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Гоголя и обратимся к отрывкам повести «Невский проспект».
- Беседа с классом
Давайте вспомним.
- В каком году Гоголь приехал в Петербург и что привело его сюда?
- Каковы были его первые впечатления от Петербурга?
- Нашему городу он посвятил целый цикл произведений, который так и назывался «Петербургские повети». В каком году были написаны «Петербургские повести»?
- Какие повести входили в этот цикл?
Со времени первого посещения Гоголем Петербурга прошло несколько лет. У писателя накопились определенные впечатления.
Обратимся к теме нашего урока: «С Гоголем по Невскому проспекту…» (лингвистический анализ отрывков повести).
- Что такое лингвистика? (наука о языке)
- Что значит лингвистический анализ? (анализ языковых средств)
Следовательно, нашей задачей будет увидеть языковые средства используемые автором, что поможет осмыслить авторскую идею, познакомиться с особенностями языка и стиля писателя. (слайд 1)
- А теперь давайте на несколько минут перенесемся на Невский проспект
Н.В. Гоголя. Видео. Инсценировка.
Первый кавалер. Нет ничего лучше Невского проспект!
Второй кавалер. По крайней мере в Петербурге!
Первая дама. Для него он составляет все.
Первый кавалер. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!
Вторая дама. Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта.
Третий кавалер. Не только кто имеет двадцать пять лет отроду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук…
Первый кавалер. А дамы!
Второй кавалер (передразнивая). А дамы!
Первый кавалер. О, дамам еще больше приятен Невский проспект!
Четвертый кавалер. Да и кому же он неприятен?
Первая дама. Едва только зайдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем.
Третья дама. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле.
Вторая дама. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда бы не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.
Третий кавалер. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист…
Пятый кавалер. Нежели в Морской,
Вторая дама. Гороховой,
Пятый кавалер. Литейной,
Вторая дама. Мещанской.
Пятый кавалер. И других улицах.
Второй кавалер. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга!
Четвертый кавалер. Здесь житель Петербургской и Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно.
Третья дама. Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга!
Первая дама. Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем фантасмагория в течение одного только дня!
Вторая дама. Сколько вытерпит он перемен в течении одних суток!
- Беседа с классом
- Увидев небольшую инсценировку, на что вы обратили свое внимание? (дамы и кавалеры – восхищаются, авторский голос – предостерегает)
Вы, конечно, заметили, что для инсценировки был использован текст гоголевской повести, ее первая и последняя части.
Давайте выделим композиционные части повести (слайд 2)
- «Нет ничего лучше Невского проспекта…» (Невский проспект в разное время суток.)
- Происшествия на Невском проспекте с художником Пискаревым и Пироговым.
- «Он лжет во всякое время этот Невский проспект…» (Размышления о Невском проспекте.)
Первая и третья части перекликаются.
- Как называется такая композиция? (кольцевая)
Автор, вводя разные сюжетные линии и меняя действующих лиц, оставляет Невский проспект главным героем повествования.
Мы будем подробно анализировать первую часть повести. Давайте выделим микротемы в описании Невского проспекта. (слайд 3)
- Вступление
- Невский проспект утром
- Невский в 12 часов
- К двум часам
- В три часа
- С четырех часов
- В сумерки
Обратимся к вступлению.
Найдите эмоционально окрашенные предложения, прочитайте их выразительно.
- Это только восклицательные предложения? (Нет. Есть риторические вопросы.)
- Почему Гоголь использует эти синтаксические средства? (Подчеркивает значение Невского проспекта)
- Как Гоголь называет Невский проспект? («всеобщая коммуникация Петербурга», «красавица нашей столицы», «какая быстрая фантасмагория совершается на Невском проспекте»)
Мы видим противоречия в авторской оценке. Личное местоимение «Я» означает присутствие автора на страницах повести. Обратим внимание на то, что предложения во вступлении осложняются, становятся более распространёнными.
Перейдем к анализу следующей части (раннее утро на Невском проспекте). Давайте найдем имена существительные с лексическим значением «человек», «люди».
- старухи
- содержатели
- мужики
- мальчишки
Невский не составляет цели, он служит средствам.
- Что это значит?
- Есть ли конкретные люди? (Нет. Масса, неприметные люди.)
- Есть ли прямая авторская оценка? (Нет. Он смотрит со стороны.)
- В каких словах проявляется авторская ирония при описании Невского проспекта в 12 часов? («делают набеги гувернеры»)
- Как называет автор Невский проспект в 12 часов? (Педагогический)
Откровенный комизм появляется в описании Невского проспекта к 2 часам дня. Для описания людей Гоголь использует личные местоимения и относящиеся к ним причастные обороты.
- Найдите их в тексте, какова их роль? («…прочитавшая афишу…», «…поговорившая со своим доктором…», и т.д.)
Важна функция, а не личность. А далее еще более яркое авторское отношение (вместо людей неодушевленные существительные).
- Найдите их в тексте. (бакенбарды, усы, тысяча сортов шляпок)
Такой прием называется метонимия. (слайд 4)
- Зачем автор использует это средство выразительности? (показать обезличенность, бездуховность)
Гоголь дает еще одно определение Невского проспекта: «главная выставка всех лучших произведений человека».
- Что такое выставка?
- Что демонстрируется на этой выставке? (Нос, башмачок, сюртук, галстук)
Звучит достаточно злая ирония: «Но бьет три часа, и выставка заканчивается, толпа редеет»
- Объясните смысл предложения: «На Невском проспекте вдруг настает весна» (Весна мнимая, чиновники в мундирах зеленого цвета)
- Кого мы видим на Невском проспекте с 4 часов дня? ( Какая-нибудь швея, какой-нибудь артельщик, и т.д.)
- Слова какой части речи используются для определения людей? (неопределенные местоимения)
- Почему? (Неважность, обезличенность)
Огромное количество людей прошло перед нами, но мы не увидели ни одного лица. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности, чины. Все это заменяет собой человека. Гоголь задаётся вопросом: «Какова цель жизни этих людей?» Кажется, что Невский проспект оживает в сумерки, но и здесь мы видим не людей, а тени.
- Давайте подведем итоги нашим наблюдениям. Вернемся к вступлению. Автор разоблачает Невский проспект еще в первой части.
- Увидели ли мы красоту Невского проспекта (Нет.)
- Коммуникация? Было ли общение? (Нет.)
- Выставка? А что показано на этой выставке?
Итак, языковые средства помогли нам увидеть истинное отношение автора к существующей действительности. Такие пороки своего времени, как чинопочитание, лживость, бездуховность жестоко высмеивались Гоголем. Нам еще предстоит на уроках литературы знакомство с такими произведениями Гоголя, как «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души», и мы сможем насладиться неповторимым гоголевским языком.
- В заключение нашего урока мне бы хотелось бы показать небольшой мультимедийный проект, авторами которого являются ученицы 7-2 класса. В этом проекте отражен сегодняшний Невский проспект, такой, каким его увидели девочки.
Невский проспект – главная магистраль Санкт-Петербурга, которая проходит через исторический центр, находящийся под охраной ЮНЕСКО. В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации значится 25 наименований (на 2012 год). 15 объектов включены в список по культурным критериям, в их число входит исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников.
Невский проспект, наверное, и сегодня имеет массу противоречий и загадок со своей неповторимой архитектурой, разноцветными витринами и, конечно, идущими по нему прохожими.
- Домашнее задание:
Написать эссе «Мои наблюдения на Невском проспекте».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)
Цель:1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского...
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...
Открытый урок русского языка в 7 классе «Повторение темы «Наречие». Комплексный анализ текста притчи Рафаэля Мустафина «Три сундука»
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Содержит интересный материал, связанный с анализом текста....
Конспект урока русского языка в 9 А классе по теме "Комплексный анализ текста". (Подготовка к ГИА)
На уроке проводится комплексный анализ текста Е.Осетрова "Колокольный звон". В процессе работы над текстом повторяются сложные вопросы различных разделов языкознания, совершенствуются навыки...
Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»
Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»Цели урока:1) обучающ...