Проект урока музыки для 6 класса «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Дашавская Ольга Михайловна

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snegurochka.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ

Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Образ Снегурочки из оперы  Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе.

ЗАДАЧИ:

- Формирование у учащихся умение следить за развитием музыкальных образов героев оперы;

- Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

- Раскрыть главную идею оперы, торжество народного искусства, сила его воздействия – прославление  красоты природы – источника жизни и любви;

- Воспитание интереса и любви к красоте музыки, рисующей картину природы и бережного отношения к ней.

ТИП УРОКА: комбинированный

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Вход, организация
  2. Певческая деятельность
  3. Сообщение темы урока
  4. Ознакомление с новым материалом
  5. Закрепить мысль о синтезе музыки, литературы и драматургии в опере
  6. Подведение итогов урока

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Островского, репродукции картин В.Васнецова «Снегурочка» и «Лель», музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, DVD-проигрыватель.

ХОД УРОКА

  1. Вход, организация

Вход под хор «Ай, во поле липенька», хороводная песня из III действия оперы «Снегурочка».

  1. Певческая деятельность

2.1. Распевание:

Задачи:

  • Подготовить учащихся к певческой деятельности;
  • Совершенствовать основные певческие навыки: метод пластического интонирования;
  • Работа над формированием навыка кантиленного пения.

Выстраиваем звук на слог «лё», поем легко, светло. Дети поют вверх по ступеням и вниз, показывая движение мелодии жестами рук.

2.2. Разучивание песни «Караваны птиц надо мной летят» (музыка Г. Жуковского, слова А. Фатьянова)

Задачи:

  • Разучить первый куплет песни;
  • Добиваться чистого интонирования, кантилены;
  • Добиваться передачи в пении ощущения фразы.

Разучиваем песню «Караваны птиц надо мной летят».

  1. Сообщение темы урока

3.1. Стадия вызова

Учитель: «Сегодня наш урок посвящен великому русскому композитору, автору 15 опер, одному из самых младших членов кружка «Могучая кучка» Н. А. Римскому-Корсакову и его опере «Снегурочка».

3.2. Осмысление

Учитель: «Вся жизнь композитора связана с Петербургом. Он не только здесь учился, но и преподавал в консерватории, а сегодня Петербургская консерватория носит его имя.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке как Н. А. Римский-Корсаков. Свою третью по счету оперу Римский-Корсаков назвал «Весенней сказкой». Одна из самых поэтичнейших опер занимает первое место во всем мировом оперном искусстве. Итак, по какой пьесе создана опера?»

Дети: «Опера «Снегурочка», одна из самых любимых  опер Н. А. Римского-Корсакова, создана по одноименной пьесе великого русского драматурга Александра Николаевича Островского и посвящена природе, пробуждению весны, солнцу».

Учитель: «Н. А. Римский Корсаков сказал: «Не было для меня  на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель и Весна, не было лучше Царства Берендеев с их чудным Царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». А сейчас посмотрим начало оперы».

Просмотр фрагмента оперы.

Учитель: «Ребята, как вы думаете, какие миры противопоставлены в опере?»

Дети: «Реальный и сказочно-фантастический».

Учитель: «Вызываю ученика к доске разделить действующих лиц оперы в 2 колонки:

I колонка – реальный мир – Лель, Купава, Мизгирь, Царь Берендей;

II колонка – сказочно-фантастический мир – Дед-Мороз, Весна, Леший».

Учитель: «Кто такой Ярило?»

Дети: «Это Бог Солнца – источника света и жизни на Земле».

Учитель: «Кто такая Снегурочка?»

Дети: «Это дочь Весны и Мороза, символ холода, зимы и стужи, сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными».

Учитель: «Кто такой Лель?»

Дети: «Лель – это персонаж народных сказок и преданий. Лель – символ Весны и Лета. Он несет в себе тепло солнца. Это пастушок, который в сказках неразлучен со своей свирелькой».

Учитель: «Где происходит действие оперы?»

Дети:  «Действие оперы происходит в сказочном Царстве Берендеев, где царствует мудрый и добрый Царь Берендей. Берендеи поклоняются природе и солнцу – источнику жизни на Земле. Жизнь Берендеев течет мирно и спокойно, пока не появляется на свет Снегурочка. Мороз опасается, что солнце собирается сгубить Снегурочку».

Учитель: «На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? Что заставило ее остаться с людьми?»

Дети: «Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувство нежной любви к человеку».

Учитель: « Слушаем арию «С подружками по ягоду ходить».  

Слушание арии «С подружками по ягоду ходить».

Учитель: «Ребята, прослушав первую арию, как вы думаете, каков портрет Снегурочки?»

Дети: «Она веселая, ей интересно наблюдать за играми девушек, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды».

Учитель: «Какая форма арии?»

Дети: «Ария написана в 3х частной форме»  

Учитель: «Ребята, всегда ли Снегурочка бывает веселая?»

Дети: «Иногда ей бывает грустно оттого, что она одинока. Ей нравятся песни Леля, девичьи хороводы, она хочет быть похожа на людей, подражать им».

Учитель: «Слушаем вторую арию Снегурочки  «Слыхала я…»

Слушание арии «Слыхала я…».

Учитель: «Вторая ария еще полнее выражает чувство Снегурочки, таящееся в ее душе и стремлении к людям, к песням.

Ребята, кто помог Снегурочке полюбить?»

Дети: «Мать Весна. Она надела на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Но любовь для нее – это гибель».

Учитель: «Давайте посмотрим этот фрагмент в фильме!»

Просмотр фрагмента.

Учитель: «Наступает кульминация в развитии образа Снегурочки – это сцена таяния. Момент таяния становится минутой подлинного блаженства, когда любовь Снегурочки, ее живая душа достигают  своего наивысшего расцвета. В своей последней арии «Люблю и таю…» Снегурочка воспевает великую силу человеческой любви. Смотрим видеофрагмент  сцены таяния Снегурочки».  

 Просмотр фрагмента.

3.3. Рефлексия.

Учитель: «Сто лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ею. Чему учит нас опера?»

Дети: «Опера Н. А. Римского-Корсакова учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств».

Учитель: «И не только любоваться, но и беречь их. Какими важными качествами определяется сила музыки?»

Дети: «Красотой, бережным отношением к прекрасному».

Учитель: «Заканчивается опера величественным гимном Солнцу, а в стране Берендеев восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь».  

  1. Домашнее задание:
  1. продолжите ряд создателей оперного спектакля: либреттист, композитор, дирижер, …
  2. нарисуйте декорацию к сцене таяния Снегурочки;
  3. напишите либретто своей оперы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

проект урока музыки в 6 классе на тему: "Что такое гармония в музыке"

Урок по программе "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. На уроке формируются представления об основных понятиях: гармония, музыкальная гармония, без которых невозможно дальше рассуждать о движ...

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"

Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...