Открытый урок на тему: «Музыкальное творчество Н.А.Римского-Корсакова. Опера "Снегурочка". Образ героини»
план-конспект урока по музыке

Цели и задачи:

1.Продолжение знакомства с творчеством Римского-Корсакова

2. Значение оперы "Снегурочка" в мировом оперном искусстве

3.Прослеживание развития образа главной героини через всю оперу

4.Развитие у детей познавательного интереса, приобщение к прекрасному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_snegurochka.docx29.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                         Муниципальное учреждение

дополнительного образования детей  «ДМШ» п.г.т. Благоево.

Открытый урок на тему:

«Музыкальное творчество Н.А.Римского-Корсакова.

 Опера "Снегурочка". Образ героини»

Преподаватель:

              Худякова Е.А.

п.г.т. Благоево

2022г.

План урока:

Дисциплина: Музыкальная литература.

Год обучения: II год.

Цели и задачи:

1) Продолжение  знакомства с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова.

2) Значение оперы “Снегурочка” в мировом оперном искусстве.

3) Прослеживание развития образа главной героини через всю оперу.

5) Развитие у детей познавательного интереса, приобщение к прекрасному;

способствование  развитию детского воображения, эстетического восприятия;

воспитание  любови к природе.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

музыкальный центр кассета;

музыкальный инструмент(фортепиано,);

кроссворд (на доске);

портрет композитора;

высказывание Бородина (на доске);

Ход урока : 45 мин.

Наименование работы

Хронометраж

1.

Постановка темы и цели урока. Кроссворд.

      10 мин.

2.

Моменты из истории создания.

        5 мин.

3.

Музыкальный образ главной героини – Снегурочки. Беседа и прослушивание арий . (Диалог Весны и Снегурочки, «С подружками…», «Полна, полна чудес…», «Мать-Весна, благодарю тебя за дар любви», «Люблю и таю».)

       25 мин.

4.

Итог урока. Стихотворение.

         2 мин.

5.

Домашнее задание. Выставление оценок.

  3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Преподаватель– Здравствуйте, ученики!

Обучающиеся- Здравствуйте!

2.Постановка темы и цели урока учителем

     - Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с необыкновенным музыкальным произведением: оперой “Снегурочка” русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.

- Через музыку Николая Андреевича мы проследим за развитием образа Снегурочки в опере; окунемся в красоту природы, в красоту человеческих чувств!

- Определим главное значение оперы в искусстве.

Обращение ребят на доску, к эпиграфу:

“Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием …»А.П. Бородин

 - Вспомнить яркие, незабываемые страницы жизни композитора и его творчества нам поможет кроссворд!

По горизонтали:

3. Город, в котором родился Римский-Корсаков?

4. Город, в котором учился и работал Римский-Корсаков?

6. Опера-былина Римского-Корсакого, созданная в 1896 году?

7. Великий русский композитор, традиции которого наследовал в своём творчестве Римский-Корсаков?

По вертикали:

1. Симфоническая сюита Римского-Корсакова, сочинённая по мотивам арабских сказок “Тысяча и одна ночь”?

2. Старинный русский щипковый инструмент, на котором играл Садко, главный герой одноимённой оперы Римского-Корсакова?

5. Опера Римского-Корсакова, созданная в 1880 году на сюжет пьесы А.Островского?

Ответы:

по горизонтали - Тихвин. Петербург. Садко. Глинка.

по вертикали - Шахеразада. Гусли. Снегурочка.

Примечание: (Ученики, отгадавшие ответ, выходят к доске и вписывают слова в клетки кроссворда)

Преподаватель: Вот мы и повторили яркие моменты из жизни и творчества этого необыкновенного композитора!

- Опера “Снегурочка” или “Весенняя сказка” - это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!

И мы ещё раз убеждаемся в том, что музыка бывает, красива потому, что рассказывает нам о красоте жизни!

    Давайте вспомним некоторые моменты из создания оперы…

Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н.А.Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и, на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившиев голову музыкальные мысли.

     Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

     В пьесе-сказке Островского многое было близко творческому складу Римского-Корсакого. С тех пор какон начал заниматься изучением народных песен, ему стали бесконечно дороги русские народные обряды, в истоках своих связанные с явлениями природы, с укладом народной жизни.В «Снегурочке» можно было широко показать эту сторону, значительное место в сказке

Островского принадлежало миру фантастических существ, природе и это также притягивало творческое воображение Римского-Корсакова. Ведь сказка, сказачные существа тоже созданы народной фантазией, народным искусством.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким. Об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

3. Цель урока

 Попробуем проследить по сюжету, как развивается музыкальный образ главной героини - Снегурочки.

Пролог.

    Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-Красна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но любя и жалея дочь - Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу. Весна предлогает озябшим птицам поплясать, погреться. Хор и пляски птиц.

(В основу положены два напева. Оркестровое сопровождение имитирует пение птиц. Вест хор выдержан в легкой прозрачной звучности (сопрано и альты) и изложен в высоком и среднем регистрах. Широко используются духовые деревянные инструменты, использование смычковых – все это сообщает музыке хора оживленный и грациозный характер, но не внося теплоты звучания.)

     Из лесу выходит Дед-Мороз. На утренней заре он должен покинуть землю берендеев и умчаться в сибирские тундры. Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никакая опасность). Может быть, отдать ее на присмотр в слободку, к Бобылю? Весна зовет Снегурочку.

- Из леса выбегает дочь деда Мороза и Весны – Снегурочка! Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей, что может теперь слушать чудесные песни пастушка Леля, ходить с подружками в лес по ягоды.

Композитор в арии характеризует основные стороны образа Снегурочки: его реальные девичьи черты и вместе с тем волшебные, указывающие на связь Снегурочки с миром природы. (Звучит фрагмент:“С подружками...”)

 В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню: . В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. Лад – мажор. Голос – Лирико-колоратурное сопрано. В мелодике преобладают подвижные мотивы инструментального характера, проходящие в пении   у солирующей флейты, где они окрашиваются в холодно-прозрачные тона. Коллоратура Снегурочки также создают впечатление легкости, воздушности. Интонации «ауканья» воспринимаются как один из «голосов природы».

-Снегурочка беззаботно живет у Бобыля и Бобылихи, она подружилась с Купавой, которая часто рассказывает ей о своём женихе - Мизгире. Радуется Снегурочка чужому счастью, сама не ведая чувства любви. В Слободке оживление - пришёл Мизгирь. Он был поражён красотой Снегурочки и забыл о своей Купаве. Просит её полюбить его и стать женой. Красота Снегурочки трогает и царя Берендея. Он видит в ней одно из бесчисленных чудес природы и сравнивает Снегурочку с весенним цветком - ландышем. Он уверен, покрасота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви.

(Звучит фрагмент арии Берендея “Полна, полна чудес...”)

(Каватина раскрывает сущность образа царя Берендея – его поэтическую, чуткую к прекрасному натуру и юношескую чистоту души.Незря музыковеды сравнивали образ Берендея с самим композитором.)

- Решение царя Берендея:“Пусть сама Снегурочка, в канун праздника Солнца, выберет себе жениха!”

      -На празднике звучит песня Леля. В награду за это, царь Берендей предлагает ему выбрать девушку. Лель выбирает Купаву. Огорченная Снегурочка убегает в лес, зовёт мать-Весну, моля наделить её чувством любви: “Хочу любить, а слов любви не знаю! И чувства нет!”. Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов, и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир! Весна предостерегает Снегурочку от Ярилы-Солнца...

(Звучит фрагмент арии Снегурочки:“Мать-Весна, благодарю тебя за дар любви!”)

  -Появился Мизгирь, шедший за Снегурочкой по лесу. Его преданные слова любви в этот момент “трогают” сердце Снегурочки. Снегурочка радостно протягивает к нему руки. Ее сердце теснят новые, неведомые чувства. Она не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря.

  -После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту - Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? “Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люблю его!” - отвечает Снегурочка.

  -И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!

(-В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

   -И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова.

(Сцена таяния – кульминация в развитии образа Снегурочки.Лирическая сторона получает здесь наиболее полное развитие, но и вновь отчетливо выступают и сказочные черты полуреального, полуфантастического образа.)

     Снегурочка исчезла. Несмотря на это, опера заканчивается в светлых тонах. Народ радостно славит солнце. Финал сочинен композитором в характере древних эпико-гимнических напевах.

(Хор «Слава Солнцу»)

-Уже более ста лет слушают миллионы людей - и детей и взрослых эту оперу и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.

Закрепление:

     - На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?

     - На верную гибель.

     - За что же она отдала свою жизнь?

     - За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство нежной любви к человеку.

      - Этот сказочный образ волновал и волнует по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:

...Плакала Снегурочка

Зиму провожая

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!

Итак, сегодня на уроке мы с вами проследили за развитием образа Снегурочки в опере Римского-Корсакова “Снегурочка”

Еще один вам вопрос: Какие человеческие чувства пробудили в вас сегодняшние произведения?

Ответ: Чувства теплоты, доброты, любви!

В музыке  выявлено истинно и глубоко человечное, вызванное любовью к пробуждающейся весной жизни стремление сохранить и запечатлеть в музыке все очарование весенней природы, к тому же родной северной, близкой и дорогой нам, русским. Хотя и в опере царь Берендей как жрец и священник бога Солнца возвещает, что никого не должны тревожить ни печальная кончина Снегурочки, ни гибель Мизгиря; хотя великолепный ритуальный заключительный хор мощно славит наступление лета - все это не обманет слушателя: скорбная повесть о житии и печальной кончине девушки Снегурочки, с одной стороны, а с другой - обольстительно претворенные в звучаниях ласка, нега, скорбь, томление и зыбкость весенних настроений на фоне изумительной звукописи весенней природы создают столь устойчивые и вкоренившиеся впечатления, что никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается, как быть должно, и идет своей чередой, не уверят нас в справедливости возмездия Солнца, в необходимости наступления лета и в том, что вся музыка оперы ведет нас к этой "славе". Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами. Люди не могут не сожалеть о весне даже и потому, что как ни хорошо лето, но за ним ведь все же идет осень!..

Великое значение и неповторяемая прелесть весенней сказки Римского-Корсакова светится именно веевесеннести, звучащей магически убедительно и призывно. Композитор ведет нас от первых веяний и кличей весенней поры, от первой поступи пробуждающейся жизни, когда вот "только что на проталинках весенних показались ранние весенние цветочки", от робкого и неясного гула к весеннему пению природы и к весенним песням людским. Весна, жизнь весенней природы - сущность всей этой музыки. Снегурочка - воплощение хрупкой преходящей красоты и чуткой скорби весенней, скорби о неминуемости гибели.

Учитель: А домашним заданием вам, ребята, будет: Создать свой художественный образ Снегурочки и изобразить его в ваших тетрадях или на альбомном листе!

Выставление оценок учащимся!

Учитель: На этом наш урок окончен – до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Музыкальный театр" в 3 кл.

Показан обобщённый урок по теме "Музыкальный театр" в виде похода в театр. Беседа по закреплению материала и постановка мини-спектакля "Волк и семеро козлят"....

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

Сценарий урока по теме "Музыкальный образ"

В ходе урока учащиеся обращаются к музыкальной и живописной поэзии С.А. Есенина, к музыкальной и поэтической живописи И.И. Левитана, к живописной и поэтической музыке П.И. Чайковского.Развитие музыкал...

Открытое занятие по теме "Музыкальное творчество в русской народной культуре"

Тема: Музыкальное творчество в русской народной культуре. Цель: Знакомство с некоторыми жанрами народной музыки и их стилистическими особенностями.  Воспроизведение народного колорита ...

План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».

План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».Предназначен для младшего школьного возраста....

Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"

Технологическая карта открытого урока музыки  Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"...