Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Технологическая карта открытого урока музыки  Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skripka_5b_klass.docx935.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Ак-Довурака

Технологическая карта

урока музыки

«Музыкальные инструменты. Скрипка и игил»

Класс: 5 «б»

Проведен учителем

музыки

Монгуш С.Д-С.

Ак-Довурак - 2023

Урок музыки

Технологическая карта урока

 Класс: 5 «б»

Тема: «Музыкальные инструменты. Скрипка и игил.

  1. Цель: Формирование у обучающихся представления о скрипке и игиле, как струнно- смычковых инструментах.  
  2. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями. 
  3. Знакомство с музыкальными произведениями: 

          – «Мелодия» П.И. Чайковский; 

          – «Каприс № 24» Н. Паганини. 

 Задачи : 

Образовательные: 

            1. Продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.

    2. Знакомство с великими скрипичными мастерами (А.Страдивари, Д.Гварнери), исполнителями-виртуозами (Н. Паганини, В.А. Шананин), музыкальными произведениями для скрипки П.И.Чайковского, Н.Паганини.

            3. Умение ориентироваться в инструментальных тембрах.

Развивающие:

               1. Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

            2. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков. внимательности, памяти, тембрового слуха.

            3. Расширение музыкального кругозора.                                                        

         Воспитательные:

    1.Воспитание интереса и любви к музыке, миру прекрасного.

    2. Развитие эстетического вкуса, тяготение к миру искусства.

    3. Воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам, к предметам старины.

Тип урока: урок изучение нового материала или открытие новых знаний.                                                                             Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа.                                                                                                                                                 Технологии: технология группового обучения, межпредметная интеграция, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативная технология.                                                                                            Планируемые образовательные результаты:

Предметные: углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И. Чайковский и «Каприс № 24» Н. Паганини;  

Метапредметные: самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности; 

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения. 

– формирование коммуникативных компетенций. 

Личностные: формирование интереса к музыкальным занятиям; 

– понимание эмоциональной силы музыки  и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; 

– формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; 

– формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; 

– осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться; 

Методическая находка урока: сравнение музыкальных инструментов.                                                                                                                   Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, экран, звукозаписи, баян.

 Художественный материал:

- портреты композиторов;

- презентация;

- аудиозаписи  Каприс № 24 Н.Паганини (видеофрагмент); «Мелодия» П.И.Чайковского

- музыкальные инструменты: флейта, лимби, скрипка, игил.

- кроссворд.

Ожидаемые результаты: закрепление детьми знаний о музыкальных инструментах скрипки и игила, изучение новых имен скрипичных мастеров, композиторов и исполнителей, обогащение слухового опыта, повышение мотивации к изучению музыки.

Этапы урока

Действие учителя

Действие обучающихся

УУД

Организационный момент

Актуализация знаний (повторение)

Учитель проверяет готовность к уроку. Настрой на урок.

Музыкальное приветствие  «Здравствуйте, ребята!»

Игра «Третий лишний»

-Давайте поиграем. Я буду вам называть четыре предмета. А вы мне будете говорить - какой лишний и почему?

1. Ложки, кошка, собака, корова

2. Шкаф, стол, балалайка, диван

3.Лыжи, санки, коньки, баян

4. Коля, Саша, Миша, флейта

5. Троллейбус, автомобиль, бубен, трактор ( на экране появляются слова)

- Что же это за слова лишние? К какой группе их можно отнести?

-  Как вы думаете, о чем речь пойдет сегодня на уроке?

-Сегодня мы c вами побываем на экскурсии в музее музыкальных инструментов.                                                -Сначала давайте вспомним, какие основные группы музыкальных инструментов вы знаете?                             -С какими музыкальными инструментами мы уже познакомились.                                                                     - Правильно. И мы начали уже  знакомиться с инструментами симфонического оркестра. С каким уже инструментом мы встретились?                                         - Как называется тувинский музыкальный инструмент похожий на флейту?

-А сейчас, ребята, вам предстоит встреча с красивым, музыкальным инструментом, А чтобы точнее сформулировать тему урока я сейчас  вам загадаю загадку.

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… 

Дети заходят в класс, поют музыкальное приветствие и рассаживаются

Ложки                                   Балалайка                                   Баян

Флейта

Бубен

К группе музыкальных инструментов

О музыкальных инструментах

ударные, духовые, струнные

с русскими народными

с флейтой

лимби

(На экране появляется изображение скрипки)

Предметные: расширяют свои представление о музыкальных инструментах,

Метапредметные:   отвечают на вопросы, ведет диалог, оценивают свои достижения на уроке.

Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация к  учебной деятельности обучающихся

 

-Ребята, на доске мы видим нарисованный цветок, а в его серединке есть слово, которая связана с темой нашего урока - Скрипка.                                                     -Скажите, глядя на скрипку, какие ассоциации у вас возникают от этого слова

- Спасибо. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этим музыкальным  инструментом и прикоснемся к великим тайнам этого удивительного инструмента, узнаем, какие настроения можно передать с помощью скрипки и будем слушать необыкновенную музыку.                             

 Записывают высказывания в лепестки: стройная, красивая, изящная, нежная…

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте музыки.

Открытие новых знаний

   

         

 Физминутка

Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных инструментов, но скрипку называют искуснейшей, а еще называют «царицей музыки».  Её нежный высокий голос узнает каждый. Скрипку можно услышать везде: в концертном зале, и на телевидении и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.                                      -Посмотрите на репродукцию картины Петрова – Водкина «Скрипка». И пока вы рассматриваете эту репродукцию, я вам предлагаю послушать произведение П.И.Чайковского «Мелодия».                                   - Какие чувства вызывает у вас изображение и звучание скрипки? Созвучны ли музыка  Чайковского и картина Петра-Водкина?                                                                                       - Что общего между ними? 

   - Скрипка – русское название инструмента, а родина ее – Италия. Италия подарила миру скрипки, изготовленные руками великих мастеров: Страдивари и Гварнери. Скрипка - самый распространённый струнный смычковый инструмент. Музыканты плавно смычком водят по струнам, и звучит эта прекрасная музыка. «Она в музыке столь же необходима, как в человеческом бытии хлеб насущный», - говорили о скрипке музыканты ещё в 17 веке.                                     -Можете ли вы назвать музыкальные инструменты   похожие на  скрипку, но только разные по величине?

- Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке.                                                                                                                    -Вы, только что, послушали  два музыкальных произведения П.И.Чайковского и Н.Паганини. В чем их сходство и отличие ? Как они звучат?                                                           - Где же можно научиться  игре на скрипке?                       -У нас тоже  есть тувинский симфонический оркестр, который один из скрипачей является Владимир Александрович Шананин.                                                    -Ребята, есть ли у тувинского народа музыкальный инструмент похожий на скрипку?

-Правильно. Игил-двухструнный смычковый инструмент. Смычок по тувински-ча. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины, в форме заостренного к низу овального ковша, переходящего к шейке. На шейке нет ладков. Шейка часто заканчивается резной головкой в виде головы лошади. Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Струны для игила делают из волоса конского хвоста..                                                                          -А в чем же сходство этих двух музыкальных инструментов? А в чем отличие? Какой тембр?

-В нашем городе учитель технологии школы №3  Саая Буян Достак-оолович тоже изготавливает игил. 

-Теперь я предлагаю немного отдохнуть Физкультминутка. «Две сестрицы, две руки»

Записывают дату и тему урока «Музыкальные инструменты. Скрипка»

Слушают произведение П.И.Чайковского «Мелодия»

Да

настроение, характер

Альт, виолончель, контрабас)

слушание виртуозной  скрипичной  пьесы Н.Паганини «Каприс» в видеозаписи

Ответы  детей

В симфоническом оркестре

Запись в тетради

Игил

Тембр игила характеризуется сочной, бархатной, теплой звучностью.

Коллективная работа

Метапредметные:  понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, слушают музыку, работают в коллективе и ведет диалог, оценивают свои достижения на уроке,

Предметные: познакомятся с музыкой Чайковского П.И.. расширяют свои представление о музыкальных инструментах

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,

Предметные: познакомятся с музыкой Н. Паганини.

Метапредметные:   отвечают на вопросы, ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке.

Метапредметные:   работают в коллективе оценивают свои достижения на уроке.

Работа в группах

                                     

Разучивание песни

-А сейчас я хочу познакомить  вас с текстом норвежской  народной  песни “Волшебный смычок”.

Работа с текстом песни:                                                      1 группа-1 куплет                                                                                 1. Пришёл к нам в село Музыкант старичок.

В руках музыканта Волшебный смычок.

Ударил по струнам - Сбежался народ,

Танцует, играет, Смеётся, поёт!

2 группа- 2 куплет                                                                                  2. Шёл мимо богач, Услыхал скрипача -

И вспыхнула зависть В душе богача. -

Продай твою скрипку! Ты беден и стар.

Я дам за неё тебе Хлеба амбар!

3 группа- 3 куплет                                                            3. - Нет! Скрипку свою Не продам никому.

Нужна эта скрипка Не мне одному.

Под звуки её Веселится народ,

Танцует, играет, Смеётся, поёт!

 -Понравилась песня? О чем она?

Вопрос для 1 группы: -  

Вопрос для 2 группы: - Почему музыкант не захотел продать скрипку?                                                                                  

Вопрос для 3 группы: - Почему  люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

- Ну, а теперь я предлагаю вам разучить  эту песенку. (разучивать песню можно  по фразам).

 -Перед разучиванием, давайте распоемся.

Распевка на гласные звуки –И,Э,А,О,У       «Волшебный смычок» (н.н.п)                                                                      1. Пришёл к нам в село Музыкант старичок.

В руках музыканта Волшебный смычок.

Ударил по струнам - Сбежался народ,

Танцует, играет, Смеётся, поёт!

2. Шёл мимо богач, Услыхал скрипача -

И вспыхнула зависть В душе богача. -

Продай твою скрипку! Ты беден и стар.

Я дам за неё тебе Хлеба амбар!

3. - Нет! Скрипку свою Не продам никому.

Нужна эта скрипка Не мне одному.

Под звуки её Веселится народ,

Танцует, играет, Смеётся, поёт!

 - Понравилась песня? О чем она? Хорошо. Молодцы!

 

Знакомятся с текстом песни

Ответы детей

-  Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.                                                    - Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

-Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

Коллективная работа

Предметные: познакомятся с норвежской народной песней «Волшебный смычок»

Метапредметные:   работают в коллективе и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке.

Итог  урока

Учитель предлагает сделать выводы по изучении темы урока, помогает учащимся сформулировать их.

Учащиеся с помощью учителя формулируют выводы:                                      - Оба музыкальных инструмента-струнно-смычковые                                                                  - У обоих музыкальных инструмента разный тембр звучания.

Оценивают  достигнутый  результат, осознают качество и уровень усвоения.

Рефлексия.

-Молодцы. Ребята, сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.

1. Великий итальянский мастер.

2. Скрипичная пьеса Никколо Паганини

3.Чередование длинных и коротких звуков, длительностей.

4. Родина скрипки.

5. Гениальный итальянский скрипач.

6. П.И. Чайковский и Никколо Паганини кто они?

7. «Брат»  скрипки?

-Полученный кроссворд мы передадим в музей.

Ответы детей

Метапредметные:   отвечают на вопросы, ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке,

Домашнее задание

-Ребята, напишите домашнее задание:                                           1.нарисовать скрипку  или игил                                                2.написать имена знаменитых скрипачей и исполнителей. Спасибо за урок.

Дети записывают домашнее задание. И прощаются с учителем и выходят из класса под музыку.

Приложение:                                                                                                                   7 мелодий Петра Чайковского, которые знает весь мир                                                 Отдельные - подборка объявлений по России и СНГ                                                                                                                                     Петр Ильич Чайковский                                                                                               Паганини Никколо                                             

пьеса для скрипки «Мелодия»                                                                           скрипичная пьеса «Каприс №24».

                Антонио Страдивари                                                                                 Джузеппе Гварнери

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/694/102694698_large_81890197_3245D4C18F64940B03A4E028ADF5A76C.jpg                                            Гварнери переедет в Москву

                     Violino Бесплатные фото и векторы                                     IMG_0024

                                 Скрипка                                                                                                    Игил

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...