методическая разработка "Формирование УУД на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Соловьева Галина Андреевна

методическая разработка рассматривает возможности формирования УУД с использованием дополнительного учебного материала. Основной метод работы на уроках - проблемно-поисковый в опоре на межпредметные сравнительные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_uud.docx100.69 КБ
Файл uud.pptx2.23 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               Методическая разработка                                                                                                                                     «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в шестом классе общеобразовательной школы по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко»

Характеристика: 

Современная государственная система образования - важнейший социальный институт, задачей которого является разносторонее воспитание и образование  гражданина Российской Федерации. Сегодняшний выпускник  школы должен быть любящим свой край и свое Отечество, осознающим и принимающим ценности гражданского общества. Он должен уметь учиться и применять знания на практике. Быть социально – активным; быть мотивированным на творчество, образование и самообразование; быть креативным и критически мыслящим.

   Полноценное развитие личности, обозначенное в новых образовательных стандартах второго поколения, должно обеспечиваться  в современной школе по всем учебным предметам, включая музыкальное искусство. Формирование универсальных учебных действий  (УУД)  на уроках музыки – необходимое условие овладения знаниями и умениями по предмету.

 Цель данной разрабртки: рассмотреть возможности формирования УУД на уроках по предмету «Искусство.Музыка» во втором полугодии 6 класса по программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих ученику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные действия направлены на формирование основ гражданской идентичности личности, социальных компетенций, а также готовность и способность к самообразованию, к выбору направления профильного образования.

Регулятивные универсальные действия направлены формирование умений организовать свою учебную деятельность, ставить новые учебные цели и задачи, планировать, составлять последовательность действий, прогнозировать, корректировать, оценивать деятельность по результату и способу действия, саморегулировать ее.

Познавательные универсальные действия направлены на освоение учащимися основ самостоятельной познавательной деятельности: на проектно-исследовательскую деятельность; на умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; на умение моделировать в группы существенные признаки; на развитие стратегий смыслового чтения; на свободную ориентацию и восприятие текстовой и другой информации различных стилей.

Коммуникативные универсальные действия направлены на планирование и координирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение целей, функции участников и способы их согласованности, сотрудничество, решение конфликтов), на развитие умения и готовности вести диалог, проявлять эмпатию .

Предмет «Искусство. Музыка» имеет широкие возможности разностороннего развития личности ученика. Изучение русского и зарубежного музыкального искусства, которое, в свою очередь, тесно взаимосвязано с живописью,  литературой, театром, кино, танцем и другими видами искусства; с традициями, истоками, видами и ценностными ориентирами в искусстве – все это создает благоприятные условия для формирования и развития необходимых школьнику универсальных учебных действий.  

Общая характеристика УУД  по предмету «Искусство. Музыка»

Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий:

Коммуникативная деятельность ученика направлена на: - самопознание и выражение эмоций; - становление позитивного самоощущения и самооценки; - на готовность вести диалог, умение слушать другого человека, взаимодействовать с учащимися и учителем: в обсуждении учебного материала, в пении, в выполнении различных заданий; - на развитие чувства эмпатии к музыке, ее создателям; на формирование гуманистического отношения к людям.  

Формирование и развитие личностных универсальных действий:

Осуществляется при эмоционально-ценностной деятельности. Это: - личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;  - осознавание своего Я,  как гражданина РФ, через осмысление творчества русских и зарубежных композиторов; - осознавание  целостности мира в единстве и разнообразии различных культур, народов, религий; - в устойчивом развитии эстетических потребностей и этических чувств; - в решении моральных дилемм, возникающих при осмыслении различных учебных ситуаций; - во внутренней позиции по отношению к изучению музыкального искусства.

Формирование и развитие регулятивных универсальных действий:

Регулятивные действия школьника направлены на организацию своей учебной деятельности, выработку рефлексивно-оценочной самостоятельности: - при ответах на вопросы учителя; - при сравнении своего понимания учебного материала с пониманием других учеников; - при выполнении самостоятельного поиска информации. Уровень сформированности регулятивных УУД проявляется: - в умении осознавать, что ученик делает; - в аргументации и обосновывании своей работы и работы других учащихся с позиции приобретаемого опыта и осваиваемых музыкальных знаний; - в прогнозировании результата учебной деятельности; - в коррекции своего понимания материала; - в планировании самостоятельной и совместной деятельности.

Формирование и развитие познавательных универсальных действий:

Осуществляется учеником в познавательной деятельности: - при наблюдении, выявлении интонационно-жанровых основ изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; - при моделировании художественно-творческого процесса в слушательской и исполнительской деятельности, в импровизации и сочинении музыки; - в процессе поиска и выделении значимых связей и отношений между частями музыкального целого; - при осмыслении характерных причинно-следственных связей между музыкой и жизнью;  - при сравнении, сопоставлении, классификации произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; - в процессе поиска оригинальных решений и  при самостоятельном выполнении учебно-творческих задач;  - при осознанно-смысловом усвоении информации, ее поиске сборе и анализе; - при узнавании и назывании объектов и явлений в рамках изученного ранее материала.

Рассмотрение возможностей формирования и развития УУД по программе «Искусство.Музыка» без общего представления об особенностях проведения урока по конкретной теме, без представления о драматургии его построения, о методологической основе работы учителя  представляется поверхностным. Поэтому в данной разработке рассматриваются варианты формирования УУД в контексте всего урока, а не отдельных его частей.

Методическая разработка дополнена новым материалом, имеющим межпредметные связи, что дает дополнительные возможности решения учебных задач.

Варианты формирования и развития УУД по программе «Искусство. Музыка» Т.И.Кичак, В.В.Алеева.   (Учебно - методический комплекс «Искусство. Музыка» :  М., «Дрофа»,2016):

Раздел «Гармония».

  Тема урока: Что такое гармония в музыке?

Цели и задачи урока:                                                                                        Дать представление о выразительных возможностях гармонии.                              - Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к    мировой музыкальной культуре;                                                                                                      -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятия музыки;                                                                                                                 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

                                       

Содержание учебного материала.

Музыка:                                                                                                                                                                                     «Прелюдия до-мажор» И.С.Баха; запись настройки оркестра      

  Одесской оперы (пример какофонии);«Прелюдия ля-мажор» Ф.Шопена.

Видеоматериал:

 «Сикстинская мадонна» Рафаэля; иконы Рублева, иллюстрации к альбому группы «Какофония».

Литература:

  Отрывок из «Незнайки на Луне» Н.Носова (о какофонии); стихи Г.Давыдовой «С небес на нас струится тишина…»

  Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, метод драматургии; творческий.

Организационный момент:

Определение темы, цели урока; мотивация на ее изучение:                                     1.- Однажды моей знакомой девочке один мальчик подарил букет роз. Розы были замечательные, а вот упаковка…

Они были упакованы в грязную газету.

Как вы думаете, почему моя знакомая девочка не захотела взять цветы?

(обсуждение вопроса, высказывание личных мнений).

2.- Да, красота подарка была нарушена его безобразной формой. Можно сказать, между формой и содержанием не было гармонии.

 А что такое ГАРМОНИЯ?

(осмысливание и формулирование темы урока)

Основная часть:

-Послушайте два музыкальных фрагмента: в котором из них  отсутствует гармония? 

Слушание  Прелюдии ля-мажор и настройку Одесского симфонического оркестра.

(высказывания учащихся по заданию)                                                                                                    - Да, гармония – это созвучие, соразмерность, красота. Это понимали еще древние греки. А нестройное, хаотичное нагромождение звуков древние греки называли какофонией.

Действительно, 2-ой фрагмент никак нельзя назвать музыкой, хоть эти звуки и извлекались из прекрасных инструментов. Кстати, они потому и извлекались, что музыканты хотели так настроить свои инструменты, чтобы ни один неточный звук не нарушил потом, при исполнении музыки, ее гармонию.

- Вы читали «Незнайку в Солнечном городе?» Послушайте, что пишет Н.Носов о музыкантах – ветрогонах:

 «…хулиганы – ветрогоны пробрались в концертный зал и при большом стечении публики принялись давать концерт на расстроенных и испорченных музыкальных инструментах. Это была такая дикая музыка, что никакое ухо не могло выдержать! Но ветрогоны распустили слух, что это – самая модная теперь музыка, и называется она какофонией.»

…Любители музыки Солнечного Города стали приходить на концерты этих исполнителей: модно ведь!  Они слушали дикую музыку и «с истерзанными до боли ушами возвращались домой, проклиная на чем свет стоит всякую какофонию, ветрофонию и свое собственное существование впридачу.»

 У нас есть возможность послушать настоящую

 музыку, а не хаотичный набор звуков.

Слушание  прелюдии до-мажор И.С.Баха.

Беседа о характере звучания, образе.

Сравнение образа стихов и музыки.

 -С небес на нас струится тишина

  Прелюдии в несуетливом ритме.

  Звенит посеребренная струна

  Подобно нестареющей молитве…»

 

Мысленное сочинение музыки на стихи Г.Давыдовой «С небес на нас струится тишина…»

Рассматривание  «Сикстинской мадонны» Рафаэля.

Сравнение стихов, картины и музыки: покой, свет, гармония.

Подведение итогов:                

 Сравнение иллюстрации  группы «Какофония» и иллюстрации   учебника (стр.43) – в чем разница?  

                       

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные:   -оценка  информации, представленной в  стихах, беседе, музыке и видео.

-антиципация на этапе определения темы урока; во время мысленного сочинения музыки;

-моделирование  общих признаков гармонии и отличия ее от какофонии;

-умение использования общих приемов сравнительного анализа произведений;

-способность применять навыки речевого высказывания о прослушанном произведении по принципу сходство-контраст;

-умение выполнять мысленное   сочинение, опираясь на сложившийся эмоциональный образ стиха.

Коммуникативные:

-принятие образа хорошего ученика;

-готовность вести диалог с учителем при обсуждении понятий «гармония» и «какофония»;

-адекватная аргументация  своей точки зрения при ответе на вопросы    по восприятию музыки, стихов, живописи;

-эмпатия к музыке И.С.Баха и Ф.Шопена;

Личностные:

-этические и эстетические   чувства, испытываемые при работе по теме «Гармония»;                                                                                                                 -эмоционально- нравственная отзывчивость на музыку прелюдий, на песню;                                                                                                                           -активизация потребности слушать классическую музыку;

-проявление социальной компетентности в вопросе хорошей и плохой музыки при обсуждении фрагмента «Незнайки…»;

-целостный взгляд на мир через понимание гармонии в музыке И.С.Баха.

Регулятивные:                                

-целеполагание по определению темы урока и отдельным видам деятельности;

-выработка рефлексивно - оценочной самостоятельности собственной деятельности на разных этапах работы по усвоению темы «Что такое гармония».

Тема: «Два начала гармонии»

Цели и задачи урока: - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к музыкальной культуре;  

                                -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки

                                -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

                                -дать характеристику гармонии как выразительному средству музыки

Содержание учебного материала.

Музыка:                                                                                                                                                                                     «Серенада» Ф. Шуберта; песня Б. Вайханского «Мелодия»,  «Экспозиция 40 симфонии» В. А. Моцарта.

Видеоматериал:                                                                                            портреты Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, А.Эйнштейна; иллюстрации («Скрипачи»)

Литература:

Стихи Марка Слуцкого «Скрипка Эйнштейна»  

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, творческий.

Организационный момент:

Деятельность учителя:

- На экране две иллюстрации. Чем они отличаются?( «Скрипачи»)

 Вы сказали: разные настроения, разные краски.

Правильно, о разных красках мы и будем сегодня говорить, только эти краски будут музыкальными.

Объявление темы урока.

 -Давайте послушаем два музыкальных примера, имеющих одну мелодическую линию.

  ( мелодия сначала в мажоре, затем - в миноре).

 - Сравните окраску их звучания.

(Высказывания учеников)

Основная часть:

Слушание «Серенады» Ф.Шуберта,  определение ладовой окраски:  (Вопрос:«Какая из скрипок звучит?».

Беседа о «красках» произведения:

 (Цитата о «цвете искусства»

Мартироса Сарьяна: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно… И цвет то же самое. И все искусство так») О чем сказал художник?

Обсуждение: любой звук должен быть окрашен чувством.

Слушание экспозиции «40-ой симфонии» В.Моцарта.

Анализ музыкального содержания: две темы, два образа, их взаимодействие.

Разговор о скрипке, поющей человеческим голосом.                                         Чтение стихотворения М.Луцкого «Скрипка Эйнштейна»:

        Все сущее идет из опыта: ученый знал раскладку сил

        И обожал сонаты Моцарта, как гений гения ценил.

        Эйнштейн играет упоительно, и струны чуткие поют:

        Все в этом мире относительно, и только Моцарт – абсолют.

       

Краткая беседа о музыке в жизни великого ученого. (Фотография)

  Домашнее задание:                                                                                                                             Подумайте, зачем музыка Моцарта - Эйнштейну?

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные:                                                                                               -оценка противоречивой информации и определение собственного мнения по вопросам, предложенным учителем в рисунках;

-антиципация темы урока и содержания бесед о музыке Шуберта и Моцарта;

-моделирование признаков  двух гармонических красок;

-развитие навыков сравнительного анализа музыки и других жанров искусства ( живопись, стихи) на материале изучения «Серенады» Шуберта и симфонии Моцарта;

-осознанно-смысловое усвоение информации по теме «Два начала гармонии»;

узнавание и характеристика двух гармоний  по признаку.

Коммуникативные:

-готовность к эмпатии  в диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении картин «Скрипачи»

-аргументация  своей точки зрения на восприятие образов 40 симфонии Моцарта;

Личностностные:

-этические   и эстетические чувства и потребности при слушании музыки урока;                                                                                                                        -внутренняя позиция по отношению к вопросу, зачем Эйнштейну музыка;

-осознание своего Я как части большого мира через прочувствование музыки композиторов других стран.

Регулятивные:                                                                                                           -целеполагание при осмыслении темы урока и различных видов деятельности на нем;

-прогнозирование результатов своего восприятия музыки Шуберта и Моцарта;

-коррекция своего восприятия 40 симфонии после обсуждения;

-рефлексивно-оценочная самостоятельность уровня понимания двух гармонических начал.

   Тема: «Как могут проявляться  выразительные возможности  гармонии».                                                                                                                Цели и задачи урока:                                                                                                         -углубить характеристику гармонии как выразительного средства музыки.                                                                                                                       - духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к музыкальной  культуре;                                                                                                       -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие;                                                                                                       -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

Методы работы на уроке:                                                                                              Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие                                    

Содержание учебного материала.

Музыка:

Увертюра к опере  «Кармен» Ж.Бизе;  «Песня Сольвейг» Э.Грига.                                                                                                                                                                                        

Видеоматериал:

Портрет Ж.Бизе; В. А. Моцарта, картина Э.Манэ «Кармен»

Литература:

Стихи А.Блока «Кармен», стихи И.Карягина «Кармен».

.

Организационный момент:

Определение темы урока (беседа):                                                                                       -Может ли музыка обойтись без литературы?

Приведите доказательства своей точки зрения.

-Какие примеры тесной связи музыки и литературы вы знаете?

(Примеры, данные учениками в опоре на полученные ранее знания).

Основная часть урока.

- Сегодня мы будем говорить о ярком  драматичном образе  красавицы - цыганки по имени Кармен. (Иллюстрации). Такой ее увидел художник Эдуард Манэ. Такой ее представил в своей одноименной опере  Жорж Бизе. Но и Манэ, и Бизе не создали бы свои шедевры, не будь Кармен придумана писателем Проспером Мериме.

 И в новелле, и в опере Кармен погибает от руки Хозе, влюбленного в нее. Неизбежность этой трагедии мы понимаем уже в увертюре оперы, где в жизнерадостную атмосферу мажорной музыки, обещающей праздничный  спектакль, Жорж Бизе вводит напряженную минорную тему.

  Слушание «Увертюры».

Анализ выразительного сочетания мажорной и минорной музыки:

 - Какую роль играет появление темы Кармен в звучании увертюры?

 - Какое представление о предстоящей опере было бы у слушателя, если бы в увертюре не звучала трагичная тема?

 Задание 1: сложить схему музыкальной формы (трафареты).

 Задание 2: сложить схему музыкальной формы «Песни Сольвейг» Э.Грига (повторное слушание).

Беседа: - Почему в «Увертюре» сочетание « красный – синий - красный», а в «Песне Сольвейг» - наоборот?

Обсуждение.

 - Образ Кармен запечатлен не только в живописи и в музыке. Прочтите стихи А.Блока (стр.84, учебник). В поэтических строчках тоже есть предчувствие драмы.

- А вот стихи о Кармен современного поэта И. Карягина:

  Озорство в твоих глазах! Пролетая над толпою,

  Ты ударила рукою в бубен солнца в небесах.

  Кастаньеты облаков отозвались в поднебесье

  И растаяли, как песня беззаботных легких слов…

- Есть ли в этих строчках драма? Какое чувство они передают?

Домашнее задание: продумать режиссерский сценарий видео, положенного на музыку Бизе или Грига.

 

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные:                                                                                                      -оценка информации, полученной в стихах, музыке, живописи;

-моделирование характерных  признаков гармонии;

-предвосхищение результата в практической работе с трафаретами.

Коммуникативные:

-доброжелательная готовность к совместному диалогу при сравнительном анализе  музыки Ж.Бизе;

-адекватная аргументация  своего слышания музыки, видения картины;

-Эмпатия к создателям произведений о Кармен.

Личностные:

-этически проявляемые  чувства при обсуждении образа Кармен,                              -эстетические выраженные   потребности в слушании Увертюры Бизе и Песни Сольвейг Э.Грига;

-осознавание многообразия мировой классики и своего отношения к ней;

-самоопределение уровня владения терминологией (увертюра, музыкальная тема, контраст, драма, трагедия)

Регулятивные:

-целеполагание при поиске формулировок при сравнении музыкальных образов,

-оценка  подготовленности к пониманию контрастной выразительности;

-прогнозирование своей деятельности по выполнению практического задания.

 

                                                                                                                                                                                          Тема: «Красочность музыкальной гармонии»

Цели и задачи урока: -расширить представление о выразительных возможностях гармонии.                                                                                          - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  культуре  

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музык

  -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

-расширить представление о выразительных возможностях гармонии.

Методы работы на уроке:                                                                                              Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие                                    

Содержание учебного материала.

Музыка:

 «Шесвие чуд морских» Н.А.Римский – Корсаков;  «Сирены» Дебюсси.                                                                                                                                                                                        

Видеоматериал:

 И.Айвазовский, картины моря; портрет композиторов

Литература:

Стихи Бодлера «Порою музыка объемлет дух, как море»

Ход урока:                                                                                         Организационный момент. Определение темы урока:

-Посмотрите на картины И.Айвазовского: какое море мы видим? (Разное, характеристика видения)

-Гений художника сумел передать самую тонкую игру красок морской стихии. Но музыка, мы это знаем, тоже умеет рисовать. О чем мы сегодня будем говорить?

Основная часть урока:

Обсуждение и совместная формулировка темы: краски в музыке связаны с красочностью гармоний; тема: красочность музыкальных гармоний.

Чтение стихов Бодлера.

      Порою музыка объемлет дух, как море .

            О, бледная звезда!

      Под черной крышей туч, в эфирном бездн просторе

              К тебе я рвусь тогда.

      И грудь, и легкие крепчают в яром споре

              И, парус свой вия,

      По бешеным хребтам померкнувшего моря

              Взбирается ладья…  

                                                                                                                           Краткий рассказ о Римском – Корсакове.

-Слушание  «Шествие чуд морских». Анализ музыкальных образов.

Сравнение:яркая палитра музыкальных и живописных красок.

 Слушание(повторение)«Сирены»Дебюсси.                                       Беседа: импрессионизм в музыке и живописи, игра красок и оттенков, сравнение образа сирен в картине и музыке.

Обобщение:

Как вы понимаете выражения «Море удовольствия», «Море грусти»?

(Рассуждения учеников)

Творческое задание: мысленное сочинение музыки, которая так и называется «Море…»

УУД, формируемые на уроке:

 Познавательные:

-оценка информации по определению темы урока, его содержанию;

-антиципация темы на основании обсуждения картин Айвазовского;

-моделирование общих признаков гармонического языка в произведениях Дебюсси и Римского-Корсакова;

-осознанное построение речевых высказываний по вопросам учителя при обсуждении содержания и выразительности гармонии произведений.

Коммуникативные:

-толерантная готовность  вести диалог при обсуждении вопросов  о понимании смыслов, аргументация  своей точки зрения;

-Эмпатия к одноклассникам и учителю при обсуждении разных мнений по восприятию музыкального образа «Шествия чуд морских»;

- эмпатия к музыке Дебюсси и Р.-Корсакова.

Личностные:

-этические чувства, проявляемые при несогласии с другим мнением в обсуждении образа сирен;                                                                                                  эстетические потребности в общении с классикой;

- осознание своей причастности к русской музыкальной культуре во время знакомства с музыкой Р.-Корсакова.

Регулятивные:

-целеполагание на основе зрительного восприятия картин Айвазовского,

-ориентация в учебном материале по теме: понимание нюансов и эмоционально-осознанное к ним отношение в искусстве;                                      -коррекция своего понимания темы «Красочность гармонии» в ходе урока.

Раздел: Полифония                                                                                                                                                  Тема: «Мир образов полифонической музыки»

Цели и задачи урока: -дать представление о выразительных возможностях полифонии.                                                                                            - духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к музыкальной  культуре ;

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки;

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

Методы работы на уроке:                                                                                              Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие                                                                      

Содержание учебного материала.

Музыка:

Канон «Да будет мир», В.Моцарт;  И.С.Бах: органная прелюдия «Я взываю к тебе, Господи»                                                                                                                                                                                

Видеоматериал:

портреты композиторов, А.Рублев «Троица», «Полифония красок»: сюрреализм; орган.

Литература:

М.Волошин, «Ночь»  

Организационный  момент. Определение темы урока:

-Посмотрите на картину: вам понятен рисунок?  Действительно, здесь множество сливающихся  изобразительных линий. А вместе они создают сложный полифонический образ.

-Что это такое – полифонический образ?

Вот  это мы и постараемся  сегодня узнать.

Основная часть:

-Краткий рассказ  о возникновении и особенностях полифонического склада музыки.

Слушание  «Да будет мир » В.Моцарта. Анализ музыкального образа.

Чтение стиха М.Волошина «Ночь» (учебник, стр.93).

 Слушание музыки И.С.Баха «Я взываю…»: повторное восприятие, характеристика строгого возвышенного образа. Сравнение чувств, выраженных в стихах и музыке Моцарта и Баха.

 

Рассмотрение иконы А.Рублева и сравнение с ней музыки композиторов.

Творческое домашнее задание: нарисовать молитву.

УУД, формируемые на уроке:

 Познавательные:

-оценка информации по определению темы урока на основании наглядно-смыслового восприятия  содержания картины;

-антиципация темы на основании обсуждения картины;

-моделирование общих признаков полифонического языка в произведениях Моцарта и Баха;

-осознанное построение речевых высказываний по вопросам учителя при обсуждении содержания и выразительности полифоничной музыки.

Коммуникативные:

-толерантная готовность  вести диалог при обсуждении вопросов  о понимании смыслов, аргументация  своей точки зрения по слышанию музыки религиозного смысла;

-эмпатия к одноклассникам и учителю при обсуждении разных мнений по восприятию музыкальных образов хоральной прелюдии Баха и канона Моцарта ;

- эмпатия к музыке урока.

Личностные:

-этические чувства, проявляемые при несогласии с другим мнением в обсуждении образов хоральной прелюдии и канона;                                                                                                  эстетические потребности в общении с духовной классикой;

- осознание своей причастности к русской музыкальной культуре во время знакомства с музыкой Моцарта и Баха.

Регулятивные:

-целеполагание на основе зрительного восприятия картины,

-ориентация в учебном материале по теме: понимание особенностей полифонической музыки;                                                                           коррекция своего понимания темы «Полифония» в ходе урока.

Тема: «Философия фуги»

Цели и задачи урока: -расширить представление о выразительных возможностях полифонии.                                                                                  - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  культуре

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие м

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.  

Методы работы на уроке:                                                                                              Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие                                                                    

Содержание учебного материала.

Музыка:

 «Камертон»; И.С.Бах:  темы «ХТК»; «Токката ре-минор», исполн. Токкаты В.Зинчуком; «Прелюдия до-мажор».                                                                                                                                                                                          

Видеоматериал:

 портрет композитора, М.Чюрленис «Фуга», «Полифония красок»: сюрреализм; орган.

Литература:

Г.Давыдова, «Мелодиями Баха» ,Б.Пастернак «Орган отливал серебром…»

Организационный  момент. Подготовка к определению темы урока:

 Чтение учителем стихов Б.Пастернака: «Орган отливал серебром…»

  …Орган отливал серебром

  Немой, как в руках ювелира.

  А издали слышался гром,

  Катившийся из-за полмира.

  Покоилась люстр тишина,

  И в зареве их бездыханном

  Играл не орган, а стена,

Украшенная органом…

(Иллюстрация органа.)

-Орган. Его голос ни с чем не спутаешь. Не удивительно, что его заслуженно называют Королем среди музыкальных инструментов. А И.С.Баха – Королем Органа. И Великим Мастером Полифонии.  

 А фугу – Королевой полифонической музыки.

-Мы сегодня говорим о королевскойсемье Полифонического Царства.

                                                                                                                 

Основная часть. Определение темы урока:

 -Что такое фуга?

Давайте рассмотрим картинуМ.Чюрлениса («Фуга»).

Вывод: множество  изображений ели в разных перспективах.

Этот принцип «проведения» темы ,  с разным ее виденьем   «в разных перспективах»,    является основой  фуги.

Объяснение понятий по теме «Фуга»: жанр, тема, работа с темой.

Слушание  органной Токкаты и Фуги ре-минор И.С.Баха

Беседа по  восприятию произведения: как звучит музыка? Какие образы рождает? О чем говорит с нами Бах этой музыкой?

Стихи Е. Авраменко: «Летит торжественная фуга…».

…Летит торжественная фуга

К высоким светлым небесам.

Мы лечим души друг у друга

Согласно солнечным часам…

 

Повторное слушание «Прелюдии до-мажор», сравнение с токкатой и фугой.

-Рассмотрим картину  «Звездный ангел». Сравнение картины с музыкой И.С.Баха:  многомерность, космос; добро Неба, защищающее Землю.

Беседа о композиторе.

Закрепление терминологии:

Фоно по-латыни – звук. А  что означает первая часть слова: поли…?(поливитамины, например?).

-Вспомним и объясним, что такое полифония.

Практическое задание по группам:1)1. выбрать правильный ответ по карточкам: 1.полифония – это мелодия; 2.полифония – это гармония; 3.полифония – это унисон; 4.полифония - это многоголосие;

2)1.фуга – произведение, в котором много разных музыкальных тем; 2.фуга - произведение, в котором всего одна неповторяющаяся

музыкальная тема;3. фуга - произведение, в котором  одна повторяющаяся в разных голосах тема.

УУД, формируемые на уроке.

Познавательные:

-оценка информации, представленной наглядно,  в стихотворной форме, в беседе с учителем;

-антиципация  понимания особенностей темы урока;

-моделирование  признаков полифонии на темах «ХТК» И.С.Баха;

-логический поиск значимых связей в Фуге Баха;

-сравнительный анализ музыки и картины с нахождением характерных эмоционально – образных признаков.

Коммуникативные:

-готовность  вести диалог, аргументация  своей точки  зрения по теме «Философия фуги»;

-эмпатия к образам полифонической музыки;

-взаимодействие с учителем в обсуждении темы урока.

       Личностные:

-этические чувства, проявляемые при несогласии с другим мнением в обсуждении образов полифонической музыки;                                                                                                  эстетические потребности в общении с  классической органной музыкой;

- осознание своей причастности к русской духовно - нравственной культуре как части общечеловеческой культуры при восприятии музыки И.С.Баха.

      Регулятивные:

-целеполагание на основе зрительного восприятия картины Чюрлениса,

-ориентация в учебном материале по теме: понимание особенностей полифонической музыки;                                                                           коррекция своего понимания темы «Полифония» в ходе урока, осознание особого жанра полифонии: фуги.                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Раздел:Фактура.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Тема:  Какой бывает музыкальная фактура.

Цели и задачи урока: -дать представление о выразительных возможностях муз. фактуры.                                                                            - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  культуре  

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

  Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия                                                                                                                                                                                                              Содержание учебного материала.

Музыка:

Нотные примеры музыкальных произведений с разной фактурой; Ф.Шуберт, «В путь»; Н.Римский-Корсаков, «Первая песня Леля»; С.Рахманинов, «Сирень»                                                                                                                                                                                        

Видеоматериал:

Изобразительные иллюстрации к теме «Фактура»; портрет С.Рахманинова; «Сирень цветет» А.Катышева;  

Литература:

Н.Гумилев, «Опять кипит она, бледна…»  

Организационный  момент. Подготовка к пониманию термина«фактура»:

 рассмотрение  изобразительных иллюстраций («плотность» рисунка ).

Основная часть:

 - Термин «фактура»  как характеристика плотности и структуры предмета применяется и для характеристики звучания  музыкального произведения.

Определение темы урока.

 - Какой бывает в музыке фактура?

Слушание различных фрагментов - примеров муз. фактуры, сравнение звучания:

1.Повторное слушание «В путь» Ф.Шуберта,

(анализ фактурного изложения: мелодия  и ее сопровождение);

2.вступление к «Песне Леля»: пастуший рожок, создающей атмосферу сказки.

Обобщение: понятие фактурного разнообразия.

 -Рассмотрим картину «Сирень цветет» А.Катышева: образ и настроение?

Представьте, что вы сочиняете романс «Сирень». Какой будет музыка? Фактура романса?

Слушание романса. Характеристика музыкального образа через анализ средств муз.выразительности и фактурное изложение.

УУД, формируемые на уроке.

    Познавательные:

-оценка иллюстративной информации по теме  «Фактура»,

-антиципация содержания темы урока на основании понимания термина «фактура» применительно к наглядному материалу;

-моделирование признаков разной музыкальной фактуры;

-логический поиск и выделение общего в характеристике разных фактурных признаков.

    Коммуникативные:

-готовность   вести диалог по обсуждению фактурных особенностей романса С.Рахманинова «Сирень»;                                                                  -адекватная аргументации   своей точки зрения при расхождении мнений по характеру звучания музыки;

-эмпатия к романсовой музыке;

-позитивная самооценка восприятия музыки Р.-Корсакова из оперы «Снегурочка».

   Личностные :

-этические  чувства при построении высказываний,                                                                                                   -эстетические потребности в слушании музыки Рахманинова .

-проявление чувства удовольствия от слушания музыки и пения;

-самоопределение своего Я как гражданина страны, в которой жили и создавали прекрасную музыку великие композиторы Рахманинов и Р.-Корсаков.

   Регулятивные:

-целеполагание и ориентация в учебном материале в изложении учителя, в единстве художественного и музыкального воплощения;

-планирование подготовки домашнего задания;

-прогнозирование успешности результатов собственной деятельности в процессе изучения темы «Фактура».

Тема:  Пространство фактуры.

Цели и задачи урока: -расширить представление о выразительных возможностях музыкальной фактуры.                                                               - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к музыкальной  культуре  

-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.  -расширить представление о выразительных возможностях музыкальной фактуры

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия

Содержание учебного материала.

Музыка:

С.Рахманинов, «Весенние воды»; Ж.Бизе, «Утро в горах»; фрагменты: К.Сен-Санс, «Лебедь»;        

Р.Штраус, «Вальс».                                                                                                                                                                                        

Видеоматериал:

 иллюстрации к теме «Фактура»; портрет С.Рахманинова; А.Саврасов, «Вид в Швейцарских Альпах».  

Литература:

Ф.Тютчев, «Любовь земли…»  .

Организационный  момент. Проверка  понимания термина

«фактура»:

 Рассмотрение  иллюстраций «Лебедь» (Г.Уланова), «Танец»: одинаковое ли звучание картин? Почему?                                                 Вспомним, как звучит одноименная музыка. (Слушание фрагментов). Что можно сказать о фактуре этих произведений?

Основная часть урока Осознавание темы урока..

Понятие: «пространство фактуры» как совокупности подачи музыкального материала.

Слушание стихов Ф.Тютчева (стр.108): образ весны?

Слушание романса  «Весенние воды».

  Анализ характера звучания, соответствия образу стиха. «Бурлящая» радость музыки и в голосе, и в сопровождении.

  Проверка домашнего задания: сообщения о композиторе.

Рассматривание картины А.Саврасова: Как звучит картина?

  Слушание «Утро в горах» Ж.Бизе и сравнение с картиной. Изменение фактурной плотности в зависимости с образом.

 Закрепление понятий:игра «Продолжи»: учитель начинает фразу, ученик – заканчивает

-С.Рахманинов написал …

-Фактура помогает…

-Одноголосная фактура…

Домашнее задание:стр.108-112.

Сообщение о Н.А.Римском – Корсакове

УУД, формируемые на уроке.

   Познавательные:

-оценка информации, представленная в зрительных образах, стихах, музыке;

-антиципация содержания темы урока;

-моделирование  характерных признаков пространства фактуры;

-осознанно-смысловое усвоение информации о фактуре;

-поиск и выделение общего в характеристике образа весны  в стихах, музыке, живописи;

-узнавание и построение правильного ответа в игре «Продолжи».

   Коммуникативные:

-готовность дружески вести диалог при обсуждении темы урока и нахождении правильного ответа на вопросы учителя;                аргументация своей точки зрения с уважением другой

-эмпатия к музыке Ж.Бизе и С.Рахманинова

   Личностные:

-этические  чувства и эстетические потребности в слушании музыки Ж.Бизе и С.Рахманинова

-осознание своего отношения к природе во время слушания романса «Сирень»;

-получение эстетического удовольствия от музыки.

   Регулятивные:

-целеполагание и

-ориентация в учебном материале урока; саморегуляция в учебной деят-ти на уроке.

Раздел: Тембры.                                                                                                                                           Тема: Тембры – музыкальные краски.

Цели и задачи урока:  -дать представление о выразительных возможностях тембров.                                                                                                  - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  культ

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие м

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

-дать представление о выразительных возможностях тембров

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, игровой.

Содержание учебного материала.

Музыка:

Н.Римский – Корсаков, фрагменты: «Шехеразада», «Полет шмеля»; С.Рахманинов, «Вокализ»; И.С.Бах, «Шутка».

Видеоматериал:

 Иллюстрации: балет «Шехеразада». Портрет Н.Римского – Корсакова. .

Организационный момент.

На доске: «Что такое тембры?».                                                                      -Чтобы ответить на вопрос, послушайте два примера исполнения знакомой нам «Шутки» И.С.Баха

фрагменты:

1.скрипка,оркестр; 2.электрогитара).

Какие инструменты вы услышали? Как определили?

-Вы легко узнали  муз. инструменты «по голосу». Тембр – это и есть та особенность голоса инструмента, по которой мы безошибочно отличаем его от других.

-А как тембры влияют на музыку, мы постараемся узнать сегодня. (Тема).

Слушание «Вокализа»:

1.певческий голос (фраг.)

2.виолончель (фрагмент)

Беседа: кто исполнял? Как звучали голоса?

-Виолончель тоже пела!

(Голосование: в чьем исполнении послушаем все произведение?)

 Слушание и осмысление образа: о чем поет…?

Помните «Полет шмеля» Н.Римского – Корсакова? Его сердитое жужжание тоже исполняла скрипка. (фрагмент).                                        Сейчас прозвучит еще одно знакомое нам произведение композитора: фрагмент из балета «Шехеразада».

Вспомните, что это за тема.                                                                                  

 (Характеристика мелодии, звучания скрипки). Иллюстрация сцены балета.

Подведение итогов урока:                                                                          Игра «Собери лото» : собирание группами карточек с нужной информацией по теме ( на карточках фрагменты предложений. Нужно составить целое. Пример: С.В.Рахманинов / русский композитор/ автор романса «Сирень/ испытывал сильную тоску по Родине/ живя за рубежом/ очень любил русскую природу/.

(кто быстрее?)

УУД, формируемые на уроке

   Познавательные:

-оценка предоставленной разными средствами информации по теме,

-антиципация темы урока;

-моделирование признаков тембровой окраски;

-наблюдение за выразительными особенностями разно-тембрового исполнения одного произведения («Шутка»);

-осмысление и решение проблемы выбора понравившегося исполнения

   Коммуникативные:

-готовность вести диалог с учителем и одноклассниками;                                                                   -адекватная аргументация  своей точки зрения;

-эмпатия к «Вокализу»;

-содружество в проведении игры «Собери лото».

   Личностные:

-этические  чувства эстетические потребности в слушании классической музыки;

-осознание своего Я, любви к Родине при восприятии музыки С.Рахманинова .              

   Регулятивные:                                                                                       целеполагание в работе по осмыслению  музыкального образа «Вокализа»

-планирование и осуществление совместной игровой деятельности;

-контроль за правильностью понимания темы урока.

Тема: Соло-тутти.

Цели и задачи урока: - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  культуре  

-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки                              

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру               -расширить представление о выразительных возможностях тембров

Содержание учебного материала.

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, игровой

Музыка:

Н.Римский – Корсаков, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»                                                                                                          

Пение: «Камертон», песни по желанию.

Видеоматериал:

 Портрет  Н.Римского – Корсакова, иллюстрации к опере.  .

Организационный  момент.

Проверка домашнего задания: тембры - краски.

- Что такое «соло» знают все. А что такое «тутти»? Попробуем выяснить

-Вспомним песню «Камертон». Кто запоет соло? (пение по желанию). Споем еще раз, но теперь соединим тембры голосов нескольких  певцов.

(исполнение). Сейчас песню пел…(ансамбль).

-А теперь соединим в исполнении голоса всего класса. (Хор в унисон). Вот мы и исполнили песню тутти! Кто понял, как должен играть тутти оркестр?

Формулировка термина «тутти».

Беседа о разных красках оркестра.

Слушание : «Три чуда».

Поэтапное анализирование характера звучания каждого образа

Связь содержания и окраски звучания инструментов. (Иллюстрации к опере).

Подведение итогов. 

Игра «Снежный ком»: сведения о композиторе.

Узнавание голосов инструментов (слуховой блиц-опрос по группам).

УУД, формируемые на уроке

   Познавательные:

-оценка информации,  подаваемой учителем в практическом эксперименте с песней;

-антиципация темы;

-моделирование  признаков терминов соло и тутти;

-логическое объяснение терминологии;

-понимание интонациооной основы образов музыки Р.-Корсакова

   Коммуникативные:

-готовность вести диалог с учителем по теме урока;                                        -аргументация своей точки зрения на понимание музыки Р.-Корсакова;

-эмпатия к оперному творчеству Римского-Корсакова;

-умение адекватно реагировать на ошибки в восприятии музыки.

   Личностные:

-эстетические  чувства и потребность в продолжении знакомства с музыкой Римского-Корсакова

-проявление активности во взаимодействии с учителем в понимании темы «Соло – тутти»

   Регулятивные:

-целеполагание и ориентация в учебном материале оперы Римского - Корсакова;                                                                                                                  -прогнозирование результатов своего понимания частей музыки «Три чуда».

                                                                                                                                                                                         Раздел: Динамика.                                                                                                                                                               Тема: Громкость и тишина в музыке.

Цели и задачи урока: -дать представление о выразительных возможностях динамики.                                                                                   - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  культуре  

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие муз

-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, творческий метод                          

Содержание учебного материала.

Музыка:  «Рассвет на Москва-реке», М.Мусоргский (фрагмент); симфония №6, «Гроза.Буря», Л.Бетховен. Песня «Рассвет-чародей» В. Шаинского                                                                                                  

Видеоматериал:

Иллюстрации:  Портреты Мусоргского, Бетховена; «Вид на плотину»,Сорока; «Гроза», Е.Буянова

Литература:  «Гроза», М.Лермонтов.

Организационный  момент.

Беседа: Как нужно петь колыбельную?

-А как должен звучать военный марш? Почему колыбельная не может быть громкой, если только она не юмористическая?

Вывод: выбор динамики исполнения зависит  от содержания  музыки. Вот об этом мы и будем сегодня говорить. (Тема)

Основная часть.

-Вспомним произведение М.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

Проследите: как меняется динамика в музыке.

Слушание фрагмента.

Беседа по содержанию и динамическому характеру исполнения.

-Сравните музыку с картиной Сороки.

В чем сходство? Отличие? (Звучание музыки динамично, подвижно, Картина – одной «громкости»).

Разучивание песни «Рассвет-чародей».

Работа над динамическими оттенками пения.

 Чтение стихов М.Лермонтова «Гроза». Беседа о звучании стиха. Мысленное рисование музыки к стихам.

Портрет Бетховена: каким его изобразил художник?

Слушание «Грозы» Л.Бетховена.

Сравнение музыки с картиной Е.Буяновой «Гроза».

(Динамика музыки подвижна, картина «застыла» на форте).

Подведение итогов

Рассмотрите  иллюстрации учебника. По одной из картин составьте мини- сценарий одноименной музыкальной пьесы.

УУД, формируемые на уроке:

   Познавательные:

-оценка информации в стихах, картине, музыке и нахождение в ней сходства ;

-антиципация темы урока на основании предлагаемой в различных образах информации;

-моделирование признаков динамики;

-логическая аргументация собственного мнения по определению динамических оттенков;

-узнавание и называние динамики по слуховым характеристикам.

   Коммуникативные:

-готовность  вести диалог при обсуждении связи образа музыки и динамики грозы;

- аргументация  своего эмоционального восприятия музыки Бетховена;

-эмпатия к музыке Л.Бетховена и  Мусоргского

   Регулятивные:

-целеполагание работы над пониманием динамических характеристик как способа своего личностного музыкального развития;

-саморегуляция при выполнении творческого задания;

-коррекция отношения к восприятию музыки Бетховена в процессе анализа;

-ориентация в учебном материале и прогнозирование результатов своего восприятия художественного, музыкального и смыслового раскрытия темы «Динамика».

   Личностные:

- эстетические потребности в слушании музыки Бетховена и Мусоргского;

-осознание красоты русской и зарубежной музыки, передающей образы природы.

Тема: Тонкая палитра оттенков.

Цели и задачи урока: -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.                                                                               -расширить представление о выразительных возможностях динамики.                                                                                            - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  культу

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки.

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, игровой

                                     

Содержание учебного материала.

Музыка:

«Лунный свет», Дебюсси; «Пение птиц», О.Мессиан. Песня «Рассвет-чародей» В. Шаинского .                                                                                                  

                                                                                           

Видеоматериал:

Иллюстрации:  Портреты Дебюсси, Мессиана. Лунный свет в изо.

Литература:  «Явление», Малларме;

.

Организационный  момент

Проверка домашнего задания, ответы на вопрос учебника: где, помимо музыки проявляет себя динамика?

Основная часть:

Беседа: И.Айвазовский и его картины, звучащие от тишины до рева моря. (1.- тихая, 2.-громкая, а какая – третья?)

Знакомство с таблицей динамических оттенков.

Термин «нюансы».

Послушаем пьесу Дебюсси «Лунный свет». (Чтение отрывка из стиха Малларме).

Задание: увидеть музыку.

Беседа по «увиденному»:

 - Мог ли Дебюсси одной динамикой «нарисовать» свое произведение? Почему?

 Исполнение песни «Рассвет-чародей», работа над динамической выразительностью.

 Беседа:- Как зарождается утро? Опишите динамику рассвета.

Слушаем «Пробуждение птиц» О.Мессиана, сравниваем свое видение звучания утра и произведение композитора.

Беседа об услышанном  определение палитры динамических оттенков.

Подведение итогов:

Обобщение: зачем нужны оттенки динамики? («Снежный ком»: термины динамики)

УУД, формируемые на уроке:

   Познавательные:

-оценка различно представленной информации  по теме

информации  по теме «Тонкая палитра оттенков»;

-антиципация темы;

-моделирование  признаков различных оттенков звучания.

-осознанно-смысловое усвоение информации и применение ее при восприятии пьес Дебюсси и Мессиана.

   Коммуникативные:

-готовность  вести диалог при обсуждении оттенков звучания музыки;

-адекватная аргументация своей точки зрения;

   Личностные :

-этические  чувства и эстетические потребности продолжения знакомства с музыкой Дебюсси и Мессиана;

-осознавание многообразия м многоплановости музыкальной палитры мировой классики.            

   Регулятивные:                                                                                                                                                                         -целеполагание и ориентация в предложенном учебном материале;  

-коррекция восприятия музыки О.Мессиана и Дебюсси в процессе обсуждения;

-самоконтроль за выполнением заданий учителя.

Раздел:Чудесная тайна музыки.                                                                                                           Тема: По законам красоты.

Цели и задачи урока: углубить представление о программной симфонической музыке.                                                                                              - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  куль

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки                                

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру                -углубить представление о программной симфонической музыке

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия

Содержание учебного материала.

Музыка:

«Лебедь», К.Сен-Санс; «Адажио», Т.Альбиони. Песня «Рассвет-чародей» В. Шаинского .                                                                                                  

                                                                                           

Видеоматериал:

Галина Уланова, «Лебедь»

Иллюстрации:  учебник, стр.144; изображение лебедя в картинах (Р.Батерман, Врубель, dyuha)

Литература:  «Русалочка», «Соловей», «Гадкий утенок», Г.Х.Андерсен;

.

Организационный  момент.

Активизация внимания.

«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки», А. Оннегер.

Что это за чудесное в музыкальном искусстве?

Какие в нем таятся чудеса? (Беседа).

Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы в самой музыке.

Основная часть:

«Чудесное»  - от слова «чудо». Где же искать смысл чудесного, как не в сказках!

Беседа о смысле сказки «Русалочка»: 300 лет – за счастье обладать душой.

-А что такое: душа?

(беседа).

Беседа: Лебедь – в поэтических представлениях людей.

(Примеры живописи по теме, обсуждение их образов).

Слушание «Лебедя» Сен-Санса (видео с Г.Улановой).

Беседа об образе.

 - Но в музыке есть не только видимое содержание: есть то, что мы чувствуем, есть душа.

Трудно найти ВСЕ подходящие слова для передачи оттенков чувств этой музыки.

Вспомним другую сказку Андесена: «Гадкий утенок».

В каком месте сказки могла бы звучать музыка Сен-Санса?

(обсуждение ответов).

Чувства, передаваемые музыкой, проникают в нас, трогают наши души. Не в этом ли ее чудесность?

 

Вспомним, что Соловей спас Императора от смерти своей песней (Смерть заслушалась – и отступила).  А ведь Соловей пел так великолепно  потому, что был благодарен Императору за слезы восторга, выступившие на его глазах при слушании пения!

 Давайте послушаем прекрасную музыку. («Адажио», видеоряд: произведения живописи Эпохи Возрождения).

Подведение итогов:

Скажите одним словом: о чем музыка Альбиони?

УУД, формируемые на уроке

Познавательные:                                                                                                              -оценка информации, полученной разными способами (слово учителя, музыка, живопись);

-антиципация темы урока и деятельности на нем;

-моделирование  «признаков красоты»;

-интонационный анализ музыкального содержания «Адажио».

Коммуникативные:

-готовность  вести диалог с учителем и товарищами при обсуждении смыслового содержания понятия «красота в музыке»; аргументация                          своей точки зрения

Личностные :

- эстетические потребности слушания музыки Сен-Санса и Альбиони.

- смыслообразование понятия «по законам красоты»;

-осознавание своего Я через  эмоционально- образное понимание мировой музыки.  

Регулятивные:                                                                                                             -целеполагание организации   собственной деятельност

 -контроль за приобретением  навыков сравнительного анализа музыкального произведения;

-Коррекция понимания содержания музыки в процессе обсуждения;

-Саморегуляция участия  в слушании музыки и пении.

           Раздел:Чудесная тайна музыки.                                                                                                            Тема: Подводим итоги.

Цели и задачи урока: -закрепить представления о музыке, полученные во втором полугодии.                                                                                                   - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз.  куль

 -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музы

 -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.

Методы работы на уроке:

Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный

Содержание учебного материала.

Музыка:

Музыка и песни по выбору учащихся. Музыкальный подарок от учителя: «Весна» А.Вивальди                                                                                                                                                                                      

Видеоматериал: весенние картины природы

Литература:  стихотворение Фернандо Песоа «Умирают деревья…»

Форма: кейс.

Организация внимания.

Объявление темы урока.

Распределение класса по группам по желанию: 5 групп.

Объяснение  условий работы.

Описание кейса:

Один ученый решил уничтожить из памяти человечества всю музыку, кроме той, без которой люди не могут жить. Составьте список таких произведений, которые, на ваш взгляд, должны быть сохранены от уничтожения. И объясните, почему вы так считаете.

 Выступления спикеров от групп. Выбор одного произведения, которое хочется послушать на этом уроке (фрагмент)

 Слушание фрагмента.

Музыкальный подарок от учителя («добавление к спискам»): слушание

«Весны» Вивальди

Подведение итогов.

Чтение стиха Ф.Песоа. О чем оно?

Хорошо, что нет таких «ученых», убивающих музыку, которая им не нравится.  Только мы, слушатели, делаем музыку живой или мертвой. А она, благодарная за нашу к ней любовь, делает нас лучше, умнее, талантливее, счастливее.

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные:                                                                                                          -контроль за уровнем успешности усвоения тем предемета «Искусство.Музыка»

Познавательные:                                                                                                        -оценка информации, полученной разными способами (слово учителя, музыка, живопись) в процессе изучения тем.

-обобщение по общим признакам музыки, изучаемой в разделах .

-умение высказывать свое мнение и сравнивать его с товарищами.

Коммуникативные:

-готовность  вести диалог с учителем и товарищами при обсуждении смыслового содержания понятия «красота в музыке»; аргументация                          своей точки зрения.

Личностные :

- эстетические потребности слушания классической  музыки;

-осознание своего Я через  эмоционально- образное понимание мировой музыкальной культуры

Ссылки на источники

1. «Концептуальные основы развития универсальных учебных действий для основного общего образования». Александр Кондаков «Особенности нового стандарта образования» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании».

2. «Универсальные учебные действия» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» с.2

3.Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования с.16

4.Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования с.16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Универсальные учебные действия на уроках музыки 6 класс по программе « Искусство.Музыка » В.В.Алеева , Т.И.Кичак

Слайд 2

« Ключом ко всякой науке является вопросительный з нак» Оноре де Бальзак

Слайд 3

Тема: ГАРМОНИЯ

Слайд 4

Два начала гармонии

Слайд 5

Два начала гармонии

Слайд 6

Выразительные возможности гармонии

Слайд 7

Красочность гармонии

Слайд 8

Мир образов полифонической музыки

Слайд 9

Мир образов полифонической музыки

Слайд 10

Философия фуги

Слайд 11

философия фуги

Слайд 12

фактура

Слайд 13

фактура

Слайд 14

Пространство фактуры

Слайд 15

Тембры-музыкальные краски

Слайд 16

Соло - тутти

Слайд 17

Д инамика

Слайд 18

Тонкая палитра оттенков

Слайд 19

По законам красоты

Слайд 20

Подводя итоги… Айвазовский, автопортрет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

США В 1865 – 1914 ГГ. Урок в 8 классе общеобразовательной школы

США в 1865 -1914 гг. Урок в 8 классе по учебнику Ведюшкина. Цели: ознакомить учащихся с основными тенденциями развития США в указанный период, развивать умения работать с учебником,  ...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...

Методическая разработка: "Задания по теории музыки для 6 и 7 классов общеобразовательной школы. Олимпиада по музыке 2016"

Олимпиада по теории музыки 2015-2016 учебного года была направлена на углубленное изучение жизни и творчества трёх композиторов-юбиляров.Учащимся были предложены задания , связанные с музыкой В.А.Моца...

Организация и методическое сопровождение преподавания английского языка в 9 классе общеобразовательной школе

Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) 9 КЛАСС (очная форма обучения)...

Педагогическая статья «Методы и приемы развития художественно-образного мышления обучающихся на уроках музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы»

В статье раскрывается проблема развития художественно-образного мышления обучающихся 5-8 классов в процессе уроков музыки в общеобразовательной школе. В качестве условия развития художественно-образно...

Методическая разработка. Технологическая карта урока музыки 6 класс "Старинной песни мир"

технологическая карта урока музыки , с описанием этапов работы, вида деятельности учащихся и учителя...