Открытый урок «Можно ли превратить в романс любое стихотворение?»
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Промыслова Марина Ивановна

Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления, как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.

В начале 2 четверти дети умеют определять характер музыки, ее настроение; отличать народную и композиторскую музыку; знают жанровые особенности русских народных песен. Умеют отличать на слух произведения композиторов – ярких представителей национальных школ – Глинка, Чайковский, Григ, Лист и другие

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon otkrytyy_urok_no2.pdf480.38 КБ
Office presentation icon Презентация к открытому уроку1.45 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Может ли любое стихотворение стать романсом?

Слайд 2

Романс - это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсах особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе.

Слайд 3

№ 10. № 1. Отличается простотой № 2. Развитый, утонченный жанр № 3. Связь с народным творчеством не очевидна № 4.Связь с народным творчеством выступает явно № 5.Характер мелодии обобщенный № 6. Характер мелодии индивидуальный, личный № 7. Используется куплетная форма № 8. Часто встречается трехчастная форма № 9.Инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна № 10. Может использоваться без аккомпанемента № 11. Может использоваться хором или ансамблем Выберите из списка характерные черты романса и перенесите их в правую часть таблицы (кликнув на выбранный элемент в левой части таблицы)

Слайд 4

Какое из этих стихотворений, на ваш взгляд, подойдет для создания романса? Пришел к нам в село музыкант старичок. В руках музыканта волшебный смычок. Ударил по струнам - сбежался народ, танцует, играет, смеется, поет. Зима пройдет, и весна промелькнет. Увянут все цветы, снегом их занесет. И ты ко мне вернешься, мне сердце говорит. Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

Слайд 5

Какими критериями должно обладать стихотворение, чтобы на это стихотворение можно было сочинить романс? Небольшого размера (или фрагмент с законченной мыслью); Выражать чувства, отношения к жизни, к природе . Поэтический текст должен быть певучим.

Слайд 6

«БЛАГОСЛОВЛЯЮ, ВАС, ЛЕСА… ( из поэмы «Иоанн Дамаскин» А.Толстого) БЛАГОСЛОВЛЯЮ, ВАС, ЛЕСА, ДОЛИНЫ, НИВЫ, ГОРЫ, ВОДЫ, БЛАГОСЛОВЛЯЮ Я СВОБОДУ И ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА! И ПОСОХ МОЙ БЛАГОСЛОВЛЯЮ, И ЭТУ БЕДНУЮ СУМУ, И СТЕПЬ ОТ КРАЮ И ДО КРАЮ, И СОЛНЦА СВЕТ И НОЧИ ТЬМУ, И ОДИНОКУЮ ТРОПИНКУ, - ПО КОЕЙ, НИЩИЙ, Я ИДУ, И В ПОЛЕ КАЖДУЮ БЫЛИНКУ, И В НЕБЕ КАЖДУЮ ЗВЕЗДУ! О, ЕСЛИ Б МОГ ВСЮ ЖИЗНЬ СМЕШАТЬ Я, ВСЮ ДУШУ ВМЕСТЕ С ВАМИ СЛИТЬ! О, ЕСЛИ Б МОГ В МОИ ОБЪЯТЬЯ Я ВАС, ВРАГИ, ДРУЗЬЯ И БРАТЬЯ, И ВСЮ ПРИРОДУ ЗАКЛЮЧИТЬ!

Слайд 7

Выберите 1 – 2 подходящих слова для этого стихотворения: ТОРЖЕСТВЕННО ВЕЛИЧАВО ПОМПЕЗНО ШУМНО ПОЭТИЧНО ПРАЗДНИЧНО

Слайд 8

РАБОТА НАД ПАРТИТУРОЙ торжественно, величаво, величественно СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГОЛОС ИНСТРУМЕНТ МЕЛОДИЯ ТЕМП ТЕМБР ДИНАМИКА РЕГИСТР РИТМ ЛАД

Слайд 9

Иван Иванович Шишкин

Слайд 10

Архип Иванович Куинджи

Слайд 11

Исаак Ильич Левитан

Слайд 12

Константин Паустовский в своем рассказе «Скрипучие половицы» описывает правдивую историю, которая произошла с П.И.Чайковским. «Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, как вол, и вдохновение рождалось в работе. Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты».

Слайд 13

П.И.Чайковский, А.Толстой «Благословляю, вас, леса…».

Слайд 14

РАБОТА НАД ПАРТИТУРОЙ торжественно, величаво, величественно СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГОЛОС ИНСТРУМЕНТ МЕЛОДИЯ ПЛАВНАЯ ФОРТЕПИАНО ТЕМП MODERATO ТЕМБР БАС ДИНАМИКА F P РЕГИСТР ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ РИТМ СПОКОЙНЫЙ ЛАД М А Ж О Р

Слайд 15

Вывод: в романсе важен: литературный текст; средства музыкальной выразительности; личные переживания композитора.

Слайд 16

Может ли любое стихотворение стать романсом?

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

открытый урок "Романса трепетные звуки"

Урок  музыки в 6 классе, по программе  Критской....

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

открытый урок по учебнику 5 класса радужный английский тема : " Что мы любим и не любим делать"

урок был проведен для учителей впервые работающих по учебнмку ФГОС Радужный Английский...

Открытый урок по литературе в 7 классе «Любить человека» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Открытый урок по литературе в 7 классе   «Любить человека» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»...