Методическая разработка Итоговая аттестация по музыкальной дисциплине "СОЛЬФЕДЖИО"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Буданова Ольга Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для проведения итоговой или промежуточной аттестации по дисциплине Сольфеджио, расчитана на базовый уровень освоения программы со сроком обучения 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_po_solfo.docx20.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЛЬФЕДЖИО

ЛАД – это система высотных связей музыкальных звуков, определяемая их отношением к главному опорному звуку ТОНИКЕ.

ГАММА – звукоряд лада.

ТОНАЛЬНОСТЬ – конкретная высота звуков лада, обусловленная положением тоники.

МЕТР – последовательное чередование сильных и слабых долей (пульсаций) в ритмическом движении.

РАЗМЕР такта –метрическое строение. Простые размеры: 2/4,3/4,3/8. Сложные размеры:4/4,6/8.

РИТМ – последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности. Пунктирный ритм и ритм четверть с точкой и восьмая – объяснить особенности.

СИНКОПА – смещение на слабую долю такта метрического акцента.

ТРИОЛЬ – трехдольная ритмическая фигура в двухдольном такте или деление доли на три равные длительности.

МЕЛОДИЯ – от греч. пение, песнь – художественно осмысленное последовательное сочетание музыкальных звуков, воплощающее главные черты музыкального образа.

ГАРМОНИЯ – закономерное объединение тонов и созвучий и связь созвучий в их последовательном движении.

МОДУЛЯЦИЯ – смена тональностей в одном произведении, т.е. перенесение функций тоники с одного звука или аккорда на другой. М. может быть подготовленной или неожиданной.

АЛЬТЕРАЦИЯ – повышение или понижение звуков лада на полтона. (Ладовая альтерация -приводящая к обострению внутриладовых тяготений или Модулирующая альтерация – приводящая к образованию вводных тонов в другие тональности). Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

АККОРД – созвучие из нескольких звуков, расположенных по терциям. Трезвучие – З звука, Септаккорд – 4 звука.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЛЬФЕДЖИО.

В тональностях: Фа – мажор, ре-минор, Си бемоль – мажор, соль-минор, Ми бемоль – мажор, до-минор, Ля бемоль  – мажор, фа-минор, Соль – мажор, ми-минор, Ре – мажор, си-минор, Ля – мажор, фа диез-минор, Ми – мажор, до диез-минор

1.Знать знаки при ключе, строить и петь мажор и три вида минора (натуральный, гармонический, мелодический). В них: устойчивые, неустойчивые, вводные ступени.

2.Строить и петь  Главные трезвучия с обращениями и разрешениями:

Т35, Т6, S3, S6, S64, Д3, Д6, Д64, Д7

 

 

БИЛЕТ № 1

  1. Тональность Соль - мажор: построить тональность с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 327 .
  3. Дать определение понятию ЛАД.

БИЛЕТ № 2

  1.  Тональность ми - минор: построить тональность трех видов с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 239 .
  3. Дать определение понятию ТОНАЛЬНОСТЬ.

БИЛЕТ № 3

  1. Тональность Ре - мажор: построить тональность с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 249.
  3. Дать определение понятию РАЗМЕР ТАКТА.

БИЛЕТ №4

  1. Тональность си - минор: построить тональность трех видов с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 259.
  3. Дать определение понятию РИТМ.  

БИЛЕТ № 5

  1. Тональность Ля - мажор: построить тональность с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию №  291.
  3. Дать определение понятию АККОРД.

БИЛЕТ №6

  1. Тональность фа диез - минор: построить тональность трех видов с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию №   412.
  3. Дать определение понятию АЛЬТЕРАЦИЯ.

БИЛЕТ № 7

  1. Тональность Фа - мажор: построить тональность с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 241 .
  3. Дать определение понятию МЕТР.

БИЛЕТ № 8

  1. Тональность ре - минор: построить тональность трех видов с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 330 .
  3. Дать определение понятию МОДУЛЯЦИЯ.

БИЛЕТ № 9

  1. Тональность Си бемоль - мажор: построить тональность с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 344.
  3. Дать определение понятию СИНКОПА.

БИЛЕТ № 10

  1. Тональность соль - минор: построить тональность трех видов с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 267 .
  3. Дать определение понятию МЕЛОДИЯ.

БИЛЕТ № 11

  1. Тональность Ми бемоль - мажор: построить тональность с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 306 .
  3. Дать определение понятию ГАРМОНИЯ.

БИЛЕТ № 12

  1. Тональность до - минор: построить тональность трех видов с обозначением устойчивых и неустойчивых ступеней и спеть, в этой же тональности  построить и спеть главные трезвучия с обращениями.
  2. Петь и дирижировать мелодию № 311 .
  3. Дать определение понятию ТРИОЛЬ.

         В билетах приводятся музыкальные примеры для пения и дирижирования из Сборника Сольфеджио часть I одноголосие составители Б.В. Калмыков, Г.А. Фридкин Издательство «Музыка» 1994г.

Методическая разработка

 

«Итоговая аттестация по музыкальной дисциплине «СОЛЬФЕДЖИО»

для дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

 со сроком освоения 5 лет.

Составитель:

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР «Алиса»

Буданова Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная литература"

Методическая разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" была участником городского конкурса  методических разработок учебных занятий с применением ИКТ в 2011 году. Данная разра...

Методическая разработка для аттестации школьников специальной медицинской группы и освобождённых от занятий по плаванию.

Методическая разработка для аттестации школьников специальной медицинской группы и освобождённых от занятий по плаванию  учеников 5-6 классов....

Методическая разработка «Развитие дошкольников средствами музыкальных занятий на основе интеграции деятельности воспитателя ДОУ и музыкального руководителя».

Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно - деятельностный подход дае...

Методическая разработка "Промежуточная аттестация по химии 8-12 классы"

Данная методическая разработка включает задания для проведения промежуточной аттестации по химии, составленные в соответствии с государственной программой основной и средней общеобразовательной школы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методические рекомендации "Итоговая аттестация по учебной дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ" (дистанционная форма обучения)

Данные Методические рекомендации могут быть полезны учащимся колледжа, при подготовке к итоговой аттестации по учебной дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ....