Проектная работа на тему "Гимн школы"
проект по музыке на тему

Кучкова Татьяна Юрьевна

Патриотическое воспитание должно быть связано с увлекательными формами, направленными на развитие социальной активности, гражданской ответственности, воспитания чувства гордости за свою страну, за историю и культуру родного края, школы. Школа - это тоже маленькое государство. Мы любим свою школу и решили написать Гимн. Созданный Гимн производит благоприятное впечатление и может быть использован при проведении школьных праздников, линеек, собраний и т.д. Именно с таких первых шагов и начинается воспитание любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектная работа

на тему: Гимн школы

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Часть 1. Истоки гимнов……………………………………………….4

1.1.Первые национальные гимны…………………………………….4

1.2.Гимны России ХХ века……………………………………………9

Часть 2. Создание гимна школы……………………………………..11

2.1.Проектная деятельность как особая форма учебной работы…..11

2.2.Гимн школы……………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………14

Список использованных источников и литературы………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Начало ХХI века – время высоких технологий во всех сферах современного российского общества. Но, к сожалению, в нашей духовной жизни наблюдаются кризисные явления: падение нравственности, отсутствие взаимопонимания, национальная рознь, происходит обесценивание вечных ценностей, на которых держится мир. Эти процессы обусловлены разными социальными причинами, поэтому очень важно заложить в детях нравственные устои и патриотические настроения.  

 В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является развитие гражданского и патриотического воспитания. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Основные виды воспитывающей деятельности – познавательная, трудовая, художественная, общение, спорт, ценностно-ориентировочная, общественная (классификация Н.Е.Щурковой).

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые раскрываются в системе нравственных ценностей. Одно из направлений патриотического воспитания – воспитание гордости за Российское государство, формирование глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации    - Герба, Флага, Гимна. Пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, улице, школе и т.д. Свой гимн может быть и в школе. Это говорит о том, что тема проекта актуальна и значима.

Цель. Создать гимн школы.

Задачи.

1.Собрать и изучить информацию о гимнах.

2.Формировать чувство гордости за свою школу.

3.Формировать познавательные навыки, интерес к занятиям художественным творчеством.

Часть 1. ИСТОКИ  ГИМНОВ

1.1.Первые национальные гимны.

           Гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. В качестве поэтической и музыкальной формы гимн известен в Древней Греции. Считается, что самый ранний музыкальный гимн, дошедший до нас, представляет собой отрывок из трагедии «Орест» древнегреческого поэта Еврипида (V в. до н. э.).  Позднее гимн выступал в различных жанрах: пеана — гимн Аполлону, дифирамба — гимн Дионису и т. д. Гимнам предшествовали заклинания духов. В эпоху эллинизма (IV—I вв. до н. э.) гимны превратились в торжественные песнопения.

В XIV в. возникают многоголосые гимны. Они и сейчас исполняются под орган в католических храмах.

Одним из старейших национальных гимнов является английский «Боже, храни короля». Текст гимна имел первоначально лишь две строфы, позднее к нему добавили третью. Текст первой строфы в переводе на русский язык  звучит так:

 Боже, на долги дни Ты короля храни — Нам сохрани.
Пусть лишь победу и счастье он ведает.
Боже, на долги дни Короля храни.

Особое значение английского гимна в том, что с небольшими изменениями в тексте музыка его была принята в качестве гимна во многих государствах Европы: в течение XIX в. мелодия английского гимна использовалась в 23 странах, в том числе и в России до создания собственного «Боже, царя храни».

Вторым широко известным в Европе гимном была «Марсельеза». В начале ХХ в. она получила признание в России, а Временное правительство именно эту песню предполагало утвердить в качестве официального гимна.
Автором музыки и слов  является инженер-капитан королевской армии  Руже де Лиль.  В 1792 г. во время приема у мэра Страсбурга пришло сообщение об объявлении Францией войны против Австрии. В патриотическом порыве офицер, придя домой, ночью набросал слова и мелодию вполне военной по тематике песни, которую назвал «Боевая песня рейнской армии». Друзья офицера способствовали быстрому распространению патриотической песни, и через несколько дней ее публично исполнил военный оркестр. В истории не сохранилось сведений, какую роль эта песня сыграла в военных подвигах рейнской армии, но она имела громадное значение для развернувшегося революционного движения в самой Франции. В Париж она проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу с целью поддержать борьбу парижан с королем. Слова и музыка вызвали восторг, песне было дано название «Гимн марсельцев», или «Марсельеза».

Слова обладали какой-то магической силой, музыка же вызывала необыкновенный подъем духа, подобно русскому «ура-а!». Наполеон после одной из своих побед говорил: «Я выиграл сражение. Вместе со мною командовала «Марсельеза». Декретом от 14 июля 1795 г. «Марсельеза» была объявлена национальной песней, но только в 1879 г. ее утвердили как официальный гимн Французской Республики.

В XIX в. возник общеславянский гимн «Гей, славяне» и появился еще один межгосударственный гимн — международный пролетарский гимн «Интернационал». Автор слов гимна — Эжен Потье, член Парижской Коммуны, ее певец, поэт и великий гражданин Франции.  Французский рабочий из Лилля, композитор-самоучка Пьер Дежейтер,  положил стихи на музыку. В июне 1888 г. на празднике газетчиков в Лилле «Интернационал» был впервые спет хором рабочих под руководством самого автора.            

В «Повести временных лет» говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа: «... скажем вместе с Давидом: «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля; пойте Господу, благословляйте имя его».

Церковное пение Восточной и Западной церквей отличалось незначительно. Не случайно некоторые гимнические песнопения западных авторов исполнялись на Руси.

В XVI—XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Русском государстве появляется особая разновидность гимнов — торжественные канты.

Созданный неизвестным композитором ближе к концу правления российского императора, Преображенский марш стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах. Известно, что в екатерининское время в конце XVIII в. в походах Преображенский марш пелся на слова поэта С. Марина:

Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу, вспомним век ее каков!

А во второй половине XIX в. этот же марш исполняли на слова солдатской песни: «Славны были наши деды! Знают турки нас и шведы!».
К концу XIX в. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы  Преображенского полка стал главным маршем России. Преображенский полк был расформирован в самом конце 1917 г. Однако его гимн-марш продолжал свое существование в белом движении.

Музыка марша Преображенского полка звучала в России и в советское время, в частности, в исторических фильмах и радиопостановках. Сейчас его можно услышать в исполнении военных оркестров.

В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался «Гром победы».  Стихи написал яркий представитель русского классицизма, первый поэт России того времени Г.Р. Державин. Державин посвятил их победе России в войне с Турцией 1787—1791 гг., во время которой ярко проявился полководческий талант А.В. Суворова и героизм русских солдат, в частности, при взятии штурмом крепости Измаил:

Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся, Магомета ты потрёс!

Прекрасные панегирические стихи Державина положил на музыку О.А. Козловский. Так как музыка написана была в стиле полонеза, то марш использовался и как танцевальная мелодия в русских аристократических кругах.  Это был своего рода дворянский гимн. Но под грохот оружейных залпов и стук барабанов, звон тарелок и колоколов его исполняли на полях сражений песельники. Эта мелодия, «мужественно-героическая, торжественная, волнующая до слез», звучала в России в течение нескольких десятилетий, исполнялась и в войну 1812 г., но уже с другими словами: «Гром оружий, раздавайся!.. Раздавайся трубный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас!»

После подавления Россией восстания 1830—1831 гг. в Царстве Польском известный поэт В.А. Жуковский написал «Русскую песнь на взятие Варшавы», которая пелась на мотив «Грома победы»: «Раздавайся, гром победы!.. Пойте песню старины!. Бились храбро наши деды, бьются храбро их сыны. Мы под теми же орлами. Те же с нами знамена. Лях, бунтующий пред нами, помнит русских имена».

Одновременно с «дворянским» гимном Козловского появился русский «духовный» гимн. Его часто исполняют различные современные хоры, ибо мелодия Бортнянского, возвышенная, отличающаяся необыкновенной чистотой, не может не волновать всех, кто любит музыку, в какую бы эпоху они не жили. Знаменитый гимн Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» не оставил равнодушным и современников композитора. Стихи к нему создал известный поэт того времени  М.М. Херасков.
В течение XIX в. гимн Бортнянского «Коль славен»  исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера. Его играли также при некоторых военных церемониях.

Вообще же этот «русский духовный гимн», вместе с маршем Преображенского полка, всегда был «на слуху», вызваниваясь колоколами Спасской башни Московского Кремля. Так продолжалось более 60 лет — с 1856 по октябрь 1917 г.

Все вышеназванные прекрасные мелодии гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России.

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I. «В чести» была тогда в России мелодия английского гимна «Боже, храни короля».

В 1815 г. В.А. Жуковский написал стихотворение под названием «Молитва русских».  А.С. Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 1816 г. они были исполнены воспитанниками Лицея на музыку английского гимна. Таким образом, по случаю празднования годовщины Лицея перевод Жуковского получил оригинальное продолжение, написанное Пушкиным.

Таким образом, текст русского гимна, был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.

Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую». Надумал он создать  «народную песнь». Автором музыки царь выбрал А.Ф. Львова. Жуковский предоставил слова. Так появился шедевр Жуковского — Львова. Текст состоял всего из 6 строчек: «Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам; Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя храни!», благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно.

1.2. Гимны России XX в.

Отречение государя-императора от престола сделало бессмысленным прославление его особы «народной песней». Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Большой русский поэт В.Я. Брюсов в марте 1917 г. написал статью «О новом русском гимне». Он писал: «Нужна краткая песнь, которая силою звуков, магией искусства сразу объединила бы собравшихся в одном порыве, сразу настроила бы всех на один высокий лад»...  «дух народа»,  должен быть выражен по-другому в многонациональной России. По мнению Брюсова, гимн не может быть «великорусским». Он также не может почерпнуть пафос в православной религии из-за разнообразия конфессий в стране. Наконец, гимн не должен разделять население по классам, национальностям и т. д. — он должен звучать для всех, кто считает Россию своей Родиной. В стихах гимна, как полагал В.Я. Брюсов, должны быть отражены: военная слава, размеры страны, героическое прошлое и подвиги людей. Пафосность слов гимна должна соответствовать пафосности мелодии и содержать идеи: братства народов, населяющих Россию, их содержательный труд на общее благо, память о лучших людях родной истории, те благородные начинания, которые откроют путь России к истинному величию... «Кроме того, — писал поэт, — гимн должен быть созданием художественным. Внешняя форма — гимн должен быть песней...»

Высказывалось и множество других предложений относительно нового гимна. В частности — глинковское «Славься!»,  песня «Эй, ухнем!» . Композитор А.Т. Гречанинов создал  «Гимн свободной России» .
Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством.

Более приемлемой казалась «Марсельеза». Между тем на митингах и собраниях все чаще звучал гимн социалистов «Интернационал».

«Буржуазная Марсельеза» и «социалистический Интернационал» конкурировали в России до созыва в январе 1918 г. Учредительного собрания и его разгона. С этого времени как гимн пролетарского государства «Интернационал» существовал до 1943 г., став гимном Советского Союза.

В 1943 г. после роспуска III Интернационала «Интернационал» стал только партийным гимном — гимном партии большевиков, затем — КПСС.
Для гимна СССР была выбрана написанная в 1939 г. А.В. Александровым песня «Гимн партии большевиков». В ночь на 1 января 1944 г. прозвучал в первый раз по радио гимн Советского Союза со словами С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана. С 15 марта 1944 г. гимн начал исполняться повсеместно.
Советский Союз распался на суверенные государства, у которых появились свои музыкальные символы. У России, гимном стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки.

После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн — гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин.
Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома «на слух» и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно.

О С.В. Михалкове,  средства массовой информации сообщают довольно часто. Биография же А.В. Александрова известна широкому слушателю меньше. Композитор и дирижер, профессор Московской Консерватории, доктор искусствоведения, организатор и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. В 1943 году он получил звание генерал-майора, затем еще одну Сталинскую премию.

Автор музыки государственного гимна Татарстана – выдающийся композитор Рустем Яхин. За заслуги в развитии советского искусства награжден орденом «Знак почета. В феврале 2013годадепутаты Госсовета Республики Татарстан утвердили текст гимна республики. Это переработанное поэтом Рахимом стихотворение   Р,Байтимерова. Перевод Ф.Пираева.

Часть 2.СОЗДАНИЕ  ГИМНА  ШКОЛЫ

2.1.Проектная деятельность как особая форма учебной работы

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы. Основным результатом выполнения проекта является получение продукта, который по замыслу и исполнению может и должен быть представлен и передан другим людям. Реализация групповых проектов создаёт предпосылки для формирования и развития коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству.

Проект – путь от идеи до получения продукта. В образовании использование термина «проект» принадлежит Дж. Дьюи. «Я полагаю, что свой  фундамент новейшая философия образования обретает в идее о необходимости  установления тесной связи между текущим опытом и образованием». Проектирование   способствует развитию навыков разрешения проблем и принятия решений.

 Важная задача, решаемая средствами проектирования – соединение знания с умением его использовать. Проект направлен на внешние изменения. И только в случае, если он затрагивает личность самого действующего субъекта, он может быть квалифицирован как творчество. С учетом того, что не все учащиеся могут обладать необходимым уровнем развития специальных способностей в области искусства, проекты можно условно разделить на две основные группы:

 1.Проекты, которые носят искусствоведческий характер.

2.Проекты, связанные с исполнительской деятельностью (концертное исполнение музыки, художественная выставка).

В ряде случаев могут быть осуществлены так называемые универсальные проекты. В них органично сочетаются теория и практика, т.е. рассуждение, осведомленность об искусстве и сочинение вокального или инструментального произведения.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт – изменение самого ребенка, превращение его в автора, некоторого, пусть и весьма скромного, произведения.

При работе над проектом были сформированы четыре рабочие группы из детей разных классов. Мы их назвали: исследователи, поэты, композиторы, исполнители гимна. Гимн – это хвалебная песня торжественного характера, достаточно легко воспроизводима и запоминаема, удобна для исполнения.

 Исследователи нашли и изучили материал по теме, тем самым получив достаточно целостное представление о жанре гимна, поделились своими приобретенными знаниями с другими участниками проекта.

Поэты сочинили текст гимна. Для этого сначала нужно было познакомиться со множеством стихотворений о школе.

Композиторы создали музыку гимна. Перед этим были прослушаны  песни  профессиональных композиторов.

Исполнители разучили  созданное произведение для исполнения.

Требования к выполняемой работе: создаваемое произведение должно отвечать требованиям жанра.

Любая песня состоит из слов, которые поются на определенную мелодию, которая затем гармонизуется аккордами. Естественно, мелодия не может существовать без ритма. Любой из этих элементов может быть начальной точкой при создании песни.

Написание песни мы начали с текста. Этот способ хорош тем, что помогает изначально увидеть образ и характер будущей песни, так как стихи содержат уже некую идею и смысл, которые могут повлиять на выбор мелодии. Данным способом пользовались В.Высоцкий, Б.Окуджава и др.

Сочинять мелодию начали с гармонии, проигрывая аккорды в определенной тональности.

Аккорд – созвучие, состоящее из не менее трех звуков.

Ритм – организация звуков.

Гармония – последовательность аккордов.

2.2 Гимн школы

Гимн школы

1.В Татарстане есть страна, всем известная она,

Каждый в ней учиться рад - это школа- интернат.

Школа эта - светлый дом, сердце радуется в нем:

Ласку, радость и заботу все мы здесь всегда найдем.

2.Школа стала нам родная, стала матерью для нас,

Здесь живем мы словно в сказке, педагоги - просто класс!

В школе мастерские есть, интересных дел не счесть

И звонок веселый. Вот что значит школа!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Работа в рамках проекта помогла осознать важность патриотизма как национальной идеи российского народа. Без чувства любви к Отечеству невозможно построить сильную Россию.

При работе над проектом мы повысили уровень знаний об истории гимна, попробовали свои силы в сочинении стихов и музыки.

        Ведущим интегрирующим принципом проекта является погружение в художественный мир образов, воздействие которого направлено на развитие эмоционального отношения к идеям патриотизма и, как следствие – на воспитание искусством.

        В процессе работы над проектом происходит углубление и расширение знаний, исполнительских навыков, приобретается опыт коммуникативного общения, коллективных действий, т.е. приобретается опыт социализации, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создаётся ситуация успеха, что заставляет детей поверить в себя и свои возможности, раскрывает их творческий потенциал.

Выводы.

1.Патриотическое воспитание должно быть связано с увлекательными формами, направленными на развитие социальной активности, гражданской ответственности, воспитание чувства гордости за свою страну, за историю и  культуру родного края, школы.

      Созданный  гимн производит благоприятное впечатление и может быть использован при проведении праздников, линеек, собраний и т.д.

На этом работа над проектом не заканчивается. Проект показал необходимость дальнейшей работы в данном направлении: в школе будет объявлен конкурс на лучший гимн. Именно с таких первых шагов и начинается воспитание любви к Родине. Патриотизм должен стать основополагающей ценностью для юных граждан России.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.

2.О Государственном гимне Российской Федерации. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 25.12.2000 № 3-ФКЗ

3.Концепция государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015г.г.»

4.Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика-пресс, 2000.

5.Мусина В.Е.Патриотическое воспитание школьников:- Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ, 2013.-156с.

6.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

http://www.hymn.ru/soboleva-russian-national-symbols/

http://railwaytik.ikso.org/jel_det/cont/gimn.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «Как живём-поживаем мы в нашей школе».

ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ«Как живём-поживаем мы в нашей школе».ТИП ПРОЕКТА.Творческий. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА:Ознакомить коллег района с достижениями школы в области воспитания, предложив новые,...

Тезисы. Проектная работа в школе.

Смстема построения проектной деятельности в ГБОУ СОШ №114 в тезисах...

Проектная работа в школе

Проектная работа в школе: необходимость работы над проектом...

Проектная работа. Деловое письмо в школе.

Данный проект представляет интерес для учителей, работающих в 5-8 классах. В нем содержатся образцы деловых бумаг, оформление которых всегда вызывает затруднения у учащихся....

Проектная работа по теме "Школа"

В данной работе можно проследить этапы работы над проектом "Школа": повторение лексики по теме начиная с 5 по 9 класс, составление своего расписания уроков, образец рассказа о своих учителях и так дал...

Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС

Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...