ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСКУССТВО. МУЗЫКА
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Сироткина Мария Николаевна

Цель: через знакомство с музыкой Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, показать теснейшие связи профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСКУССТВО. МУЗЫКА

__________________________________________________________

учитель: Сироткина Мария Николаевна

Тема урока: ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: через знакомство с музыкой Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, показать теснейшие связи профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством.

Задачи урока:

  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям   жизни   и искусства на основе восприятия и анализа музыкального образа.
  • Развитие образного, ассоциативного мышления, творческого воображения
  • Формирование умений обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Планируемые результаты:

Предметные:

  • углубление представлений о народных истоках профессиональной музыки
  • развитие способности понимать характер музыки, размышлять о музыке и анализировать музыкальные произведения.
  • развитие ассоциативного мышления, в процессе устанавливания интонационно-образных связей музыки и литературы
  • развитие вокально-хоровых навыков

Метапредметные (УУД):

регулятивные

  • понимать смысл заданий, вносить в них свои коррективы;
  • воспринимать мнение сверстников о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;

познавательные

  • воспринимать и анализировать произведения, которые звучат на уроке;
  • умение сравнивать и сопоставлять;
  • расширять свои представления о музыке и музыкантах;

коммуникативные

  • выражать свое мнение о музыке;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

Личностные:

  • чувство уважения к русской народной и классической музыке, музыкальной культуре других народов мира
  • воспитание слушательской и исполнительской культуры
  • умение работать в группе

Технология урока: диалоговое взаимодействие

Формы организации деятельности:

- восприятие и анализ музыки;  

- выполнение проблемно-творческих заданий;

- работа с материалом учебника;

- вокально-хоровая деятельность;

Фронтальная беседа.

Межпредметные связи: музыка, литература

Ресурсное обеспечение: компьютер; проектор; экран; звукоусиливающая аппаратура (колонки); фортепиано; CD – 5 класс

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент (5 мин)
  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Распевание (РНП «Во поле береза стояла»)
  1. Готовность к уроку (дневник, тетрадь, пенал)
  2. Исполняют упр. на слоги, со словами
  1. Актуализация знаний (5 мин)
  1. Что такое песня?

  1. Назовите жанры РНП

  1. К какому жанру относится РНП «Во поле береза стояла?»
  2. (учебник, стр. 13) Зачем в памяти народа нужно хранить старинные песни и наигрыши? Почему РНП называют душой народа?
  1. Отвечают на вопрос учителя

(вокально-инструментальный жанр музыки)

  1. (колыбельная, игровая, солдатская, трудовая, хоровод и т.д.)
  2. Хороводная

  1. Работают с текстом учебника (в ней отражаются особенности народного характера, речи, красота родной природы)

  1. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности (15 мин)
  1. Определить тему урока. Определить задачи урока.

  1. «Народ пишет музыку, а мы, композиторы ее аранжируем» М. И. Глинка (новый термин записываем в словарь)
  2. Анализ фрагмента – Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

  1. Вокально-хоровая работа «Во саду ли в огороде».
  2. К какому жанру РНП относится песня «Во саду ли в огороде»?
  1. Называют тему урока. Определяют вопросы, на которые в течения урока хотят получить ответы.
  2. Записывают в словарь новый термин – АРАНЖИРОВКА

  1. Слушают фрагмент, анализируют (распознают в музыке мелодию знакомой РНП «Во саду ли в огороде»)
  2. Исполняют РНП «Во саду ли в огороде».
  3. Определяют жанр РНП (плясовая)
  1. Организация познавательной деятельности (10 мин)
  1. Знакомство с музыкой Симфонии № 4 П. И. Чайковский. Выявление особенностей интерпретации знакомой мелодии.
  1. Слушание. Анализ музыкального фрагмента.

  1. Подведение итогов (5 мин)
  1. Д. Б. Кабалевский говорил, что РНП «как сказочный источник живой воды дает композиторам силу и вдохновение...»
  1. Делают вывод: РНП продолжают жить в произведениях русских композиторов.
  1. Диагностика достижений планируемых результатов (5 мин)

1. Закрепление пройденного материала (по вопросам, которые дети задали себе в начале урока)

2. Выставление оценок

3.  Рефлексия

  1. Отвечают на вопросы.

  1. Проводят самооценку
  1. Домашнее задание

Выучить текст РНП «Во саду ли в огороде»


«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

 

«Народная песня, как сказочный источник живой воды,

давала композиторам силу и вдохновение,

учила их красоте и мастерству,

учила любить жизнь и человека»

Д. Б. Кабалевский

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.

  • Вспомните, с какими жанрами РНП мы уже познакомились на уроках музыки?
  • Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные

песни и наигрыши?

Д: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.

  • Откройте учебник на стр. 13, найдите в тексте ответ на вопрос, почему песню называют душой народа?

Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народная песня была очень распространена.

Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие.

  • Какая тема урока?

Тема нашего сегодняшнего урока «Вторая жизнь песни».

  • На какие вопросы сегодня на уроке хотели бы получить ответ?

История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, неслучайно его называют «отцом русской музыки».

Его современники с пренебрежением относились к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

М. И. Глинка говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».

Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков. В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, для создания неповторимого образа Белочки, в опере «Сказка о царе Салтане», композитор использует мелодию РНП ...

  • Послушайте внимательно фрагмент из оперы и скажите, какую РНП песню использовал Н. А. Римский-Корсаков для создания образа белочки в опере? / «Во саду ли, в огороде» /

Давайте попробуем исполнить эту РНП.

  • К какому жанру относится РНП «Во саду ли в огороде»? /плясовая/

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (покажите движения)

Мелодию еще одной РНП в свое симфоническое произведение включил П. И. Чайковский. Послушайте внимательно это произведение и попробуйте узнать в нем самую известную в мире РНП /кто узнает, поднимите руку/ - П. И. Чайковский, Симфония № 4 / «Во поле береза стояла» /

  • Изменилась мелодия РНП «Во поле береза стояла» в произведении П.И. Чайковского? Какие изменения с ней произошли?

  • Вспомните кого еще из русских композиторов вдохновлял русский фольклор и волшебный мир сказок? /А. К. Лядова, который является автором симфонического программного произведения «Кикимора» /

Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина.

Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Не зря о РНП Д. Б. Кабалевский говорил, что она «как сказочный источник живой воды дает композиторам силу и вдохновение...»

Наш урок подошел к концу. Посмотрите на вопросы, которые вы задали себе в начале урока. Есть ли среди них такие, на которые вы еще не получили ответ?

Вы сегодня хорошо работали на уроке. Я оцениваю вашу работу на отлично. У вас на партах лежат фигурки человечков, нарисуйте им лица с тем настроением, с которым вы сегодня уходите с урока музыки и, выходя из класса, прикрепите их на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе

технологическая карта урока музыки по программе Алеева, Науменко...

Технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре"

Представлен план-конспект урока по ОРКСЭ в форме технологической карты....

Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"

Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"

Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...

Технологическая карта урока искусства на тему "Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве?"

Идея урока:Когда в жизни все хорошо и красиво появляются соответствующие произведения искусства. И наоборот, негативные явления, нашедшие отражение в искусстве, не вызывая возмущения, не рождают чувст...

Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 7 специальном классе для обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2)

В технологической карте урока Искусство (Музыка) в 7 специальном классе для обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2) представлен материал  по теме "Классика и современность" (1 урок, I четве...