ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСКУССТВО. МУЗЫКА
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Цель: через знакомство с музыкой Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, показать теснейшие связи профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 25.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСКУССТВО. МУЗЫКА
__________________________________________________________
учитель: Сироткина Мария Николаевна
Тема урока: ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ | Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ||
Цель: через знакомство с музыкой Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, показать теснейшие связи профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством. Задачи урока:
| |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные:
| Метапредметные (УУД): регулятивные
познавательные
коммуникативные
| Личностные:
| |
Технология урока: диалоговое взаимодействие | Формы организации деятельности: - восприятие и анализ музыки; - выполнение проблемно-творческих заданий; - работа с материалом учебника; - вокально-хоровая деятельность; Фронтальная беседа. | ||
Межпредметные связи: музыка, литература | |||
Ресурсное обеспечение: компьютер; проектор; экран; звукоусиливающая аппаратура (колонки); фортепиано; CD – 5 класс | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся | ||
| |||
|
| ||
| |||
|
(вокально-инструментальный жанр музыки)
| ||
| |||
|
| ||
| |||
|
| ||
| |||
|
| ||
| |||
1. Закрепление пройденного материала (по вопросам, которые дети задали себе в начале урока) 2. Выставление оценок 3. Рефлексия |
| ||
| |||
Выучить текст РНП «Во саду ли в огороде» |
«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
«Народная песня, как сказочный источник живой воды,
давала композиторам силу и вдохновение,
учила их красоте и мастерству,
учила любить жизнь и человека»
Д. Б. Кабалевский
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.
- Вспомните, с какими жанрами РНП мы уже познакомились на уроках музыки?
- Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные
песни и наигрыши?
Д: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.
- Откройте учебник на стр. 13, найдите в тексте ответ на вопрос, почему песню называют душой народа?
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народная песня была очень распространена.
Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие.
- Какая тема урока?
Тема нашего сегодняшнего урока «Вторая жизнь песни».
- На какие вопросы сегодня на уроке хотели бы получить ответ?
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, неслучайно его называют «отцом русской музыки».
Его современники с пренебрежением относились к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.
М. И. Глинка говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков. В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, для создания неповторимого образа Белочки, в опере «Сказка о царе Салтане», композитор использует мелодию РНП ...
- Послушайте внимательно фрагмент из оперы и скажите, какую РНП песню использовал Н. А. Римский-Корсаков для создания образа белочки в опере? / «Во саду ли, в огороде» /
Давайте попробуем исполнить эту РНП.
- К какому жанру относится РНП «Во саду ли в огороде»? /плясовая/
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (покажите движения)
Мелодию еще одной РНП в свое симфоническое произведение включил П. И. Чайковский. Послушайте внимательно это произведение и попробуйте узнать в нем самую известную в мире РНП /кто узнает, поднимите руку/ - П. И. Чайковский, Симфония № 4 / «Во поле береза стояла» /
- Изменилась мелодия РНП «Во поле береза стояла» в произведении П.И. Чайковского? Какие изменения с ней произошли?
- Вспомните кого еще из русских композиторов вдохновлял русский фольклор и волшебный мир сказок? /А. К. Лядова, который является автором симфонического программного произведения «Кикимора» /
Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина.
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Не зря о РНП Д. Б. Кабалевский говорил, что она «как сказочный источник живой воды дает композиторам силу и вдохновение...»
Наш урок подошел к концу. Посмотрите на вопросы, которые вы задали себе в начале урока. Есть ли среди них такие, на которые вы еще не получили ответ?
Вы сегодня хорошо работали на уроке. Я оцениваю вашу работу на отлично. У вас на партах лежат фигурки человечков, нарисуйте им лица с тем настроением, с которым вы сегодня уходите с урока музыки и, выходя из класса, прикрепите их на доску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе
технологическая карта урока музыки по программе Алеева, Науменко...
Технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре"
Представлен план-конспект урока по ОРКСЭ в форме технологической карты....
Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"
Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...
Технологическая карта урока "Искусство Древнего Египта", презентация к уроку
Урок 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер...
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"
Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...
Технологическая карта урока искусства на тему "Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве?"
Идея урока:Когда в жизни все хорошо и красиво появляются соответствующие произведения искусства. И наоборот, негативные явления, нашедшие отражение в искусстве, не вызывая возмущения, не рождают чувст...
Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 7 специальном классе для обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2)
В технологической карте урока Искусство (Музыка) в 7 специальном классе для обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2) представлен материал по теме "Классика и современность" (1 урок, I четве...