Технологическая карта урока «В музыкальном театре. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко».
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Гучас Елена Викторовна

Задачи:

Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой  Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

 

Образовательная:

познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко".

 закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке,   определять их роль в создании произведений искусства;

проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;

Развивающая:

развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

 развивать самостоятельное творческое мышление;

 формировать художественно – эстетический вкус;

 активизировать фантазию и воображение.

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             

                                                                                           Технологическая карта урока

«В музыкальном театре. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко».

Тема: «В музыкальном театре. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко».

Тип урока:  урок изучения и закрепления нового материала.

Задачи:

Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой  Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Образовательная:

познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко".

 закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке,   определять их роль в создании произведений искусства;

проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;

Развивающая:

развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

 развивать самостоятельное творческое мышление;

 формировать художественно – эстетический вкус;

 активизировать фантазию и воображение.

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитательная:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,

 развивать интерес к вокальному искусству.

пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

 -осознание того, что музыка "очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства";

 -воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической музыке;

 -развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности;

 -умение пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями.

Метапредметные:

 -умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;

 -умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;

-умение применять полученные знания для решения творческих задач.

Личностные:

- развитие музыкально-эстетического чувства;

 - сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач;

- формирование целостного представления о музыке.

Межпредметные связи:литература,история,изобразительное искусство.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса,   фонохрестоматия музыкального материала для  5 класса, , раздаточный материал со словами песен  «Под Новый год», таблицы для характеристики главных героев оперы,  либретто оперы, кроссворды, входные и пригласительные билеты, музыкальный материал,компьютер.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

- Ребята, кто из вас бывал в театре? (Ответы уч-ся).

- Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира: Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Оперный театр в Минске, Театр Ла Скала в Милане, Гранд-Опера в Париже.

А вот что мы сегодня будем слушать вы определите сами, разгадав кроссворд.

Правильно,это слово-ОПЕРА.

- Сегодня мы отправимся в оперу.

Запишите тему урока. «Первое путешествие в музыкальный театр».Опера

Слайд№1,2,3,4,5,6,7

Ответы детей.

Разгадывают кроссворд.Определили слово –ОПЕРА!

Запись в тетрадь

Актуализация необходимых знаний

Опера-это слово  итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.

- Какие виды искусства объединяет опера?

- Итак, я приглашаю вас в театр.

Мы собираемся совершить путешествие в театр.  А вы все знаете как надо себя вести в театре?

Слайд 9        

Сформулируйте  правила поведения в театре Закрепляем и расширяем знания правил по презентации «Правила поведения в театре».

Слайды 8.9.10.11.12,13,214.15

Ну вот, теперь можно идти в театр.

- Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам  билеты, один на двоих. Билеты необычные, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать название оперы, которую мы будем сегодня слушать.

Кроссворд

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 


1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.

2.Высокий женский голос.

3.Главная мысль музыкального произведения.

4.Большой коллектив музыкантов.

5.Высокий мужской голос.

 (Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор. По вертикали - слово «Садко»).

Запись в тетрадь

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

(Работа в группах по 4 человека). Отвечает 1 человек - от группы.

 

Работа в парах

Организация познавательной деятельности

Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.

СЛАЙД№16

Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус и совершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях.  Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.

Теперь смело отправляемся в оперу. В фойе театра можно  приобрести небольшую брошюрку-программу. У каждого из вас на парте лежит такая программа .Как она называется?(ЛИБРЕТТО)

 СЛАЙД№17

Либретто – это краткое изложение сюжета музыкального спектакля. В его основу может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение - роман, повесть, сказка, былина.  Либреттист - тот, кто сочиняет текст спектакля в стихах или прозе. Либретто сказочной оперы-былины «Садко» написал сам композитор.

Что такое былина? Это вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание. Основным сюжетом былины является какое-либо историческое событие или эпизод русской истории. В основу либретто оперы «Садко» положена былина о новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства.  В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами.

-Что такое опера?

Слайд№18.19

-Какие мужские и женские голоса вы знаете?

Слайд№20

Обычно опера делится на действия. В опере «Садко» нет такого деления. Она состоит из семи картин. В опере много вокальных музыкальных номеров – сольные, ансамбли, хоры.

Инструментальную музыку исполняет симфонический оркестр.

Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к музыкальному -спектаклю. В переводе с  французского «открывать». Она передает главную идею оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.

Итак… Мысленно пройдём в зрительный зал, сядем в удобные бархатные кресла. Гаснут люстры, слышатся последние звуки настраивающихся инструментов. Занавес пока закрыт. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…

(Слушание вступления «Океан - море синее».

Давайте откроем либретто и прочитаем содержание 1 картины.

(Чтение 1 картины)

Либретто

1картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.

- Пришёл Садко к Ильмень-озеру. Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. После того, как она прозвучит, постарайтесь определить: исполнение и что чувствует в душе Садко? Вы можете следить за исполнением по тексту либретто.

 (Слушание песни «Ой, ты, тёмная дубравушка»)

Видиопроектор

СЛАЙД№23

          Песня Садко

Ой ты, темная дубравушка!

Расступись, дай мне дороженьку:

Сквозь туман – слезу горючую

Я не вижу света белого.

Всколыхнися ты, трость-дерево,

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гусельки яровчаты.

Слушай ты, волна зыбучая,

Ты, раздольице широкое,

Про мою ли участь горькую

Да про думушку заветную.

- Какой голос у главного героя?

- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?

- Что чувствовал в душе Садко?

Попробуем и мы с вами вместе с Садко развлечь морскую царевну, но после антракта. Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями, выходят в фойе, где на стендах размещена интересная информация.

В антракте мы продолжим разучивать песню к Новому году-«Под Новый год»

  Итак,антракт закончился и мы продолжаем дальше знакомиться с оперой «Садко».

Читаем либретто КАРТИНА №»2

Слушаем: СЛАЙД№24

              - Песня «Заиграйте, мои гусельки» - это развите образа Садко. Забыв печаль и обиду, каким становится герой оперы?

 Картина№3

СЛАЙД№25

Колыбельная песня Волховы -  Видиопроектор

Сон но бережку ходил

Морская Царевна подарила Садко трёх золотых рыбок. Он их продал, на вырученные деньги снарядил корабли, наполнил их изделиями новгородских мастеров и отправился в далёкое плавание, чтобы прославить родную землю. Сбылась мечта Садко. Двенадцать лет свободно путешествовал гусляр, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Пришлось Садко путь держать на дно морское. Чтобы царь не гневался, царевна просит Садко спеть песню. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется могуч богатырь. Он повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуться в Новгород и служить родной земле песням.

В заключительной 7 картине Волхова прощается  с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Она поёт ему колыбельную песню. После того как прозвучит колыбельная песня Волховы, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Исполнение. Настроение музыки». А потом попробуем сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны.  Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 7 картина.

(Слушание песни «Колыбельная Волховы»)

Дрёма по лугу.

А и Сон искал Дрёму,

Дрёму спрашивал:

А и где же спит Садко,

Купав* добрый молодец?

Баю-бай, баю-бай.} 2 раза

Спит Садко мой на лужку,

На зеленом бережку,

В шитом браном* положку*,

Во зеленом тростничку.

Убаюкала его ласка нежная моя

Баю-бай, баю-бай!} 2 раза

Ты расти, мой тростничок,

Шитый браный положок!

Не колышься, мурава,

Зелена да шелкова

Сердце вещее мое полонила песнь его.

- В каком исполнении прозвучала колыбельная песня Волховы?

- Настроение музыки?

-Какой голос исполнял Колыбельную?

- Морская царевна, сказочное фантастическое существо, под воздействием песен Садко почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Так заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.

СЛАЙД№26

Сейчас мы послушаем и посмотрим песни заморских гостей. Н.А.Римскому - Корсакову удалось передать в этой сцене необычный колорит музыки разных стран света: севера, востока, юга.

 Вы будете работать самостоятельно на листочках.

Откуда приехал гость (север - варяжский, юг - веденецкий, восток - индийский)?

Почему так решили? Опишите характер интонаций, темп, тембр звучания инструментов.

Какое море изобразил композитор?

Какой голос исполняет песню? (бас – низкий, баритон – средний, тенор –высокий).

В чем счастье героя?

Какое впечатление произвели на тебя песня и музыка?

Слушают  и смотрят песню Варяжского гостя.

- Вслушайтесь в музыку и скажите, ребята, откуда приехал первый гость?

- Почему? Какая музыка по характеру

- Какая картина природы этой страны изображена

 -  А как выглядит сам гость? Какое выражение лица у него? Как он одет? Кто он?

- Он называет свой народ  «варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного моря (Скандинавия). У них много врагов, они умеют защитить себя.

 - Какими музыкальными красками Римский - Корсаков рассказывает о варягах

 - Какой голос исполняет песню?

Самопроверка. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.

 

            Слушаем песню индийского гостя. 

(Слушают песню и работают самостоятельно. 2 раз - смотрят видео)

           Песня Веденецкого гостя.

Слушают вступление. Пишут страну. (Слушают песню и работают самостоятельно. 2 раз - смотрят видео)

- Вы хотели бы получить пригласительные билеты на следующий спектакль? Переверните листики, на которых написаны ваши имена. Вот они, снова необычные. Надо соединить стрелочкой слова в левой колонке с их точным определением в правой колонке.

                                      Пригласительный билет (1 вариант)

                        Опера                                                 большой коллектив певцов

                        Дирижёр                                            высокий мужской голос

                        Бельканто                                          музыкальный спектакль

                        Хор                                                     руководитель оркестра

                        Тенор                                                 прекрасное пение

                                       Пригласительный билет (2 вариант)

                        Антракт                                             краткое изложение сюжета

                        Оркестр                                             высокий женский голос

                        Увертюра                                          перерыв между действиями в спектакле

                        Либретто                                           большой коллектив музыкантов

                        Сопрано                                             оркестровое вступление к опере

- Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу? (Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).

Домашнее задание

  • Нарисовать афишу к опере «Садко»
  • Или рисунок к любому музыкальному фрагменту, звучащему на уроке

Сообщение учащегося

Ответы учащихся

Запись в тетрадь словарных слов

Ответы детей

Слушают и делают зарисовки моря.(какая прозвучала музыка,какая по характеру)

 Заполняют таблицу - музыкальные средства выразительности

(Ответы уч-ся. Голос - высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре - звучание арфы. Печаль, обиду, досаду, сожаление).

Запись в тетрадь

Вокально-хоровая работа,опрос по рядам.

(Ответы уч-ся: весёлый, радостный, удалой).Продолжают заполнять таблицу.

Слушание музыки

Работа с таблицей.

(Ответы уч-ся. Высокий женский голос – сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Спокойная, нежная, убаюкивающая, любовная, ласковая. Музыкальный образ: нежная, любящая, ласковая, человечная. Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная).

  Смотрят фрагмент. Пишут самостоятельно. Спрашиваю 1,2 человек,   остальные проверяют свои ответы.

                 -Он с севера

- Музыка холодная, мрачная, суровая, маршевый ритм, низкие регистры, медленный темп.

-это море. Холодное, мрачное, темное, взволнованное. Поднимаются волны.

-Он суровый, строгий, немного злой. Походка спокойная, твердая. Одет тепло. Он в кольчуге и в железных латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин. В музыке слышны интонации грозного морского прибоя. Оркестр звучит  мрачно.

-Музыка медленная, звуки низкие, интонации грозные.  

            - Бас.

Самопроверка. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.

Самопроверка.  Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.  

Самопроверка.  Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.  

               Индивидуальная работа учащихся

Подведение итогов. Рефлексия.

- Былина «Садко» повествует об историческом прошлом русского народа. А чему она может научить нас, современных людей? Кому служил Садко? (Своему народу). Какая мечта была у Садко? (Прославить родную землю). Любил ли Садко свою Родину, свой народ? (Конечно).

-Человек, любящий свой народ, свою Родину, готовый ради неё на героический поступок, называется патриот. Садко был патриотом.

- Хотели бы вы служить своему народу или добрыми делами прославить родную землю? (Ответы уч-ся).

- Стремитесь к этому, у вас всё впереди! Вот и закончилось наше первое путешествие в музыкальный театр. Если вам понравился урок-путешествие, то нарисуйте веселый смайлик, а если не очень, то грустный. (Ответы уч-ся).

- Либретто вы можете забрать с собой, как напоминание о вашем путешествии в оперу. Оценки вы узнаете после того, как будут проверены ваши работы.

Самооценка.  А сейчас я прошу вас оценить свою работу.

Если Вы легко справились  с моими заданиями - поднимите желтую карточку.

Если задания вызвали затруднения, и вы дали неполные ответы – поднимите синюю.

Если вы не смогли справиться с заданиями –  красную.

Поставьте на листочке себе оценку за выполненную работу.

Расскажите очень коротко о своих впечатлениях:

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне захотелось…

У меня  получилось…

Вызвало затруднения…и т. д.

  Слайд28.

Дополнительный материал:

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:

Самоанализ 

Сценарий урока в 5 классе ориентирован  на применение современных педагогических технологий, личностно-деятельностного подхода к обучению, развитию и воспитанию школьников, с акцентом на активной музыкально-познавательной и музыкально-творческой деятельности  обучающихся.

Урок построен в соответствии с программными требованиями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, спецификой учебного заведения и представляет собой единую совместную музыкально-творческую деятельность учителя и учеников.

Структура занятия была продумана, логично и последовательно выстроены все этапы, что           позволило постепенно подвести школьников к осознанию главной идеи музыкального занятия.

Насыщенный материал для слухового и зрительного восприятия в содержании помогали обучающимся проследить взаимосвязь музыки и литературы в жанре опера, через характеристику средств выразительности данных видов искусств и их сопоставление.

 В ходе урока использовались групповые и индивидуальные формы работы, а так же деятельность обучающихся в парах. Восприятие и анализ     музыкальных произведений; работа с дидактическим материалом, сигнальными карточками, выполнение творческих заданий; пение под   аккомпанемент музыкального инструмента и под фонограмму.

Для эффективной реализации темы урока активно использовалась информационно-коммуникационная технология. Содержательный материал был ориентирован на развитие слуховой памяти, внимания, воображения детей, способности к анализу, сопоставлению и обобщению,  формирование эмоциональности обучающихся, духовно-нравственных качеств личности, ценностных ориентаций. Так же в уроке  были использованы технологии развивающего, проблемного обучения. Обучающимся предоставлялись возможности поиска и открытий, создавались проблемные ситуации.

Использованные в ходе урока формы, приемы и методы в полной мере способствовали вовлечению обучающихся в активный системный образовательный процесс, позволили успешно решать заявленные цели и задачи, сформировать мотивацию к осознанному общению с музыкальным искусством, развивать мыслительные процессы и эмоциональную сферу обучающихся.

В сценарий занятия был включён этап рефлексии устный и письменный, что позволило обучающимся, в ходе самоанализа и взаимоанализа оценить качество полученных знаний.

Отбор методов и приёмов, чёткая структура занятия постепенно подводили обучающихся к осознанию главной идеи урока, благодаря чему дети самостоятельно подвели его итог. Задание, которое обучающиеся получили на дом (несколько видов), позволит не только закрепить полученные знания, но и проявить свои творческие способности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:  Гучас Елена Викторовна                                                

Место работы: ГБОУ СОШ №358

Предмет: Музыка

 Класс:  2

УМК:  Музыка 1-7 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»

Тема урока:  Великий колокольный звон.                                                                                                  

Педагогическая цель: знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.

Планируемые результаты:

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка. Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

Метапредметные:  Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные: Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная.

Оборудование: проектная  деятельность, информационно-компьютерные технологии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

Организационный момент

Слайд 1. Вход в класс под  мелодию.

Доброе утро! Изменилось ли ваше настроение при входе в класс под музыку? У меня сегодня замечательное настроение и я хочу поделиться им с вами. ПРИЁМ ЛАДОШКИ

Занимают свои места, приветствуют присутствующих

Метод сопереживания.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Активизация

внимания

Ребята всем вам известна попевка

Слайд 2. «Кошкин дом»

Загорелся кошкин дом,

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Исполняют попевку

Вокально-хоровая работа.

Предметные УУД Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Постановка проблемы.

Большое несчастье произошло с домом кошки.

Что же делать в такой ситуации? Звать на помощь, кричать.

Но не все услышат крики. Надо что – то придумать, чтобы все услышали и прибежали на помощь.

Что сделала кошка?

Позвонила в колокол.

Дон, дон.

Размышляют, высказывают своё мнение, решают проблемную ситуацию.

Метод моделирование художественно-творческого процесса.

Проблемно-поисковый  метод.

Личностные УУД

Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка.

Постановка учебной задачи

Актуализация знаний

Колокольный звон  помог кошке спасти свой дом.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Слайд 3.

Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет? ( Это было придумано давно). 

Обучающиеся ставят перед собой задачу, формулируют содержание темы урока

Проблемно-поисковый  метод.

Метапредметные УУД Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Введение в тему урока

Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Колокола появились на Руси еще в давние времена.

По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.

Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ?

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос.

Метод создания художественного контекста.

Предметные УУД

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Совместное открытие новых знаний

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.

А как выглядит колокол? Слайд 4.

У колокола есть ЯЗЫК и УХО.

 Давайте нарисуем его и  подумаем, почему он так называется?

Слово колокол произошло от старинного русского слова КОЛО – окружность. Посмотрите на форму колокола, он тоже круглый коло – о коло  бьёт язык вот и  получилось слово колокол. У каждого колокола свой голос, как и  у каждого человека. Он может быть высоким или низким.

А в каких случаях бьют в колокол?

Верно, в колокол звонят, если случилось несчастье, а еще колокольный звон возвещает о начале богослужения в храме, что бы каждый, кто не может присутствовать на службе, мог мысленно обратиться к Богу.

 А как вы думаете, в этих случаях колокольный звон всегда одинаков?

Слушание Благовеста. Слайд 5.

Как звучал колокол сейчас? Какими были звуки?

Существуют несколько видов колокольных звонов. Благовест - благая весть

 (мир, покой, добро, радость, счастье, праздник)

Благовест- это размеренные удары в один большой колокол.

Давайте послушаем ещё один колокольный звон. Чем отличается от предыдущего? Слушание набата.

Слайд 6.

Такой звон называется НАБАТ.

Слушаем ещё один колокольный звон. Слайд 7. Слушание ПЕРЕЗВОНА.

 Чем отличается от предыдущего?

Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста и набата? (Слушаем перезвон) Слайд 8.

Перезвон -  это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов.

Рисуют колокол.

Размышляют о названии.

При пожаре, в случае войны.

Нет

Дают  предполагаемую характеристику музыки  рисуя образную картину  услышанного.

Слушают колокольный звон.

ровные удары

в один  колокол.

Голос колокола низкий.

Слушают набат.

Частые равномерные удары, голос высокий. Тревожно, грозно, страшно, взволнованно

Слушают ПЕРЕЗВОН

Несколько колоколов, разной высоты голоса. Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.

Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.

Словесный метод, наглядный метод,

метод музыкального общения (формирование знаний о музыке, как системе; развитие осознанного отношения к музыкальному искусству).

Метапредметные УУД Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные УУД Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Личностные УУД Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

А как называют место, где расположены колокола? Колокольня или звонница.

Как называют человека звонящего в колокола? Звонарь.

 Нужно ли специально учиться, что бы стать звонарем или это каждый может?

Слайд 9.

Размышляют, высказывают своё мнение, запоминают новую информацию. 

Проблемно-поисковый  метод.

Личностные УУД Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

Творческая практическая деятельность и закрепление знаний

Давайте представим, что мы находимся на звоннице, мы это колокольчики.

 игра: Колокола

Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)

1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-тили-бом, тили-тили-бом, тили-бом.

2 группа: средние колокола поют: бим- бом,

3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.

По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором.

Класс делиться на три группы.

Изображают колокола голосом.

Играют на колокольчиках по знаку звонаря.

Вокально-хоровая работа. Метод пластического интонирования.

Личностные УУД Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные УУД Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Метапредметные УУД Определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности

Вокально – хоровая работа

Слайд 10.

Разучивание попевки «Братец Яков»

Братец Яков, братец Яков.

Что ты спишь? Что ты спишь?

В колокол звонили,

В колокол звонили,

Бим – бом – бом.

Бим – бом – бом – исполняется по группам, изображая высоту звучания колокола.

Разучивают и исполняют попевку.

Метод соучастия.

Предметные УУД Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Рефлексия

Походит к концу наш урок. Что нового сегодня узнали? Возникли ли у вас вопросы в ходе изучения  темы, какие?

Я приготовила для вас подарок, вот эти колокольчики. Они разного цвета. Выберите себе тот колокольчик, который отражает  ваше настроение и понимание сегодняшней темы.

Спасибо Вам за урок! До свидания!

Отвечают на вопросы.

Выбирают колокольчик, оценивают свою работу.

Выход из класса под музыку. Слайд 1

Метод самоконтроля.

Метапредметные УУД  Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе Н.А.Римский - Корсаков опера «Снегурочка».

Продолжение знакомства с жанром оперы  на примере творчества Н.А.Римского-Корсакова. Воспитание потребности общения с высокохудожественной музыкой. Развитие личностного отношения учащихся к явлен...

Презентация к уроку "Музыкальные образы Римского-Корсакого в опере "Снегурочка".

Иллюстрации и комментарий поможет учителю в раскрытии темы урока....

Технологическая карта урока музыки по теме «В музыкальном театре. Опера»

Технологическая карта урока музыки по теме «В музыкальном театре. Опера»...

технологическая карта урока по теме "Театр и кино"

Технологическая карта урока для 7 класса по теме "Театр и кино"...