Классика и современность
материал по музыке (8 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки для 8 класса по разделу «О современности в музыке». Тема: «Классика и современность» по программе «Музыка. 8 класс» для общеобразовательных учреждений авторов Т. И. Науменко, В. В. Алеева.
Тема урока: Классика и современность
Цели и задачи урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся, помочь осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту; формирование понятий «современность в музыке», «классика», «качество музыки», расширение имеющихся знаний; развитие ассоциативной памяти, творческого мышления, образной речи; воспитание личной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тип урока: вводный
Методы и приемы: обобщение, словесный, наглядно-слуховой анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций
Структура:
I. Организационный момент, приветствие
II. Актуализация имеющихся знаний
III. Изучение нового материала. Погружение в тему урока.
IV. Творческо-поисковая работа в процессе слушания и пения
V. Обобщение по теме урока, рефлексия
VI. Домашнее задание
VII. Итог урока
Музыкальный и наглядный материал:
А. Онеггер «Пасифик 231»;
И.С. Бах Токатта и фуга ре-минор ( оригинал и обработка);
А. Вивальди. «Времена года». Лето, Зима (обработка);
П.И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джельетта»,
А. Бальчев. Романс на стихи Н. Гумилёва «Однообразные мелькают...» в исполнении Н. Носкова;
Битлз песня «Гёрл»;
видеоматериал.
Виды деятельности учащихся: решение проблемных вопросов и заданий, слушание музыки, познавательная деятельность, самооценка, вокально-хоровая работа
Ход урока:
Эпиграф: " Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи
Аристотель
I. Организационный момент, приветствие
II. Актуализация имеющихся знаний
Слушание И.С. Бах. Токката и фуга ре-минор
Цель:
* раскрыть способность учеников к глубокому пониманию искусства и более развитому чувству переживания прекрасного;
* побудить учащихся к выражению своего отношения к изучаемому музыкальному произведению
Умения:
* узнавать произведение, уже слышанное ребятами в предыдущих классах, определять произведение по стилю звучания;
* определять автора этого произведения;
* определять звучание инструмента в произведении, название произведения.
* воспринимать и понимать музыку, рассказывать о мыслях и образах, которые хотел нам передать композитор
Учитель дополняет и корректирует ответы детей.
III. Изучение нового материала. Погружение в тему урока « Классика и современность»
Слушание И.С. Бах. Такатта и фуга ре-минор в современной обработке. Исполняет Ванесса Мэй (скрипка).
Цель: Музыку композитора, отдаленного от нас 3 веками, воспринимать как современную, актуальную сегодня, поднимающую вечные темы человечества: счастье, свобода, сила духа.
Задачи:
* умение вслушиваться в произведение;
* способность анализировать и сравнивать произведения;
* способность к эмоциональному восприятию произведения;
* повысить общий уровень восприятия музыки
Вопросы:
1. Какое музыкальное произведение вы услышали? Кто его автор?
2. Что необычного вам показалось в его звучании?
3. Что осталось неизменным по сравнению с оригинальным звучанием?
4. Вам понравилось как звучало произведение по-новому?
5. Зачем понадобилось изменять звучание оригинала? Что это придало музыке?
Учитель просит проанализировать эти произведения: найти отличия и сходства с оригиналом, рассказать о своем эмоциональном восприятии при слушании этих произведений. Учитель спрашивает какой вариант понравился больше и почему, требует от учащихся обоснования их ответа.
Классическая музыка, созданная веками, сегодня не теряет своей актуальности.
Такой жанр вокально-инструментальной музыки как романс приобретает новое звучание сегодня.
Что такое романс?
Романс- это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Когда речь заходит о романсе- мы представляем себе звучащий оперный голос под аккомпанемент рояля или гитары.
Учитель предлагает послушать романс на стихи Н. Гумилёва «Однообразные мелькают...» в исполнении Н. Носкова.
Учащиеся должны проанализировать услышанное и выяснить, подходит ли
это произведение под определение слова «Романс».
IV. Творческо-поисковая работа в процессе слушания.
На уроке нужно попыться найти связь между классикой и современностью посредством музыки.
Учитель выясняет у учащихся определение слова «классика», когда зародился этот стиль, что для него характерно.
С латинского classicus- образцовый. Появился этот стиль в 18 веке. Среди представителей - И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен. Стиль отличается строгостью, простотой, совершенством формы и содержания, доступностью и понятностью для всех.
Именно эти черты позволили ввести это понятие и в индустрию, машиностроение, одежду, продукты и другие области нашей жизни.
Какое из услышанных произведений, можно отнести к классике?
Слушание фрагментов Онеггера «Пасифик 231», П.И. Чайковский Увертюра «Ромео и Джельетта», песня «Гёрл» из репертуара Битлз.
В процессе обсуждения музыки мнение учащихся может разделиться, а скорее всего многие не назовут композицию группы «Битлз» классикой.
Здесь необходимо ввести понятие «классика жанра». Уместно будет вспомнить классические русские и зарубежные рок-группы, такие как «Ария», «Алиса», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Rolling Stonеs», «Metallica» и другие. А затем исполнить группами или всем классом любимые песни из их репертуара.
V. Обобщение по теме урока, рефлексия
Очевидно, что классика жива и в наше время. А такие современные версии классической музыки, как мы услышали, помогают приобщить к ней активных любителей поп-музыки. Другое дело, что не все интерпретации могут отличаться высоким художественным вкусом, хотя и на первый взгляд и покажутся модными.
Что по звучанию музыки всегда можно определить?
* стиль эпохи (старинная или современная музыка),
* национальный стиль (русская или зарубежная),
* стиль автора, его черты, приемы, особенности творчества (музыка Баха, Бетховена, Прокофьева, Цоя и т.д.).
Люди не всегда соответствуют вкусу и, чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, нам необходимо знание классики как образца, эталона подлинного вкуса. А современность в музыке не ограничивается временем ее создания, а скорее подчеркивается глубиной ее мысли, образами, темами, идеями.
VI. Домашнее задание
Выбрать одну или несколько наиболее понравившихся композиции, звучащих в современной аранжировке. Найти эту музыку в оригинальном (академическом) звучании. Сравнить. Дайть письменный отзыв о музыке.
VII. Итог урока
По музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Но и по тому, как реагирует человек на музыкальные пристрастия других, можно судить об этом же. Нужно уважать мнение других людей и развивать свой музыкальный вкус, слушая качественную, высокохудожественную музыку.
Китайская поговорка: « Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение ».
Используемая литература:
- Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. – М., 2000.
- Интернет-ресурсы
- Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005.
- Музыкальное образование в школе / Под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
- Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс. Учебник для образовательных
учреждений.- М., 2007.
- Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. – Ярославль. Академия развития, 2006.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 66»
603035 Н.Новгород ул. Чаадаева, 2а
Тел/ факс 272-40-88, school66_nnov@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
МУЗЫКИ
«МУЗЫКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»
( для учащихся 8 класса )
Автор разработки
учитель музыки
Козориз Н.В.
Нижний Новгород
2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классика и современность
Презентация к уроку в 7 классе "Классика и современность"...
Классика и современность
Конспект урока музыки в 7 классе...
Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)
Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....
Презентация к уроку "Классика и современность"
Классика (совершенный, образцовый, первоклассный) - это такие произведения искусства, которые назависимо от того, когда они были написаны являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей....
Классика и современность.
Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программыдля общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н.Кичак....
Доклад "Классика и современность"
Классика и современность, 5-7 классы...