Классика и современность
материал по музыке (8 класс) на тему

Козориз Наталья Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_razrabotka_uroka.odt100.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки для 8 класса по разделу «О современности в музыке».  Тема: «Классика и современность» по программе «Музыка. 8 класс» для общеобразовательных учреждений авторов  Т. И. Науменко, В. В. Алеева.

Тема урока: Классика и современность

Цели и задачи урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся, помочь осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту; формирование понятий «современность в музыке», «классика», «качество музыки», расширение имеющихся знаний; развитие ассоциативной памяти, творческого мышления, образной речи; воспитание личной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Тип урока: вводный

Методы и приемы: обобщение, словесный, наглядно-слуховой анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций

Структура:

I. Организационный момент, приветствие

II. Актуализация имеющихся знаний

III. Изучение нового материала. Погружение в тему урока.

IV. Творческо-поисковая работа в процессе слушания и пения

V. Обобщение по теме урока, рефлексия

VI. Домашнее задание

VII. Итог урока

Музыкальный и наглядный материал:

А. Онеггер «Пасифик 231»;

И.С. Бах Токатта и фуга ре-минор ( оригинал и обработка);

А. Вивальди. «Времена года». Лето, Зима (обработка);

П.И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джельетта»,

А. Бальчев.  Романс на стихи Н. Гумилёва «Однообразные мелькают...» в исполнении Н. Носкова;

Битлз  песня «Гёрл»;

видеоматериал.

Виды деятельности учащихся: решение проблемных вопросов и заданий, слушание музыки, познавательная деятельность, самооценка, вокально-хоровая работа

Ход урока:

                                    Эпиграф: " Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи

                                                                                                           Аристотель

I. Организационный момент, приветствие

II. Актуализация имеющихся знаний

Слушание И.С. Бах. Токката и фуга ре-минор

Цель:

* раскрыть способность учеников к глубокому пониманию искусства и более развитому чувству переживания прекрасного;

* побудить учащихся к выражению своего отношения к изучаемому музыкальному произведению

Умения:

* узнавать произведение, уже слышанное ребятами в предыдущих классах, определять произведение по стилю звучания;

* определять автора  этого произведения;

* определять  звучание инструмента в произведении,  название произведения.

* воспринимать и понимать музыку, рассказывать о мыслях и образах, которые хотел нам передать композитор

Учитель дополняет и корректирует ответы детей.

III. Изучение нового материала. Погружение в тему урока « Классика и современность»

Слушание И.С. Бах. Такатта и фуга ре-минор в современной обработке. Исполняет Ванесса Мэй (скрипка).

Цель: Музыку композитора, отдаленного от нас 3 веками, воспринимать как современную, актуальную сегодня, поднимающую вечные темы человечества: счастье, свобода, сила духа.

Задачи:

* умение вслушиваться в произведение;

* способность анализировать и сравнивать произведения;

* способность к эмоциональному восприятию произведения;

* повысить общий уровень восприятия музыки

 

Вопросы:

1. Какое музыкальное произведение вы услышали? Кто его автор?

2. Что необычного вам показалось в его звучании?

3. Что осталось неизменным по сравнению с оригинальным звучанием?

4.  Вам понравилось как звучало произведение по-новому?

5. Зачем понадобилось изменять звучание оригинала? Что это придало музыке?

Учитель просит проанализировать эти произведения: найти отличия и сходства с оригиналом, рассказать о своем эмоциональном восприятии при слушании этих произведений. Учитель спрашивает какой вариант понравился больше и почему, требует от учащихся обоснования их ответа.

Классическая музыка, созданная веками, сегодня не теряет своей актуальности.

Такой жанр вокально-инструментальной музыки как романс  приобретает новое звучание сегодня.

Что такое романс?

Романс- это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Когда речь заходит о романсе- мы представляем себе звучащий оперный голос под аккомпанемент рояля или гитары.

Учитель предлагает послушать романс на стихи Н. Гумилёва «Однообразные мелькают...» в исполнении Н. Носкова.

Учащиеся должны проанализировать услышанное и выяснить, подходит ли

это произведение под определение слова «Романс».

IV. Творческо-поисковая работа в процессе слушания.

На уроке нужно попыться найти связь между классикой и современностью посредством музыки.

Учитель выясняет у учащихся определение слова «классика», когда зародился этот стиль, что для него характерно.

С латинского classicus- образцовый. Появился этот стиль в 18 веке. Среди представителей - И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен.  Стиль отличается строгостью, простотой, совершенством формы и содержания, доступностью и понятностью для всех.

Именно эти черты позволили ввести это понятие и в индустрию, машиностроение, одежду, продукты и другие области нашей жизни.

Какое из услышанных  произведений, можно отнести к классике?

Слушание фрагментов Онеггера «Пасифик 231», П.И. Чайковский Увертюра «Ромео и Джельетта», песня  «Гёрл» из репертуара Битлз.

 В процессе обсуждения музыки мнение учащихся может разделиться, а скорее всего многие не назовут композицию группы «Битлз» классикой.

Здесь необходимо ввести понятие «классика жанра». Уместно будет вспомнить классические русские и зарубежные рок-группы, такие как «Ария», «Алиса», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Rolling Stonеs», «Metallica» и другие. А затем исполнить группами или всем классом любимые песни из их репертуара.

V. Обобщение по теме урока, рефлексия

Очевидно, что классика жива и в наше время. А такие современные версии классической музыки, как мы услышали, помогают приобщить к ней активных любителей поп-музыки. Другое дело, что не все интерпретации могут отличаться высоким художественным вкусом, хотя и на первый взгляд и покажутся модными.  

Что по звучанию музыки всегда можно определить?

*  стиль эпохи (старинная или современная музыка),

* национальный стиль (русская или зарубежная),

* стиль автора, его черты, приемы, особенности творчества (музыка Баха, Бетховена, Прокофьева, Цоя и т.д.).

Люди не всегда соответствуют вкусу и, чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, нам необходимо знание классики как образца, эталона подлинного вкуса. А современность в музыке не ограничивается временем ее создания, а скорее подчеркивается глубиной ее мысли, образами, темами, идеями.

VI. Домашнее задание

Выбрать одну или несколько наиболее понравившихся композиции, звучащих в современной аранжировке. Найти эту музыку в оригинальном (академическом) звучании. Сравнить. Дайть письменный отзыв о музыке.

VII. Итог урока

По музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Но и по тому, как  реагирует человек на музыкальные пристрастия других, можно судить об этом же. Нужно уважать мнение других людей и развивать свой музыкальный вкус, слушая качественную, высокохудожественную музыку.

Китайская поговорка: « Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение ».

Используемая литература:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. – М., 2000.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005.
  4. Музыкальное образование в школе / Под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
  5. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс. Учебник для образовательных  

учреждений.- М., 2007.

  1. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. – Ярославль. Академия развития, 2006.

OLE-объект

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 66»

603035 Н.Новгород ул. Чаадаева, 2а

Тел/ факс 272-40-88, school66_nnov@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

МУЗЫКИ

«МУЗЫКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»

( для учащихся 8 класса )

Автор разработки

учитель музыки  

Козориз Н.В.

Нижний Новгород

2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классика и современность

Презентация к уроку в 7 классе "Классика и современность"...

Классика и современность

Конспект урока музыки в 7 классе...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Презентация к уроку "Классика и современность"

Классика (совершенный, образцовый, первоклассный) - это такие произведения искусства, которые назависимо от того, когда они были написаны являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей....

Классика и современность.

Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программыдля общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н.Кичак....

Доклад "Классика и современность"

Классика и современность, 5-7 классы...