РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
рабочая программа по музыке на тему

Tрифонова Валентина Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

МУЗЫКЕ

1-4 классы

на 2016-2017 учебный год

 

Составила учитель

первой квалификационной категории

Трифонова

Валентина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

село Чёрная Слобода

 

Содержание

 

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.     Содержание   учебного курса

3.     Учебно-тематическое  планирование (с указанием количества часов , отводимых на освоение каждой темы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

 формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

 умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


 ^ Планируемые результаты

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
 

 

 

 

 

Содержание   учебного курса 1 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Музыка вокруг нас

16ч

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод.

Музыка и ты

17ч

Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Музыкальные портреты. Образы защитников Отечества в музыке.

 

Содержание   учебного курса 2 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Россия – Родина моя

Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей

День, полный событий

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. Песенность, танцевальность,  маршевость в передаче содержания и эмоционального строя

 музыкальных сочинений.

Музыкальный инструмент – фортепиано, его выразительные возможности.

О России петь, что стремиться в храм

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты.  Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш.  Обряды и праздники русского народа.

В музыкальном театре

Опера и балет. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Детский музыкальный театр.

В концертном зале

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты – орган. Сочинения  И.С. Баха.

 

Содержание   учебного курса 3 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Россия – Родина моя

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Форма – композиция, приёмы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

День, полный событий

Жизненно-музыкальные впечатления ребёнка с утра до вечера. Выразительность, и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл,

О России петь, что стремиться в храм

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Праздники русской православной церкви:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Певцы-гусляры. Мелодии в народном стиле.

В музыкальном театре

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей.

В концертном зале

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений.

 

Содержание   учебного курса 4 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Россия – Родина моя

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения

О России петь, что стремиться в храм

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской писменности. Праздники в Русской православной церкви: Пасха –« праздник праздников, торжество из торжеств».

День, полный событий

Музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Музыка в народном стиле. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора

В музыкальном театре

События отечественной истории в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц.

В концертном зале

Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной инструментальной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Произведения композиторов-классиков (Рахманинов, Римский-Корсаков, Шопен) и мастерство известных исполнителей (Рихтер, Лемешев, Козловский.

Учебно-тематический план 1 класса

Дата

Корректирование даты

Тема урока

Домашнее задание

1

06.09.

 

И муза вечная со мной

 

2

13.09

 

Хоровод Муз

 

3

20.09

 

Повсюду музыка слышна

 

4

27.09

 

Душа музыки - мелодия

 

5

04.10

 

Музыка осени

 

6

11.10

 

Сочини мелодию

 

7

18.10

 

«Азбука, азбука каждому нужна…»

 

8

25.10

 

Музыкальная азбука

 

9.

08.11

 

Обобщение 1 четверти

 

10

15.11

 

Музыкальные инструменты

 

11

22.11

 

«Садко» из русского былинного сказа

 

12

29.11

 

Музыкальные инструменты

 

13

06.12

 

Звучащие картины

 

14

13.12

 

Разыграй песню

 

15

20.12

 

Пришло Рождество, начинается торжество.

 

16

27.12

 

Добрый праздник среди зимы

 

17

10.01

 

Край, в котором ты живёшь

 

18

17.01

 

Художник, поэт, композитор

 

19

24.01

 

Музыка утра

 

20

31.01

 

Музыка вечера

 

21

07.02

 

Музы не молчали

 

22

14.02

 

Музыкальные портреты

 

23

28.02

 

Мамин праздник

 

24

07.03

 

Разыграй сказку «Баба Яга»-р.н.сказка

 

25

14.03

 

Обобщение 3 четверти

 

26

21.03

 

У каждого свой музыкальный инструмент

 

27

04.04

 

Музыкальные инструменты

 

28

11.04

 

Чудесная лютня (по алжирской сказке)

 

29

18.04

 

Музыка в цирке

 

30

25.04

 

Дом, который звучит

 

31

02.05

 

Опера-сказка

 

32

16.05

 

«Ничего на свете лучше нету

 

33

23.05

 

Обобщение года

 

34

30.05

 

Урок-концерт

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 2 класса

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Домашнее задание

1.

06.09.

 

Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки

Песня «Здравствуй, Родина моя!»-наизусть

2.

13.09

 

Композитор, исполнитель, слушатель

 

3.

20.09

 

Песня о моей Родине

Песня «Что такое Родина»

«Гимн России»

4.

27.09

 

Музыкальная азбука

Нотоносец

5.

04.10

 

Музыкальные инструменты. Фортепиано

Рисунок на тему рассвета

6.

11.10

 

Детские пьесы для фо-но

Передача впечатлений от прослушанной музыки в рисунках и стихах

7.

18.10

 

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах

 

8.

25.10

 

Расскажи сказку

Учебник стр 30-31

9.

08.11

 

Колыбельные

Учебник стр32-35

10.

15.11

 

Колокольные звоны России

Учебник стр 38-41

11.

22.11

 

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке

Учебник стр.42-43

12.

29.11

 

Святые земли Русской:  образ Александра Невского в музыке

 

13.

06.12

 

Святые земли Русской: образ Сергия  Радонежского в музыке

Учебник стр44-45

14.

13.12

 

Музыка в храме

Учебник стр46-47

15.

20.12

 

Музыкальный инструмент – орган.

Рабочая тетрадь

16.

27.12

 

Праздники православной церкви: Рождество Христово

Учебник стр48-49

17.

10.01

 

Фольклор – народная мудрость

Учебник стр50-51

18

17.01

 

Русские народные инструменты

Рабочая тетрадь, учебник54-

19.

24.01

 

Музыка в народном стиле

Повторение , учебник стр62-65-наизусть

20.

31.01

 

Проводы зимы. Встреча весны.

Учебник стр66-69

21

07.02

 

Характерные черты музыкального спектакля

Опера «Волк и семеро козлят». Тема козлят наизусть, рисунки по теме

22.

14.02

 

Детский музыкальный театр

Учебник стр74

23.

21.02

 

Балет

Учебник стр76-79

24.

28.02

 

Волшебная палочка дирижёра

Учебник стр80, дирижирование на 2 и на 3

25.

07.03

 

Урок концерт

 

26.

14.03

 

 Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Рабочая тетрадь

27.

21.03

 

Музыкальные образы симфонической сказки. «Петя и волк»

 

28.

04.04

 

Звучит нестареющий Моцарт

Рабочая тетрадь. «Колыбельная» -наизусть

29.

11.04

 

Волшебный цветик-семицветик

Знать выразительные средства в музыке-стр 106-107

30.

18.04

 

Композитор – И.С. Бах

Учебник стр 108-111

31.

25.04

 

Выразительные средства в музыке. Два лада

Учебник стр118-119

32.

02.05

 

Выразительные средства в музыке. Мажор, минор

 

33.

16.05

 

Концертный зал, конкурс, консерватория

Учебник стр124-125

34.

23.05

 

Обобщение музыкальных впечатлений детей второго года обучения

 

35

30.05

 

Урок-концерт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 3 класса

 

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Домашнее задание

1.

06.09.

 

Мелодия – душа музыки

Учебник стр. 6. Рабочая тетрадь

2.

13.09

 

Природа в музыке

Стихи о природе, записать свои размышления о музыке в рабочую тетрадь

3.

20.09

 

Виват, Россия!

Стихотворение о Родине, песню-наизусть

4.

27.09

 

Образы защитников Отечества

Рабочая тетрадь. Солдатушки, браво, ребятушки

5.

04.10

 

Образы защитников Отечества

Чичков, Белякова «Музыкант-турист»

6.

11.10

 

Образы защитников Отечества

Повторение-закрепление пройденного материала

7.

18.10

 

Образы природы. Утро.

Стихи, рисунок по теме

8.

25.10

 

Портрет в музыке

Прокофьев «Болтушка»

9.

08.11

 

Детские образы

Протасова, Орлова «Черепашонок»

10.

15.11

 

 Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр40-41

11.

22.11

 

Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр42-43

12.

29.11

 

Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр44-45

13.

06.12

 

Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр46-47

14.

13.12

 

Народные праздники России. Вербное воскресенье

Учебник стр48-51

15.

20.12

 

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир

Учебник стр52-53

16.

27.12

 

 Былины. Певцы русской старины: Садко

Рабочая тетрадь, учебник стр56-61

17.

10.01

 

 Сказочные образы в музыке. Лель.

Учебник стр62-63

18.

17.01

 

Праздники русского народа: Масленица

Рабочая тетрадь, учебник стр66

19.

24.01

 

Опера. Увертюра.

Учебник стр70-73

20.

31.01

 

Опера. Увертюра.

Учебник стр74

21.

07.02

 

Опера.

Учебник стр76-85

22.

14.02

 

Балет.

Рабочая тетрадь

23.

21.02

 

Мюзикл: «Волк и семеро козлят»

Рабочая тетрадь, учебник90-91

24.

28.02

 

Мюзикл: «Волк и семеро козлят»

 

25.

07.03

 

Музыкальные инструменты: флейта, скрипка

Учебник стр94-99,

 

Стр100-101

26.

14.03

 

Жанры музыки: симфоническая сюита «Пер Гюнт» Э.Грига

Рабочая тетрадь, учебник стр102-105

27.

21.03

 

Жанры музыки: симфония

Рабочая тетрадь, учебник стр106-111

28

04.04

 

 

 

29.

11.04

 

Мир композитора. Бетховен

Учебник стр112, рабочая тетрадь

30

18.04

 

Творчество композитора Бетховена. «Сурок»

Песню наизусть

31

25.04

 

Чудо-музыка

Учебник стр116-

32

02.05

 

Джаз – музыка 20 века

Рабочая тетрадь, учебник стр118

33

16.05

 

Песенное творчество композиторов

 

34

23.05

 

Песенное творчество композиторов

 

35

30.05

 

Обобщение музыкальных впечатлений детей третьего года убучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 4 класса

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Домашнее задание

1.

06.09.

 

Ты откуда русская зародилась музыка

Рабочая тетрадь, учебник стр60-61

2.

13.09

 

Ты откуда русская зародилась музыка

Рабочая тетрадь, учебник стр62—63-65

3.

20.09

 

Ты откуда русская зародилась музыка

Учебник66, рисунок по теме

4.

27.09

 

Ты откуда русская зародилась музыка

 

5.

04.10

 

Праздники русского народа. Покров

Рабочая тетрадь. История праздника

6.

11.10

 

Праздники русского народа. Покров

 

7.

18.10

 

Святые земли русской.

Учебник стр26, рабочая тетрадь –повторить за 3 кл тему

8.

25.10

 

Святые земли русской. Илья Муромец

Учебник стр28-29

9.

08.11

 

Святые земли русской. Кирилл и Мефодий

Учебник стр30-31, гимн-наизусть

10.

15.11

 

Народные песни, наигрыши

 

11.

22.11

 

Народные песни, наигрыши

 

12.

29.11

 

Музыкальные инструменты России. Домра

Стр62-65 –повторить, рабочая тетрадь

13.

06.12

 

Музыкальные инструменты России

 

14.

13.12

 

История встречи Нового года

Рабочая тетрадь

15.

20.12

 

От Рождества До Крещения

Рабочая тетрадь

16.

27.12

 

От Рождества до Крещения

Рабочая тетрадь

17.

10.01

 

Урок-концерт

 

18.

17.01

 

Мелодия. Куплетная форм

 

19.

24.01

 

Праздники русского народа. Пасха

Учебник стр32-39

20.

31.01

 

Праздники русского народа. Пасха

Рабочая тетрадь

21.

07.02

 

Праздники русского народа. Пасха

Рабочая тетрадь, рисунок по теме

22.

14.02

 

Праздники русского народа. троица

Учебник стр68-69-71

23

21.02

 

Праздники русского народа. троица

 

24

28.02

 

Одежда русского народа

Рабочая тетрадь

25

07.03

 

 

 

26

14.03

 

В интонации спрятан человек

Учебник стр120-121

27

21.03

 

Музыкальные инструменты

Учебник стр122-123

28

04.04

 

Песенное творчество советских композиторов. Чичков

«Дружат музыка и дети»

29

11.04

 

Песенное творчество советских композиторов. Савельев 

«Большой хоровод»

30

18.04

 

Песенное творчество советских композиторов. Крылатов

«Прекрасное-далёко»

31

25.04

 

Песенное творчество советских композиторов. Шаинский

«Пожалуйста, не жалуйся»

32

02.05

 

Песенное творчество советских композиторов. Птичкин

«Песенка о перемене»

33

16.05

 

Песенное творчество советских композиторов. Гладков

«Песня о Хоттабыче»

34

23.05

 

Песенное творчество советских композиторов. Урок концерт

 

35

30.05

 

Обобщающий урок

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shablon_rabochey_programmy.doc442.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чернослободская основная школа»

 

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор МОУ «Чернослободская ОШ»                                                  

Совета  от _____ №_____                                         ___________________ Космынин С.А.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

МУЗЫКЕ

5-7 классы

на 2016-2017 учебный год

Составила учитель

первой квалификационной категории

Трифонова

Валентина Анатольевна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  2. Содержание   учебного курса
  3. Учебно-тематическое  планирование (с указанием количества часов , отводимых на освоение каждой темы)

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 5-7 классов к концу учебного года.

Личностные результаты:

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание   учебного курса 5 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

музыка и литература

17ч

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.  Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Путешествие в музыкальный театр…

Музыка и изобразительное искусство

17ч

Взаимодействие музыки и изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства.  Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему…

Содержание   учебного курса 6 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17ч

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.).

Музыка Древней Руси. Образы народного творчества.

Авторская песня – прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20 века

Мир образов камерной и симфонической музыки

17ч

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.

Программная музыка и её жанры. Выразительность и изобразительность музыки. Использование различных форм музицирования и творческих заданий.

Содержание   учебного курса 7 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Особенности драматургии сценической музыки

17ч

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: России – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17ч

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление как вид творческого воплощения художественного замысла.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий

 

Учебно-тематический план 5 класса

Дата

Корректирование даты

Наименование раздела и тем

Домашнее задание

1.

01/09

Что роднит музыку с литературой

Закрепление полученных знаний

2.

08/09

Вокальная музыка

Творческая тетрадь. стр.4-5

3.

15/09

Вокальная музыка

Творческая тетрадь. Стр.14-17

4.

22/09

Вокальная музыка

Творческая тетрадь. Стр.18-21

5.

29/10

Фольклор в музыке

Рисунок героя из нар. сказки

 « Кикимора»

6.

06.10

Фольклор в музыке русских композиторов

Сочинение небольшой сказки в восточном стиле

7.

13/10

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Закрепление полученных знаний

8.

20/10

Вторая жизнь песни

Закрепление полученных знаний, песню наиз.

9.

27/10

Обобщение материала за 1 четверть

10.

10/11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»  

11.

17/11

« Ты, Моцарт – бог, и сам того не знаешь…»

Биография композитора, песня «Весенняя» - наизусть

12.

24/11

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Творческая тетрадь (44-49)

13.

01.12

Н. А. Римский-Корсаков. Опера – былина «Садко»

Либретто

14.

08/12

Второе путешествие в театр. Балет

Творческая тетрадь (40-43)

15.

15/12

Чайковский. Балет «Щелкунчик»

Либретто

16.

22/12

Музыка в театре, в кино, на телевидении

Закрепление полученных знаний

17.

29/12

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Творческая тетрадь

18.

12.01

МЮЗИКЛ

Закрепление полученных знаний

19.

19/01

Что роднит музыку и изобразительным искусством

Учебник стр. 76-79

20.

26/01

Небесное и земное в звуках

Учебник 80-89, творческая тетрадь 54-57

21.

02/02

Колокольность  в музыке и изобразительном искусстве

Творческая тетрадь стр.37-39

22.

09/02

Звать через прошлое к настоящему

Учебник стр. 146-147

23.

16/02

В каждой мимолётности вижу  я миры. Прокофьев

Жизненный и творческий путь композитора

24.

02.03

Волшебная палочка дирижёра

Творческая тетрадь стр. 74-77

25.

09/03

Урок-обобщение

26.

16/03

Музыкальная живопись и живописная музыка

Творческая тетрадь стр.62-65

27.

23/03

Импрессионизм в музыке

Закрепление полученных знаний

28.

06.04

Музыка на мольберте

29.

13/04

Полифония в музыке и живописи

30.

20/04

И.С.Бах

31.

27/04

Застывшая музыка

Учебник стр. 126-129

32.

04/05

Застывшая музыка

33.

11/05

Образы борьбы и победы

Творческая тетрадь стр.66-67

34.

18.05

Мир композитора – обобщающий урок

35.

25.05

Урок-концерт

Учебно-тематический план 6 класса

Дата

Корректирование даты

Наименование раздела и тем

Домашнее задание

1.

02.09.

Удивительный мир музыкальных образов

Творческая тетрадь стр..4-5

2.

09.09

Образы романсов и песен русских композиторов

Учебник стр.8-13, ТВ. Тетр. Стр. 6-7

3.

16.09

Два музыкальных посвящения

Учебник стр.14-19, творческая тетрадь стр. 8-9

4.

23.09

Портрет в музыке и живописи

Учебник стр.20-23

5.

30.09

Уноси моё  сердце в звенящую

Творческая тетрадь стр.10-12

6.

07.10

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Учебник стр.26-27

7.

14.10

Обряды и обычаи в фольклоре

Творческая тетрадь стр.16-17

8.

21.10

Образы песен зарубежных композиторов

Учебник стр. 38-39

9.

28.10

Старинной песни мир

Песня-наизусть

10.

11.11

Народное искусство ДревнейРуси

Учебник стр.48-49

11.

18.11

Русская духовная музыка

Учебник стр.50-57

12.

25.11

В.Г. Кикта «Фрески Софии»

Творческая тетрадь 22-25

13.

02.12

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва

Закрепление полученных знаний

14.

09.12

«Небесное и земное» в музыке Баха

Учебник стр. 67-71

15.

16.12

Образы скорби и печали.

Учебник стр. 72-75

16.

23.12

«Фартуна правит миром»-обобщающий урок

Урок-концерт

17.

30.12

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Творческая тетрадь стр. 30-31

18.

13.01

Джаз – искусство 20 века

Творческая тетрадь стр. 32-33

19.

20.01

Вечные темы искусства и жизни

Творческая тетрадь стр.34-35

20.

27.01

Могучее царство Ф.Шопена

Учебник 98-103

21.

03.02

Ночной пейзаж

Творческая тетрадь.40-41

22.

10.02

Инструментальный концерт

Учебник стр.108-113

23.

17.02

Космический пейзаж

Учебник стр.114-119

24.

03.03

Образы симфонической музыки

Учебник 120-131

25.

10.03

Образы симфонической музыки

26.

17.03

Симфоническое развитие

27.

24.03

Программная увертюра Л.Бетховена «Эгмонт»

Творческая тетрадь стр.54-55

28.

07.04

Увертюра – фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джельетта»

Творческая тетрадь 56-57

29.

14.04

Балет «Ромео и Джульетта»

Учебник стр. 150-153

30.

21.04

Мюзикл

Учебник стр.154-159

31.

28.04

Мюзикл

32.

05.05

Музыка в отечественном кино

Учебник 160-163

33.

12.05

Музыка в отечественном кино

Учебник стр. 162-163

34.

19.05

Обобщающий урок

Исследовательский проект

35.

26.05

Защита проекта

Учебно-тематический план 7класса

Дата

Корректирование даты

Наименование раздела и тем

Домашнее задание

1.

06.09.

Классика и современность

Закрепление полученных знаний

2.

13.09

В музыкальном театре

3.

20.09

Опера Глинки «Иван Сусанин»

Рисунки с эскизами костюмов героев или декорации

4.

27.09

Бородин «Князь Игорь»

5.

04.10

Бородин «Князь Игорь»

6.

11.10

В музыкальном театре. Балет

Запись названий знакомых балетов

7.

18.10

Балет Тищенко «Ярославна»

8.

25.10

Героическая тема в русской музыке

Запись названий художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества

9.

08.11

Героическая тема в русской музыке

Стр36-39

10.

15.11

В музыкальном театре

Учебник 40-47

11.

22.11

В музыкальном театре

12.

29.11

Бизе. Опера «Кармен»

Словесное описание образа Кармен

13.

06.12

«Кармен» -опера

14.

13.12

«Кармен» - сюита Щедрина

Мои впечатления от музыки

15.

20.12

Сюжеты и образы духовной музыки

Мои размышления( письменное рассуждение о словах Бетховена об Бахе «Не ручей – море ему имя»

16.

27.12

Обобщающий урок

17.

10.01

Рок-опера «Иисус Христос – супер – звезда»

Сопоставление направлений современной музыки

18.

17.01

Музыка к спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта»

Эскизы костюмов и дикораций

19.

24.01

Шнитке. «Гоголь – сюита»

20.

31.01

Музыкальная драматургия

Учебник

21.

07.02

Светская и духовная музыка

Учебник стр. 88-91

22.

14.02

Камерная инструментальная музыка

Рисунок к полюбившемуся музыкальному сочинению

23.

21.02

Формы в музыке. Соната

Учебник стр.98-109

24.

28.02

Формы в музыке

Закрепление полученных знаний

25.

07.03

Формы в музыке

26.

14.03

Формы в музыке

27.

21.03

Симфоническая музыка

Учебник стр.110-117

28.

04.04

Симфоническая музыка

118-129страницы учебника

29.

11.04

Сим.муз. «Празднества»

Учебник стр.138-141

30.

18.04

Инструментальный концерт

31.

25.04

«Рапсодия в стиле блюз» Гершвин

Закрепление полученных знаний

32.

02.05

Музыка народов мира

33.

16.05

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

34.

23.05

Обобщение

Исследовательский проект

35

30.05

Защита проекта

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чернослободская основная школа»

 

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор МОУ «Чернослободская ОШ»                                                  

Совета  от _____ №_____                                         ___________________ Космынин С.А.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

МУЗЫКЕ

1-4 классы

на 2016-2017 учебный год

Составила учитель

первой квалификационной категории

Трифонова

Валентина Анатольевна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  2. Содержание   учебного курса
  3. Учебно-тематическое  планирование (с указанием количества часов , отводимых на освоение каждой темы)

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


 ^ Планируемые результаты

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Содержание   учебного курса 1 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Музыка вокруг нас

16ч

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод.

Музыка и ты

17ч

Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Музыкальные портреты. Образы защитников Отечества в музыке.

Содержание   учебного курса 2 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Россия – Родина моя

Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей

День, полный событий

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. Песенность, танцевальность,  маршевость в передаче содержания и эмоционального строя

 музыкальных сочинений.

Музыкальный инструмент – фортепиано, его выразительные возможности.

О России петь, что стремиться в храм

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты.  Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш.  Обряды и праздники русского народа.

В музыкальном театре

Опера и балет. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Детский музыкальный театр.

В концертном зале

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты – орган. Сочинения  И.С. Баха.

Содержание   учебного курса 3 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Россия – Родина моя

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Форма – композиция, приёмы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

День, полный событий

Жизненно-музыкальные впечатления ребёнка с утра до вечера. Выразительность, и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл,

О России петь, что стремиться в храм

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Праздники русской православной церкви:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Певцы-гусляры. Мелодии в народном стиле.

В музыкальном театре

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей.

В концертном зале

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений.

Содержание   учебного курса 4 класса

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Россия – Родина моя

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения

О России петь, что стремиться в храм

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской писменности. Праздники в Русской православной церкви: Пасха –« праздник праздников, торжество из торжеств».

День, полный событий

Музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Музыка в народном стиле. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора

В музыкальном театре

События отечественной истории в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц.

В концертном зале

Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной инструментальной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Произведения композиторов-классиков (Рахманинов, Римский-Корсаков, Шопен) и мастерство известных исполнителей (Рихтер, Лемешев, Козловский.

Учебно-тематический план 1 класса

Дата

Корректирование даты

Тема урока

Домашнее задание

1

06.09.

И муза вечная со мной

2

13.09

Хоровод Муз

3

20.09

Повсюду музыка слышна

4

27.09

Душа музыки - мелодия

5

04.10

Музыка осени

6

11.10

Сочини мелодию

7

18.10

«Азбука, азбука каждому нужна…»

8

25.10

Музыкальная азбука

9.

08.11

Обобщение 1 четверти

10

15.11

Музыкальные инструменты

11

22.11

«Садко» из русского былинного сказа

12

29.11

Музыкальные инструменты

13

06.12

Звучащие картины

14

13.12

Разыграй песню

15

20.12

Пришло Рождество, начинается торжество.

16

27.12

Добрый праздник среди зимы

17

10.01

Край, в котором ты живёшь

18

17.01

Художник, поэт, композитор

19

24.01

Музыка утра

20

31.01

Музыка вечера

21

07.02

Музы не молчали

22

14.02

Музыкальные портреты

23

28.02

Мамин праздник

24

07.03

Разыграй сказку «Баба Яга»-р.н.сказка

25

14.03

Обобщение 3 четверти

26

21.03

У каждого свой музыкальный инструмент

27

04.04

Музыкальные инструменты

28

11.04

Чудесная лютня (по алжирской сказке)

29

18.04

Музыка в цирке

30

25.04

Дом, который звучит

31

02.05

Опера-сказка

32

16.05

«Ничего на свете лучше нету

33

23.05

Обобщение года

34

30.05

Урок-концерт

Учебно-тематический план 2 класса

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Домашнее задание

1.

06.09.

Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки

Песня «Здравствуй, Родина моя!»-наизусть

2.

13.09

Композитор, исполнитель, слушатель

3.

20.09

Песня о моей Родине

Песня «Что такое Родина»

«Гимн России»

4.

27.09

Музыкальная азбука

Нотоносец

5.

04.10

Музыкальные инструменты. Фортепиано

Рисунок на тему рассвета

6.

11.10

Детские пьесы для фо-но

Передача впечатлений от прослушанной музыки в рисунках и стихах

7.

18.10

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах

8.

25.10

Расскажи сказку

Учебник стр 30-31

9.

08.11

Колыбельные

Учебник стр32-35

10.

15.11

Колокольные звоны России

Учебник стр 38-41

11.

22.11

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке

Учебник стр.42-43

12.

29.11

Святые земли Русской:  образ Александра Невского в музыке

13.

06.12

Святые земли Русской: образ Сергия  Радонежского в музыке

Учебник стр44-45

14.

13.12

Музыка в храме

Учебник стр46-47

15.

20.12

Музыкальный инструмент – орган.

Рабочая тетрадь

16.

27.12

Праздники православной церкви: Рождество Христово

Учебник стр48-49

17.

10.01

Фольклор – народная мудрость

Учебник стр50-51

18

17.01

Русские народные инструменты

Рабочая тетрадь, учебник54-

19.

24.01

Музыка в народном стиле

Повторение , учебник стр62-65-наизусть

20.

31.01

Проводы зимы. Встреча весны.

Учебник стр66-69

21

07.02

Характерные черты музыкального спектакля

Опера «Волк и семеро козлят». Тема козлят наизусть, рисунки по теме

22.

14.02

Детский музыкальный театр

Учебник стр74

23.

21.02

Балет

Учебник стр76-79

24.

28.02

Волшебная палочка дирижёра

Учебник стр80, дирижирование на 2 и на 3

25.

07.03

Урок концерт

26.

14.03

 Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Рабочая тетрадь

27.

21.03

Музыкальные образы симфонической сказки. «Петя и волк»

28.

04.04

Звучит нестареющий Моцарт

Рабочая тетрадь. «Колыбельная» -наизусть

29.

11.04

Волшебный цветик-семицветик

Знать выразительные средства в музыке-стр 106-107

30.

18.04

Композитор – И.С. Бах

Учебник стр 108-111

31.

25.04

Выразительные средства в музыке. Два лада

Учебник стр118-119

32.

02.05

Выразительные средства в музыке. Мажор, минор

33.

16.05

Концертный зал, конкурс, консерватория

Учебник стр124-125

34.

23.05

Обобщение музыкальных впечатлений детей второго года обучения

35

30.05

Урок-концерт

Учебно-тематический план 3 класса

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Домашнее задание

1.

06.09.

Мелодия – душа музыки

Учебник стр. 6. Рабочая тетрадь

2.

13.09

Природа в музыке

Стихи о природе, записать свои размышления о музыке в рабочую тетрадь

3.

20.09

Виват, Россия!

Стихотворение о Родине, песню-наизусть

4.

27.09

Образы защитников Отечества

Рабочая тетрадь. Солдатушки, браво, ребятушки

5.

04.10

Образы защитников Отечества

Чичков, Белякова «Музыкант-турист»

6.

11.10

Образы защитников Отечества

Повторение-закрепление пройденного материала

7.

18.10

Образы природы. Утро.

Стихи, рисунок по теме

8.

25.10

Портрет в музыке

Прокофьев «Болтушка»

9.

08.11

Детские образы

Протасова, Орлова «Черепашонок»

10.

15.11

 Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр40-41

11.

22.11

Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр42-43

12.

29.11

Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр44-45

13.

06.12

Образ матери в музыке, изо и поэзии

Учебник стр46-47

14.

13.12

Народные праздники России. Вербное воскресенье

Учебник стр48-51

15.

20.12

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир

Учебник стр52-53

16.

27.12

 Былины. Певцы русской старины: Садко

Рабочая тетрадь, учебник стр56-61

17.

10.01

 Сказочные образы в музыке. Лель.

Учебник стр62-63

18.

17.01

Праздники русского народа: Масленица

Рабочая тетрадь, учебник стр66

19.

24.01

Опера. Увертюра.

Учебник стр70-73

20.

31.01

Опера. Увертюра.

Учебник стр74

21.

07.02

Опера.

Учебник стр76-85

22.

14.02

Балет.

Рабочая тетрадь

23.

21.02

Мюзикл: «Волк и семеро козлят»

Рабочая тетрадь, учебник90-91

24.

28.02

Мюзикл: «Волк и семеро козлят»

25.

07.03

Музыкальные инструменты: флейта, скрипка

Учебник стр94-99,

Стр100-101

26.

14.03

Жанры музыки: симфоническая сюита «Пер Гюнт» Э.Грига

Рабочая тетрадь, учебник стр102-105

27.

21.03

Жанры музыки: симфония

Рабочая тетрадь, учебник стр106-111

28

04.04

29.

11.04

Мир композитора. Бетховен

Учебник стр112, рабочая тетрадь

30

18.04

Творчество композитора Бетховена. «Сурок»

Песню наизусть

31

25.04

Чудо-музыка

Учебник стр116-

32

02.05

Джаз – музыка 20 века

Рабочая тетрадь, учебник стр118

33

16.05

Песенное творчество композиторов

34

23.05

Песенное творчество композиторов

35

30.05

Обобщение музыкальных впечатлений детей третьего года убучения

Учебно-тематический план 4 класса

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Домашнее задание

1.

06.09.

Ты откуда русская зародилась музыка

Рабочая тетрадь, учебник стр60-61

2.

13.09

Ты откуда русская зародилась музыка

Рабочая тетрадь, учебник стр62—63-65

3.

20.09

Ты откуда русская зародилась музыка

Учебник66, рисунок по теме

4.

27.09

Ты откуда русская зародилась музыка

5.

04.10

Праздники русского народа. Покров

Рабочая тетрадь. История праздника

6.

11.10

Праздники русского народа. Покров

7.

18.10

Святые земли русской.

Учебник стр26, рабочая тетрадь –повторить за 3 кл тему

8.

25.10

Святые земли русской. Илья Муромец

Учебник стр28-29

9.

08.11

Святые земли русской. Кирилл и Мефодий

Учебник стр30-31, гимн-наизусть

10.

15.11

Народные песни, наигрыши

11.

22.11

Народные песни, наигрыши

12.

29.11

Музыкальные инструменты России. Домра

Стр62-65 –повторить, рабочая тетрадь

13.

06.12

Музыкальные инструменты России

14.

13.12

История встречи Нового года

Рабочая тетрадь

15.

20.12

От Рождества До Крещения

Рабочая тетрадь

16.

27.12

От Рождества до Крещения

Рабочая тетрадь

17.

10.01

Урок-концерт

18.

17.01

Мелодия. Куплетная форм

19.

24.01

Праздники русского народа. Пасха

Учебник стр32-39

20.

31.01

Праздники русского народа. Пасха

Рабочая тетрадь

21.

07.02

Праздники русского народа. Пасха

Рабочая тетрадь, рисунок по теме

22.

14.02

Праздники русского народа. троица

Учебник стр68-69-71

23

21.02

Праздники русского народа. троица

24

28.02

Одежда русского народа

Рабочая тетрадь

25

07.03

26

14.03

В интонации спрятан человек

Учебник стр120-121

27

21.03

Музыкальные инструменты

Учебник стр122-123

28

04.04

Песенное творчество советских композиторов. Чичков

«Дружат музыка и дети»

29

11.04

Песенное творчество советских композиторов. Савельев  

«Большой хоровод»

30

18.04

Песенное творчество советских композиторов. Крылатов

«Прекрасное-далёко»

31

25.04

Песенное творчество советских композиторов. Шаинский

«Пожалуйста, не жалуйся»

32

02.05

Песенное творчество советских композиторов. Птичкин

«Песенка о перемене»

33

16.05

Песенное творчество советских композиторов. Гладков

«Песня о Хоттабыче»

34

23.05

Песенное творчество советских композиторов. Урок концерт

35

30.05

Обобщающий урок

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чернослободская основная школа»

 

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор МОУ «Чернослободская ОШ»                                                  

Совета  от _____ №_____                                         ___________________ Космынин С.А.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

искусству

9 класс

на 2016-2017 учебный год

Составила учитель

первой квалификационной категории

Трифонова

Валентина Анатольевна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  2. Содержание   учебного курса
  3. Учебно-тематическое  планирование (с указанием количества часов , отводимых на освоение каждой темы)

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 Выпускники научатся:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

 Выпускники научатся:

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
  • участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Содержание программы

9 класс

Название темы

Необходимое количество часов для её изучения

Содержание учебной темы

Воздействующая сила искусства

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Искусство предвосхищает будущее

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Дар созидания. Практическая функция.  

11ч

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Учебно-тематический план 9 класса

Дата

Корректирование даты

Тема урока

Домашнее задание

1.

01/09

Искусство и власть.

творческое задание – стр.107

2.

08/09

Вечные темы и великие исторические события

3

15/09

Искусство Великой Отечественной войны

4

22/09

Какими средствами воздействует искусство?

5

29/10

Средства музыкальной выразительности

6

06.10

Средства музыкальной выразительности

7

13/10

Храмовый синтез искусств.

учебник стр.116

8

20/10

Виды храмов разных конфессий

9

27/10

Синтез искусств в театре

учебник стр.120-121

10

10/11

Синтез искусств в кино, на телевидении. Обобщение темы.

11

17/11

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?

учебник стр.122, выполнить творческое задание на стр.123

12

24/11

Предвидение как форма утверждения духовных ценностей

13

01.12

Предсказание в искусстве.

Образы фантастики

учебник стр126

14

08/12

Художественное мышление в авангарде науки.

учебник стр.130

15

15/12

Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности

творческая тетрадь, конспект

16

22/12

Художник и ученый.

учебник стр.132

17

29/12

Художник и ученый (произведения современного искусства). Урок-зачет

18

12.01

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

учебник стр. 136

19

19/01

Архитектура исторического города.

учебник стр. 138

20

26/01

Архитектура современного города.

учебник стр.142

21

02/02

Специфика изображений в полиграфии.

22

09/02

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

учебник стр.152, творческое задание на стр. 155

23

16/02

Декоративно-прикладное искусство.

учебник стр. 156, 2 творческое задание (эскиз)

24

02.03

Музыка в быту.

учебник стр.162. подготовить презентацию по теме

25

09/03

Массовые, общедоступные искусства.

учебник стр.166

26

16/03

Изобразительная природа кино.

27

23/03

Музыка в кино.

учебник стр.176

28

06.04

Авторская песня

конспект

29

13/04

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

учебник стр.182

30

20/04

Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

31

27/04

Литературные страницы.

32

04/05

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

3334

35

11/05

18/05

25.05

Итоговая защита проектов

проекты по пройденным темам на выбор

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (УМК Школа России).

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерн...

Рабочая программа по музыке 5,6,7 классы

Пояснительная, содержание и КТП идут отдельными файлами...

Рабочая программа по музыке для 1-3 классов (ФГОС)

Рабочая программа по музыке для 1-3 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), учебного плана, планируемых результатов ...

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов общеобразовательных школ по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных школ "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э Кашековой...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов по программе Критской Е. Д., ФГОС 2009 г.

В материале представлена рабочая программа по музыке для начальных классов, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждё...