К 85летию композитора Эрика Сапаева-автора первой марийской оперы.
презентация к уроку по музыке на тему

Разумова Надежда Ильинична

Э. Сапаев – композитор, с чьим именем связано рождение первой марийской оперы «Акпатыр». Прожив всего 31 год, Сапаев большую часть жизни посвятил творчеству, создав немалое количество произведений различных жанров. Это и симфонические произведения, и камерно-инструментальные, вокальные, музыка к драматическим спектаклям, и, конечно, опера.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация выполнила концертмейстер МБОУ « Килемарская СОШ» Разумова Надежда Ильинична 85 лет со дня рождения композитора Эрика Сапаева - автора первой марийской оперы « Акпатыр »

Слайд 2

Ты прожил жизнь Короткую, как песня. Ее на белых крыльях птицы унесли Но семена, что обронил ты в землю, Весною ранней в душах проросли… Земля марийская талантами богата, Как полевой цветок они красивы и скромны, Проникновенной песней ты остался В памяти народной Эрик Сапаев – певец родимой стороны. Л.Михайлова Эрик Сапаев 1932-1963

Слайд 3

Эрик Сапаев – композитор, с чьим именем связано рождение первой марийской оперы « Акпатыр » . Прожив всего 31 год, Сапаев большую часть жизни посвятил творчеству, создав немалое количество произведений различных жанров. Это и симфонические произведения, и камерно-инструментальные, вокальные, музыка к драматическим спектаклям, и, конечно, опера.

Слайд 4

Эрик Никитич ( Никитьевич ) родился 4 марта 1932 года в г.Йошкар-Ола, в семье служащих. Первые годы безоблачного детства прошли у него в Морках и столице республики. Отец Эрика, Никита Никифорович Сапаев , педагог по профессии и призванию, будучи партийным работником, занимая административные должности, ярко проявил свои организаторские способности. Выходец из семьи крестьянина-середняка, рано оставшийся без отца, он, благодаря своему упорству и труду, прошел путь от учителя небольшой деревенской школы до второго секретаря Марийского обкома партии. Но судьба его была трагичной: в ноябре 1937 года он был арестован, а его семье пришлось переживать не только материальную нужду. После репрессии мужа, Вера Евдокимовна Сапаева вместе с детьми переехала на его родину, в деревню Чобыково Новоторъяльского района. Здесь Эрик пошел в школу, стал активно участвовать в школьной жизни: художественная самодеятельность, оформление стенгазет, написание лозунгов. Но любимым его занятием всегда было чтение. В детстве Эрик самостоятельно научился игре на скрипке, гармони, балалайке, бойко исполняя на них марийские мелодии. А народные песни он слышал от матери, знавшей их большое множество.

Слайд 5

После седьмого класса, твердо решив продолжить дело отца, поступает в Новоторъяльское педагогическое училище. Но зимой 1948 года судьба Эрика круто меняется.Имея хорошие музыкальные данные он поступает в музыкальное училище без музыкальной подготовки. Эрик стал сочинять песни на тексты марийских поэтов. Он всегда приносил на уроки и показывал новые сочинения своему учителю. И после окончания Сапаевым в 1952 году училища по специальности скрипка, учитель и ученик сохраняют человеческие и творческие отношения. Валентин Никитич будет внимательно следить за создаваемыми Эриком в консерватории скрипичными произведениями, исполнять их на марийском радио и всегда будет гордиться творческими успехами своего бывшего воспитанника.

Слайд 6

Основным жанром творчества Сапаева в училищные годы была песня. Именно тогда появились следующие песни: «Нежно, очень нежно», «Огонек», « Торъяльская дорога», «Колыбельная». Именно в этом жанре стала формироваться ведущая черта его композиторского почерка - лирика. Среди инструментальных произведений - Марш для фортепиано. Сапаев играет в симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов. Для последнего он пишет протяжные и танцевальные мелодии Новоторъяльского района. Еще учась на последнем курсе училища, Сапаев начал педагогическую деятельность (ведет класс скрипки в Педагогическом училище), и после окончания музыкального училища он продолжит ее, параллельно занимаясь композицией. Летом 1953 год Союз композиторов и Министерство культуры направляют Э.Сапаева на учебу в Казанскую Государственную консерваторию. Тогда он понял главное: композиторское творчество - это дело его жизни, но требующее постоянного кропотливого труда без ожидания сиюминутного признания или успеха.

Слайд 7

Вокальные жанры по-прежнему занимают в его творчестве ведущее место. И вот в 1955 году Сапаев начинает готовить свой сборник к печати: он пишет клише для печатания. Сборник « Муро влак » («Песни») вышел в марийском книжном издательстве в 1956 году. Сюда вошли 20 песен, разнообразных по содержанию, характеру, настроению. Следом за этим он начал работать над песенным сборником А.И. Искандарова . Культурная жизнь Казани - это та среда, которая духовно и эстетически обогащала консерваторских студентов. Многочисленные концерты, спектакли, творческие съезды, пленумы - все это способствовало музыкально-творческому росту Эрика Сапаева . Сочинения Сапаева исполняют, записывают на радио. О произведениях его похвально отзываются такие композиторы, как Шапорин , Эшпай , Хачатурян, Кабалевский , Хренников. В 1955 году он начинает работать над Симфониеттой. Дипломированным специалистом в 1958 году Э.Сапаев возвращается в родное музыкальное училище. Здесь он преподает музыкально-теоретические дисциплины, а также композицию. Через год после окончания консерватории Э.Сапаев будет принят в члены Союза композиторов СССР. Помимо педагогической деятельности, он активно сочиняет.

Слайд 8

Параллельно с работой либреттистов шло сочинение музыки композитором. Постановка оперы превратилась в праздник музыки не только на сцене, но и в процессе работы. Надо помнить, что первая постановка оперы 5 апреля 1963 года была подготовлена на общественных началах. Композитор присутствовал на всех репетициях, принимал в них самое активное участие. До премьеры оставалось недолго... Но 24 февраля 1963 года композитор внезапно скончался. И это на самом взлете его творческой жизни. Премьера оперы стала ярким музыкальным спектаклем, выдающимся художественным явлением в республике. Эрик Сапаев - композитор, проживший немного, но успевший так много сказать своим творчеством последующим поколениям музыкантов, да и просто любителям и ценителям музыкального искусства. Спустя время после кончины композитора, он был удостоен звания Лауреата премии Марийского обкома комсомола им. О. Ипая (1968) и Лауреата Государственной премии Марийской АССР (1970). Его имя присвоено театру оперы и балета (1994) и Детской школе искусств п.Новый Торъял (1997)

Слайд 9

Акпатыр - первая марийская опера 5 апреля 1963 года вошло в историю культуры и искусства Республики Марий Эл как день рождения первой марийской национальной оперы. В этот день состоялась премьера первой постановки оперы « Акпатыр ». Действие происходит в дни восстания под предводительством Пугачева. Клятву верности делу борьбы приносит марийский богатырь Акпатыр . Но повстанцы отступают, народ в замешательстве. Акпатыр умирает от предательского выстрела в спину. Умирая, Акпатыр призывает присоединиться к русскому народу. Наиболее сильное впечатление в спектакле производит музыка. От начала и до конца она реалистична и народна, вся соткана из льющихся щедрым потоком мелодий. Самая сильная сторона оперы – это ее легендарное, эпико-романтическое начало. Это народные хоры, ожидание и встреча Акпатыра народом, клятвы верности родному краю, красочное воплощение народных обрядов в сцене свадьбы, тема народной песни. Тема родины, судьба народа, его жизнь, быт, история любви Эвики и Эвая , семейная интрига делают оперу общечеловечной по содержанию.

Слайд 14

Детская Школа искусств имени Эрика Сапаева

Слайд 15

То, что он делал…на пользу музыкальной жизни, и культуры в нашей стране, было поистине огромно и замечательно; и это не должно быть и не может быть забыто

Слайд 16

Остался в памяти народной певец родимой стороны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по предмету "Марийская музыка" по теме "Народная песня в произведениях современных композиторов"

Лекция-концерт с презентацией. Знакомство с произведениями марийских, татарского, русского композиторов на основе народных мелодий. Популяризация народных песен с помощью игры на инструментах (гусли -...

Презентация"Наш земляк А.Б. Луппов-известный марийский композитор"

Презентация "Наш земляк А.Б. Луппов-известный марийский композитор"....

первые хоры в марийском крае

в тесте рассматривается вопрос о первых хорах в мар.крае, который был создан еще в 19 веке в селе Еласы.Первый профессиональный хор создал И.С.Ключников-Палантай...

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....

тексты хоров и сольных номеров из опер русских композиторов

Раздаточный материал во время слушания/ просмотра видеофрагментов   хоров и сольных номеров из опер русских композиторов . Все мы знаем,что даже опытному слушателюне всегда понятны слова,поющиеся...

«Героическое прошлое России в произведениях русских композиторов. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».

Одна из важнейших задач современного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственны...