Занятие по предмету "Марийская музыка" по теме "Народная песня в произведениях современных композиторов"
план-конспект занятия по музыке (8 класс) на тему

Гусева Галина Витальевна

Лекция-концерт с презентацией. Знакомство с произведениями марийских, татарского, русского композиторов на основе народных мелодий. Популяризация народных песен с помощью игры на инструментах (гусли - традиционный марийский инструмент, фортепиано, аккордеон) самими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.42 КБ
Office presentation icon nar._pes.ppt1.1 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА»

  • Г.В.Гусева, учитель музыки по классу гуслей,
  • Т.А.Сладкова, учитель музыки по классу фортепиано

  • Тип занятия: лекция-концерт для учащихся 8 класса (2 год обучения).

Тема: «Народная песня в произведениях современных композиторов».

Цель:

  • Продолжить накопление сведений о профессиональной и народной музыке: познакомить учащихся с особенностями народных песен разных народов.

Задачи:

обучающие:

  • приобщить к народной музыке,
  • знакомить с произведениями современных композиторов, использующих народные мелодии,
  • дать информацию о музыке других народов,

развивающие:

  • развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
  • формировать общий кругозор,

воспитательные:

  • развивать эстетический вкус,
  • воспитывать любовь к родным мелодиям,
  • уважительно относиться к мелодиям других народов.

Методы и приемы:

  • наглядный – сборники нот,
  • словесный – беседа, рассказ,
  • практический – игра музыкальных произведений,
  • видеометод.

Реализуемые педагогические технологии:

  • Система развивающего обучения с  направленностью на развитие творческих качеств личности,
  • групповые технологии,
  • развивающего обучения,
  • технология сотрудничества,
  • информационно-компьютерные.

Оборудование:

  • фортепиано,
  • гусли,
  • сборники нот,
  • компьютер,
  • доска с проектором.

Ожидаемый результат:

  • Чтобы учащиеся научились сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (2 мин.)

2. Введение в тему (2 мин)

3. Новая тема: игра произведений, знакомство с композиторами (30 мин)

4. Подведение итогов (5 мин).

     

Г.Г.В. Нас окружает самая разнообразная музыка, как старинная, существовавшая еще в незапамятные времена, так и созданная в наши дни композиторами. Песни и мелодии, которые передаются из поколения в поколение и бытуют в широких слоях населения, называются народными. Их подлинных авторов уже никто не помнит. Народные певцы обычно говорят, что свои песни они усвоили от бабушек. Народная песня, зародившись в устах отдельного лица, совершенствуется последующими поколениями певцов и музыкантов. Но не всякая индивидуальная песня становится народной. Чтобы стать подлинно народной, она должна быть близкой и понятной, соответствовать традициям народа.

    Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи.

Звучит в исполнении ансамбля гусляров «Марш Акпарса» А. Луппова в переложении для ансамбля Г.Гусевой (4 мин)

         

  * На доске  ЛУППОВ Анатолий Борисович - композитор, профессор (1929)        

       

    Г.Г.В. Анатолий Борисович Луппов - автор первого марийского балета "Лесная легенда", за который  присуждена Гос. премия  взял за основу старинный марш, который пришел к нам с 16 века и использовал его в симфонической поэме "Марш Акпарса».  Вы прослушали переложение произведения для ансамбля гусляров, а теперь мы услышим подлинную мелодию марша, обработку которого сделала Анна Романовна Сидушкина, первая профессиональная гуслярша Республики Марий Эл.

                             Н.Гаврилова играет на гуслях «Марш Акпарса» (1 мин)

       А теперь мы послушаем Катю Ванюкову. Она нам приготовила историю о том, как появился этот марш (2мин). 

АКПАРС -

    сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.  Жил в середине 16 века, родился в д. Нуженалы  Горномарийского района Республики Марий Эл.

   Легенда повествует о взятии Казани: «Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда АКПАРС предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. ИВАН ГРОЗНЫЙ обвиняет АКПАРСА в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. «Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала».

     Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью АКПАРСА. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны», подарил Акпарсу золотую (серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.

   Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др.), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова). Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях (нотная запись А. Сидушкиной). Его имя носят в республике кинотеатры, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!".

Установлена  бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой АКПАРС играет на них, а другой приветствует свой народ.

    С.Т.А. Анатолий Луппов – замечательный композитор, а наша землячка, коллега, которая работает в ДШИ им. А. Я. Эшпая Татьяна Васильевна Колесникова – преподаватель по классу фортепиано, пишет музыку, фортепианные пьесы в основу, которых тоже положены народные мелодии горных мари.  Она бережно обращается с национальной мелодикой, значительно расширяет традиционные ладогармонические основы, что отвечает современным исполнительским требованиям и выпустила сборник своих произведений, из которого мы вам покажем две пьесы (показ сборника).

Ансамбль гусляров играет «Ой, вет йыла» (1.30)

Вы прослушали, как звучит произведение «Ой, горит мое сердечко» в исполнении ансамбля гусляров, но написанное для фортепиано, а теперь прослушайте другое произведение -

«Во широком поле», играет дипломант Международного конкурса «На крыльях таланта» Колесникова Алина (3 мин)

Г.Г.В.  Какую горномарийскую народную песню вы услышали в этом произведении?

Т.Семенова и Н.Гаврилова поют тему песни «Кого ныр цицок»(1 мин),

Г.Г.В.  Следующая горномарийская народная песня уже имеет более веселый характер:

    Илья с Таней поют «Алык лапеш», народную песню, которая лежит в основе  произведения «Веселое купание» В.Чернова (3 мин). Ансамбль гусляров исполняет это произведение.

   С.Т.А. На земном шаре живут тысячи народов, каждый из которых имеет свой разговорный язык, часто и музыка их бывает различной. Каждый народ на протяжении своей долгой истории создает только ему присущие песни, танцы, мелодии и ритмы. Характер этих мелодий тесно связан с образом жизни народа, видом трудовой деятельности, его темпераментом и эстетикой. Но исследования ученых показывают, что в музыке различных народов немало и общих черт, то есть язык музыки более интернационален – понятен всем народам. Как известно, татары, марийцы, чуваши существенно отличаются по языку, но если внимательно вслушаться в их музыку, то нетрудно почувствовать и некоторое сходство. Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Ладоинтонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья. Старинные песни и народные танцы девушек  отличаются пластичностью и  грацией, застенчивыми движениями, отсутствием всяких намеков на  размах, раздолье и разгул. И однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте во время танца, и протяжные грустные песни – все это красноречиво говорит о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.

     Послушайте татарскую народную песню. (запись) (1.30)

      С.Т.А. Луиза Миннигалеевна Батыр-Булгари (Батыркаева) принадлежит к числу композиторов, чья музыка получила широкую популярность не только в республике Татарстан, но и далеко за её пределами.

   Основное место в творчестве Л.Батыр—Булгари занимают песни и музыка к театральным спектаклям. Но именно в песне наиболее ярко определился её талант. Она – великолепный мастер всех жанровых разновидностей данной области музыкального искусства, как эстрадно-концертной, бытовой, так и гражданско-патриотической; как сольной, так и ансамблевой, хоровой. Простота и искренность выражения чувств, естественная мелодичность интонаций, музыкальная образность песен Л.Батыр-Булгари привлекают слушателей и исполнителей. Особенно большое внимание Л.Батыр-Булгари уделяет внимание музыке для детей и юношества. В основном – это песни и музыкальные спектакли, отличающиеся яркостью и образностью мелодики, удобные для исполнения самими детьми.

Например: цикл «Деревенские картинки», который состоит из 10 фортепианных пьес: «Рассвет в деревне», «Пастушок играет», «Парень с гармошкой» и т.д.

А одну из пьес нам исполнит Логинова Саша «Дедушка пляшет» (1 мин)

А.Эшпай    

     Г.Г.В. Большой вклад в развитие марийской профессиональной музыки внес выдающийся композитор современности, музыкально-общественный деятель, который весной этого года приезжал к нам с симфоническим оркестром и на сцене нашего ДК имени Я.Эшпая прозвучали его произведения   …(дети говорят) -  Андрей Яковлевич Эшпай, сын известного марийского композитора Якова Андреевича Эшпая. Любовь  к народным напевам, чуткое проникновение в их настроение, смысл, осознание особенностей музыкальных народных интонаций – все это является неотъемлемой частью его жизни и творчества

 

    С.Т.А. Для Эшпая никогда не было чуждым обращение к народному музыкальному творчеству многих народов, например: «Легкие пьесы на темы народов Поволжья», которые включают следующие пьесы: 1. Русская хороводная. — 2. Марийская шуточная песня. — 3. Удмуртская (калмыцкая) песня. — 4. Коми-пермяцкая песня «Бездомная кукушка». — 5. Башкирская песня. — 6. Чувашская песня. — 7. Татарская танцевальная песня.

А.Логинова «Татарская танцевальная мелодия» (1 мин)

    Г.Г.В. Российские композиторы делают много обработок р.н.п., перекладывают их для разных инструментов, Виктор Иванович Маляров — исполнитель, педагог, композитор. Лауреат международных конкурсов и фестивалей, дипломант всероссийских конкурсов, преподаватель класса гармоники в МГМК им. А. Шнитке. Автор концертных произведений и обработок русских народных песен и танцев для баяна, гармоники, гуслей. Сегодня Виктор Маляров один из наиболее исполняемых авторов, создающих музыку для многострунных инструментов в России и других странах. Своим творчеством он стремится показать, что народные инструменты являются неотъемлемым атрибутом сохранения, и развития народно-национального начала. Особую страницу в его творчестве занимает музыка для гуслей звончатых. Он, наверное, как никто другой чутко слышит «душу» этого инструмента. На протяжении многих лет тесного сотрудничества с Любовью Яковлевной Жук созданы много концертных произведений, в основе которых лежит национальный мелос.

  Показ сборников Л.Жук для звончатых гуслей, откуда делаем переложения для гуслей марийских и где много произведений для гуслей написал Виктор Маляров.

Запись с концерта ансамбля «Купина» (2.30)

     Одно из произведений В.Малярова мы вам покажем в исполнении разных инструментов.

«Как у наших у ворот» играет трио преподавателей (2.30)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Народная песня в произведениях современных композиторов»

Слайд 2

ЛУППОВ Анатолий Борисович Композитор, Заслуженный деятель искусств России, Татарстана и Республики Марий Эл. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г.Тукая, Государственной премии Республики Марий Эл.

Слайд 3

Член Союза композиторов России. Почетный работник высшего образования России. Член Санкт-Петербургской Петровской академии наук и искусств. Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл , Татарстана и России Лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая, Государственной премии Республики Марий Эл Им написаны: балеты «Лесная легенда»,"Замок Шеремета", "Прерванный праздник", "Родная земля", увертюры «Пайрем» («Праздник»), «Марийское каприччио», кантата «Славься, земля марийская», четыре концерта для духовых инструментов.

Слайд 4

Татьяна Васильевна Колесникова преподаватель по классу фортепиано Детской школы искусств имени А.Я.Эшпая

Слайд 5

Луиза Миннигалеевна Батыр-Булгари (Батыркаева)

Слайд 6

ПРОИЗВЕДЕНИЯ: музыкальные драмы, комедии, мюзиклы, сказки, поставленные в различных театрах Казани, Альметьевска, Набережных Челнов, Астрахани, Барда (Пермская область). Песенное и театральное творчество композитора неразрывно связаны. Многие песни из спектаклей приобрели самостоятельную жизнь, как на эстраде, так и в быту.

Слайд 7

Андрей Яковлевич Эшпай

Слайд 8

Произведения,написанные на основе народных мелодий «Легкие пьесы на темы народов Поволжья» для фортепиано (1948), Пьесы для фортепиано (1949), «Четыре детские песни» для фортепиано (1961), «Три пьесы для детей» (1952), посвященные чувашскому фольклору Известны также его сборники песенных обработок, каждый из которых посвящен фольклорному творчеству какого-либо народа: «Восемь французских песен» в свободной обработке для фортепиано (1969), «Двадцать пять венгерских песен (Венгерская тетрадь)» (1976), «Две испанские песни» (1979)

Слайд 9

ВИКТОР МАЛЯРОВ Исполнитель, педагог, композитор. Лауреат международных конкурсов и фестивалей Дипломант всероссийских конкурсов Преподаватель класса гармоники в МГМК им. А. Шнитке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Героическая тема в произведениях русских композиторов"

Презентация к уроку музыки для 6 класса на тему "Героическая тема в произведениях русских композиторов"...

Произведения немецких композиторов и башкирские народные песни.

Бинарный урок в 7 и 8 классах (башкирский - немецкий языки)...

Художественные образы в произведениях советских и современных композиторов

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

Мастер-класс «Разучивание произведений калмыцкого композитора П.О. Чонкушова»

Данный мастер-класс был проведен в рамках Педагогической конференции "Региональный компонент в ообразовательной области учреждений дополнительного образования"...