Произведения современных композиторов в репертуаре ДМШ
методическая разработка по теме

Каргаполова Гузель Самигуловна

Методический доклад 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_sovrem._kom.docx18.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

На протяжении 20 столетия облик отечественного музыкального творчества значительно изменился. И одним из ярких открытий стал авангард.  Попросту говоря, эксперементальное музыкальное творчество.  Это условное название различных течений современного искусства.ведущих активный поиск новых выразительных средств.  Корни современного авангарда идут от модернистов нач.20 века.  Очень скоро авангард проявил себя как некая ломающая старый канон сила. Хотя в  « 1-ую волну» авангарда вошли такие композиторы как  И.Стравинский, С.Прокофьев, Д.Шостакович,А. Скрябин – они сохранили старый композиционный тип ( в их произведениях преобладали атональность, додекафония, серийность).В этот период яркими представителями зарубежной школы стали Мессиан, Веберн, Шенберг, Барток, Хиндемит, Берг.

   Так называемая « 2-ая волна» пришлась на середину века. В это время творили А.Волконский, А. Шнитке, Э.Денисов, Ю.Слонимский , С. Губайдулина, Б. Тищенко, Р. Щедрин – эти авторы в своих произведениях использовали только современные техники письма(сонорика, элекронная и конкретная музыка).  Зарубежные – Булез, Штокхаузен, Кейдж, Крам, Пендерецкий, Лютославский. Множество стилевых ответвлений в музыке 20 века принесло сотворение новых технологий творчества, современных методов композиции.

Ниже приведены основные:

  1. Серийно – додекафонная техника – возникла в процессе развития атональной музыки.(Основатель- Шёнберг). В основе – 12 тонов хроматической гаммы, трактуемых как единство – серия. Серия представляет собой избранный автором для данного сочинения комплекс интервалов. Ни один из звуков серии не повторяется, и порядок звуков – строго определенный. Принцип использования – постоянные повторение серии. Она может проводиться горизонтально (как мелодия) – бывает из 44 звуков, или из 6; может быть целотонная  гаммой, или соединить в себе разные аккорды. Предпосылками додекафонии стала свобода диссонанса и полная утрата организующий силы тональности.
  2. Пуантилизм – значит «письмо точками». Специфика состоит в том, что музыкальная мысль излагается не в виде мелодии или протяженных аккордов, а с помощью отрывистых (как бы изолированных) звуков, а также коротких мотивов ( 2-3 звука), преимущественно с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в разных регистрах.
  3. Сонорика (лат.звучный, шумный, звонкий). Вид современной техники композиции, использующий главным образом красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцируемые. Специфика сонорики в выдвижении на первый план краски звучания. Сонорную окраску обычно имеют созвучия-кластеры.
  4. Алеаторика (лат. Жребий,случайность) – это метод композиции, предполагающий случайную последовательность музыкальных элементов. Как метод она развилась в противовес строгому варианту серийной музыки и стала принципом формообразования.

Конечно, чтобы охватить все направления в искусстве 20 века нужен глубокий анализ творчества каждого композитора отдельно. Но поскольку у нас стоит другая задача, а именно – узнать о композиторах, которые пишут для детей.

       Ведь многие из них живут рядом с нами в одно время и, к сожалению малоизвестны.

Зачастую происходит так, что поступая в колледж искусств студенты не знают современной музыки, ее сложного языка, возможно, пугаются нечеткой структуры. Но если мы, педагоги –пианисты будем с постоянством обновлять классический репертуар произведениями композиторов- современников, то проблем с восприятием новой музыки не будет.

   Такие авторы, как Ю. Савельев, Н. Мордасов, Вл. Коровицын, Ю.Савалов, В.Гаврилин, Вл.Мартынов, И. Парфенов и мн.другие, живут и сочиняют в наше время. Их сочинения разножанровые, разнохарактерные, в основном – програмные. В большинстве случаев- отсутствие простых бытовых жанров (менуэтов, вальсы, мазурки). Авторы, как будто, хотят выйти за пределы обыденности  и эксперементируют с музыкальными формами. В уже известные формы (соната, рондо, фортепианные миниатюры, циклы пьес) вносятся современные черты. Это происходит путем обновления музыкального языка, переосмысления традиционного содержания жанров и форм.Нередко использование в современной музыке техник коллажа, цитат известных мелодий или аллюзии. В 20 веке произошли значительные изменения музыкального ритма. Он стал основываться на принципе нерегулярности, ассиметрии. В нормой становится переменный размер, многообразие ритмических рисунков. Во второй половине 20 века среди форм ритмической организации заметное место заняли ритмические серии. Происходит отступление от тактовой системы, нотация без фиксированных длительностей.  В сборниках пьес, написанных для детей, также встречаются политональные, атональные произведения, пьесы, в которых присутствует шумовая ритмическ. Возникновение в 20 веке нетрадиционного склада музыки, который нельзя отнести ни к гармоническому, ни к полифоническому, предопределило появление в произведениях композиторов своеобразной фактурой. Традиционные терцовые аккорды часто уходят на второй план, уступая место секундовым созвучиям, квартовым аккордам, кластерам. Мелодии композиторов, уходят от привычной певучести: они теряют свою вокальность, становятся острыми, угловатыми, что создаётся обилием больших скачков, диссонансами. Используются и выразительные возможности секундовых и терцовых ходов, возвращение к одному устою, что придает мелодиям черты человеческой речи. В некоторых сочинениях мелодия в её традиционном виде попросту отсутствует. Сонорные принципы композиции предполагают оперирование целыми звуковыми комплексами. При этом вся «ответственность» за развитие драматургии переходит к другим композиционным средствам: динамике, ритму, гармонии, агогике. Современная музыка отличается частым применением синкоп, резких акцентов, неожиданной сменой динамики, тональности, регистра. 

Новые музыкальные течения 20 века принесли с собой и некоторые изменения способов нотной записи. Появляются обозначения, выдвинутые тем или иным композитором, и не получившие применения за пределами его собственного творчества.  Вместо точной фиксации тона конкретными нотами появляются линии, извилистые дуги, графические схемы, напоминающие запись кардиограммы сердца и другие новые знаки, отражающие тот или иной тембр звучания или игру на открытых срунах рояля. К новой технике нотации следует отнести и кластеры, которые могут играться пальцами, ладонью или локтем.

Знакомство с новаторскими изменениями в произведениях композиторов 20-21 веков позволяет наставнику и ученикам идти в ногу со временем, расширяет кругозор учащихся, делает музыку, написанную современным языком, более доступной детскому восприятию.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Героическая тема в произведениях русских композиторов"

Презентация к уроку музыки для 6 класса на тему "Героическая тема в произведениях русских композиторов"...

Произведения немецких композиторов и башкирские народные песни.

Бинарный урок в 7 и 8 классах (башкирский - немецкий языки)...

Занятие по предмету "Марийская музыка" по теме "Народная песня в произведениях современных композиторов"

Лекция-концерт с презентацией. Знакомство с произведениями марийских, татарского, русского композиторов на основе народных мелодий. Популяризация народных песен с помощью игры на инструментах (гусли -...

Художественные образы в произведениях советских и современных композиторов

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

ПЬЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В РЕПЕРТУАРЕ ДШИ И ДМШ. Методический разбор пьес Алексея Хевелева и Натальи Тороповой

Методический доклад с иллюстрациями на тему: "Пьесы современных российских композиторов в репертуаре ДМШ и ДШИ". Методический разбор пьес А.Хевелева и Н.Тороповой.В настоящее время обучение ...

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ ИЗ РЕПЕРТУАРА УЧАЩИХСЯ ДМШ»

Педализацию невозможно точно зафиксировать и записать в нотах.  Записать можно только идею. Точное время и глубину нажатия записать сложно и практически невозможно. Педализация, как и игра руками...