Открытый урок Музыка 5-6 класс ОВЗ "Народная песня в творчестве русских композиторов"
план-конспект по музыке

Блохина Татьяна Сергеевна

Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов. Композитор, дирижер, музыкант.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид:   урок – размышление

Цель:

На основе чувственных ощущений сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Задачи:

- научить выделять художественные связи между музыкой и живописью;

- закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;

- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, аккордеон, народные музыкальные инструменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок Музыка 5-6 класс ОВЗ26.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щекинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по музыке

5-6 класс ОВЗ

Тема урока: «Народная песня в

творчестве русских композиторов».

Композитор, дирижер, музыкант.

Дата урока: 26.02.2020                                                           Класс: 5 и 6 ОВЗ

Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов. Композитор, дирижер, музыкант.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид:   урок – размышление

Цель:

На основе чувственных ощущений сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Задачи:

- научить выделять художественные связи между музыкой и живописью;

- закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;

- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, аккордеон, народные музыкальные инструменты.

Ход урока:

І. Организационный момент.

1.Звучит музыка П.И.Чайковского (симфония №4)

1 слайд

ІІ. Работа по теме.

- Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в одном из литературных произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого (зачитать цитату Л.Н.Толстого, написанную на доске):

                                                                      «Что такое музыка? Что она делает?

                                                                        И зачем она делает то, что делает?»

                       Л.Н.Толстой

- Начнем мы наш урок-размышление не как обычно, с музыки, а с обращения к картинам известных русских художников. (На экране - репродукции картин:  И.Шишкин «Мельница в поле»

4слайд

                                      П.Брюллов «Пейзаж с рекой»

5 слайд

                                      И.Левитан «Березовая роща»

6 слайд

                                      И Левитан «Весна - большая вода»

7 слайд

                                      И.Левитан «Вечерний звон»

- Что изображено на всех этих картинах? (Природа)

- Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах? (величие природы, неброская красота и застенчивость в простоте)

- Что объединяет все картины? (Мы видим русские просторы, русские березы, поля, реки… Это русская природа.)

- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины? (Теплоту, спокойствие, любовь к родной земле, свободу, вдохновение, хочется петь…)

- Ребята, а к какой картине звучала музыка в начале урока и почему? Какую русскую народную песню напомнила мелодия?

П.И.Чайковский говорил, что «проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки».

Его привлекала необычайная прелесть, выразительность и разнообразие мелодии русской народной песни.  Мы прослушали с вами 4 симфонию П.Чайковского, в финале которой звучала русская народная песня «Во поле береза стояла».

- Ярко и звучно в оркестре  играют медные духовые инструменты. Какие? (трубы, тромбоны, тубы)

- Нежно и мягко вступает струнная группа инструментов. Назовите их. (скрипки, альты, виолончели)

- А давайте, ребята, сами попробуем стать музыкантами-исполнителями оркестра народных инструментов, сыграем и споем песню «Во поле береза стояла».

 (Поют и играют на ложках, бубне, треугольнике, тамбурине)

Давайте сформулируем тему урока. Где же сегодня будет встречаться русская народная песня? А без кого не может существовать мелодия?

Откройте тетради. Запишите тему урока.

Вся Россия здесь просится в песню и воспевается художниками и поэтами:

                                         Поля и долы. Синь какая!

                                         Везде струится дивный свет.

                                         Земля моя. Конца и краю

                                         Такому нет, такому нет.

                                          И в мире нет подобной сини,

                                          И не дано ей умереть,

                                          Покуда солнцу над Россией

                                          И красоваться и гореть.

                                                                        (А.Прокофьев)

- Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского во всем мире узнают как музыку русскую, Шопена – как польскую, Грига – как норвежскую.

  • Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
  • Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней , мотивом . Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни .
     Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.

ІІІ. Слушание  и анализ музыкального произведения.

  В концерте №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинов использовал в главной мелодии интонации, созвучные народной песне.

2. (Прослушивание главной мелодии 1 части концерта №3, пропевание мелодии)

- Давайте прослушаем мелодию и попробуем ее пропеть.

  • История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. 
  • «Создаёт музыку народ, а мы,  художники,  её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал         когда – то М.И. Глинка.

К лучшим произведениям  М.И. Глинки написанным    на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия            
                  «Камаринская».

Давайте прослушаем произведение. Представим себя в роли дирижера и продирижируем ее.

3. Слушание «Камаринская».

  • Другим ярким представителем русских композиторов является 
    Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка  в опере «Сказка о царе Салтане» ,  используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .

Ребята, попробуем себя в роли музыкантов. Возьмите пожалуйста, ложки.

 4. Слушаем музыку «Во саду ли, в огороде» и играем вместе с симфоническим оркестром.

- Ребята, скажите, а какой праздник приближается? Масленица.

- В опере-сказке «Снегурочка» Римского-Корсакова, написанной по пьесе А.Н.Островского, звучит несколько песен Леля.

Каждая как бы соткана из народных напевов. Задушевные песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью.

5. Послушайте хор «Проводы Масленицы».

- Что роднит ее с народными напевами?

6. Работа с учебником.

5 класс- стр.28-29

6 класс- стр.48-49

Кто воплощал народное творчество в жизнь. Как называли этих людей в Древней Руси?

IV. Разучивание песни «Мы блинов давно не ели».

V. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

Игра-тест  «Верите ли вы, что…»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

- Верители вы, что русская песня поется только хором?

- Верите ли вы, что Н. А. Римский-Корсаков сочинил фантазию на тему «Камаринской»?

- Верите , ли вы, что музыка не существует без композитора, музыканта и дирижера?

Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

VI. Домашнее задание.

5 класс- подобрать стихи о природе, созвучные музыке Чайковского

6 класс – сообщение дирижеры мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»

На уроке определяли грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?...

Конспект урока музыки в 3 классе "Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама "

Тип урока: углубление знаний.Вид урока: урок – исследование.Формируемые УУД Педагогические цели: Формирование трепетных, нежных чувств к матери, воспитание духовно-нравственных качеств...

Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.Задачи:Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского н...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока музыки в 8 классе на тему: «Песни, опаленные войной»

Данный урок имеет нравственно – патриотическую направленность. Знакомит учащихся с известными военными песнями. Он содержит новые интересные материалы о песнях. Формирует у учащихся чувство патр...