Универсальные учебные действия
презентация к уроку по музыке на тему

Баканова Ольга Сергеевна

Универсальные учебные действия:

преемственность формирования между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.pptx1.15 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Универсальные учебные действия: преемственность формирования между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Выполнила О.С.Баканова МКОУ « Военногородская СШ №18» Г.Ефремов, 2016 г.

Слайд 2

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства с учетом государственных, социальных, личностных потребностей и интересов. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала образовательных стандартов второго поколения. По мнению педагогов-исследователей, развитие личности в системе современного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов. Приход ребенка в начальную школу - это не только изменение режима повседневной жизни и необходимость ответственного отношения к процессу обучения, но и изменение нравственно-воспитательного климата, когда ребенок на новом уровне продолжает постигать накопленный веками опыт поколений. Одной из актуальных задач школьного образования становится овладение учащимися УУД, выступающее как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД как обобщенные способы действий открывают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях, создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. совершенствование умения учиться.

Слайд 3

Изучением проблемы выявления и классификации общеучебных умений и навыков, а также разработкой методики их формирования занимались такие исследователи, как Ю.К. Бабанский , Е.В. Ковалева, А.В. Усова, Т.Н. Шамова и др. Особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков описаны в работах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова , Г.А. Цукермана , Д.Б. Эльконина , Г.Д. Кириллова и др. Вопросы формирования общеучебных умений и навыков в области искусства рассматривались Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым, Л.А. Безбородовой, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской , Е.Д. Критской, М.С. Осеневой,Г.П . Сергеевой, Л.В.Школяр и тд . Как считают авторы, учебная деятельность со свойственной ей специфической структурой, включающей учебные цели и задачи, учебные действия, контроль и оценку, даже при наличии соответствующих предпосылок складывается не сразу. Ее становление происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. Не является исключением и предметная область « Искуство », в частности, деятельность педагога-музыканта. При этом учителем оцениваются не только сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний. Исследователи также отмечают, что оценивать готовность школьников к обучению на каждой новой ступени образования следует не на основе знаний, умений и навыков, а на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.

Слайд 4

Однако, несмотря на наличие работ, раскрывающих общие и специфические особенности изучаемой проблемы, можно констатировать, что мало разработанными остаются вопросы преемственности формирования общеучебных умений и навыков между дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) и начальной школой. В данном случае основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться. Поэтому одной из актуальных задач педагога-музыканта становится формирование художественно-музыкальной культуры учащегося как части его духовной культуры, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться базой самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности. В связи с перечисленным мы можем утверждать, что большими возможностями формирования общеучебных умений и навыков обладают занятия искусством, в частности, приобщение подрастающего поколения к миру музыки.

Слайд 5

При интенсивности изучения в педагогических исследованиях вопросов формирования УУД, проблема использования потенциала музыки, несомненно, нуждается в дополнительных исследованиях. Это подтверждается и следующими противоречиями: - между значимостью проблемы формирования УУД у детей младшего школьного возраста и недостаточной ее теоретической и методической разработкой; - между имеющимися современными методами формирования УУД у младших школьников и недостаточной разработанностью методов, средств и приемов их развития в музыкальной деятельности. Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили цель нашего исследования - обосновать возможности занятий музыкой для повышения эффективности формирования универсальных учебных действий.

Слайд 6

Объект исследования: учебный процесс начальной общеобразовательной школы. Предмет исследования: деятельность педагога-музыканта по формированию универсальных учебных действий младших школьников. Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий в начальной школе будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: - владение педагогом-музыкантом современными технологиями, использование в учебно-воспитательном процессе специальных методик и упражнений, направленных на осмысленное восприятие детьми произведений музыкального искусства, стимулирование творческой деятельности; - осуществление преемственности между формированием предпосылок УУД на музыкальных занятиях в ДОУ и на уроках музыки в начальной школе.; - сочетание индивидуальных и групповых форм работы в процессе включения их в различные виды творческой музыкальной деятельности детей. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи : 1) рассмотреть сущностные характеристики универсальных учебных действий школьников на основе существующих подходов, описанных в нормативных документах, психолого-педагогической и методической литературе; 2) выявить педагогические условия формирования универсальных учебных действий в начальной школе; 3) обобщить и систематизировать приемы развития универсальных учебных действий в музыкальной деятельности детей; 4) провести опытно-экспериментальную работу по формированию универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе

Слайд 7

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, учебно-методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта в области музыкального образования и воспитания; наблюдение; анкетирование, опытно-экспериментальная работа, анализ ее результатов. База исследования: МДОУ « Военногородской детский сад общеразвивающего вида» и МКОУ « Военногородская СШ №18» п. Всточного Ефремовского района Тульской области.

Слайд 9

«В гости к Маше», занятие в детсаду проведено совместно с уч-ся 7 класса. Новогодние приключения, для мл. дошкольников и уч-ся начальных классов

Слайд 10

В данной работе мною затронута одна из актуальных проблем современной музыкально-педагогической теории и практики: формирование УУД у младших школьников на уроках музыки. Владение УУД ведет к формированию способности самостоятельно добывать новые знания, умения и компетентности, позволяет человеку осваивать информацию на всех этапах своей жизни. Именно в начальной школе закладываются основы музыкальной грамотности детей; именно в это время необходимо знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и исторических периодов. Уроки музыки ориентированы на глубинное понимание и переживание учащимися эмоционально-образного языка музыки и играют решающую роль в формировании у детей художественного вкуса, эстетической культуры и эстетического отношения к действительности и искусству. Они представляют собой сложное единство самого музыкального искусства, его теории и истории, навыков практического музицирования . Необходимо отметить, что проблема формирования УУД младших школьников рассматривается в настоящее время в русле проблемы формирования основ музыкальной культуры.

Слайд 11

Под музыкальной культурой личности, отмечает Д.Кабалевский , понимают ее индивидуальный социально-художественный опыт в области музыкального искусства, содержание эстетического, ценностного, личностного отношения к музыке. Л.В.Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) не возможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Компоненты музыкальной культуры не могут быть независимыми, а только взаимосвязанными, то есть, исходить из общего основания, выражать некоторое генетическое отношение музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и самого процесса ее формирования, значит и формирования УУД. Один из важных компонентов музыкальной культуры - музыкальная грамотность. Его же можно назвать и одним из ее показателей, включающих такие составляющие, как: наличие способности чувствовать и воспринимать музыкальные произведения, эмоциональную отзывчивость; ориентированность в музыкально-драматургических процессах, средствах музыкальной выразительности; владение определенным багажом музыкально-теоретических знаний, умений и навыков. Чтобы успешно развивать музыкальную культуру ребенка, современному педагогу-музыканту необходимо владеть технологиями и методиками преподавания музыки, особо уделяя внимание формированию предпосылок УУД, начиная с дошкольного возраста.

Слайд 12

Анализируя литературу по данной проблеме определились следующие педагогические условия: - владение педагогом-музыкантом современными технологиями, использование в учебно-воспитательном процессе специальных методик и упражнений, направленных на осмысленное восприятие детьми произведений музыкального искусства, стимулирование творческой деятельности; - осуществление преемственности между формированием предпосылок УУД на музыкальных занятиях в ДОУ и на уроках музыки в начальной школе.; - сочетание индивидуальных и групповых форм работы в процессе включения их в различные виды творческой музыкальной деятельности детей. Также нами были обозначены следующие критерии музыкальной грамотности школьников. Среди них: - наличие способности «открывать» себя через музыку, чувствовать и воспринимать музыкальные произведения; - степень внутренней открытости для постижения незнакомой музыки, сопричастности к стоящим за содержанием музыкального произведения жизненными явлениями, эмоциональная отзывчивость; - ориентированность в музыкально-драматургических процессах, средствах музыкальной выразительности; - владение определенным багажом музыкально-теоретических знаний, умений и навыков.

Слайд 13

На основании выявленных критериев обозначены три уровня развития музыкальной грамотности учащихся как основы формирования УУД на уроке музыки: высокий, средний, низкий. С целью решения основных задач была проведена работа по выявлению музыкальной грамотности на уроках музыки у детей младшего школьного возраста. Педагогический эксперимент был проведен на базе МДОУ « Военногородской детский сад общеразвивающего вида» и МКОУ « Военногородская СШ №18» п. Всточного Ефремовского района Тульской области в 2014-2015 учебном году.. Организация исследования осуществлялась по следующим этапам: 1) проведение диагностического исследования с целью выявления первоначального уровня развития музыкальной грамотности учащихся на уроках музыки. 2) разработка содержания, внедрение разработанной нами методики формирующего эксперимента. 3) анализ, обработка и систематизация полученных результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.

Слайд 14

Акцент в работе ставился как на приобретение теоретических знаний, так и на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Главным являлись не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Результаты опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику развития музыкальной грамотности и формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста, что в целом подтвердили положения выдвинутой нами гипотезы. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. В то же время данная работа не претендует на завершенность исследования и требует рассмотрения и изучения различных аспектов формирования универсальных учебных действий на уроках музыки в различные возрастные периоды.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...