Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокально-хорового кружка
статья по музыке на тему

Разумова Надежда Ильинична

Особенностью занятий вокально-хорового кружка является организация разных форм музыкальной деятельности учащихся. Каждый занятие в кружке содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.Одна из основных задач : снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятиях

 вокально-хорового кружка

                                   Концертмейстер МБОУ "Килемарская СОШ"

                                                            Разумова Надежда Ильинична

Особенностью занятий вокально-хорового кружка является организация разных форм музыкальной деятельности учащихся. Каждый занятие в кружке содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач : снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. На занятиях большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру. У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое выговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием). Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене используются: логоритмика,  ритмотерапия, фольклорная арттерапия и другие формы.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха .Внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

На занятиях провожу такие музыкальные физминутки, как:

1.Если нравится тебе, то делай так /приседаем/
  Если нравится тебе, то делай так /приседаем/,
  Если нравится тебе, ты другому покажи,
  Если нравится тебе, то делай так /приседаем/.

2. Меняем движение. Например: прыгаем.

3. Меняем движение. Например: топаем.

4. Меняем движение. Например: хлопаем.

5. Все движения повторяем поочереди.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Вот только несколько высказываний о роли движения в музыке:

“Простым жестом – взмахом руки – можно гораздо больше объяснить и показать, чем словами. (Г.Г.Нейгауз).

Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на занятиях кружка, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

На занятиях используются простейшие движения, они понятны и доступны всем обучающимся:

- марширование;

- движение рук (фразировка);

- элементарные танцевальные движения;

- игра на воображаемых музыкальных инструментах;

- условное (графическое)изображение музыки;

- “свободное дирижирование”.

В основе этих движений лежат следующие музыкально-двигательные задания:

- показ пульса (одной из сторон метра);

- размера (пульса, организованного метром);

- ритмического рисунка (чередование различных длительностей);

- фразировки.

С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития:

- усвоение основных тем программы;

- осмысление закономерностей музыкального искусства;

- постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение;

- развитие музыкальности;

- активизация процессов познания и деятельности учащихся;

- формирование двигательной сферы и т.п.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект.

Рассмотрим некоторые виды музыкально-ритмических движений и их значение на занятиях кружка  младших школьников.

Марширование

Задачи:

- научить культуре марширования;

- четкому вступлению и завершению движения;

- помочь осознать особенности жанра “марш” и его видов;

- научить определять национальный колорит маршей разных народов и их общих черт.

Движение рук (фразировка)

Этот вид движения требует внимания, помогает выработке навыков вокально-хоровой работы, средств выразительности (темп, динамика), изобразительности в музыке.

“Во поле береза стояла” - показ фраз руками помогает работе над высокой певческой позицией – кантиленой, дыханием, мягкой атакой, одновременным вступлением и окончанием фраз.

“Уж как шла лиса” - передает шаг лисы, мягкость ее жестов, что помогает формированию мягкой атаки, кантилене, верному звукообразованию, чистому интонированию большой секунды.

“Карусель” - круговое движение руки подчеркивает изобразительность в музыке, передает движение мелодии и способствует формированию вокально-хоровых навыков.

 Пластические импровизации продолжают линии развития эмоционального отклика детей на музыку. Для пластических импровизаций и этюдов подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.  

  1. Игра на воображаемых инструментах.  
  2. Создание самых различных образов.  
  3. Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты – дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыкой увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.

Танцевальные движения

Этот вид движения на занятиях наиболее интересен и разнообразен. Он требует творческого подхода  и четкой продуманности назначения изучаемого танца, методики его преподавания.

Уже с первых уроков обучающиеся показывают движением разнообразие видов жанра.

Танец “Вальс” - покачивание головы, корпуса.

“Полька” - выделение акцента хлопками, отбиванием воображаемого мяча.

Хоровод “Со вьюном я хожу” - помогает освоению особенностей народных песен-танцев.

Основные задачи при работе над танцевальными движениями следующие:

- подчеркнуть особенности жанра – танец;

- осознать разнообразие их видов и особенностей;

- подчеркнуть национальный колорит произведения;

- способствовать культуре исполнения танца.

Фольклорная арттерапия. Арттерапевтические методы и приемы, применяемые на занятиях, направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

     Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах, таких, как «Каравай», «Капустка», «На горе-то калина» и другие. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и инсценирование русских народных песен.  

Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на занятиях является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.

  1. Мелодизация собственных имен.
  2. Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
  3. Мелодизация образов животных («Танец медведя», «Ленивый ежик», «Хоровод белок»).
  4. Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь», «Восход солнца», «Песенка веселого ручья»).

 Широко используется инструментальное музицирование – включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения как фольклорных, так и сочинений композиторов. Здесь ставится задача развития координации простейших движений при игре на ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках и т.д.

 Шумовой оркестр – игра, где есть место для фантазии. Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе. 

 Звучащие жесты – игра звуками всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма.

 Игры голосом позволяют детям исследовать богатейшие колористические возможности человеческого голоса: свист, шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов, вздохи, выдохи, возгласы.

Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти.  

Вокалотерапия Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.  А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Гласные звуки 

 А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

 Э- улучшает работу головного мозга;

 И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

 О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

 У- улучшает дыхание;

 Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Согласные звуки (лучше их пропевать)

 В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

 С – лечит сердце, легкие;

 Ч – улучшает дыхание;

         К, Щ – лечат уши;

 М – лечит сердечные заболевания.

Ритмотерапия

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогает младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный терапевтический эффект.

а) Музыкально-ритмические упражнения.

1. «Прогулка по сказочному лесу»    Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, величественную природу.

2. «Праздничный марш»   Представить себя идущим на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята.

3. «Порхающая бабочка». Легкие пружинистые шаги или приседания с взмахами рук (ребенок изображает бабочку).

4. «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет в зеркальном отражении.

5. «Делай, как я». Ученики повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый учащийся должен побывать в роли ведущего, стараясь показать другие движения.

6. «Вечное движение». Групповая ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ученик придумывает собственные оригинальные движения.

7. «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно дается команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выразить. Одни и те же повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и бедности эмоций.

б) Ритмические упражнения.

1. «Ритмическое эхо». Учитель показывает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

2. Ритмизация собственных имен и фамилий.

3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, бег, рубка дров, гребля и др.).

4. Ритмизация движений различных животных.

5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.

6. «Полька сидя».

7. «Ладушки». (Эта игра развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).

Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

Улыбкотерапия. 

Как полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на занятии и улыбка самого ученика. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Музыкатерапия. Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом.

Музыкатерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить.

Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

“Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми.

“Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.

“Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.

На основе наблюдений за детьми в процессе звучания музыки следует отметить:

- используйте для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям;

- продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания.

Результаты применения элементов музыкотерапии свидетельствуют о том, что обучающиеся становятся более спокойными и доброжелательными, лучше усваивают учебный материал.

Результатами  музыкально - оздоровительной работы являются:

– Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

– Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;

– Повышение уровня речевого развития;

– Снижение уровня заболеваемости;

– Стабильность физической и умственной работоспособности учеников.    Снижение утомляемости детей к концу занятия.

Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капли, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9"теремок" г. Конаково

Здесь описывается план музыкального занятия кружка "Весёлые нотки"....

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке "Цветочный дизайн"

Опираясь на народную мудрость: "Лучше предупредить, чем предотвратить", понимаешь, что одной из важнейших задач образования является воспитание здоровой, социально адаптированной личности. В статье ра...

Музыкально-дидактические игры на занятиях вокально-хорового кружка.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В этом дидактическом материале представлены музыкальные игры....

Конспект итогового занятия вокально-хорового кружка «Колокольчик» «Очень весело живем потому, что мы поем!»

Цель: Закреплять вокально-хоровые навыки у детей подготовительной группы через различные виды певческой деятельности. Задачи: Способствовать формированию певческих навыков детей и здорового голос...

Внеклассное занятие: Вокально-хоровая деятельность.

Разработка музыкального занятия для детей подготовительной группы «Вокально-хоровая работа с детьми неправильно интонирующими»....