Д.Д.Шостакович. Личность художника.
материал по музыке на тему
Внеклассное мероприятие к 110-й годовщине Д.Д Шостаковича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ 110 ГОДОВЩИНЕ Д.Д.ШОСТАКОВИЧУ.
«Д. Д. ШОСТАКОВИЧ. ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА»
Составитель: Запорожченко С. Д., учитель музыки
2016г.
Цель: знакомство с творчеством Д. Д. Шостаковича, значение его в истории моровой художественной культуры.
Задачи образовательные:
— расширение знаний о творчестве Д. Д. Шостаковича;
— обогащение музыкально-слухового опыта учащихся.
Задачи развивающие:
— развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
— развитие интереса к музыке;
— развитие образного и ассоциативного мышления.
Задачи воспитывающие:
— воспитание личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Шостаковича;
— уважение к истории, музыкальной культуре.
Материально-техническое обеспечение:
I. Использование фотоматериалов:
- «Мария, Митя и Зоя Шостаковичи, 1913г.»
- «Улица Марата, 9 — дом детства и юности»
- «Дмитрий Шостакович-студент, 1923 г.»
- Дмитрий Шостакович с квартетом Глазунова
- «В осажденном Ленинграде Шостакович играет “Ленинградскую” симфонию, 1941г.
- «Шостакович работает над “Ленинградской” симфонией, 1941 г.»
- «Шостакович над партитурой»
- «На улице блокадного Ленинграда. Афиша, извещающая о третьем и четвертом исполнении Седьмой симфонии, 1942 г.»
- «Репетиция оркестра Ленинградской филармонии под управлением К.И. Элиасберга»
- «Концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, дирижер Е. А. Мравинский»
- «Шостакович на репетиции»
- «С детьми Максимом и Галей, конец 40-х гг.»
II. Использование видеоматериалов (фрагменты фильмов):
- «Шостакович. Пятая симфония. Дирижер Е. А. Мравинский»
2. «Альтовая соната». Режиссер А. Сокуров
III. Использование аудиоматериалов:
- Шостакович. Восьмой квартет. Исполняет Emerson string quartet.
- Шостакович. Прелюдии. «Фантастические танцы». Исполняет Е. Либерман.
IV. Использование литературы:
- Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант // «Ад! Где твоя победа?». — СПб., 1993.
- Лукьянова Н. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. — М., 1980.
- Мейер К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. — СПб., 1998.
- Фрид Г. Музыка и молодежь. М., 1991.
Мероприятие проведено для учащихся 6–7 классов.
На экране портрет композитора за рабочим столом. Звучит Восьмой квартет, вторая часть.
Д. Д. Шостакович — великий композитор XX века. Его музыка — сильнейшее художественное воплощение нашего времени. Судьба страны, собственная судьба композитора привели к созданию произведений потрясающей силы. О том, что происходило в нашей стране и во всем мире, Шостакович говорил с остротой личного переживания. Вспомним, каким был XX век. Много трагических событий в истории нашей страны и мира — революция, сталинские репрессии, Великая Отечественная война. Музыка Шостаковича с огромной силой обличает все враждебное человеку — несправедливость, насилие, жестокость, подавление человеческого достоинства.
«… Ни одно столетье, ни одна культура не знала композитора, который брал бы на себя столько, сколько Шостакович… Родившись в России XX века, Шостакович решал задачу, которую никогда не решали композиторы… Никогда музыка не была документальна. Шостакович документален. Но назначение документа есть свидетельство. XX век — век свидетельств, это он, по существу породил киносъемку и звукозапись, это его герои — хроникеры, снимающие под пулями.
25 сентября 1906 года в России должен был родиться Дмитрий Шостакович, ибо Россия знала, что ее ждет, и нуждалась в гениальном музыканте-свидетеле» (Л. Гаккель).
Каким образом композитор претворяет в звуках то, что происходит вокруг него? Что он передает в музыке? Возможно, личность Шостаковича, его творческий, жизненный путь смогут подсказать нам ответ.
Фотографии:
«Мария, Митя и Зоя Шостаковичи, 1913г.»
«Улица Марата, 9 — дом детства и юности»
«Дмитрий Шостакович-студент, 1923 г.»
Музыка: Прелюдии. «Фантастические танцы»
Творческая биография Д. Д. Шостаковича тесно связана с Петербургом,в городе он жил вплоть до 1942 года, написал ряд своих лучших произведений. Многие его сочинения впервые прозвучали именно здесь.
Д. Д. Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец, инженер-химик, работал в Главной Палате мер и весов, основанной Д. И. Менделеевым, и принадлежал к числу близких сотрудников ученого. Мать была превосходным педагогом фортепианной игры для начинающих. Под ее руководством будущий композитор и две его сестры начинали учиться музыке.
С детских лет Шостакович рос и воспитывался в музыкальной атмосфере. Музицирование в доме Шостаковичей, как и во многих интеллигентных домах Петербурга, было естественной и органичной частью семейного быта. Охотно пел под гитару отец, подолгу седела за роялем мама. За стеной, в соседней квартире жил виолончелист, и иногда складывался ансамбль — квартет или трио. С воодушевлением и радостью играли Гайдна и Моцарта, Чайковского и Бородина. Все это глубоко запечатлелось в музыкальной памяти мальчика.
Хорошее образование не мыслилось без музыки и девяти лет Митя начал заниматься игрой на фортепиано под руководством матери. Успехи проявились так скоро, что через пару месяцев мальчика повели в дом на Владимирском проспекте, где находились пианистические курсы И. Гляссера. К началу учебы на курсах относится и первая тяга к сочинительству, которая сразу стала упорной и неукротимой. Едва ли не первой из известных нам композиторских проб Шостаковича была фортепианная пьеса «Солдат».
«В нашей семье горячий отклик находили события Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Поэтому неудивительно, что уже в детских сочинениях, написанных в эти годы, сказалось мое стремление как-то отражать жизнь. Такими наивными попытками “отражать жизнь” были мои пьесы для фортепиано — “Солдат”, “Гимн свободе”, “Траурный марш памяти жертв революции”, написанные в возрасте девяти – одиннадцати лет»[1].
Сами названия пьес раскрывают полную определенность намерений и интересов юного автора. Он родился через полтора года после Кровавого воскресенья и за одиннадцать лет до Октябрьской революции. Однозначности и ясности в мире не было… Первая мировая война огрызалась бравыми газетными заголовками, кровью, грязными обмотками инвалидов на улицах. Не все происходящее было понятно, Он впитывал и осмыслял колеблющийся мир с детским любопытством, а память с недетской цепкостью исподволь накапливала звуки и краски грозных дней.
Восторженно относились к юному композитору-пианисту все, кто слышал его тогда. Игра его уже запоминалась и заставляла взрослых напряженно вслушиваться в рождающуюся под детскими пальцами музыку. Вот как это описывает Константин Федин: «Чудесно было находиться среди гостей, когда худенький мальчик, с тонкими поджатыми губами, с узким, чуть горбатым носиком, в очках… абсолютно бессловесный, злым букой переходил большую комнату и, приподнявшись на цыпочки, садился за огромный рояль. Чудесно — ибо по какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки, неожиданные и заставлявшие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно до смеха или до слез. Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно. Вдруг в своих сбивчивых диссонансах она обнаруживала такую мелодию, что у всех приподнимались брови. И мальчик вставал из-за рояля и тихонько, застенчиво отходил к своей маме…»
Для внушительного экзамена тринадцатилетний музыкант приготовил несколько фортепианных прелюдий. Экзамен проходил в кабинете А. Глазунова и был по традиции обставлен очень торжественно. Талант заметили все экзаменаторы без исключения. В экзаменационном листе Глазунов дал Шостаковичу следующую характеристику: «Исключительно яркое, рано обрисовавшееся дарование. Достойно удивления и восхищения…»
В консерваторском композиторском кружке Шостакович восхищал товарищей своими произведениями, особенно ярко театральными «Фантастическими танцами» для фортепиано. Консерваторские сочинения Шостаковича со всей определенностью высветили характерные черты его дарования: бойкую и остроумную скерцозность, интерес к столкновению контрастных образов — «высоких» и «низких» — и склонность к неспешному, сосредоточенному размышлению. Шостакович учился в консерватории с огромным увлечением. Количество сочинений, написанных Шостаковичем в консерваторские годы, велико. Здесь и романсы, и фортепианные пьесы, и симфонические партитуры. Из них наиболее крупная — Первая симфония — дипломная работа Шостаковича.
Как известно, симфония — один из самых сложных жанров инструментальной музыки. Редко случается, чтобы композитор в возрасте 18–19 лет создал значительное произведение такого рода. Но именно так произошло с Шостаковичем большого композитора»[2].
Музыка: фрагмент Фортепианного концерта в исп. Шостаковича.
Фотографии: «Шостакович с квартетом Бетховена».
Талант Шостаковича оттачивался и совершенствовался. В середине 30-х годов драматические идеи, волновавшие композитора, нашли свое выражение в трех выдающихся симфониях: Четвертой, Пятой, Шестой.
Классически законченная Пятая симфония — одна из вершин в творчестве Шостаковича. Впервые она прозвучала 21 ноября 1937 года в зале Ленинградской филармонии под управлением молодого дирижера Евгения Мравинского. С тех пор Мравинский стал первым исполнителем многих крупных сочинений композитора. мастеров, Именно симфония способна раскрыть и воплотить конфликты Добра и Зла, Жизни и Смерти.
Пятая симфония родилась из острого переживания и размышления над тем, что происходило в окружающем мире. 30-е годы — время тяжелых репрессий у нас в стране и распространения фашизма в европейских странах . Снова борьба и отчаяние. Напряженное размышление
Музыка: Пятая симфония. Фрагмент финала в исп. Е. Мравинского и Л. Бернстайна.
После Пятой симфонии жанр драматической симфонии оказывается в центре внимания композитора.
Едва ли какое-нибудь другое музыкальное произведение XX века удостаивалось такого внимания и интереса, каких удостоилась Седьмая, «Ленинградская» симфония Шостаковича. Став документом истории страны, она вызвала небывалый общественный резонанс во всем мире. Понятия гражданственности, мужества, героики, борьбы и победы — все сконцентрировалось в словах «Ленинградская симфония».
Музыка: Седьмая симфония. Фрагмент 1 части с темой нашествия — темой зла.
Чудовищны события разворачивающейся перед слушателями трагедии. Чудовищна и страшна та сила, которая вдруг вырастает из, казалось бы, почти безобидного шлягерного мотивчика в знаменитом «эпизоде нашествия». Средствами музыки — только лишь музыки!.. — композитор говорит о фашизме. Говорит со страстью, с гневом, с болью… И скорбно звучит потом негромкий монолог фагота — «траурный марш или, вернее, реквием о жертвах войны» (Шостакович).
Вторая часть симфонии — подернутая элегической дымкой картина мирного прошлого страны; третья — спокойное, полное высокого пафоса раздумье; финал воскрешает — через борьбу, через смерть и страдания — начальную тему первой части, тему Родины, и она в последних тактах симфонии пророчит грядущую победу.
Три первые части симфонии сочинены в осажденном Ленинграде буквально под грохот разрывавшихся бомб.
Фотографии:
«В осажденном Ленинграде Шостакович играет “Ленинградскую” симфонию, 1941 г.»
«Шостакович работает над “Ленинградской” симфонией, 1941 г.»
Финал был закончен в Куйбышеве. Свой родной город Шостакович покинул, лишь подчинившись приказу об эвакуации.
Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. Исполнители — оркестр Большого театра СССР и дирижер С. Самосуд — подготовили ее в самые короткие сроки. Вслед за триумфальной премьерой в Куйбышеве Симфония прозвучала в Москве. 1 июля самолет с микрофильмом партитуры сел в Нью-Йорке. 22 июня, в годовщину войны, она прозвучала в Лондоне под управлением Генри Вуда, на 19 июля была назначена нью-йоркская премьера под управлением А. Тосканини.
А Шостакович мечтал о том, чтобы Седьмую симфонию исполнили в Ленинграде. Все находившиеся там музыканты и любители музыки тоже желали как можно скорее ее услышать. Поэтому партитура была выслана специальным самолетом, который благополучно пересек линию блокады и проник в город.
Фотографии:
«Репетиция оркестра Ленинградской филармонии под управлением К.И. Элиасберга»
«На улице блокадного Ленинграда. Афиша, извещающая о третьем и четвертом исполнении Седьмой симфонии, 1942 г.»
В Ленинграде премьера была назначена на 9 августа 1942 года, день, который фашисты предназначали для въезда в город. Партитура симфонии — четыре объемистые тетради в твердом переплете — прилетела в Ленинград еще в мае, но поначалу показалось, что сыграть ее здесь невозможно: не было и половины того количества оркестрантов, которое требовалось по партитуре. И тут на помощь городу — герою симфонии — пришли военные оркестры, пославшие лучших своих музыкантов под начало Карла Ильича Элиасберга.
«Последние приготовления к концерту совершала армия… Кто-то раздобыл для дирижера накрахмаленный воротничок к вечерней рубашке: с фраком было не так трудно, как с картофелем. Музыканты пришли в военной форме, но переоделись в гардеробе. На вешалках повесили шинели, воинские ремни, у стен застыли… винтовки и пистолеты. Рядом лежали футляры инструментов…
Люди стягивались группами и поодиночке. Протоптанными тропками сходились с самых отдаленных концов города, далеко обходя таблички с надписью: “При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна”. Проходили другой, безопасной стороной улицы и смотрели, как обваливается штукатурка и карнизы, сыплется щебень с домов, разбмваемых снарядами. Шли осторожно, прислушиваясь к голосам фронтовой артиллерии, следя за близкими разрывами, опасаясь, как бы случайно волна обстрела не накрыла район той самой улицы, по которой они спешили на концерт в белоколонный Большой зал».
Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал огнем батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал». Солдат Николай Савков, стоявший в этот вечер за орудием у Пулковских высот, сложил трогательные стихи:
… И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась, —
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал…
… И в зале — шквал,
И по фронту шквал…
… А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела Площадь Искусств.
Концерт транслировался всеми советскими радиостанциями. Присутствовавший на нем Богданов-Березовский писал: «Исполнения прошло бурно и оживленно, как митинг, подъемно и торжественно, как народное празднество». «Шостакович не только от имени Великой России, но и от имени всего человечества», «Симфония гнева и борьбы», «Героическая наших дней» — так звучали заголовки восторженных статей, публикуемые в разных странах света.
Свою беспримерную популярность симфония приобрела благодаря необычным условиям, в которых создавалась. Она должна была стать и стала символом будущей победы, художественно-политическим событием. Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» — настолько точно передает она дух событий. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и — мира разрушения и жестокости; человека и цивилизованного варвара; добра и зла.
На партитуре Симфонии авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду».
Оставаясь самим собой, великий музыкант умел говорить с детьми о вещах им понятных и интересных. «Любите и изучайте великое искусство музыки, – говорил он, обращаясь к молодежи. – Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно прекрасно, оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Особое значение композитор придавал внедрению хорошей музыки в повседневный быт людей, развитию домашнего музицирования. «Я придаю огромное значение музыкальному любительству. Надо всемерно поддержать самую идею домашнего музицирования. Пусть музыка войдет в дома не только по радио, телевидению, на пластинке или на магнитофонной ленте, — пусть звучит она в своем первородстве, как квартет или трио, как клавирное переложение оперы, балета или симфонии, как песня или романс на дружеской вечеринке» — писал Шостакович.
Для детского музицирования предназначены такие известные фортепианные сочинения как «Танцы кукол» и «Детская тетрадь». Интересно, что пьесы, объединенные в «Детской тетради», композитор писал в 1944–1945 годах для своей дочери Гали Шостакович, учившейся тогда в музыкальной школе. В мае 1945 года как дню ее рождения была написана последняя, седьмая пьеса цикла, так и называющаяся: «День рождения».
Особое место в творчестве молодого композитора занимали произведения для фортепиано: прелюдии, «Фантастические танцы», Соната для двух фортепиано, два скерцо, различные миниатюры. Известно, что уже в юности Шостакович — ученик Л. В. Николаева — проявил себя как замечательный пианист. В те годы он даже колебался в окончательном выборе профессии, а, решившись стать композитором, долгое время выступал как концертирующий пианист.
В этой музыке, разумеется, нет трагических коллизий и психологической остроты, свойственной большим инструментальным формам. Но освоение характерного музыкального языка, стиля и образности Шостаковича поможет детям войти в тот большой и сложный мир его искусства, без которого невозможно представить себе культуру человека XX столетия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/16/picture-27999-1518811648.jpg)
Шостакович - историк и гражданин нашего времени
Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича....
Классный час о Седьмой симфонии Шостаковича
Учащиеся знакомятся с историей создания Седьмой симфонии, с героическим временем блокады Ленинграда. Ребята хорошо воспринимают и принимают музыку композитора...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173136-1357473074.jpg)
интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"
интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-189386-1359382762.jpg)
Беседа для воспитанников деткого дома «Юность Шостаковича»
Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно от...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-265292-1371224450.jpg)
Лекция-концерт "Д.Д.Шостакович. Личность художника"
О творческих мотивах, темах музыки Д. Шостаковича.От юношеских сочинеий к сочинениям военного и послевоенного времени. Судьба страны и судьба композитора....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...