«Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Людвига ван Бетховена.» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Юдина Елена Владимировна

Смфония №5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_otkr_urok.docx26.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Автор: учитель музыки Юдина Елена Владимировна                                                               г. Симферополь. МБОУ САГ                                                                                Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве.

 Творчество Людвига ван Бетховена.» 5 класс

Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство.

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.                                                                   Задачи: образовательные:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • познакомить учащихся с музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;

развивающие:        

  • развивать умение анализировать произведение;
  • развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания, исполнения, рисования;

воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке, звучащей на уроке;
  • прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим;
  • воспитывать музыкальный вкус;
  • формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.

Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия (ритмопластика)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Музыкальный материал: -Бетховен. Симфония № 5, 1 часть 4 част,

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.1.Вход. Бетховен. Симфония № 5, 1 часть.                                                                                                             2.Музыкальное приветствие.                                                                                                                                       2. Введение:                                                                                                                                               Сегодня ребята мы как всегда приветствуем на нашем уроке её величество музыку. Почему этому виду искусства  уделяется столько внимания.? Наверное потому, что музыку мы встречаем повсюду, с утра нас поднимает любимая мелодия в телефоне. Приходим в школу, нас приглашает на урок заливистый звонок.  Гуляя по парку мы слышим весёлое, весеннее пение птиц. Т.е музыка окружает нас повсюду.                                             А ещё ребята музыка - это история - история судьбы нашей Земли, история – судеб прекрасных музыкантов-композиторов. Судьба многих музыкантов - трагична. Чтобы жить, творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе.                                                                                                                              Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду? Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.                                                                                          -У.: Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы. Подумаем, о чём с нами говорит автор? Каков его герой? Вслушаемся в образный строй: какими интонациями композитор определил его характер?                                                 

Тема. Открываем тетради и учебники стр 122 записываем тему урока «Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Л в Бетховена».                                                                                 4.Новый материал Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро». Похороны состоялись 29 марта. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек — примерно десятая часть населения Вены.                                     -- Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
-Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.:                                                                                                                    
В тетради отмечаем годы жизни. Жанры : концерт. соната,  квартет, оперы, балеты.  Но самым любимым муз жанром была симфония 9 симфоний.                                                                                                             Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию.                                                                                Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.                                                                   Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете? Что с ним происходит в этой части симфонии? (Ученики высказывают свои впечатления о замысле и развитии образа.)

Судьба

Человек

характер

угрожающий, грозный, мрачный

взволнованный, тревожный

интонация

силы

мольбы

тембр

оркестр, валторны

ведут скрипки

регистр

низкий

Средний, высокий

динамика

fortissimo

piano, диминуэндо

Кто побеждает

Судьба

--------------------------

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

Столкновение двух тем – судьбы и человека, сильного и слабого. Накал борьбы разрастается с особой силой к концу первой части, а в кульминации достигает невероятной мощи.

У.: Каков же итог этой схватки?-  Судьба одолела Человека. У.: Это было психологическим барьером, который пришлось одолеть и Бетховену – человеку, и Бетховену – композитору? (что  бы,  не умереть, и продолжить писать музыку).                                  У.:Смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать её как картину борьбы человека с ударами судьбы.  Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы. Титан духа рождался не сразу. Через всю симфонию проходит тема «судьбы». 1-я часть. Показ героя и судьбы.                                                                                                                2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак.                                                                                          3-я часть. В герое борются два человека – сильный и слабый.                                                                      4-я часть. Победное торжество.

Если человек хочет победить, что он должен сделать?........Надо отметить что музыкальные образы Бетховена очень часто сравнивают с образами других  видов искусств. Ника Самофрокийская -  древнегреческая богиня победы Микеланджело- «Восставший раб»  Как вы думаете, что между этими произведениями общего? Отвечают.  А сейчас мы с вами будем дирижёрами. Кто такой дирижёр?

Игра «Дирижёр и оркестр»: Учащиеся по показу «дирижера» исполняют ритмический рисунок, «дирижёр» показывает на одного ученика. По показу «дирижера» ученик встает и произносит ритмично текст: (Ритм. рисунки главных тем). Исполним вместе с музыкантами произведения Бетховена.  ( ритмопластика ) СЛУШАНИЕ:  ФИНАЛ 5-Й СИМФОНИИ-У.: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу? -Д.: Победу, праздник, ликование, свет.- У.: Но эта музыка не теряет мужественной окраски, строгой волевой решимости. Это не вихрь беззаботного веселья карнавала; это сплав гордости, величия и радости.   «Силы жаждут вновь обрести крылья для полёта…», «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его» (А.Н. Скрябин). -Попробуйте найти этому интонационное подтверждение.- Какая мелодия и куда она движется?                                                        Д.: Мелодия победного песенно – маршевого склада поэтапно движется вверх. И то, что вершина покорена, утверждается повторением мотива. У.: Тембр, каких инструментов созвучен окраске победных фанфар? Д.: Тембр медных духовых инструментов.                                                                У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в неё люди?                                                                                                           Д.: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.                                                             У.: Как вы думаете, чем стала в судьбе Бетховена его Пятая симфония?                                    - Его спасением, возвращением к жизни, преодолением. Он осознал, что может писать музыку, и, главное должен создавать музыку, что она нужна людям!                                                 4 Вок. Хор. работа

1.Распевание.   1)Скороговорка:  В музее вам искусствовед на все вопросы даст ответ

2)Интонирование на одном звуке. 3)Интонирование с движением от 5 к 1 ступени                                                                               2.Итоговое исполнение песни: «Я рисую новый мир». 

5.Итог: Мы проникли в творческую лабораторию великого творца Л. Бетховена и убедились в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе», «через тернии – к звёздам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Бетховена"

межпредметный интегрированный урок (изо, музыка)...

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить  с жизнью и творческим процессом сочинения музыки  Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...