«Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Людвига ван Бетховена.» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор: учитель музыки Юдина Елена Владимировна г. Симферополь. МБОУ САГ Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве.
Творчество Людвига ван Бетховена.» 5 класс
Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство.
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала. Задачи: образовательные:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- познакомить учащихся с музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;
развивающие:
- развивать умение анализировать произведение;
- развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания, исполнения, рисования;
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим;
- воспитывать музыкальный вкус;
- формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.
Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия (ритмопластика)
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Музыкальный материал: -Бетховен. Симфония № 5, 1 часть 4 част,
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.1.Вход. Бетховен. Симфония № 5, 1 часть. 2.Музыкальное приветствие. 2. Введение: Сегодня ребята мы как всегда приветствуем на нашем уроке её величество музыку. Почему этому виду искусства уделяется столько внимания.? Наверное потому, что музыку мы встречаем повсюду, с утра нас поднимает любимая мелодия в телефоне. Приходим в школу, нас приглашает на урок заливистый звонок. Гуляя по парку мы слышим весёлое, весеннее пение птиц. Т.е музыка окружает нас повсюду. А ещё ребята музыка - это история - история судьбы нашей Земли, история – судеб прекрасных музыкантов-композиторов. Судьба многих музыкантов - трагична. Чтобы жить, творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе. Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду? Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей. -У.: Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы. Подумаем, о чём с нами говорит автор? Каков его герой? Вслушаемся в образный строй: какими интонациями композитор определил его характер?
Тема. Открываем тетради и учебники стр 122 записываем тему урока «Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Л в Бетховена». 4.Новый материал Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро». Похороны состоялись 29 марта. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек — примерно десятая часть населения Вены. -- Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
-Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.: В тетради отмечаем годы жизни. Жанры : концерт. соната, квартет, оперы, балеты. Но самым любимым муз жанром была симфония 9 симфоний. Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию. Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена. Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете? Что с ним происходит в этой части симфонии? (Ученики высказывают свои впечатления о замысле и развитии образа.)
Судьба | Человек | |
характер | угрожающий, грозный, мрачный | взволнованный, тревожный |
интонация | силы | мольбы |
тембр | оркестр, валторны | ведут скрипки |
регистр | низкий | Средний, высокий |
динамика | fortissimo | piano, диминуэндо |
Кто побеждает | Судьба | -------------------------- |
У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».
Столкновение двух тем – судьбы и человека, сильного и слабого. Накал борьбы разрастается с особой силой к концу первой части, а в кульминации достигает невероятной мощи.
У.: Каков же итог этой схватки?- Судьба одолела Человека. У.: Это было психологическим барьером, который пришлось одолеть и Бетховену – человеку, и Бетховену – композитору? (что бы, не умереть, и продолжить писать музыку). У.:Смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать её как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы. Титан духа рождался не сразу. Через всю симфонию проходит тема «судьбы». 1-я часть. Показ героя и судьбы. 2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак. 3-я часть. В герое борются два человека – сильный и слабый. 4-я часть. Победное торжество.
Если человек хочет победить, что он должен сделать?........Надо отметить что музыкальные образы Бетховена очень часто сравнивают с образами других видов искусств. Ника Самофрокийская - древнегреческая богиня победы Микеланджело- «Восставший раб» Как вы думаете, что между этими произведениями общего? Отвечают. А сейчас мы с вами будем дирижёрами. Кто такой дирижёр?
Игра «Дирижёр и оркестр»: Учащиеся по показу «дирижера» исполняют ритмический рисунок, «дирижёр» показывает на одного ученика. По показу «дирижера» ученик встает и произносит ритмично текст: (Ритм. рисунки главных тем). Исполним вместе с музыкантами произведения Бетховена. ( ритмопластика ) СЛУШАНИЕ: ФИНАЛ 5-Й СИМФОНИИ-У.: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу? -Д.: Победу, праздник, ликование, свет.- У.: Но эта музыка не теряет мужественной окраски, строгой волевой решимости. Это не вихрь беззаботного веселья карнавала; это сплав гордости, величия и радости. «Силы жаждут вновь обрести крылья для полёта…», «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его» (А.Н. Скрябин). -Попробуйте найти этому интонационное подтверждение.- Какая мелодия и куда она движется? Д.: Мелодия победного песенно – маршевого склада поэтапно движется вверх. И то, что вершина покорена, утверждается повторением мотива. У.: Тембр, каких инструментов созвучен окраске победных фанфар? Д.: Тембр медных духовых инструментов. У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в неё люди? Д.: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него. У.: Как вы думаете, чем стала в судьбе Бетховена его Пятая симфония? - Его спасением, возвращением к жизни, преодолением. Он осознал, что может писать музыку, и, главное должен создавать музыку, что она нужна людям! 4 Вок. Хор. работа
1.Распевание. 1)Скороговорка: В музее вам искусствовед на все вопросы даст ответ
2)Интонирование на одном звуке. 3)Интонирование с движением от 5 к 1 ступени 2.Итоговое исполнение песни: «Я рисую новый мир».
5.Итог: Мы проникли в творческую лабораторию великого творца Л. Бетховена и убедились в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе», «через тернии – к звёздам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Бетховена"
межпредметный интегрированный урок (изо, музыка)...
презентация к уроку "Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Бетховета"
презентация к уроку...
Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....
Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве
Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить с жизнью и творческим процессом сочинения музыки Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения, конспект и презентацию к уроку....
Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...
Конспект урока музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве....