Проект родительского собрания "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой"
учебно-методический материал по музыке на тему

Проект родительского собрания "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой"

Раздел:  Взаимодействие с родителями

Автор: Чернова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №48»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект родительского собрания111.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект родительского собрания "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой"

Раздел:  Взаимодействие с родителями

Автор: Чернова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №48»

 Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на различные мероприятия не выбираются?

 И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, сами педагоги не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный: "Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – переливали из пустого в порожнее".

 Впрочем, есть в детских садах и успешный опыт, удачные примеры сотрудничества. И педагоги всегда готовы друг с другом поделиться опытом и практическими знаниями, рассказать, на что опереться в работе с родителями и как лучше проводить собрания, чтобы на них всем было интересно и поучительно: и родителям, и педагогам.

 Принимая во внимание то, что жизнь наших уважаемых родителей, да и нас самих ставит нас в такие жесткие рамки, что приходиться выбирать: или посещение собрания в детском саду, или работа, которая, по мнению родителей намного важнее, хотелось бы достичь такого уровня проведения родительского собрания, в котором бы сочетались: актуальность темы, краткость, четкость, правильность выбора формы проведения собрания, результативность методов и приемов, взаимодействие всех участников: воспитателя, родителей, специалистов, диалог между ними и в итоге единодушное решение по теме собрания.

 Говорят: "Век живи, век учись!". Если есть стремление к совершенствованию, то педагог обязательно будет самообразовываться, и с каждым разом будет подниматься на одну ступеньку выше в вопросах реализации поставленных перед собой задач.

Проект родительского собрания совместно с детьми в средней группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"

 Цель:

формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания и обучения дошкольников, через использование новых форм работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 показать родителям несколько приемов приобщения ребенка к миру музыки.

 Задачи:

 Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития в дошкольном возрасте;

 Заинтересовать родителей образовательным процессом, осуществляемом на музыкальном занятии;

 Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, применяемыми на музыкальных занятиях.

 Способствовать сплочению коллектива родителей; вызвать положительный отклик на такую форму проведения родительского собрания.

Ход собрания.

 Звучит музыка

 - Добрый день, дорогие родители!

 - Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально - медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно заменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать её слушать и уметь слышать.

 Многие из вас наверняка думают, что музыкальные занятия в детском саду - это разучивание танцев и песен к утренникам, но это далеко не так. Приоритетное направления нашего ДОУ является здоровьесберегающие направление во всех видах деятельности детского сада. Педагоги ДОУ, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

 Я использую на музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие технологии:

 Валеологические песенки-распевки;

 Дыхательная гимнастика;

 Артикуляционная гимнастика;

 Игровой массаж;

 Пальчиковые игры;

 Речевые игры;

 Ритмопластика;

 Психогимнастика.

 I Приветствие

 В начало занятия использую элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить или успокоить, в зависимости от психического и физического состояния

 детей перед занятием).

 Валеологическая песенка с самомассажем головы "Доброе утро!"

 1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка Улыбнись скорее! кланяются друг другу

 И сегодня весь день "пружинка"

 Будет веселее. поднимают ручки вверх

 2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту

 Носик

 И щечки.

 Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому

 Как в саду цветочки! плечу поочередно

 3. Разотрем ладошки движения по тексту

 Сильнее, сильнее!

 А теперь похлопаем

 Смелее, смелее!

 4. Ушки мы теперь потрем

 И здоровье сбережем.

 Улыбнемся снова,

 Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

 II Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

 Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует ак­тивность детей к речевой и другим формам деятельности.

 Сороконожка:

 Шла сороконожка по лесной дорожке,

 Вдруг, закапал дождик, кап…

 Ой, промокнут сорок лап.

 Дождик нам не нужен,

 Обойдём мы лужи.

 Каждой лапкой потрясём,

 Грязи в дом не занесём!

 III. Слушание музыки (активное и пассивное).

 Во время слушания или пения применяю в качестве физминуток пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

 Желательно, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением.

 Фрагменты пассивного слушания: «В пещере горного короля» из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

 Фрагмент активного слушания: «Утро» из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

 IV Пение.

 Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

 Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

 Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

 Тренировка силы вдоха и выдоха.

 Развитие продолжительности выдоха.

 В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

 Упражнения на формирование диафрагматического дыхания.

 "Пузырь".

 Раздувайся пузырь, раздувайся большой, дети отходят назад, произнося

 Оставайся такой, да не лопайся звук "С", и образуя большой круг

 Пузырь лопнул – о-ё-ё-й! дети сходятся к центру круга

 А ведь был такой большой! Произносят звук "Ш"

 Упражнение на продолжительный вдох и продолжительный выдох.

 "Паучок"

 Вот сидит на паутинке паучок-крестовичок.

 Бабье лето наступает, паутинка улетает.

 И летят все паутинки с паучками в серединке.

 (Дети делают продолжительный вдох через нос, затем продолжительный выдох ртом).

Речевые игры.

 Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

 Как у бабушки Наташи.

 Как у бабушки Наташи, завязывают платок

 Ели вкусную мы кашу. Складывают ладошки ковшом

 Каша пшённая с дымком, рисуют пальчиком дымок

 Каша пшённая с дымком,

 С хлебом с маслом с молоком. Руки полочкой

 Взяли мы большие ложки, выставляют вперёд большие пальцы

 Съели всё до самой крошки. Едят кашу

 Вот какая каша, у бабушки Наташи. Выставляют большой палец вперёд

 "Тук-тук".

 Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок

 Это что за стук? Хлопки

 Деревянный это звук: Шлепки

 Тук-тук-тук-тук. Кулачок о кулачок

 Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок

 Это что за стук? Хлопки

 Дятел жил в дупле пустом, Шлепки

 Дуб долбил, как долотом. Кулачок о кулачок

Распевки

 Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям

 песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они

 могут прохлопать ритмический рисунок. Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке.

 Например: "Андрей- воробей".

 В начале используется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.

 V Ритмопластика.

 Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

 Упражнения на ритмопластику проводится в основном во время танцев и драматизаций, а танцевальную импровизацию можно совместить с музыкотерапией. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и развлечениях.

 Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

 Я уверена, что занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.

 Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.

 Так что же слушать?

 Универсального произведения нет. Веселая музыка, например, может только диссонировать с хмурым или грустным настроением человека, тогда как в другое время та же мелодия способна поднять настроение.

 А сейчас мы немного поиграем:

 Даже кухонная посуда может быть музыкальным инструментом!

 Начнем с обыкновенных ложек, лучше взять деревянные и ударять ими в нужном ритме о ладонь.

 Из кастрюли, вверх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан.

 Еще можно по алюминиевым кастрюлькам и ковшикам бить ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится отличный музыкальны инструмент.

 Если Вам понравилось, то попробуйте и исполните народную песню «Светит месяц» в сопровождении таких «музыкальных инструментов», как

 Стаканы, терки, тарелки, кастрюля с крышкой и т.д.

 Оркестр с родителями.

 Игра-викторина "Угадай мелодию"

 - Песня о празднике, который бывает только раз в году.

 ("Пусть бегут неуклюже").

 - Песня о том, как хорошо путешествовать в веселой компании.

 ("Мы едем, едем, едем").

 - Песня о том, что если быть веселым и приветливым, то перемениться все вокруг.

 ("Улыбка").

 - Песня о голубом транспорте, который катился навстречу приключениям.

 ("Голубой вагон").

 - Песня о поношенной зимней обуви.

 ("Валенки").

 - Песня о том, что ответ на этот пример знает весь мир.

 ("Дважды два – четыре").

 - Песня о том, чему вы научитесь, когда окончите детский сад.

 ("Чему учат в школе").

 Итог.

 Уважаемые родители! В завершении нашего разговора хочется выразить Вам благодарность за участие в собрании, за то, что нашли время прийти на нашу встречу и активно участвовали в ней. Надеемся, что вас тоже заинтересовал вопрос музыкального развития детей и его роль на развитие человека в целом. Если вы иногда будете уделять слушанию музыки вместе с вашими детьми чуть больше внимания – это обязательно даст свои плоды !

 Хочется закончить нашу встречу словами Д. Шостаковича: "Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…Чтобы полюбить музыку надо прежде всего её слушать".


Литература.

 Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения -Волгоград:Учитель,2011-204с.

 Брюжецова Ю.Ю., Вольская Н.Н. Ты откуда, музыка… Методическое пособие по педагогической практике для специальности 050601 «Музыкальное образование» - Омск,2007 – 78с.

 Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

 Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г. ФИТНЕС – ДАНС лечебно – профилактический танец. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс ,2007 -375с.

 Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 1991, № 8



Перспективный план работы с родителями на 2012 – 2013 учебный год

Дата

Название мероприятия

Форма проведения

Участники мероприятия

Ответственные

Сентябрь

«День знаний»

Цель: обобщение знаний о школе, продолжая развитие творческих способностей.

(старший возраст).

Музыкальное развлечение

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели,

Результат:

Родители стали активными участниками мероприятия, принимая участие в словесных играх, аттракционах, конкурсах, эстафетах.

Октябрь

«Осень в гости просим»

Цель: формирование и закрепление знаний об изменениях в природе, создание радостного настроения.

(младший, средний, старший возраст).

Музыкальное развлечение

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Результат: Родители принимали активное участие в изготовлении реквизита из природного материала, оформляли музыкальный зал.

Ноябрь

«Наполним музыкой сердца»

Цель: формирование интереса к классической музыке, воспитание эстетического вкуса.

(старший возраст).

Концерт

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатель.

Результат: Родители с детьми, посетив сольный концерт Хора работников УО, получили заряд положительных эмоций, слушая классическую музыку с музыкальным сопровождением и аккопельно.

Декабрь

«Новогодний

Праздник»

Цель: формирование и закрепление навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитие творческих способностей, коммуникативных качеств.

(младший, средний, старший возраст).

Праздник

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Результат: Родители стали активными участниками праздника: водили хороводы вокруг елки, играли в игры, танцевали. Дети и взрослые получили массу положительных эмоций, надолго запомнили праздники.

Январь

«Рождественские посиделки»

Цель: дать детям представление о народном празднике-Рождестве, продолжая развивать творческие способности.

(старший возраст).

Музыкальное развлечение

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Результат: Родители посетили развлечение, которое прошло в теплой домашней обстановке, исполняя с детьми народные песни, отвечая на вопросы по содержанию. Во время проведения развлечения была создана трогательная атмосфера.

Февраль

«День защитника Отечества»

Цель: дать представление о воинских традициях. Воспитывать чувство патриотизма.

(старший возраст).

Музыкальное развлечение

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Результат: Папы принимали активное участие в эстафетах, конкурсах, подавая достойный пример своим детям.

Март

Праздник для мам

Цель: учить детей эмоционально откликаться на музыку во всех видах музыкальной деятельности, создавая атмосферу радостного настроения.

(младший, средний, старший возраст).

Праздники

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Результат: Родители вместе с детьми принимали участие на празднике, помогая воспитателям организовывать детей во всех видах музыкальной деятельности. На празднике была создана трогательная атмосфера.

Апрель

«День смеха»

Цель: создание условий для творческого самовыражения, воспитание коммуникативных качеств.

Музыкальное развлечение

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Результат: Родители принимали активное участие в  конкурсе «Смешные человечки», которые стали основой для оформления музыкального зала. Развлечение стало для всех радостным и веселым.

Май

«Веселые нотки»

Цель: продемонстрировать результат своего труда, поделиться творчеством детей.

(старший возраст).

Беседы с родителями, совместные действия по изготовлению концертных костюмов.

Дети, воспитатели, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Результат:


Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей в семье.

Составитель: Чернова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ №48, г.Ачинск Красноярского края.

  Воспитывая  и   обучая  ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры.

· Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность).

· Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

·  Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

     Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

     Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.  

     Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

     Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

     Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.


Консультация для родителей по созданию условий для музыкального развития в семье.

Составитель: Чернова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ №48, г.Ачинск, Красноярского края.

    Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

  Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными за-дачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать инте-рес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музы-кальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музы-кально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народ-ные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно про-чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, раз-личить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрос-лую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и , что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект внеурочного занятия музыки в1-ом классе по теме: «Шумовые и музыкальные звуки»

Представляю проект занятия музыкального кружка.  Дети приходят из разных 1-х классов по желанию. Хоровые занятия вести ещё рано, этот год идёт подготовка к хору. В подготовку, в моём понимании, в...

Проект родительского собрания на тему "Влияние IT-технологий на успеваемость ребенка"

Разработка родительского собрания. Материалы можно использовать в работе с родителями и детьми на тематических занятиях, а так же при проведении "Недели безопасного интернета"...

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки  и музыкальных занятиях"...

ПРОТОКОЛ №3 Родительского собрания «Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии» От 20.03.2018г.

ПРОТОКОЛ №3Родительского собрания«Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии»От 20.03.2018г....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в школе"

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздор...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"...