Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки
методическая разработка по музыке

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_zanyatiyah.docx29.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  

Дворец пионеров и школьников им.Н.К. Крупской

    Сухоруков Д.В.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях

Челябинск 2015

Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.

(В.М.Бехтерев - выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик)

        Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья воспитанников и педагогов.

         Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

        Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий (соблюдение гигиенических норм и правил, например, чистота и порядок в классах, проветривание, грамотно составленное расписание).  Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.

       Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.      Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата  на   уроках  и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма.

         Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы каждого педагога. Как помочь воспитаннику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы занятие во дворце вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

  Занятие остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от педагога. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера дополнительного образования.  От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Взаимоотношения между педагогом и воспитанником – комфорт, уважение, сотрудничество, понимание, принятие человека таким, какой он есть, умение предупреждать и снимать конфликты, между воспитанниками – сотрудничество, дружелюбие, терпимость, активность, заинтересованность, признание в другом права на собственное мнение, взаимопомощь. Положительный психологический климат на уроке способствует раскрытию в личности потребности к самотворению, к самореализации. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

            Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

           Цели  здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения  определяют принципы педагогики оздоровления:

  • принципа сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • принципа наглядности – он обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм чувственного познания человека;
  • принципа систематичности и последовательности, он проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;
  • принципа повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
  • принципа постепенности – он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
  • принципа доступности и индивидуализации – он осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;
  • принципа непрерывности – он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принципа всестороннего и гармонического развития личности – он предполагает формирование психофизических способностей, двигательных умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

         На занятиях используются не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально – терапевтические   для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.

ТЕРАПИЯ – в переводе с греческого "лечение”.  

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - психотерапия посредством звуков музыки, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов. Ученые в теории, а практики на деле подтвердили терапевтический эффект музыкотерапии. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом.

       Современная психология признает в музыке силу, активизирующую подсознание; в психосоматике известно ее влияние на вегетативную нервную систему; социальная психология рассматривает музыку как средство невербальной коммуникации. Педагогика же способна рассматривать музыкальное обучение как средство коррекции проблемных сторон в развитии детей.

       Музыкальные звуки способны рассеивать болевые ощущения и благодаря воздействию звуков определенного тона на костную проводимость снижать уровень болевых и неприятных ощущений. Активно используется в медицинской практике способность музыки замедлять и уравновешивать волны мозга, музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. В оздоровительной практике активно используются возможности музыки для снятия мышечного напряжения, повышения подвижности и координации тела.  Подбирая музыкальные произведения, можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

        Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека, с каким - то событием, вызывает определенные эмоции.   Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.
Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.
Эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.    

         Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанное с изменением кровообращения, дыхания.

        Восприятие и понимание музыки заключается в ощущение её связками, мышцами, движением, дыханием. Кроме того, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.

         Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств.

          Приобщая ребёнка к музыке, как источнику положительных эмоций, мы защищаем его и от пагубных пристрастий. Учёными приведены убедительные доказательства того, что среди учащихся практически не бывает ни правонарушителей, ни бытовых хулиганов, то есть музыка обладает большими духовно-нравственными и оздоровительными возможностями.
          Как варианты активной музыкотерапии могут рассматриваться игра на инструменте (инструментальная терапия) и вокалотерапия, которая оказывает благотворное воздействие на весь организм, на работоспособность человека (по утверждению учёных), помогает снять напряжение и раздражительность.

изотерапия в сочетании с музыкой – не только средство выражения состояния учащихся, но и пример успокаивающей деятельности, в процессе которой снимается напряжение, развиваются фантазия и воображение. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. О связи цвета и звука пишет Е.В. Назайкинский: "Звук – ассоциант – порождает комплекс представлений о цвете, о тех значениях, эмоциях, которые он несет. В звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку".

Арт-терапия - Совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.

РИТМОТЕРАПИЯ - Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ  -  Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

УЛЫБКОТЕРАПИЯ - Одна из основных задач уроков музыки - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом. Помощником здесь становиться – УЛЫБКА!

                    Несколько секретов здоровьесберегающей технологии:

1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро».

2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости -  необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.

             В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость сама по себе не приходит.  Ее «горючее» - успех.  Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главный смысл деятельности учителя  в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения, главное -  развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.                          

          Общешкольные праздники, конкурсы, интересные дела классных коллективов наполняют жизнь учащихся яркими эмоциональными переживаниями, объединяют «школьную семью» учеников, родителей, педагогов.     Хорошая школа - это место, где интересно учиться ученикам и работать педагогам, а существующий творческий союз «учитель - ученик - родитель» благотворно влияет на каждого участника этой триады.

3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но большей части, которая способна создать «критическую массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

5. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

        Описанные выше принципы, приёмы, формы и методы обучения и воспитания носят здоровьесберегающий характер, т.к. с одной стороны способствуют снятию напряжения, переутомления, эмоционального дискомфорта, стресса, с другой стороны – повышают работоспособность, удовлетворённость своим положением, активизируют познавательную деятельность учащихся, их мотивацию к самоопределению, к самореализации, формируют не только понимание необходимости ведения здорового образа жизни, но и вооружают их соответствующими умениями.

          И если эти элементы будут сопровождать образовательную технологию (традиционную или инновационную), то можно сказать, что она наделена признаком здоровьесбережения.

Литература:

по материалам сайтов:

http://lic16gamova.ucoz.ru/publ/1-1-0-2;

http://vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_3_8.htm;

http://ipk.ulstu.ru/?q=node/461;

http://www.sosh3-gshum.edu.cap.ru/?t=news&eduid=4680&news=64897;

http://www.delorus.com/good/index.php?ELEMENT_ID=3758.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

Проект родительского собрания "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой"

Проект родительского собрания "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой"Раздел:  Взаимодействие с родителямиАвтор: Чернова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский с...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в школе"

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздор...

Конспект открытого занятия «Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»

Конспект открытого занятия«Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...