Статья «Музыка и пение в решении логопедических проблем»
статья по музыке на тему

Уборцева Ирина Геннадьевна

Использование музыки в качестве коррекционного средства для детей с речевыми нарушениями осуществляются с помощью различных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_penie_v_reshenii_logopedicheskih_problem.docx20.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия № 24

Уборцева И.Г.

Тезисы

«Музыка и пение в решении логопедических проблем»

  1. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребёнка.
  2. Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребёнка.
  3. Детский хор – особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искренне и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства. Учебные задачи вокально-хоровых упражнений.
  4. Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
  5. Использование музыки в качестве коррекционного средства для детей с речевыми нарушениями осуществляются с помощью различных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.
  6. Решение задач на логоритмических занятиях.
  7. Элементы логоритмических занятий.
  8. С помощью особых приемов и «технологий» на уроках музыки и музыкальных занятиях можно воспитывать не только эстетическое чувство и приобщить ребёнка к культуре и искусству, но, и возможно развить голос, чувство ритма, интонацию и выразительность речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого развития.

«Музыка и пение в решении логопедических проблем»

Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Даже в период внутриутробного развития человека музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и возможно, уже тогда формирует его вкусы и предпочтения. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался мудрый взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребенка. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время возросла доля детей с различными видами патологии. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся расстройствами речи. Проблемой этих детей, как правило, бывает некоторое отставание в развитии, которое желательно преодолеть к началу их обучения в школе.

Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребёнка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, поют охотно, особенно в хоре.

Детский хор – особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искренне и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства. Это живой организм, который постоянно растёт и изменяется.

Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.

Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребёнка.

Но одни дети обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога. Выполнение следующих учебных задач в вокально-хоровых упражнениях:

  1. Настройка голосового аппарата.
  2. Воспитание хорошего унисона.
  3. Выработка навыков певческого дыхания.
  4. Правильное формирование гласных.
  5. Ровное звучание голоса на всём диапазоне.
  6. Элементарные навыки многоголосия.
  7. Активная артикуляция (хорошая дикция, чёткое произношение согласных), которая зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого нёба.

        Обучение правильному произношению звуков русского языка начинается с артикуляционной гимнастики. Её целью является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (языка, губ, щёк, нижней челюсти) и подготовка к правильному произнесению звуков.

        В норме овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда этот процесс затягивается, и тогда появляется множество проблем у малышей и взрослых. Дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками, боясь быть осмеянными. В школе могут добавиться и речевые ошибки в тетрадях. Чтобы этого не случилось, можно помочь ребёнку укрепить артикуляционные мышцы точно так же, как мы укрепляем мышцы рук, ног и туловища с помощью физических упражнений.

Музыка в коррекционном процессе логопедических трудностей детей занимает особое место. Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, потому есть предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной).

Использование музыки в качестве коррекционного средства для детей с речевыми нарушениями осуществляется с помощью различных методик, одной из которых, является логопедическая ритмика.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объёма памяти;
  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
  • развитие двигательных кинестезий;
  • развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • формирование двигательных навыков.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умение ориентироваться в пространстве;
  • упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

        Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки и т.д. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.

        Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем

Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий  школы и семьи  в решении актуальных проблем  воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Урок музыки и пения Тема: «Музыка осени».

Конспект урока музыки "Музыка осени"...

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...

статья "Школа и ребенок: решение первых проблем".

Статья посвящена первым трудностям вхождения детей в  школьную среду, в важности выбора  педагога, способного помочь ребенку войти в социум комфортно....

Мониторинг качества обученности по учебному предмету "Музыка" (1-4 класс), "Музыка и пение" (5-6 класс) для обучающихся ОВЗ

В учебном материале представлены индивидуальный план обучающегося, куда вносятся: результаты проверки уровня музыкальных способностей обучающихся, теоретических знаний по предмету "Музыка и ...

Статья для учащихся "Пути решения глобальных проблем современности"

Статью можно использовать, как теоретический материал на уроке к теме "Глобализация и её последствия. Глобальные проблемы современности", в качестве ДЗ  или для подготовки к экзамену....