Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем
материал по теме

Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий  школы и семьи  в решении актуальных проблем  воспитания школьников".

 

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Цели и задачи работы с родителями:

  1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
  2. Изучение воспитательных возможностей семей.
  3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
  4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
  5. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
  6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vystupleniya_na_pedagogicheskom__sovete..docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления. Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем

                                  воспитания школьников.

        В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Цели и задачи работы с родителями:

  1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
  2. Изучение воспитательных возможностей семей.
  3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
  4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
  5. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
  6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

        

        Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание.

        Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.

        Значительное место в системе работы школы с родителями относится к их психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.

Планируя психолого – педагогическое просвещение родителей. Нужно исходить из следующих задач:

  1. сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
  2. обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
  3. нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  4. компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Принципы проектирования родительского всеобуча:

  1. учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;
  2. включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;
  3. постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;
  4. культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;
  5. увязывание содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.

        Можно выделять некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого – педагогического самообразования родителей:

  1. психолого – педагогическое образование родителей;
  2. проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
  3. планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;
  4. разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);
  5. совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.

Формы работы с родителями

1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.

        Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.

        Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы,осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.

Условиями успешного проведения родительских конференций являются следующие:

  1. актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
  2. тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
  3. организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
  4. создание благоприятного эмоционального климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.

Порядок работы конференции может быть определен следующим образом:

  1. Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.
  2. Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).
  3. Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.

        Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме.

Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

  1. «Основы построения общения с ребенком»
  2. «Права и обязанности ребенка в семье»
  3. «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
  4. «Психология ребенка»
  5. «Особенности адаптации ребенка в школе»
  6. «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

        На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:

  1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
  2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
  3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
  4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.

Эти предложения могут быть такими:

  1. поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
  2. поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
  3. поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.

Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С

  1. рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
  6. Личные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

  1. родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  2. тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  3. собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  4. классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  5. родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  6. каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

Алгоритм подготовки родительского собрания

  1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают: 
  1. возрастные особенности детей;
  2. преобладание типов семей;
  3. уровень образованности и заинтересованности родителей;
  4. проблемы классного коллектива;
  5. цели и задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.
  1. Подготовительная работа: 
  1. изучение научно – методической литературы;
  2. анализ документации;
  3. проведение микроисследования;
  4. определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
  1. по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
  2. лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально (!).

4) Принятие решения собрания.

5) Индивидуальные консультации с родителями.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!
  2. Помогайте!
  3. Объясняйте!
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.

Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...

«Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи»

Выступление на ШМОкл. руководителей МБОУ ГШИ №2...

Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"

Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...