Конспект урока "Светлый праздник" 4 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Светлый праздник" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Светлый праздник

Цель: знакомство детей с видами музыки Пасхи и их особенностями, народными пасхальными обрядами и традициями.

Задачи:

  1. Знать термины: тропарь, обряд, волочебники.
  2. Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.
  3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний

  • Составление кластера.
  1. Работа по теме урока
  • Слушание и осмысливание.
  • Проблемная ситуация.
  • Закрепление нового материала в процессе выполнения творческого задания.
  1. Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
  2. Итог, оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки.
  2. Вокально-хоровая работа.
  3. Импровизационная деятельность (самостоятельное исполнение ).
  4. Выполнение творческого задания в процессе слушания.

Методы обучения: словесный, игровой, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение


Ход урока:

Тема нашего урока связана с приходом весны:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт,полна чудес!

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…

На это время и приходится Светлое Христово Воскресенье-Пасха. Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот день радостный, светлый. И поэтому тема урока звучит: «Светлый праздник» - сл.1.

         Все события, связанные с ним - огромное чудо! Давайте немного вспомним события, о которых нам поведала Библия-главная христианская книга.

Слайды «Немного о пасхе». ( сл.2-19 – читаю информацию со слайдов)

Каждый год праздник Пасхи приходится на разные дни.В этом году когда мы отмечаем этот праздник?( 16 апреля)

Со светлым праздником у нашего православного народа связано много традиций. обычаев и обрядов. И сегодня мы вспомним некоторые из них.

Конечно, же начинается сам праздник в церкви с Пасхального богослужения - Всенощной службы.  ( сл.20-23_

  • Кто из вас бывал на Пасхальном богослужении?

Во время богослужения звучит тропарь – праздничная песнь. ( называние «Тропарь» - на доску)

Священник (батюшка), церковный хор и все прихожане поют этот тропарь. Послушайте Пасхальный тропарь.

(Прослушивание «Пасхального тропаря»)

Во время пасхальной службы, кроме тропаря и других песнопений, звучит очень красивая молитва композитора Чеснокова «Ангел вопияше». Мы сегодня обязательно послушаем эту молитву. В конце службы происходит освящение пасхальных даров-куличей и яиц.

Чтобы наш рассказ о народных пасхальных традициях и обрядах был более интересным, предлагаю устроить дружеские соревнования. Согласны?

У нас есть 2 группы. Каждая группа за правильные ответы и хорошо выполненные задания получит вот такие бонусы( ).Что с ними делать и как подвести итог соревнования, я скажу в конце урока. Согласны на такую интригу?

Итак,1 задание вы уже получили и выполнили. Это было ваше Д/З:

  • Украсить стол своей группы к уроку по теме: «Светлый праздник».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА 1 ЗАДАНИЯ.

2 задание: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.

Сейчас мы с вами вспомним некоторые родные обычаи старины.

  • 1вопрос: У русских крестьян на Пасху был обычай поздравлять своих соседей, ходя из одного дома в другой, играя на волынках, исполняя песни и ожидая подарки. Как называли таких людей ? (волочебники) – сл.24.
  • 2. Что означает это слово? (поющие под окнами)
  • 3.Как называется этот обряд? (хождение волочебников)
  • 4.Как называлось первое воскресенье после Пасхи? (красная горка)
  • 5.Чем занимались молодежь и дети в этот день?
  • 6.Как называется первая неделя после Пасхи? (светлая)
  • 7.Какой еще обычай существует на Светлой неделе?
  • 8.Как называется звон, когда бьют во множество колоколов?(трезвон)

В праздник Пасхи мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие.

                       Звучит Праздничный Пасхальный Перезвон.

  • Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси? – сл.25.
  • Когда звонили в колокол?

Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке и на протяжении многих веков сопровождали жизнь христиан: размеряли время сна и бодрствования, труда и отдыха, веселья и скорби, указывали путнику дорогу, если он заблудился.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. Колокола были несовместимы с ложью,  - сл.26.   несправедливостью и греховностью. Даже лучшие похвалы звучали так: «голос чище звона», «слава, что звон». Люди с огромным уважением и любовью всегда относились к колоколам.

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал.


Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества!

  • Как называется большой колокол?
  • Где находится самый огромный колокол?

3.И настало время следующего  задания. Я предлагаю попробовать себя в роли звонарей в ритмической игре «ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗВОНЫ»

( Дети показывают ритмически удары колокола)

О колоколах существует очень много легенд:

  • ( сл.27.)  Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его указанию под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место целая и невредимая.
  • По рассказам жителей в Ярославской губернии на заводе отлили 2 колокола. Когда их переплавляли через реку, один колокол упал в реку и затонул .Второй благополучно добрался до места и был установлен .Но когда он звонил ,звуки его были печальны ,и жители могли расслышать слова в его звоне: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит».
  • По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряют силу колдовство и гадания.
  • А вот вполне реальный факт, которые установили ученые: в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Говорят, когда звонишь в колокол, душа светлее становится. И я желаю всем, чтобы в вашей душе звучал самый светлый колокольчик и предлагаю каждому позвонить! ( Дети звонят в колокольчики)

А у нас 4 задание: ПАСХАЛЬНЫЕ СТИХИ.

Д/з: каждая команда готовит по 3 стихотворения.

Подведение итогов-получение бонусов.

Подведение итогов(бонусы).


Настадо время последнего 5 задания:

Одним из традиционных атрибутов и украшений праздника Пасхи являются расписанные пасхальные яйца. Кто знает, чем в старину окрашивали пасхальные яйца?

В настоящее время украшение пасхальных яиц стало настоящим искусством, используются различные материалы, приемы и даже методики.

Посмотрите, как могут быть выполнены пасхальные украшения. ( сл.28-29.)    Вы можете сделать их своими руками и подарить близким и родным на Пасху. А наше 5 задание такое:

Обе группы получили за работу свои бонусы. Если вы заметили,то бонусы в форме яйца, даже уже разноцветные. Вам осталось только расписать их своими узорами и украсить пасхальное дерево. А пока вы будете работать ,мы послушаем молитву Павла Чеснокова «Ангел вопияше», о которой я говорила в начале урока.

Слушание «Ангел вопияше» П.Чеснокова.

Работа в группах, подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили православные традиции, поговорили о Пасхе, украсили Пасхальные деревца, и я надеюсь, что ваши души посветлели, стали чище помыслы, а в сердце появилось еще немного места для любви и добра.

Исполнение «Дорога Добра»

музыка М.Минкова слова Ю.Энтина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...