Методическая разработка по классическому танцу для детей сроком обучения 5-6 лет
методическая разработка по музыке на тему

Для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx123.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 567

Петродворцового района г. СПб

Педагог дополнительного образования в УДОТ

Ожогина Ольга Викторовна

Методическая разработка

Образовательной программы

По классическому танцу

Для детей сроком обучения на 5-(6) лет

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  1. Список литературы

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.

Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

2. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»

Срок реализации данной программы составляет 5 лет (при 5-летней образовательной программе «Хореографическое творчество»). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс).

З. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец».

Таблица 1

Срок реализации образовательной программы

 «Хореографическое творчество» 5 (6) лет

1-5 классы

6 класс

Классы/количество часов

Количество часов (общее на 5 лет)

Количество часов (в год)

Максимальная нагрузка (в часах)

924

165

Количество часов на

924

165

аудиторную нагрузку

Общее количество часов на

1089

аудиторные занятия

Классы

1 2

3

4

5

6

Недельная аудиторная

4 6

6

6

6

5

нагрузка

Консультации

(для учащихся 3-8 классов)

40

(8 часов в год)

8

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), групповая (от 8 до 15 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от 3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Классический танец»

Цель:

развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

  • развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками классического танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные композиции, как соло, так и в ансамбле;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно- танцевальных способностей, артистизма;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Классический танец»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Классический танец»

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета "Классический танец"

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Таблица 2

Срок обучения 5 (6) лет

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на

4

6

6

6

6

5

аудиторные занятия (в неделю)

Общее максимальное

132

198

198

198

198

165

количество часов по годам (аудиторные занятия)

Общее максимальное

924

165

количество часов на весь

период обучения (аудиторные занятия)

1089

Консультации (часов в год)

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на

40

8

консультации

48

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.

        Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений - у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9-15 лет.

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а)        знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;

б)        изучение движения и работа над движениями в комбинациях.

Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах (на пуантах).

Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

Годовые требования. Срок обучения 5 (6) лет

1-й класс (1 год обучения)

Аудиторные занятия        4  часа в неделю

Консультации        8 часов в год

В первый год обучения по предмету «Классический танец» преподаватель занимается с учащимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, приобретения навыков точной согласованности движений, закрепления развития активной выворотности, развития и закрепления устойчивости, развития координации движений, воспитание силы и выносливости, освоения простейших танцевальных элементов, развития артистичности.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Постановка корпуса лицом к станку по VI позиции.
  2. Позиции ног: I, II, III, IV, V.
  3. Demi plie no I, II, III, IV, V позициям.
  4. Grand plie no I, II, IV, V позиции.
  5. Battements tendus из I позиции:

- battements tendus pour le pied в сторону;

- battements tendus из V позиции

-  battement tendu  с  demi plié во II позицию без перехода и с переходом с опорной  ноги (из I и V позиции);

- battement tendu- soutenu во все направления.

  1. Passe par terre:

- с demi plie по I позиции

- с окончанием в demi plie.

  1. Battements tendus jetes из I позиции во всех направлениях:

- battements tendus jetes с pique;

- battements tendus jetes из V позиции.

  1. Понятие направлений en dehors, en dedans.
  2. Demi rond de jambe par terre en dehors, en dedans.
  3. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans
  4. Положение ноги sur le cou de pied:

- «условное» спереди, сзади,

- «обхватнoe» учебное.

  1. Battements frappe  носком в пол, в сторону, во всех направлениях.
  2. Petits battements sur le cou-de pied  перенос ноги равномерный.
  3. Battements fondu носком в пол во всех направлениях.
  4. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.
  5. Battements releve lent на 90о из I, V позиций во все направления.
  1. Понятие retire.
  2. Battements developpes  во все направления.
  1. Grand battements jetes из I позиции во всех направлениях.
  1. Releve на полупальцах пo I, II, V позициям:

- с вытянутых ног,

- с demi plie.

  1. Постановка корпуса одной рукой за палку.
  2. I port de bras у станка.

 ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Позиции рук: I, II, III.
  2. I Форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).
  3. Demi plie no I, II, V позициям.
  1. Grand plie по I, II, V позициям.
  1. Battements tendus:

- из I позиции во всех направлениях;

- с demi plie .

  1. Battements tendus  jetes во всех направлениях из I позиции:
  • с рique;
  • c demi plié.
  1. Demi rond de jambe par terre.
  1. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans.
  2. Preparation en dehors, en dedans  (temps  releve).
  3. Battement tendus-soutenus во все направления.
  1. Battements releve  lent во всех направлениях на 90о  из I  позиции.
  2. Grand battements jete из I позиции в первоначальной раскладке.

ALLEGRO

  1. Temps leve saute:

-  пo I, II позициям;

  •  по V позиции.
  1. Petit changement de pied.
  2. Раз echappe в первой раскладке.
  1. Шаг польки (начальный вариант обучения).

 ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Releve no I, II, V, VI позициям:

- у станка и на середине зала.

  1. Раs echappe в начальной раскладке:

- у станка и на середине зала.

  1. Раs de bourree suivi:

- у станка - на месте и с продвижением;

- на середине зала - на месте и с продвижением.

  1. Раs couru по линиям вперед, назад и по диагонали на середине зала.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу Exsersis выполняется лицом к станку.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет) Exsersis выполняется за одну руку.

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • различать танцевальные жанры, их специфические особенности;
  • анализировать танцевальную музыку;
  • грамотно исполнять программные движения;
  • знать правила выполнения движений;
  • знать структуру и ритмическую раскладку;
  • замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления;
  • координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе;
  • уметь танцевать в ансамбле;
  • оценивать выразительность исполнения;
  • различать выразительные средства в передаче характерного настроения.

2-й класс (второй год обучения)

Аудиторные занятия        6  часов в неделю

Консультации        8 часов в год

Продолжение работы над приобретенными навыками: правильности и чистоты исполнения, воспитание умения сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для выразительности и осмысленности танца.

Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения упражнениях, освоение более сложных танцевальных совершенствование техники, усложнение координации, артистичности, чувства позы.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы.
  2. I, II arabesque  носком в пол, 450.
  3. Battements tendus в сочетаниях с позами (croisee, efface, ecarte).
  1. Battements tendus jetes:
  • battements tendus jetes с demi plié по I, V позиции во все стороны;
  • balancoire;
  •  в сочетании с позами  (croisee, efface, ecarte).
  1. Rond de jambe par terre на demi plie.
  1. Battements fondu на 450 с plie releve во всех направлениях.
  2.  Demi rond de jambe на 450 en dehors, en dedans на demi plie.
  1. Battements soutenu в первоначальной раскладке во всех направлениях:

- носком в пол;

-   на 450.

  1. Battements double frappes в сторону:

- носком в пол и на 450.

  1. Petits battements с акцентом.
  2. Rond de jambe en l’air (подготовка).
  3. Battements releve lent на 90о в сочетании с позами из V позиции.
  4. Passé  во всех направлениях.
  5. Grand battements jetes в сочетании с  большими позами (croisee, efface, ecartee).
  6. Releve  на полупальцах по IV  позиции.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА 

  1. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы на середине зала.
  2. Понятие arabesque I, II  носком в пол.
  3. Demi plie no IV позиции.

- grand plie по IV позиции.

  1. Battements tendus во всех направлениях в сочетании с малыми и большими позами;

-  battements tendus pour le pied в сторону;

-  с  demi plié во II позицию без перехода и с переходом с опорной  ноги (из I и V позиции).

  1. Releve  на полупальцах no I, II, V позициям:

- сочетании с pour le pied и demi plie

Battements tendus jete во всех направлениях в сочетании с малыми и большими позами с pique.        

  1. Rond de jambe par terre на demi plie en dehors, en dedans.
  1. Battements fondus во всех направлениях в пол и на 450.
  2. Battements frappes во всех направлениях в пол и на 450
  3. Petits battements равномерно.
  4. Battements releve lent на 90о во всех направлениях в сочетаниях с раssе из V позиции.
  5. Battetnents developpe в сторону из V  позиции.
  6. Grand battements jetes во всех направлениях из V  позиции.
  1. II Форма port de bras.
  2. Releve  на полупальцах по IV  позиции.

 ALLEGRO

  1. Temps leve saute  по IV  позиции.
  2. Pas echappe по II, IV позиций.
  3. Pas assemble soutenu во все направления:

-у станка и на середине.

  1. Pas glissade в сторону, позднее вперед, назад.
  2.  Changement de pied en tournant на 1/8.
  3. Pas польки.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Releve no IV  позиции:

-у станка и на середине зала.

  1. Раs echappe по IV позиции:

-у станка и на середине зала.

  1. Раs assemble soutenu в сторону, вперед, назад:

- у станка и на середине зала.

  1. Pas glissade с продвижением в сторону, вперед, назад (en face).
  2. Раs de bourree suivi у станка - на месте и с продвижением;

-на середине зала - на месте и с продвижением.

  1. Раs couru по диагонали на середине зала.
  2. Pas  польки.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет). Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно, музыкально-выразительно исполнять программные движения (умение свободно координировать движение рук, ног, головы, корпуса);
  • владеть сценической площадкой;
  • анализировать исполнение движений;
  • знать об исполнительских средствах выразительности танца (выразительности рук, лица, позы);
  • определять по звучанию музыки характер танца;
  • термины и методику изученных программных движений;
  • уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.

3-й класс (третий год обучения)

Аудиторные занятия        6 часов в неделю

Консультации        8 часов в год

В целом требования совпадают с 4 классом, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения хореографической грамоты, переходом к элементам будущей танцевальности.

В 3-м классе больше внимания уделяется развитию силы стопы за счет увеличения упражнений на полупальцах и пальцах, развитию устойчивости, силы ног путем увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения.

Необходимо начать работу над техническим исполнением упражнений в ускоренном темпе и развитию танцевальности. Продолжить работу над скоординированным исполнением изучаемых движений.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Demi plie и grand plie с рукой en dehors, en dedans
  2. Battement tendu в малых и больших позах.
  3. Battement tendu jetes в малых и больших позах.
  4. Rond de jambe par terre на 450 en dehors, en dedans.
  1. Battements fondu:

- в малых и больших позах на 450;

- double.

  1. Battements soutenu в малых и больших позах:

- носком в пол;

- на 45гр.

  1. Pas coupe.
  1. Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.
  2. Battements frappe и double frappe:

- с окончанием в demi plie;

- в позах.

  1. Pas tombee:

- с продвижением, р/н в положении sur le cou de pied;

- носком в пол;

-   на 450 .

  1. Rond de jambe en l’air en dehors, en dedans.
  1. Battement releve lent и battement developpe в позах (croisee, efface, ecartee, I, II, III arabesque).
  1. Grand battements jetes  pointee.
  1. Grand battement jetes pointes в больших позах.
  1. III форма port de bras .
  2. Preparation к pirouette sur le cou de pied из V позиции.
  3. III форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода на работающую ногу).
  4. III форма port de bras как заключение комбинаций.
  5. Полуповороты на полупальцах en dehors, en dedans (начиная с вытянутых ног их demi plié.)
  6. Поворот soutenu на 3600.
  7. Раs de bourree simple .

 ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Arabesque III:
  2. Battement tendu в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque.
  3. Battements tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesque.
  4. Demi rond  и rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi plie на 450.
  5. Battements fondu:

-  в позах носком в пол и на 450;

-сочетании с soutenu u demi plie во всех направлениях на 450.

  1. Battements frappe в позах:

- во всех направлениях в пол и на 450;

- double battement frappe  в пол и на 450.

  1. Petit battement sur le cou-de-pied  с акцентом en face и  epaulement.
  2. Pas coupe.
  3. Pas tombee на месте, другая нога на sur le cou-de-pied.
  4. Battements releve lent и battements developpe в позах.
  5. Temps lie par terre en dehors et en dedans: - temps lie par terre с перегибом корпуса.
  1. Rond de jambe en l’air en dehors, en dedans.
  2. Grand battements jete  pointee в больших позах.
  3. Раs de bourre simple .
  4. Pas balance.
  1. III форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода на работающую ногу).
  2. Releve на полупальцах IV, V  позиция  croisee, efface.
  3. Полуповороты на двух ногах с V позиции с переменной ног (начиная с вытянутых ног на полупальцах и с demi plie).
  4. Упражнения для вращения на двух ногах по VI  позиции (с поворотом головы в зеркало).
  5. Поворот soutenu  на 3600.

ALLEGRO

  1. Temps leve saute по I, II, V позициям с продвижением вперед, в сторону, назад.
  2. Changement de pied en tournant на  1/4, 1/2 поворота.
  3. Pas echappe en tournant на 1/4 ,1/2 поворота.
  4. Pas assemble вперед, назад.
  5. Pas jete en face.
  6. Pas de chate вперед.
  7. Sissonne tombee.
  8. Pas chasse вперед.
  9. Sissonne fermee в сторону.
  10. Сценический sissonne.
  11. Pas de basque.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Pas echappe в сочетании с releve (double pas echappe).
  2. Sur-sous в маленькие и большие позы.
  3. Pas assemble вперед, назад.
  4. Pas de bourree suivi.
  5. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
  6. Pas jete.
  7. Pas ballonnee.
  8. Раs balance.
  9. Changement de pied.
  10. Pas de bourree simple.
  11. Temp lie.
  12. Pas  польки epaulement.
  13. Pas assemble soutenu en tournant по ¼  и ½  поворота.
  14. Pas de bourree suivi в больших и маленьких позах и en tournant.
  15. Поворот  soutenu  на 3600.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации;
  • сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;
  • выполнять движения музыкально грамотно;
  • справляться с музыкальным темпом урока;
  • обосновано анализировать выполнение заданной комбинации;
  • анализировать и исправлять допущенные ошибки;
  • воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;
  • анализировать исполнение движений;
  • знать об исполнительских средствах выразительности танца;
  • знать термины изученных движений;
  • знать методику изученных программных движений;
  • уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.

4 класс (четвертый год обучения)

Аудиторные занятия        6 часов в неделю

Консультации        8 часов в год

Предъявляемые требования при выполнении и изучении новых движений к учащимся 4 класса остаются в основном прежними, как и в предыдущих классах, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения хореографической грамоты, воспитанием более свободного владения корпусом, движением головы и особенно рук, укрепление устойчивости (апломб) в различных поворотах, в упражнениях на пальцах и полупальцах; переходом к элементам будущей танцевальности, освоение более сложных танцевальных элементов.

Продолжается работа над развитием пластичности и выразительности рук, корпуса, выразительностью поз, совершенствованием исполнительской техники (введение различных полуповоротов и полных поворотов); подготовкой к вращению.

Вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине, усложнения учебных комбинаций; развитие артистичности, манерности, изучение заносок; ускоряется общий темп урока.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Battements tendu pour batterrie (как подготовка к заноскам).
  2. Battements tendu jete в сочетании с pour le pied, pique, balansoire на четверть из-за такта.
  3. Flic-fliac.
  4. Demi rond  и rond de jambe на полупальцах на 450.
  5. Раs tombee с продвижением и фиксацией ноги носком в пол;
  • фиксация ноги на 450.
  1. Battements soutenu:

- на 900 во всех направлениях;

-  в позах;

- на полупальцах.

  1. Battement fondu на полупальцах:

-double ;

 - в малые позы.

  1. Battements frappe:

-  на полупальцах;

-  в малые позы.

  1. Demi rond на 900 en dehors et en dedans.
  2. Battements developpe в сочетании с plie releve.
  3. Petit battements c plié releve на полной стопе и на полупальцах.
  4. Grand battemnets jete с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол.
  5. Pas de bourree simple en tournant.
  6. Pirouette en dehors, en dedans из V позиции/

 ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Battements  tendus en tournant на 1/8, 1/4 .
  2. Battements  tendus jetes en tournant на 1/8, 1/4 .
  3. Flick-fliak.
  4. Rond de jambe par terre en tournant en dehors, en dedans  на 1/8, 1/4.
  5. Battements fondu:

-  с plie-releve на всей стопе с фиксацией ноги на 450 - с demi rond на 450 en dehors, en dedans;

- double на всей стопе.

  1.  Battement soutenu на 900:

-  en face;

-   в позах на всей стопе.

  1. Pas tombee  с продвижением, работающая нога на  sur le cou-de-pied, носком в пол и на 450.
  2. Petit battement c plié releve.
  3. .Battements developpe.
  4. Demi rond на 900 en dehors , en dedans.
  5. Temps lie на 450 .
  6. III port de bras (с растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги.
  7. Pas de bourree ballotte.
  8. Pas de bourree en tournant en dehors, en dedans.
  9. Preparation и pirouette по V позиции en dehors, en dedans.
  10. Preparation и pirouette со II позиции en dehors, en dedans.

ALLEGRO

  1. Pas echappe:

- en tournant по 1/4, ½ оборота;

- battu.

  1. Double assemble.
  2. Pas assemble с продвижением в сочетании с pas glissade.
  3. Pas jetee с продвижением в сочетании с pas glissade.
  4. Pas de chat назад.
  5. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied
  6. Sisson fermee вперед в I arabesque, назад во II arabesque.
  7. Sissonne ouverte pas developpe на 450 во всех направлениях, позже в позах.
  8. Sissonne tombee en face,  в позах.
  9. Temps lie saute.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Раs echappe:

- en tournant на 1/8, 1/4 поворота;

- на одну ногу по II и IV позиции.

  1. Pаs de bоurreе ballotte croisee, effacee.
  2. Pas de bourre simple en tournant.
  3. Шаг jete-fondu (как танцевальный элемент хореографии).
  4. Sissons simple:

-  en tournant на 1/2 поворота (как подготовка к pirouette из V позиции).

  1. Changement de pied:

-  en tournant на 1/4, 1/2 поворота.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно и выразительно исполнять небольшие комбинации;
  • добиваться различия в исполнении основных и связующих движений выразительности в танцевальных комбинациях;
  • обосновано анализировать художественное достоинство классического танца;
  • активно участвовать в исполнении прыжков;
  • уметь качественно исполнять движения;
  • уметь распределять свои силы, дыхание;
  • подготовительные движения на затакт, определяющие темп всего движения;
  • знать и точно выполнять методические правила;
  • уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений;
  • знать термины изученных движений;
  • знать об исполнительских средствах выразительности танца.

5 класс (пятый год обучения)

Аудиторные занятия        6 часов в неделю

Консультации        8 часов в год

Главная задача в 5 классе - это подготовка учащихся к представлению выпускной программы в максимально готовом виде.

На протяжении всего учебного года закрепляется весь программный материал, изученный за все годы обучения: продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, а также их активностью и точностью координации при исполнении больших поз и туров; продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью, точностью исполнения с использованием более сложных сочетаний пройденных движений; происходит дальнейшее освоение техники пируэтов и заносок; создание танцевальных комбинаций адажио, аллегро и на пальцах на готовый музыкальный материал с использованием знакомой и несложной балетной музыки; развитие виртуозности и артистичности; приобретение законченной танцевальной формы;

Увеличиваются нагрузки в упражнениях у станка и на середине зала, в allegro и экзерсисе на пальцах; осваиваются более сложные танцевальные элементы; усвоение туров с различных приемов.

Продолжается работа над: пластичностью и выразительностью рук, а также их активностью и точностью координации при исполнении больших поз и туров, точностью и чистотой исполнения пройденных движений.

Освоение техники пируэтов и заносок, создание танцевальных комбинаций адажио, аллегро и на пальцах на готовый музыкальный материал, развитие виртуозности и артистичности, увеличение нагрузки в adagio и усложнение его строения, освоение более сложных танцевальных элементов, усвоение туров с различных приемов, дальнейшее развитие силы и выносливости, совершенствование исполнительской техники, совершенствование координации, развитие артистичности, манерности, чувство позы, изучение p^^ttes с различных приемов, а также подготовка к вращениям по диагонали, знакомство с большими прыжками, изучение прыжков с различных приемов и развитие баллона в больших прыжках.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Demi plie и grand plie в сочетании с port de bras (движения рук, перегибы корпуса) и degage по II и IV позициям.
  2. Flic-fliac:

- на полупальцах;

- на 1/2 поворота en dehors et en dedans;

- полный поворот en dehors et en dedans.

  1. Battements fondu:
  •  на полупальпах во всех позах (ecartee, arabesque);
  •  plié releve rond на 450 из позы в позу.
  1. Половина tour en dehors, en dedans c plié releve с ногой вытянутой вперед, назад на 450, 900.
  2. Battement soutenu на 900 на полупальцах en face и в позы.
  3. Temps releve (preparation к rond de jambe en l air) en dehors et en dedans.
  4. Rond de jamb en l’air на полупальцах.
  5. Положение attitude вперед и назад как составная часть adagio.
  6. Grand rond на 900 en dehors, - en  dedans.
  7. Battements frappe и battement double frappe на полупальцах с окончанием на demi plié en face и в позы.
  8. Petit battements sur le cou de pied:

- на полупальцах;

- battement sur le cou-de-pied вперед, назад  (battu) epaulement.

  1. Grand rond de jamb developpe en dehors, en dedans на всей стопе.
  2. Grand battements jete developpe (мягкий battements).
  3. Petit temps releve en dehors, en dedans на всей стопе и на полупальцах/
  4. Pirouette en dehors, en dedans c temps releve.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Battements tendus en tournent на 1/2 поворота.
  2. Battements tendus jetes в сочетании с flic-fliac 1/2  поворота.
  3. Rond de jambe на 450 на demi plié en dehors, en dedans.
  4. Battement fondu :

-с plié releve и demi-rond на 450 en face из позы в позу;

-  на 450 на полупальцах  в сочетании с demi rond en dehors, en dedans.

  1. Battement frappe  на полупальцах.
  2. Battement double frappe:

- на 450 на полупальцах;

-  с окончанием в demi plie и с подворотом в малые позы на полупальцах.

  1. Battement releve lent и battement developpe в IV arabesque.
  2.  Demi rond developpe en dehors, en dedans из позы в позу.
  3. Battement developpe в сочетании с attitudes, arabesques, с окончанием в

demi - plie и больших позах.

  1. Pas tombee:

- на месте с полуповоротом en dehors, en dedans , работающая нога в положении sur le cou-de-pied;

- из позы в позу на 450 и 900 с окончанием на носок и на 900.

  1. Temps lie на 900 вперед, назад.
  2. Grand battement jete developpe (мягкий battement) en face  и в позах.
  3. Pas de bourree dessus-dessous.
  4. Pas de bourree ballotte en tournant.
  5. Soutenu en tournant en dehors, en dedans по ½ и целому повороту , начиная носком в пол и на 450.
  6.  IV форма port de bras.
  7. Pirouette из V позиции с окончанием в IV позицию.
  8. Tour en dehors, en dedans из IV, II, V  позиции.
  9. Pas glissade en tournant по целому обороту и по диагонали.
  10. Preparation к glissade en tournent и вращение glissade en tournent по диагонали.
  11. Preparation к tour en dedans(tour  по усмотрению педагога).
  12. Tours chaines 4-8 раз.

 ALLEGRO

  1. Pas echappe battu с окончанием на одну  ногу.
  2. Pas jete  с продвижением.
  3. Pas emboite вперед, назад на месте sur le cou-de-pied.
  4. Pas assemble   приема pas coupe.
  5. Sisson ouverte на 450 в позах.
  6.  Entrechat-quatre.
  7. Royale.
  8. Grand раs jete с продвижением вперед по диагонали.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Pas echappe en tournant по II,  IV позиции на 1/4  оборота.
  2. Pas de bourree dessus – dessuos an face.
  3. Pas de bourree en tournant:

- simple;

-ballotte на 1/4 оборота.

  1. Sisson ouverte на 450 во всех направлениях.
  2. Coupe -ballonnee в сторону.
  3. Sissonne ouverte на 450 en face, в позах
  4. Pas jete  в позах на 450 с окончанием в demi plié.
  5. Pas assemble soutenu en tournant en dehors, en dedans.
  6. Pas glissade en tournant по диагонали.
  7. Tour chaine 4-8 раз.
  8. Preparation к pirouette из V позиции и pirouette из V позиции.
  9. Различные шаги с фиксацией ноги в arabesques.

В первом полугодии (9 полугодие) проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии (10 полугодие) – выпускной экзамен .

Требования к выпускной программе

Выпускной экзамен должен выявить у учащихся полученные знания, умения, навыки за весь срок обучения:

  • умение исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный материал;
  • уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с программными требованиями;
  • освоение законченной танцевальной формы;
  • знание и использование методики исполнения изученных движений;
  • знание терминологии движений и основных поз;
  • знания об исполнительских средствах выразительности танца;
  • знание правил выполнения того или иного движения, ритмической раскладки;
  • умение обоснованно анализировать свое исполнение и анализировать исполнение движений друг друга;
  • умение находить ошибки, как у себя, так и в исполнении других;
  • анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального жанра;
  • владение осознанным, правильным выполнением движений, самоконтроль над мышечным напряжением, координацией движений.

Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного экзамена

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Demi plié и grand plie по I, II, IV, V позициям в сочетании с различными положениями рук , port de bras (движения рук, перегибы корпуса) и degagee по II и IV позициям.
  2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face и на позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:
  • battements tendus pour le pied в сторону;
  • double battements tendus;
  • pour batterie (как подготовка к заноскам).
  1. Battements tendus jetes по V и I позиции во всех направлениях en face и на позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:
  • battements tendus jete с pique;
  • balancoire.
  1. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans et rond de jambe par terre en dehors, en dedans в комбинации с:
  • passe par terre с demi plie по I позиции, с окончанием в demi plie;
  • rond de jambe par terre на demi plie;
  • demi rond de jambe на 450 en dehors, en dedansrn целой стопе, на полупальцах и на demi plie;
  • port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях в сторону, вперед, назад;
  • III форма port de bras с вытянутой ногой назад.
  1. Battements fondu во всех направлениях носком в пол, на 450, en face

и на позы в комбинации с:

  • с plie releve во всех направлениях на всей стопе и с выходом на полупальцы;
  • battements soutenu во всех направлениях носком в пол, на 450, 900;
  • pas tombee с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте и с продвижением;
  • с продвижением и фиксацией ноги носком в пол, фиксацией ноги на 450;
  • на полупальцах во всех направлениях;
  • double battements fondu;
  1. Temps re1eve (preparation к rond de jambe en l air) en dehors et en dedans.
  2. Rond de jambe en l air en dehors, en dedans.
  3. Battements frappe et battements double frappe во всех направлениях в комбинации с:
  • battements double frappe с окончанием в demi plie;
  • с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые позы;
  • с выходом на полупальцы.

9.Petit battements с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди;

  • на полупальцах.
  1. Adagio в сочетании с:
  • battements re1eve lent на 900, во всех направлениях;
  • battements developpe во всех направлениях;
  • battements developpe в сочетании с plie releve;
  • demi rond et grand rond на 900 en dehors et en dedans на целой стопе,на полупальцах, на demi plie;
  • положение attitude вперед и назад.
  1. Grand battements jetes из I, V позиций во всех направлениях en face и на большие позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:
  • pointee;
  • с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол;
  • grand battements jete developpe (мягкий battements).
  1. Flic-fliac:
  • на 1/2 поворота en dehors et en dedans.
  1. Поворот soutenu на 3600.
  2. Preparation к pirouette sur le cou de pied en dehors, en dedans из V позиции.
  3. Pas de bourree simple en tournant.
  4. Pаs de bourree ballotte.
  5. Releve no I, II, V позициям:
  • с вытянутых ног,
  • с demi - plie.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Demi - plie и grand plié по I, II, IV, V позициям в сочетании с различными положениями рук.
  2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face, в малых и больших позах в комбинации с:
  • pour le pied и demi plie в сторону;
  • double battements tendus;
  • в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque;
  • en tournent на 1/4, en dehors et en dedans.
  1. Battements tendus jetes по V и I позиции во всех направлениях en face, в малых и больших позах в комбинации с:
  • battements tendus jete с pique;
  • в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesque;
  • battements tendu jete в сочетании с flic-flac en dehors et en dedans.
  1. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans в комбинации с:
  • на demi plie;
  • en tournent на 1/4 поворота en dehors et en dedans.
  1. Battements fondu во всех направлениях носком в пол, на 450, en face, в малых и больших позах в комбинации с:
  • soutenu u demi plie во всех направлениях на 450;
  • fondu с plie-releve на всей стоне с фиксацией ноги на 450;
  • с demi rond на 450 en dehors, en dedans на целой стопе и на полупальцах.
  1. Battements frappe и battements double frappe во всех направлениях en face, в малых и больших позах в комбинации с:
  • носком в пол и на 450;
  • с окончанием в demi plie и фиксацией ноги носком;
  • battements double frappe с окончанием в demi plie и с подворотом в малые позы на полупальцах.
  1. Adagio в сочетании с:
  • battements re1eve lent на 900. во всех направлениях;
  • battements developpe во всех направлениях в больших позах в сочетании с arabesque, attitudes c окончанием в demi - plie;
  1. Grand battements jete из I, V позиций во всех направлениях en face, в больших позах в комбинации с:
  • pointee.
  1. I, II, III, IV, V, VI формы port de bras.
  2. Releve no I, II, IV, V позициям:
  • с вытянутых ног,
  • с demi plie.
  1. Позы epaulement (croisee, efface, ecarte).
  2. Arabesque: I, II, III, IV.
  3. Temps lie par terre en dehors et en dedans,
  • temps lie par terre с перегибом корпуса;
  • temps lie на 450 и 900.
  1. Раs balance.
  2. Preparation к pirouette с IV, V позиции.
  3. Tours chaines.
  4. Preparation к glissade en tournent и вращение glissade en tournent по диагонали.

ALLEGRO

  1. Temps leve saute no I, II, IV, V позициям на месте и с продвижением.
  2. Petit changement de pied et grand changement de pied:
  • en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.
  1. Раз echappe:
  • en tournant на 1/4поворота;
  • battue.
  1. Pas assemble - в сторону, вперед и назад;
  • с продвижением в сочетании с pas glissade.
  1. Double assemble.
  2. Sissonne simple en face.
  3. Pas jete en face.
  4. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
  5. Pas glissade в сторону, вперед, назад.
  6. Sissonne tombee в сторону, вперед, назад.
  7. Pas chasse в сторону, вперед, назад.
  8. Sissonne fermee в сторону, вперед, назад;
  • в I,II,III arabesque.
  1. Entrechat quatre, royal.
  2. Temps leve saute no V позиции с продвижением по диагонали приемом soubresaut.
  3. Sissonne ouverte на 450 во всех направлениях.
  4. Pas de chat.
  5. Tour en Г air no I позиции.
  6. Сценический sissonne в 1-й arabesque.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Re1eve no I, II, IV, V,VI позициям.
  2. Раs echappe на II , IV позиции:
  • в сочетании с releve (double pas echappe);
  • en tournant на 1/4 поворота.
  1. Раs assemble во всех направлениях.
  2. Раs de bourree simple:
  • en tournant.
  1. Раs de bourree suivi - на месте и с продвижением en face в позе epaulement.
  2. Sissonne simple:
  • sissonne simple en tournant на 1/2 поворота (как подготовка к pirouette из V позиции).
  1. Раs couru по диагонали на середине зала.
  2. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
  3. Pas jete.
  4. Pas ballonnee на месте и с продвижением по диагонали;
  • coupe - ballonnee в сторону.
  1. Раs balance.
  2. Changement de pied:
  • en tournant на 1/4, 1/2 поворота.
  1. Шаг jete-fondu в различных направлениях (как танцевальный элемент хореографии).
  2. Sisson ouverte на 450 во всех направлениях.
  3. Preparation к pirouette из V позиции и pirouette из V позиции.
  4. Раs de bourree ballotte.
  5. Различные шаги с фиксацией ноги в arabesque.

6 класс (шестой год обучения)

Аудиторные занятия        5 часов в неделю

Консультации        8 часов в год

6 класс является дополнительным годом обучения по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства. Обучение учащихся этого класса направленно на подготовку к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.

Учащиеся, осваивающие 6-летнюю образовательную программу, сдают выпускной экзамен (итоговую аттестацию) в 6 классе.

В данном классе продолжается работа над умением исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный материал; над развитием и совершенствованием у учащихся техники исполнения и артистичности; над приобретением законченной танцевальной формы; выразительностью, координацией движений, выработкой силы, выносливости и способности их гармоничному развитию; над освоением более сложных танцевальных элементов

В 6 классе рекомендуется помимо регулярных занятий экзерсисом разучивать отдельные вариации, построенные на основе классического танца и входящие в учебную практику,

В первом полугодии (11 полугодие) проводится контрольный урок за пройденный и освоенный материал первого полугодия.

Во втором полугодии (12 полугодие) - выпускной экзамен за весь полный курс обучения.

Требования к полугодовому контрольному уроку

Учащиеся 6 класса к концу первого полугодия должны продемонстрировать приобретенные знания, умения и навыки:

  • понимание того, что танец является источником высокой исполнительской культуры, отражением эстетического стиля;
  • грамотное выполнение того или иного движения;
  • выполнение экзерсиса классического танца: у станка, на середине зала, allegro, на пуантах;
  • выполнение поклонов, положения рук, корпуса, а также простейших танцевальных комбинаций и вариаций;
  • знание освоенных движений и умение применять технику изучения новых движений.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans на 3600.
  2. Поворот fouette с открытой ногой носком в пол на 450, на 900:
  • на полупальцах с plie releve;
  • с полупальцев с окончанием в demi plie.
  1. Battement fondu во всех направлениях на 900 en face;
  • в позах классического танца.
  1. Grand rond de jambe на 900 en dehors et en dedans на demi plie  на полупальцах.
  2. Battement developpe pas tombee с продвижением и окончанием ноги на 900.
  3. Pas de bourre dessus – dessous en tournant.
  4. Battement developpe ballotte.
  5. Battements developpe  с коротким balance вперед, в сторону, назад и в позах.
  6. Pirouette en dehors, en dedans  с приема  temp releve (2 оборота).
  7. Fouette без вращения, далее по мере усвоения с вращением по 2-4 раза с окончанием в сторону и  sur le cou-de-pied.
  8. Grand battement jetee на полупальцах во всех направлениях и в позах.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Battements tendus jete в сочетании с flic-flac en tournant,

en dehors et en dedans.

  1. Battement fondu en tournant на 1/4:

 -        с поворотом fouette на 1/8, на1/4, на ½  круга носком в пол;

-        в сочетании с double battement.

  1. Flic-fliac en tournant из позы в позу.
  2. Tour lent в позах: вперед, назад – attitude, arabesque, в сторону – ecartee en dehors, en dedans.
  3. Tour sur le cou-de-pied и  tour – bouchon  с  grand plié по I, V позициям, во 2-ой половине года с окончанием в позу на 900 .
  4. V форма port de bras.
  5. Grand battement jete balance  в сторону с работой корпуса.
  6. Наклоны и подъем корпуса в I, III, IV arabesque.
  7. VI форма port de bras.
  8. Foutte на 450 4-8 раз.
  9. Pirouettes en dehors с dedagee (по диагонали).
  10. Pirouettes en dedans (tour pique).
  11. Tours c temps leve sur le cou de pied.
  12. Tour chaine 8-12 раз.

ALLEGRO

  1. Temps        leve saute no V позиции с продвижением по диагонали приемом soubresaut.
  2. Sisson ouverte par developpe на 900 en face.
  3. Sisson ouverte с окончанием в attitude с epaulement на epaulement.
  4. Pas assemble с продвижением приемом шаг-coupe.
  5. Sisson simple en tournant на 1/2 поворота.
  6. Grand pas de chat.
  7. Grand pas jete с продвижением по диагонали в сочетании с pas glissade.
  8. Pas emboite с продвижением на 450.
  1. Rond de jambe en l’air sauté en dehors, en dedans.
  2. Sissonne ouverte en tournant 1/4,  1/2 оборота.
  3. Pas faille.
  4. Grand assemble с приема шаг- coupe, подряд 8 раз.
  5. Grand fouette sauté с шага –coupe вперед croisee в позы I arabesque, attitude, efface.
  6. Перекидное jetes  (entrelace) . вначале изучается по прямой с шага каждое отдельно. По мере усвоения изучается по диагонали с pas chasse, pas de bourree.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Шаги jete-fondu в различных направлениях.
  2. Preparation к pirouette из IV позиции, -pirouette из IV позиции en dehors et en dedans.
  3. Temps releve с фиксацией ноги в arabesque по диагонали.
  4. Grand sissonne ouverte во всех направлениях из позы в позу на 450 и на 900.
  5. Tours en dehors dedagee по диагонали.
  6. Tours en dedans приемом шаг- coupe (tours pigue).
  7. Pas польки вперед, назад с продвижением  epaulement croisee, efface.
  8. Tour  по V позиции 32 раза.
  9. Прыжки на пальцах :  saute по V позиции на месте и с продвижением;
  10. Changement de pied en face et en tournant  по 1/8,  1/4 круга,
  11.  раз польки вперед, назад с продвижением на epaulement  croisee, efface.

Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного экзамена

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Rond de jambe en Fair en dehors et en dedans:
  • double на всей стопе и с окончанием в demi-plie;
  • на 900 на всей стопе.
  1. Flic-fliac en tournant en dehors et en dedans из позы в позу на 450.
  2. Adagio - во всех направлениях en face и

на большие позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:

  • battements developpes во всех направлениях в больших позах в сочетании с arabesque, attitudes c окончанием в demi - plie; pas tombee en face и в позах, с окончанием носком в пол и на 900.
  1. Grand battements jetes на полупальцах во всех направлениях en face и на большие позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:
  • developpes («мягкие» battements) на полупальцах;
  • balancoir (вперед и назад);
  • passe на 900.
  1. Половина tour en dehors et en dedans c plie-releve с ногой вытянутой вперед или назад на 450.
  2. Полуповорот en dehors et en dedans из позы в позу через passe на 450.
  3. Pirouettes en dehors et en dedans c приема temps releve (2 оборота).

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1. Temps lie par terre c pirouette en deohrs et en dedans.

  1. Rond de jamb par terre en tournant en deohrs et en dedans по 1/2 круга.
  2. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans на 450, в V и IV позиции.
  3. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve.
  4. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve.
  5. Grand port de bras- preparation к tour в больших позах.
  6. Grand battements jetes passe на 900.
  7. Grand port de bras-preparation к tour в больших позах.
  8. Pirouettes en deohrs с приема degage по прямой и диагонали (4-8 оборотов).
  9. Pas ballotte носком в пол, на 450.
  10. Tours chaines (8-16 оборотов).

ALLEGRO

  1. Pas assemble en tournants по 1/4 круга.
  2. Entrechat-quatre с продвижением.
  3. Sissonne simple en tournant en dehors et en dedans.
  4. Pas jetes battu.
  5. Royale с продвижением.
  6. Pas failli (вперед и назад).
  7. Grand sissonne ouverte во всех направлениях и позах с продвижением.
  8. Grand sissonne tombee во всех направлениях.
  9. Pas emboite en tournant с продвижением в сторону и по диагонали.
  10. Grand pas de chat.
  11. Pas brise вперед и назад.
  12. Grand pas assemble в сторону и вперед с приемов: с V позиции, шага - coupe, pas glissade, sissonne tombee, developpe-tombee вперед.
  13. Grand pas jete вперед в позах attitude croisee, III arabesque с V позиции, шага - coupe; attitude efface, I и II arabesque с V позиции, шага - coupe, pas glissade et pas chasse.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

  1. Petits pas jetes en tournants по 1/2 поворота с продвижением в сторону.
  2. Rond de jambe en Fair en dehors et en dedans.
  3. Повороты fouette en dehors et en dedans на 1/4 круга из позы в позу с ногой, поднятой на 450 (пальцы).
  4. Releves на одной ноге в позах на 450, 900 с продвижением вперед (2-4-6).
  5. Soutenu en tournant en dehors et en dedans на 1/2 и целый оборот, начиная из позы 900.
  6. Pas glissade en tournant с продвижением по диагонали (8-16).
  7. Pirouettes en dehors с V позиции по одному подряд (8-12).
  8. Pirouettes en dehors с V позиции по одному подряд (8-12).
  9. Pirouettes en dehors с приема degage по прямой и диагонали (4-8 оборотов).
  10. Прыжки на пальцах: pas emboites en face на месте и с продвижением.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Классический танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

знание балетной терминологии;

знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

знание средств создания образа в хореографии;

знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

умение исполнять на сцене классический танец, произведения

учебного хореографического репертуара;

умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

навыки музыкально-пластического интонирования;

навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

навыки публичных выступлений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках

промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание

методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к

сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков - правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых - способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

VI. Список литературы:

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010
  2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
  4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
  5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань»,

2007

  1. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
  2. Валеева М.А. Развитие професионализма педагога дополнительного образования: дисс. канд. пед. наук – Оренбург 1999
  3. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ». 1992
  4. Вихрева Н.А. «Классический танец для начинающих». -  М.: Театралис. - 2004
  5. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах - М., Искусство, 1989
  6. Звездочкин В.А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки»,

2011

  1. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
  2. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 1981
  3. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 1986
  4. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978
  5. Красовская В. М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.: "Искусство", 1989
  6. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. — М.: "Аграф", 1999
  7. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,1967
  8. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
  9. Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981
  10. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства» - М.: Искусство,1987
  11. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань»,

2009

  1. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «Терминология классического танца» (3-й год обучения)

Тест  «Терминология классического танца» (3-й год обучения)...

Методическая разработка по классическому танцу для детей сроком обучения на 5-6 лет

Методическая разработка по классическому танцу для педагогов-хореографов...

«Особенности изучения классического танца на начальном этапе обучения»

Классический танец является вечным предметом обсуждения в среде педагогов хореографии, работающих в хореографических коллективах и  школах. Ответ на вопрос: «Нужен ли на уроке классический экзерс...

Методическая разработка на тему: «Основные позиции рук классического танца, методика и техника обучения»

Что такое танец?Танец – это радость и положительные эмоции.Танец – важное средство формирования художественного вкуса ребенка. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильны...

Методическая разработка раздела «Классический танец» общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мир танца»

Методическая разработка раздела «Классический танец» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мир танца» для детей с 7 лет адресована начинающим педагога...

Методическая разработка по классическому танцу.

Предлагаемая методическая разработка по классическому танцу предназначена для учащихся хореографических коллективов. Методическая разработка содержит описание и методический разбор элементов экзерсиса...