"Моя Земля - мое Отечество".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки 5 класс, Цель - расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_moya_zemlya.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: « Моя земля – мое отечество».

Цель: расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи. Развитие способностей нравственного осмысления искусства и окружающего мира.

Задачи:

  1. Формирование целостного представления о неразрывной связи различных видов искусства.
  2. Усвоение языка музыкального искусства, его специфики по сравнению с литературой и живописью.
  3. Углубить восприятие понятий « виды искусства».
  4. Дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего.

Формирование знаний, умений, навыков:

  1. Развитие творческой фантазии.
  2. Навыки иллюстрации литературного, живописного произведения.
  3. Навыки музыкально-хорового исполнительства.
  4. Умение содержательной ориентации в понятиях.
  5. Навыки графического моделирования музыки.

Оборудование:

  1. Музыкальный центр.
  2. Портреты  М.П.Мусоргского, И.Е.Репина.
  3. Комплект графических линий.
  4. Иллюстрации к песенному материалу.
  5. Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва – реке»  (вступление к опере «Хованщина»); «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
  6. Песенный материал:  В.Казенин «Песенка братьев».

Ход урока.

1. Организационный момент.                                                                                                                                            

     Эмоциональный настрой.

Звучит фрагмент произведения «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Учитель читает строки:

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину –

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Объяснение цели урока.

Ребята, вы услышали музыку, какие чувства она у вас вызвала?

Какие события в жизни человека может отражать эта музыка?

Учитель: Вы услышали фрагмент произведения М.П.Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы).

Эпиграфом сегодняшнего урока будут следующие слова:

« Жизнь коротка – искусство долговечно».

Сегодня на уроке мы попробуем определить то, с помощью чего произведения искусства, созданные много-много лет назад, восхищают и волнуют нас также как тех, кто жил во времена их создания.

2. Закрепление пройденного  материала.

Красота дана человеку для того, чтобы он мог созерцать ее, сопереживать, ощущать ее своей душой, а затем воплощать в своих творениях: через цвет краски – в живописи, через звук и интонации – в музыке, через осмысленное художественное слово – в литературе.

Музыка               Литература              Живопись

Круг вопросов:

Что объединяет эти искусства?

(виды искусства, творчество человека, красота и т.д.)

Чем они отличаются друг от друга?  

(произведениями, средствами выразительности, создателями и т.д.)

Одобрение учителем правильных ответов, помощь в развитии мыслей учащихся.

  1. Знакомство с новым материалом.

Учитель:

Каждое соприкосновение с музыкой, литературой, живописью делает нас духовно богаче, добрее. Только человек наделен уникальным даром чувствовать прекрасное.

Кто-то находит гармонию в любви, кто-то в природе, а кто-то в верной и преданной дружбе.

Сегодня, мне хочется особо выделить дружбу Мусоргского с художником Репиным.

М.П.Мусоргский – один из самых самобытных композиторов музыкального союза «Могучая кучка». Это был человек поражающий своей смелостью и жизненностью.

И.Е.Репин также отличался неисчерпаемым интересом к жизни, широтой охвата русской действительности, неизменной искренностью художника. Творчество Репина одно из самых значительных и важных явлений русской художественной культуры 19 столетия.

Репин и Мусоргский были единомышленниками  в искусстве, цель у них была одна – правдивое изображение жизни во всем ее многообразии. Репин был дружен со многими композиторами, слушал их музыку в авторском исполнении, написал портреты многих из них.  Особые дружеские узы соединяли его с М.П.Мусоргским.

Он написал и последний прижизненный портрет своего друга.

(Показ портрета).

За несколько дней до смерти был написан этот портрет. Репин тяжело и горько переживал эту утрату.

В светоносности портрета, в особенной бережности живописи, в выразительности большой фигуры, в открытости и мягкости лица, в доверчивом наклоне головы Мусоргского Репин передает свое представление о внутреннем облике композитора, раскрывая широту его натуры, сердечную чистоту и душевную хрупкость ранимость. Но особенно выразительны глаза. В их мягком сиянии ведется ясный ум, мощь творческой личности, глубокая печаль и словно недоуменный вопрос, обращенный к жизни, которую так любил Мусоргский и которой так щедро отдавал свой талант.

Последние годы жизни для Мусоргского были очень тяжелыми. Он бедствовал, тяжело болел. Но не работать не мог, и создает свое второе монументальное произведение – оперу «Хованщина», на историческую тему.

Место действия – Москва, время – 1682год.

Это время начала царствования Петра 1.

Что вы знаете об этом царе?

(Задумал уничтожить в стране старые обычаи, привычки старой, темной Руси, распространить культуру, свет знаний, науки и искусства).

Кто из вас был в Москве?

Какие впечатления у вас от этого города?

Сегодня мы тоже посетим Москву, но не современную, а Москву –

1682 года.

  1. Слушание и восприятие музыки.

Мы сегодня обращаемся  к фрагменту этой оперы.

М.П.Мусоргский « Вступление к опере «Хованщина».

«Рассвет на Москве-реке».

(на фоне музыки)

М.Ю.Лермонтов.

… Над Москвой великой, златоглавой,

Над стеной кремлевской белокаменной,

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Заря алая поднимается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Круг вопросов:

Какое настроение, чувства пробуждает в вас прозвучавшая музыка?

Что кроме природного рассвета хотел показать композитор?

Какие средства выразительности использовал композитор?

(Мелодия – как народная песня, постепенно разворачивается, «светлеет», ее сопровождают глухие, отдаленные звуки колоколов, возвещая о наступлении утра).

Какими красками можно показать эту музыку?

Графическое моделирование.

Послушайте вступление и изобразите его такими линиями, которыми вам хотелось его показать. Вы можете показать цветными линиями.

Повторное слушание. Графическое моделирование. Создание графической конструкции.

Учитель вывешивает изображения на доску.

Вывод:

Графическое моделирование показывает основные элементы выразительности и изобразительности, т.е. интонации.

Интонация является основой любого произведения, в том числе в литературе и живописи.

  1. Знакомство с песенным материалом. Разучивание и исполнение.

 

Учитель: Ребята, как вы думаете, что было сначала СЛОВО или МУЗЫКА?

« Там, где кончается Слово, начинается Музыка» (Эрнст Теодор Амадей Гофман).

В каком жанре объединяются Слово и Музыка? Конечно, это песня.

А теперь я предлагаю вам послушать песню, и помочь в ее исполнении.

В.Казенин «Песенка братьев».

Основные задачи:

- сформировать целостное восприятие музыки и слов;

- эмоциональный настрой;

- развитие ритмических способностей;

- вокально-хоровые навыки.

(На доске рисунки к песне).

  1. Итог урока.

Давайте вновь обратимся к тем понятиям, с которых начали урок.

Музыка, литература, живопись -  искусства отражают жизнь человека в чем? С помощью чего?

Какие средства выразительности характерны для русской музыки?

Какими выразительными средствами обладает музыкальная живопись?

Заканчивая урок, я прочитаю вам строки стихотворения К.Ваншенкина «Художники».

Художники в широком смысле –

Поэты, трагики, певцы –

Одни довольно быстро скисли,

Другие право молодцы.

На арфе, или же на лире,

Иль красками на полотне…

Но что бы там не говорили,

Мы с вами родственны вполне.

Одна судьба, одна задача –

Рисуй, играй, или пиши,

Но непременно что-то знача

Для человеческой души. 

Художники в широком смысле –

Поэты, трагики, певцы –

Одни довольно быстро скисли,

Другие право молодцы.

На арфе, или же на лире,

Иль красками на полотне…

Но что бы там не говорили,

Мы с вами родственны вполне.

Одна судьба, одна задача –

Рисуй, играй, или пиши,

Но непременно что-то знача

Для человеческой души. 

… Над Москвой великой, златоглавой,

Над стеной кремлевской белокаменной,

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Заря алая поднимается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе : « Сыны Отечества. Защитники земли русской».

Этот классный час был проведен в 6 классе. Он посвящен маршалу Г.К.Жукову. Интересен подготовительной исследовательской работой....

"Русская земля-Отечество героев" (сценарий классного часа)

Классный час "Русская земля-отечество героев"...

классный час «СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»

Чем дальше от нас исторические важные даты, тем больше мы должны напоминать подрастающему поколению о их значимости. Если они будут гордиться своей семьёй, страной, городом, если они знают какой...

Классный час "Сыны Отечества. Защитники Земли русской".

Цели: 1.  Расширять представления учащихся о Великой Отечественной                    войне....

Презентация " Моя Земля - мое отечество"

Презентация к уроку музыки. Раскрывает взаимосвязь различных видов искусств: мухыки, литературы. живописи....

Сценарий муниципальной краеведческой конференции "Моя Земля, моё Отечество"

Любовь к Родине – важнейшее чувство для человека. Это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, родник, с которого все начинается. Вот почему сегодня мы будем говорить...

Открытый урок по музыке 5 класс Тема: «Моя земля, моё отечество»

Основные задачи урока: дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре нашего народа; раскрыть значение выражений «памятник культуры&raqu...