Методическая разработка «Причины плохого интонирования у детей и условия для обучения"
методическая разработка по музыке на тему

Методическая разработка «Причины плохого интонирования у детей и условия для обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Причины плохого интонирования у детей

и условия для обучения

                                      Автор : Авдыш О.Ю.

Музыка окружает человека с самого рождения. Все вокруг нас звучит поет в природе - в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей. Дети примут и полюбят музыку тогда, когда она подойдет к ним просто открыто в виде чего-то нужного, что есть во всем мире чего нельзя не слышать. Но каждый ребенок индивидуален и имеет разные способности и возможности. Часто не умеющих петь детей, зачисляют в разряд музыкально не способных, безнадежных с точки зрения музыкального развития. На таких детей не обращают должного внимания. Им рекомендуют молчать, хотя способности развиваются в деятельности. Эта точка зрения опирается на ложную теорию о врожденных способностях, отрицающую роль воспитания и возможности развития художественных способностей у всех детей. Невнимание к таким детям ведет к тому, что они теряют интерес к пению, и к музыке в целом. Причин мешающих детям петь интонационно чисто, очень много. Установление причины позволит быстрее найти пути для улучшения пения. Основная причина неточного пения отсутствие связи между слухом и голосом (отсутствие координации). Дети не могут воспроизвести голосом заданный тон. Такие дети обычно пассивны, у них нет достаточной собранности, организованности, внимание их не мобилизовано. Они не привыкли слушать, слуховое внимание у них не развито; они не умеют вслушиваться в звуки и слуховых представлений мало, либо они отсутствуют. У таких детей нет певческих навыков: плохое произношение слов, неправильное использование дыхания; они не знают, что пение требует определенной подготовки. Некоторые дети привыкли кричать, их голос при пении напрягался, что также мешало чистому пению. Может оказаться, что у отдельных учащихся слуховые и голосовые органы находятся в болезненном состоянии. Например, после некоторых заболеваний у детей ослабляется слух. На уроках пения трудно улавливать высоту звуков, даже если ослабления слуха незначительно. Ослабление слуха происходит и от того, что не обращается внимание на воспалительные явления в ушах. Детям трудно петь чисто и тогда, когда у них неправильная речь, а искажают слова часто потому, что плохо слышат. Ребенок улавливает начало слова и искажает его конец (или наоборот). Дефекты речи встречаются у тех детей, которые слышат неправильную речь взрослых, которые с ними общаются. Ребенок, воспринимая неправильную речь, сам привыкает произносить звуки неточно, а иногда и не те. Не могут петь чисто, а иногда и совсем не могут петь дети с больной гортанью, дети, у которых голосовые связки не смыкаются или имеют неровные края, дети, у которых раздражена глотка или слишком увеличены


небные миндалины. Мешают петь и аденоиды, разросшиеся в носоглотке. На качество интонации влияет неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата (например, одна голосовая связка бывает короче другой). Бывает, когда у ребенка нарушена деятельность и гортани и слуха.

На первых занятиях следует установить причину фальшивого пения. Для этого надо ознакомиться с каждым ребенком, выяснить его музыкальные возможности. Часто ребенок не имеет достаточного музыкального развития, потому что он не привык слушать музыку, у него отсутствует к ней интерес. Между тем он может оказаться с хорошим музыкальным слухом. Бывает, что ребенок безошибочно называет сыгранные знакомые мелодии, замечает внесенные изменения в мелодию или ритм, а спеть правильно не может. Часто на первый взгляд музыкально неспособные дети любят не только слушать музыку, но и петь (если им не внушили, что они не могут петь). Важно установить общее состояние здоровья. Вялость, рассеянность может быть следствием перенесенного заболевания, что мешает музыкальному развитию. Если есть возможность посоветоваться с врачом, надо от него получить сведения об общем состоянии здоровья ребенка и о состоянии его слуховых и голосовых органов. Встает вопрос: освобождать или нет от пения детей, у которых нарушена деятельность голосовых и слуховых органов? Здесь необходимо отличать острые заболевания от хронических. Например, если ребенок перенес ангину, или у него раздражение, воспаление гортани простудного характера, или недомогание, как следствие перенесенного гриппа, надо временно освободить ребенка от пения. Если же у ребенка хриплый голос, стойкий катар глотки, дефекты слуха, рубцы на барабанных перепонках, в этих случаях возможность пения не исключается, а даже рекомендуется; т.к. пение оздоравливает организм, и в частности его голосовой аппарат и органы слуха. На занятиях пения обостряется слуховое внимание, своего рода «слуховая гимнастика» улучшает деятельность слуховых органов, ребенок начинает ориентироваться в звуковых сочетаниях, выправлять интонацию. То же происходит и с нездоровой гортанью. Катаральное ее состояние, несмыкание связок, раздражение, а отсюда и хрипота и безголосие происходят от отсутствия режима голоса, от сильного напряжения, от крика. Когда ребенок с хронически больной гортанью начинает заниматься пением, когда от него требуют выполнения определенных заданий, гортань начинает правильно работать, ее деятельность восстанавливается, появляется возможность чистой интонации.


          Постепенно могут уменьшаться в своих размерах и небные миндалины. Что касается аденоидов, то чаще всего их требуется оперировать т. к. сильно разросшиеся аденоиды затрудняют дыхание, отрицательно влияют на слух детей. Работая над правильным произношением слов,        ребенок        постепенно        исправляет        речь.

Часто фальшиво поющие дети активнее других участвуют в отгадывании песен, оказываются наиболее способными, сознательно относятся к занятию т.к. хотят преодолеть препятствие мешающее правильно петь. Все это говорит о наличии музыкального слуха, и что не отсутствие его мешает ребенку петь. Ребенку доставляет радость то дело, которое он умеет хорошо выполнять и надо помогать ему в этом.

Какие же условия нужны для обучения пению неточно интонирующих детей? У детей, которые не привыкли слушать музыку важно воспитать внимание. Тогда легче будет научить их слушать, вслушиваться в звуки, различать эти звуки по высоте. Воспитать слуховое внимание можно при условии тишины на занятии. Тишина, эта та рабочая дисциплина, при которой внимание ребенка сосредотачивается, обостряется, а не рассеивается, не отвлекается. Все объяснения учителя хорошо усваиваются детьми если учитель говорит и играет спокойно, не громко. Громкие звуки воспринимаются детьми труднее, чем тихие или умеренной силы; детям легче услышать более высокий звук(1-ой октавы), чем более низкий. Громкие звуки возбуждают нервную систему, утомляют слух, внимание, не способствуют развитию слуха. При индивидуальном опросе необходимо чаще спрашивать неточно интонирующих детей и не торопить их, когда они выполняют какое-либо задание. Могут быть очень застенчивые дети, которые теряются, когда к ним обращаются с вопросом или заданием. Надо воспитывать у этих детей веру в свои силы, поощрять их. Способный., но застенчивый ребенок в начале обучения может показаться совсем не музыкальным, между тем причина его плохих ответов кроется в его скованности, которую сразу преодолеть трудно. Невнимательные и разболтанные дети часто развиваются медленнее, чем дети с каким-нибудь болезненным нарушением гортани или слуха. Они долгое время интонируют неправильно, именно потому, что не могут сосредоточиться. Для того чтобы индивидуальный опрос приносил пользу, не надо ограничиваться одним ответом ученика (особенно при пении звуков). Часто плохо интонирующий ребенок на третьем или четвертом повторном ответе уже поет звук или группу звуков совершенно правильно, но он может тут же потерять интонацию, потому что у него еще нет навыка, но ребенок попробовал, ощутил, как это может получиться.


Сознание, что он может сделать правильно, придаст ему уверенность, поможет воспитать волю. Ребенок изменит свое отношение к делу, если почувствует, что он сможет скоро запеть правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по классическому танцу для детей сроком обучения на 5-6 лет

Методическая разработка по классическому танцу для педагогов-хореографов...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната

Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Изготовление пасхальной открьтки" для детей 1 года обучения

В ДАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ДАНА ИНСТРУКЦИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ  ПАСХАЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ....

Методическая разработка по развитию навыков устной речи в условиях дистанционного обучения

Методическая разработка составлена с целью способствовать формированию навыков устной речи (аудирования и говорения) в 8 классе общеобразовательной школы в ходе изучения французского языка по учебнику...

Методическая разработка «Smart – решения на уроках как основное условие успешного обучения».

Методическая разработка «Smart  – решения на уроках  как основное условие успешного обучения»....